В аспекте ценностных ориентаций методики русского языка как иностранного (далее РКИ) особая роль отводится формированию коммуникативных знаний, умений и навыков в учебно-профессиональной сфере, успешное формирование которых зависит от внедряемых в образовательный процесс коммуникативных технологий. Эти технологии способствуют реализации коммуникативного подхода в обучении РКИ как в аспекте общего владения, так и в профессионально ориентированном контексте. Во втором случае цель данного подхода заключается в формировании профессиональной коммуникативной компетенции обучающихся, что обусловливает перспективность его направленности на обучение всем видам речевой деятельности с учётом будущей специальности, и коммуникативные технологии в таком ракурсе чрезвычайно актуальны.
Проблематика, связанная с актуализацией коммуникативных технологий в контексте профессионально ориентированного обучения, нашла отражение в работах И.А. Алёхина, И.В. Бондаренковой, И.А. Вилковой, С.В. Долгополовой, С.Г. Ежова, П.С. Ефимовой, О.Н. Зуевой, Е.Б. Каныгина, С.С. Котовой, А.М. Лыскова, Н.Е. Назаровой, О.П. Пузикова, О.В. Ротмистровой, Л.Д. Стариковой, Е.С. Тужиковой, А.В. Черниковой и др.
Как отмечают специалисты сферы военного образования, использование в процессе обучения современных педагогических технологий, в число которых, как известно, входят и коммуникативные технологии, «в значительной степени повысит качество подготовки слушателей (курсантов) к будущей профессиональной деятельности на всех этапах обучения в военном вузе» [1, с. 167]. Подчёркивая значимость коммуникативных технологий в аспекте профессионально ориентированного иноязычного образования, методисты акцентируют внимание на принципиальном развитии диалогичности учебного процесса по направлениям «обучающий – обучающийся» и «обучающийся – обучающийся» [2], где процесс учебно-профессиональной коммуникации должен быть равноценным, одинаково активным между всеми участниками данной коммуникации. При этом большую роль для достижения результативности этой коммуникации играет отобранный учебный материал и является принципиальным вопрос о том, «зачем этот материал нужен обучающимся, какую пользу они могут извлечь из данного материала, как он связан с будущей профессией, какова его ценность в рамках межкультурного общения и т.д. Если в процессе взаимодействия “обучающий – обучающийся” и “обучающийся – обучающийся” ответы на эти вопросы будут получены, можно утверждать об эффективности… педагогических технологий (прежде всего, коммуникативно значимых)» [2, с. 95]. Поскольку «специфика применения коммуникативно значимых технологий… зависит от сферы, в которой протекает образовательный процесс, от характерных особенностей будущей специальности» [3, с. 100], учёт аспектов военной дидактики мы считаем принципиальным.
Таким образом, мы придерживаемся следующей точки зрения: процесс реализации коммуникативных технологий в профессионально ориентированном обучении РКИ военнослужащих должен учитывать основы военной дидактики, в которой особый акцент делается на ценностно-мировоззренческом компоненте военной сферы. При таком подходе очевидно расширение структурно-содержательной модели технологий, направленных на обучение иностранных военнослужащих языку специальности, за счёт включения в них именно ценностно-мировоззренческого компонента, характерного для военной сферы и репрезентируемого значимыми лингвокультурными единицами национальной картины мира – образами, концептами, военными мифологемами и др. Актуальность позиционирования анализируемых технологий в таком ключе обусловлена особенностями профессионального коммуникативного пространства военнослужащих, существенно отличающегося от коммуникативного пространства студентов гражданских вузов и протекающего в условиях уставных взаимоотношений.
Военная образовательная среда характеризуется регламентированностью в пространственно-временном и поведенческом аспектах, и в подходе к обучению иностранных курсантов (слушателей) русскому языку данные аспекты приобретают особую значимость, поскольку речь идёт о необходимости учёта, с дидактической точки зрения, особенностей военной сферы. Т. е. в процессе формирования знаний, умений, навыков на занятиях по русскому языку учитываются потребности военной коммуникативной сферы.
Таким образом, мы считаем, что реализация коммуникативных технологий в процессе иноязычного профессионально ориентированного обучения военнослужащих будет результативна при условии сопряжения основ военной дидактики и методики РКИ. Иными словами, реализация коммуникативных технологий рассматриваются нами в русле диалектики соотношения психолого-педагогических закономерностей военно-профессиональной культуры и лингводидактического потенциала данных технологий в ключе формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции. В этом заключается новизна настоящего исследования.
Материалы и методы исследования
В аспекте военной дидактики профессионально ориентированное обучение РКИ должно предусматривать реализацию коммуникативных технологий, способствующих успешному владению обучающимися элементами языка специальности и значимыми маркерами военного дискурса, ценность которых отражена в воинских уставах и в аспекте военной дидактики. Следовательно, в профессионально ориентированном обучении РКИ в условиях военного вуза языковые элементы будущей специальности нужно рассматривать в совокупности с маркерами военной культуры, отражающими принципы и закономерности военной дидактики, их теоретическую и методологическую основы. Тем более что «важной характеристикой специалистов, подготовка которых ведется в вузе, является профессиональный опыт, соответствующий определенной профессиональной квалификации», и «подобный профессиональный опыт предполагает, что в нем имеется набор таких событий профессиональной жизни, которые вобрали в себя все значимые аспекты конкретной профессиональной деятельности» [4, с. 51]. В связи с этим нами были проанализированы и соотнесены с основами методики РКИ принципы военной дидактики и цели и направления военно-педагогического процесса, что позволило определить коммуникативные технологии, наиболее эффективные, на наш взгляд, для формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в условиях военного вуза.
Результаты исследования и их обсуждение
Реализация коммуникативных технологий на занятиях по русскому языку как иностранному в аспекте военной дидактики требует обращения к специфике военно-педагогического процесса (далее ВПП), особенностям военной педагогики и психологии. Так, сегменты проблемного поля военной педагогики составляют государственный, патриотический, воинский, правовой, духовно-нравственный аспекты: ВПП, являясь по своей сути социальным, призван «реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и другие требования органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности страны на уровне надежной, разумной достаточности» [5, с. 107]. Это, безусловно, сопряжено с установками, на которые нацелены иностранные военнослужащие на фоне своих национальных культур и национальных воинских уставов. Отметим также, что в обучении и воспитании военного контингента приоритетны формирование в каждом военнослужащем и воинском коллективе устойчивых высоких боевых, морально-психологических и физических качеств, выработка боевого мастерства, духовной стойкости «в сочетании с сильной волей к победе в любых условиях», «формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы» [5, с. 107-108].
Кроме того, сопоставляя основы лингводидактики и военной дидактики, мы обнаружили общность целей и направлений образовательного процесса. Так, с лингводидактикой созвучны направления совершенствования ВПП, которые связаны [5, с. 111-112]:
1) с интенсификацией в аспекте реализации инновационных и традиционных подходов, технологий обучения и воспитания, использования технических средств;
2) с оптимизацией, предусматривающей использование эффективных форм, методов, способов, средств обучения и воспитания;
3) с гуманизацией, в аспекте которой в воспитательно-образовательном поле позиционируются индивидуально-личностный подход, внутренний мир и духовные интересы военнослужащего и др.;
4) с демократизацией, обеспечивающей в рамках обучения и воспитания условия, позволяющие военнослужащим проявлять активность, творчество, инициативу, участвовать в решении проблемных вопросов и др.
Касательно гуманизации отметим, что военная дидактика утверждает её реализацию, во-первых, при условии соблюдения уставных взаимоотношений, что необходимо учитывать при использовании коммуникативных технологий в профессионально ориентированном обучении РКИ, и коммуникативные технологии, в свою очередь, при грамотном алгоритме действий преподавателя, могут выступать эффективным катализатором в достижении лингводидактической цели, направленной на гуманизацию образовательного процесса. Во-вторых, в военной дидактике гуманизация считается возможной при условии реализации таких принципов воспитания, как государственно-патриотическая и профессиональная направленность в процессе воинской деятельности, проявление требовательности и уважения к военнослужащим, где обязательна опора на положительные качества личности каждого из воинов, индивидуальный и дифференцированный подход, единство и согласованность действий.
Необходимо также отметить, что в рамках военной дидактики обучение военнослужащих рассматривается как «специфический педагогический процесс» и как «сложный социальный и педагогический процесс», выполняющий образовательную, воспитательную, развивающую, психологическую, а также научно-исследовательскую и прогностическую функции, которые носят взаимосвязанный характер и «взаимно опосредованы», и структурообразующей (главной) среди них является образовательная функция [5].
Помимо этого, учитывая специфику наших научно-методических интересов, мы проанализировали принципы и закономерности военной дидактики [Военная педагогика], поскольку без их учёта профессионально ориентированное обучение РКИ в условиях военного вуза не может быть эффективным. Так, среди выделяющихся в рамках военной дидактики объективных, субъективных, внешних, внутренних, общих и частных закономерностей для лингводидактики ценными представляются:
1) внешние закономерности процесса обучения, которые определяются потребностями общества в образовательной, культурной, социально-экономической, политической и др. сферах, что должно быть отражено в учебных материалах, используемых на занятиях в процессе профессионально ориентированного обучения РКИ (ср., например, контент военного медиапространства, акцентирующего внимание на феноменах военной концептосферы (воинский долг, воинская честь, доблесть, патриотизм, подвиг, верность присяге, сохранение исторической памяти), а также расширяющего границы использования военной лексики и т.д.);
2) внутренние закономерности, когда речь идёт о компонентах обучения, образующих методологическую триаду «преподавание – учение – изучаемый материал», а именно о целях, содержании, методах, средствах, формах обучения [5, с. 145], от выбора и использования которых зависит эффективность и результативность образовательного процесса;
3) общие закономерности, т. е. акцентирование внимания на целях, содержании, качестве, методах обучения;
4) частные (специфические) закономерности, а именно апеллирование к познавательной деятельности и индивидуально-психологическим особенностям курсантов/слушателей.
Суть данных закономерностей перекликается с параметрами принципа коммуникативности – мотивированности, целенаправленности, личностного смысла деятельности учащегося по овладению иноязычной культурой, речемыслительной активности, индивидуальности отношения ко всем составляющим образовательного процесса, ситуативности, образовательной ценности учебного материала, проблемности при организации, введении и интерпретации материала, контактности на эмоционально-смысловом и личностном уровнях, взаимодействия участников образовательного процесса, связи речевой деятельности с формами деятельности на различных уровнях (бытовом, учебном, профессиональном и др.), эвристичности [6, с. 99-100].
Перечисленные параметры применительно к профессионально ориентированному обучению РКИ указывают на важность практического использования изучаемого языка иностранными военнослужащими в русле будущей специальности, поэтому задания в рамках реализации коммуникативных технологий должны носить проблемно-коммуникативный характер. Безусловно, «сфера военной деятельности очень обширная и подразделяется на различные самостоятельные области знания», поэтому и «существует множество терминов тактических, организационных, военно-технических, терминов, относящихся к различным родам войск и видам вооруженных сил и т.п.» [7, с. 11]. Однако вне зависимости от языка той или иной военной специальности есть то, что объединяет военнослужащих, – значимые фрагменты военной концептосферы, т.е. концепты, формирующие ценностно-мировоззренческий контекст военной сферы. В данном ракурсе речь идёт о сопряжении специальной лексики с культурорепрезентативной лексикой. Поэтому профессионально ориентированное обучение военнослужащих РКИ может считаться результативным, если целью применяемых коммуникативных технологий будет «обучение элементам языка специальности в контексте когнитивно-ценностного потенциала значимых маркеров военного дискурса» [8, с. 373], на которых делается акцент в военной дидактике и которые актуализируются в художественных, песенных, рекламных текстах, в художественных и документальных фильмах и т. д.
Вышеперечисленное выполняет на занятиях по РКИ функции востребованных и эффективных средств обучения. Так, например, в военной рекламе «отражается этнокультурная специфика языка, содержится значимая для иностранных военнослужащих информация о реалиях русской военной культуры. Лингвистическая, историческая, культурологическая и страноведческая информация военной рекламы актуальна для задач РКИ в аспекте профессиональной деятельности иностранных военнослужащих и в процессе формирования межкультурной компетенции» [9, с. 56], а в военных фильмах «интерпретируются воинская дружба, воинское братство, …всегда отражены проблемы человеческих взаимоотношений, стирания граней между жестокостью и великодушием, человечностью и бесчеловечностью, обесценивания жизни человека, ведь война, жизнь и смерть – это компоненты … триады градиентного характера», война нередко становится мизерным расстоянием между жизнью и смертью» [3, с. 102]. Также на материале военных фильмов «актуально обсуждение проблем войны, роли военнослужащего в военное и мирное время, особенностей взаимоотношений в военное время между военнослужащими и гражданским населением, проблем войны и детства, роли женщины на войне и др.» [3, с. 102]. Обсуждение этих и подобных проблем развивает критическое и аналитическое мышление военнослужащих, учебно-профессиональную мотивацию, развивает познавательную деятельность, стимулирует стремление к самообразованию. Помимо этого, эффективны различные средства наглядности (например, фотографии, произведения изобразительного искусства и др.), а также музыкальные произведения, художественные произведения, спектакли, в которых затрагиваются, как и в фильмах, актуальные для иностранных военнослужащих проблемы. Перечисленные средства обучения относятся к инструментарию так называемых арт-технологий.
Выявление, отбор и решение проблем, умение осмысливать и анализировать конкретные ситуации и оценивать их, приводить аргументы и принимать совместные решения и др. – всё это вписывается в контекст рассмотренных выше закономерностей ВПП и принципов военной дидактики и составляет основу кейс-метода (case-study), который методисты относят к интерактивным технологиям. Коммуникативная ценность case-study заключается, помимо перечисленного, в том, что реализация данной технологии формирует навыки групповой работы, а это важный фактор в учебно-профессиональной деятельности военнослужащих.
Рассматривая лингводидактический потенциал коммуникативных технологий, использующихся при обучении РКИ в аспекте военной дидактики, необходимо особо подчеркнуть эффективность информационно-коммуникационных технологий: они способствуют совершенствованию, оптимизации, интенсификации образовательного процесса, положительно влияют на усиление учебно-профессиональной мотивации обучающихся. Лингводидактическая ценность данных технологий в аспекте военной дидактики состоит в том, что они направлены на формирование представлений, адекватно отображающих объективную действительность, связанную с военной сферой.
Бесспорным является тот факт, что формирование профессиональной коммуникативной компетенции ориентировано на практическое использование изучаемого языка иностранными военнослужащими в русле будущей специальности, поэтому задания в рамках реализации коммуникативных технологий должны носить проблемно-коммуникативный характер. На выполнение таких заданий ориентирована технология развития критического мышления – вид интеллектуальной деятельности обучающегося. Она «характеризуется высоким уровнем понимания, восприятия и объективности отношения к окружающему миру» [10]. В данной технологии обобщены идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества и развивающего обучения. Использование технологии развития критического мышления «позволяет формировать универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Технология помогает развивать умения работать с увеличивающейся и постоянно обновляющейся информацией на иностранном языке; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно и понятно; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься иностранным языком; умение сотрудничать и работать в группе и т.д.» [10, с. 308].
Лингводидактическая ценность технологии развития критического мышления в аспекте военной дидактики состоит в следующем:
1. Использование технологии способствует развитию у военнослужащих умений адекватного восприятия и осмысления поступающей на русском языке информации и, с учётом этих умений, – формированию навыков оценивать данную информацию, высказывать собственную точку зрения на происходящее.
2. Технология направлена на формирование умений работать в группе в условиях равноценного сотрудничества, а также на развитие самообразовательной компетенции обучающихся, поскольку реализация анализируемой технологии усиливает мотивацию к самостоятельному овладению изучаемым языком.
Известный немецкий педагог XIX в. Адольф Дистервег, разработавший дидактику развивающего обучения, утверждал, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» [11, с. 118], а российский психолог и философ Л.С. Рубинштейн подчёркивал: «Способность закрепляется в личности как более или менее прочное её достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется» [12, с. 705]. Сказанное абсолютно точно передаёт специфику, ценность, смысл технологии критического мышления в рассматриваемом нами контексте.
3. Технология развивает когнитивные и аналитические умения определять проблему в контексте поступающей информации на изучаемом языке и значимость данной проблемы (и информации), стимулирует поиск путей решения проблемы, формирует умения приводить оценочные суждения и высказывать свою точку зрения.
Чрезвычайно важно, что все перечисленные технологии способствуют формированию навыков групповой работы, непрерывного диалога, что является значимым для реализации принципа коммуникативности. Каждая из рассмотренных выше коммуникативных технологий эффективна в ключе сопряжения ценностей военной дидактики и методики РКИ.
Заключение
Таким образом, принципы и закономерности военной дидактики и проанализированные в рамках данной работы направления совершенствования военно-педагогического процесса (его интенсификация, оптимизация, гуманизация, демократизация), пересекаются с параметрами принципа коммуникативности (мотивированностью, целенаправленностью, образовательной ценностью учебного материала, контактностью на эмоционально-смысловом и личностном уровнях, взаимодействием участников образовательного процесса и др.), который ставится во главу угла в аспекте формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции военнослужащих. Это существенно расширяет возможности коммуникативных технологий: их реализация учитывает соотношение психолого-педагогических закономерностей военно-профессиональной культуры и лингводидактический потенциал данных технологий, а ценностно-мировоззренческий компонент становится определяющим для результативности профессионально ориентированного коммуникативного процесса на занятиях по русскому языку как иностранному.
Библиографическая ссылка
Супронова А.Н. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В АСПЕКТЕ ВОЕННОЙ ДИДАКТИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 12-2. – С. 303-309;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38993 (дата обращения: 21.11.2024).