В период с 08 апреля по 10 октября 2021 г. отделом менеджмента качества образования при участии деканатов факультетов был проведен социологический опрос, цель которого – выяснить удовлетворенность обучающихся ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ» (далее – университет) условиями реализации учебного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период применения мер по борьбе с коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Цель исследования: выявление степени удовлетворенности обучающихся условиями организации процесса дистанционного обучения. Цель достигалась посредством решения ряда задач, позволивших выявить проблемы: условия обучения в дистанционном формате; готовности преподавателей к полному переходу на дистанционный формат обучения; условия организации занятий в дистанционном формате; достаточности контактов с преподавателями в рамках учебного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; сложности удаленного взаимодействия с преподавателями и организации учебного процесса; использование библиотечных ресурсов университета в период дистанционного обучения; функциональность системы Moodle; улучшение учебного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Объект исследования – учебный процесс в вузе в дистанционной форме.
Материалы и методы исследования
Анализ, синтез, моделирование, абстрагирование, перенос, аналогия, обобщение, диалектический метод познания и системный подход. Опрос обучающихся путем заполнения ими анкеты в Google «Анкета удовлетворенности студентов условиями реализации учебного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Результаты исследования и их обсуждение
Нам интересен третий блок вопросов, который был посвящен выявлению основных трудностей, с которыми студенты сталкиваются при реализации учебного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период коронавируса (COVID-19). На первый вопрос данного блока «Вызывает ли у Вас какие-либо сложности дистанционный формат обучения?» только 35,64 % обучающихся ответили, что со сложностями не столкнулись (рис. 1).
Рис. 1. Сложности, с которыми сталкиваются обучающиеся в рамках дистанционного формата обучения (выбор нескольких вариантов ответа)
Кроме этого, ряд студентов в открытой форме дополнили перечень сложностей, с которыми им приходится сталкиваться в период дистанционного обучения.
Обучающимся, принявшим участие в опросе, предлагалось в открытой форме высказать свои пожелания о предоставлении им помощи в работе в дистанционном формате. Поступили следующие пожелания:
«Объяснение преподавателем домашних заданий, то есть, как их делать, нужна конкретика. Лично я делаю так, как поняла, потом преподаватели говорят, что нужно было делать иначе, и приходится переделывать»;
«Хотелось бы получить больше лекционного материала и больше объяснений со стороны преподавателя»;
«Помощь в пользовании ресурсами, в объяснении изучаемых тем»;
«Все время – обсуждение с одногруппниками, куда заходить и что делать. Устаёшь от этого, тратишь время»;
«Есть много вещей, которые, когда я не понимаю, я хотел бы спросить, но из-за расстояния я не могу или не смею просить, и мне тяжело долго заниматься чем-то одним, если рядом со мной нет кого-то, кто бы мне помог»;
«Иногда не получается зайти в ДО, иногда в онлайн-чате не приходят вопросы, что и ребятам, или приходят поздно»;
«Иногда непонятна суть домашнего задания, куда нужно заходить или что делать»;
«Криво построены формы для ответов, криво задаются задания»;
«Личное объяснение либо показ материала некоторых предметов»;
«Многие задания, даваемые преподавателями, непонятны, поэтому необходима дополнительная информация от самих преподавателей»;
«Не всё открывается с телефона /планшета, не все лекции и практики в одной программе. У некоторых нет возможности заходить с ПК /ноутбука»;
«Настройка связи с преподавателями и объяснение материала, который они дают, самому очень трудно разбираться во всем»;
«Не все задания понятны, и их очень много»;
«Если курс уже прошёл, то перевести его в перешедшие, иначе приходится долго искать. Также некоторых курсов вообще иногда не найти, нужно очень долго заходить в «Курс» через выбор форм»;
«Не могу найти предмет, по которому идёт пара»;
«Не получается сконцентрироваться на занятии, в связи с чем усвоение информации упало на 65–70 %»;
«Не хватает консультации преподавателей и более точных формулировок заданий»; «Некоторые предметы настолько непонятны, что по дистанционной системе их невозможно объяснить»;
«Некоторые преподаватели не объясняют, как выполнить домашнее задание»;
«Объяснить, как устроен интерфейс»;
«Объяснить, как работать в ДО. Не были к этому готовы»;
«Хочу, чтобы всё лежало по полочкам. Иногда путаюсь и теряюсь, я за год обучения так нормально и не разобрался с сайтом, только на 60 %. В самые первые дни учёбы я ничего не понимал. Я не знал, куда мне нажимать»;
«Я не понимаю некоторый материал».
Наибольшее количество вопросов и пожеланий связано с объяснением заданий преподавателем и со сложностью ориентации в интерфейсе системы Moodle.
В рамках последнего вопроса анализировалось желание обучающихся в будущем продолжить свое обучение в университете с использованием электронного обучения и дистанционных технологий обучения. Данные представлены на рис. 2.
Рис. 2. Показатели желания обучающихся в будущем продолжить свое обучение в Академии с использованием электронного обучения и дистанционных технологий обучения
Как видим из рис. 2, только 27,05 % обучающихся хотели бы продолжить в дальнейшем обучение полностью в дистанционном режиме. Студенты оказались недовольны качеством построения дистанционных курсов.
Целью учебного проектирования является определение наиболее приемлемого и удобоваримого способа подачи учебного контента. Это наука о создании эффективного и привлекательного опыта обучения – наука о том, как люди учатся.
Следовательно, способность оценивать отношение целевой аудитории, пробелы в знаниях и цели обучения является ключевым фактором в педагогическом дизайне. Для достижения этих целей преподавателям приходится становиться проектировщиками учебных программ, которые включают в себя обширный репертуар ролей и обязанностей и далеко не ограничиваются ими, а это: определение четких и действенных целей обучения и создание убедительного контента, соответствующего им; концептуализация учебной графики, мультимедиа, пользовательского интерфейса и конечного продукта; анализ и применение принципов, тенденций и лучших практик, связанных с учебным проектированием и технологиями обучения; разработка упражнений, заданий и оценок для максимизации учебного потенциала учащихся; разработка вспомогательных материалов и ресурсов; разработка различных методов оценки, включая викторины, тесты и опросы, для оценки эффективности курса.
Переход вузов на дистанционную форму обучения диктует преподавателям свои правила. Педагогам приходится становиться проектировщиками своих курсов и переводить эти курсы в режим онлайн. Мир учебного проектирования тесно связан с психологией обучающего поведения. Преподавателю необходимо использовать психологические средства воздействия, лежащие в основе запоминания и усвоения информации. Создавая дистанционный курс, преподаватели часто задают себе такие вопросы: Как лучше представить блок текста – в виде интерактивной графики, презентации или видеофайла? Как лучше разделить курс на модули микрообработки для более быстрого и легкого усвоения?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы рассмотрим модель учебного проектирования ADDIE. Вы можете думать о моделях и теориях проектирования обучения как о прикладной психологии – то есть они делают абстрактные и теоретические принципы поведенческой психологии конкретными, применяя их на практике. Существует множество моделей, теорий и стратегий учебного проектирования, но, по существу, все они используют модель ADDIE, аббревиатуру, которая расшифровывается как анализ, дизайн, развитие, реализация и оценка. Модель ADDIE – это методология педагогического дизайна, которая помогает с самого начала и до самого конца процесса проектирования учебных программ.
Принципы проектирования учебных материалов: ключи к созданию электронного учебного контента
Эффективное онлайн-обучение не происходит случайно, это конечный результат планомерного, систематического процесса развития. Чтобы создать курс электронного обучения, недостаточно быть экспертом в определенной теме, надо учитывать и принципы учебного проектирования.
В этой статье мы будем опираться на девять принципов обучения Роберта Ганье и покажем, как применять их в процессе разработки курса. Каждый шаг в модели соответствует той форме общения или деятельности, которая помогает процессу обучения. К ним относится подготовка, обучение и практика, оценка и передача.
Давайте посмотрим, как мы сможем применить эту структуру для построения онлайн-курса.
Принцип 1: привлечь Внимание (Прием)
Сильное начало – это ваша возможность вовлечь обучающегося и подготовить почву для обучения. Начните свой курс с помощью введения или действия, которое заставит обучающегося отвлечься от других задач и сосредоточить свое внимание на содержании вашего обучения.
Добавление мультимедийных элементов может повысить ценность вашего контента и вовлечь ваших слушателей как на слуховом, так и на визуальном уровне.
Принцип 2: информирование учащихся о целях (извлечение информации)
Формулирование целей обучения заранее демонстрирует добавленную стоимость, которую приносит ваш курс, и помогает слушателю курса установить ожидания относительно того, что ждет его впереди.
Приведите каждую цель в соответствие с результатами, основанными на знаниях или навыках, которые будут достигнуты вашими студентами.
Принцип 3: стимулируйте воспоминания о предшествующем обучении (ожидание)
Свяжите свой контент с существующими знаниями или навыками ваших студентов, которые они получили на предыдущем этапе усвоения материала кура. Это поможет им подойти к новому материалу с чувством уверенности. Чтобы укрепить знания учащихся, вы можете добавить краткое резюме знаний или концепций, которые они уже освоили, или (еще лучше) проверить, насколько они запомнили материал курса с помощью теста.
Принцип 4: представить новое содержание (избирательное восприятие)
Именно здесь вы предоставляете новые знания, информацию и навыки своим ученикам. Последовательно доставляйте свой контент таким образом, чтобы учащиеся могли усваивать новую информацию, не чувствуя себя перегруженными.
Принцип 5: обеспечьте руководство по обучению (семантическое кодирование)
Поддержите своих учеников, предоставив полезные советы о том, как научиться новому навыку. Приведите примеры или коучинговые советы по изучению контента и проведите учащихся через полезные ресурсы, доступные им.
Принцип 6: получение производительности (отзывчивости)
На этом этапе процесса ваш ученик должен быть в состоянии продемонстрировать знания или навыки, которые он получил от вашего курса. Включите интерактивные элементы, которые требуют от учащегося использовать полученные знания.
Принцип 7: обеспечьте обратную связь (подкрепление)
Обеспечьте немедленную обратную связь после того, как учащийся продемонстрирует свои знания или навыки. Положительная обратная связь укрепит то, что ученик делает хорошо. Мягкие и конструктивные советы помогут учащемуся выявить и преодолеть ошибки в знаниях или навыках.
Принцип 8: оценка эффективности обучения (извлечение информации)
По окончании курса оцените своих учеников с помощью тестов и викторин.
Принцип 9: повышение эффективности хранения и передачи знаний (подкрепление)
Обеспечьте своих учеников дополнительными ресурсами, которые пополнят знания по новому курсу. Вы можете создавать инструкции, каталоги и другие справочные материалы, которые ваши учащиеся всегда будут иметь под рукой и могут просматривать, чтобы обновить свои знания в любое время.
Подготовленный Европейской комиссией доклад о Цифровой политике, реализуемый в Европе и за ее пределами, в рамках которого было проанализировано более 40 международных образовательных проектов в сфере цифрового образования, подчеркивает значимость проводимой международной политики и необходимость дальнейшей работы над развитием цифрового образовательного пространства.
Согласно данному докладу, внедрение информационных технологий в образовательный процесс ведет к улучшению учебных результатов. Проводимый Мак Эваном [1] анализ 77 образовательных проектов показал, что внедрение информационных и коммуникативных технологий в образовательный процесс оказало наибольший положительный эффект, показатель эффективности работы обучающихся был равен 0,15 УР, в то время как показатель эффективности обучения в малых группах составил 0,12 УР. Анализ Кремером 32 контрольных испытаний определил, что использование цифровых технологий в большинстве случаев повысило эффективность организации образовательного процесса [1]. Обзоры последних технологий также свидетельствуют о том, что эти инструменты оказывают позитивное воздействие на достижение лучших учебных результатов. Например, исследование, проведенное Хасслером и его коллегами, показало, что из 23 программ, реализуемых посредством использования планшетов, 16 позволили добиться значительных успехов в освоении знаний [2]. Тамимом и его коллегами было проведено исследование, которое лишь подтвердило вышеприведенные результаты внедрения информационных и коммуникативных технологий в образовательный процесс. Авторы обобщили результаты 27 оценок эффективности использования планшетов в процессе обучения и обнаружили, что исследования, сравнивающие контексты использования планшетов с контекстами без их использования, свидетельствуют о значительном среднем размере эффекта, равном 0,23 УР [3]. Таким образом, приведенный анализ статистических данных, убеждает в необходимости развития цифрового образовательного пространства и на территории Российской Федерации.
Рассмотренные принципы успешно были внедрены при создании образовательного онлайн-курса «Внедрение ИКТ-технологий в образовательный процесс», обусловленном идеей реализации федеральных проектов «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», которые являются частью национального проекта «Образование», в частности необходимостью решения таких вопросов, как «разработка методологии для внедрения ИКТ-технологий в образовательные программы, создание интеграционной платформы непрерывного образования, повышение уровня компетенций преподавателей в области коммуникативных и информационных технологий», а также ситуацией, возникшей в связи с распространением вирусной инфекции COVID-19, заставившей в кратчайшие сроки перестроить образовательный процесс и задуматься о дальнейшем реформировании цифрового образовательного пространства [4–6].
Образовательный онлайн-курс «Внедрение ИКТ-технологий в образовательный процесс» рассчитан на изучение механизмов работы с инновационными информационными и коммуникативными технологиями в контексте конкретного урока.
Было принято решение создать образовательный онлайн-курс «Внедрение ИКТ-технологий в образовательный процесс» на платформе Udemy. Данная платформа обладает определенным рядом преимуществ. Во-первых, если пользователь создает бесплатный онлайн-курс, то не взымается плата за его создание, в отличие от платформ Moodle, Teachable, LearnDash, WordPress Plug-Ins, которые предусматривают ежемесячную оплату вне зависимости от типа курса. Во-вторых, в отличие от платформы Google Classroom, пользователю предоставляется больший перечень инструментов, которые можно внедрить в образовательный онлайн-курс, и не требуется наличие обязательного аккаунта Google. Самое ключевое преимущество – поддержка русского языка, платформа имеет русский интерфейс.
Заключение
Выводы после прохождения первой группы образовательного онлайн-курса были следующие: во-первых, необходимо более подробно описать процесс работы с технологией виртуальной реальности, поскольку именно по данной теме возникла большая часть вопросов и было дано больше неправильных ответов в тесте; во-вторых, либо подробнее описывать процесс работы с иностранными мобильными приложениями, либо искать русскую альтернативу, поскольку пользователю, не владеющему английским языком, даже при наличии подробной рекомендации на русском языке по работе с указанными мобильными приложениями, не удается до конца разобраться в нем, и, в-третьих, продвигать платформу «miro.com», которая показала большую ценность среди перечня изученных технологий. В целом цели и задачи курса были достигнуты. Обучающиеся показали высокие результаты и подтвердили актуальность дальнейшей разработки курсов данной направленности.
Библиографическая ссылка
Кузнецова Ю.Н., Калимуллина О.А., Иванова А.В., Сироткина О.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 12-1. – С. 162-167;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38970 (дата обращения: 23.11.2024).