Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Братухина Е.А. 1 Братухин А.Г. 1 Буторин А.В. 1 Васькова А.В. 1 Медведева Е.А. 1 Никулина Е.Е. 1 Прокопьева В.А. 1 Сизова Д.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Выбор профессии – сложный мотивационный процесс, результаты которого определяют не только будущий образ жизни, но и в целом удовлетворенность человека своей жизнью. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что существует большое количество возможных детерминант и факторов, которые могут оказывать влияние на эффективность формирования учебной мотивации и дальнейшего профессионального самоопределения. Противоречие ситуации выбора профессии заключается в том, что при его осуществлении молодым людям приходится осуществлять значимый жизненный выбор, однако они нередко демонстрируют неспособность к этому, что приводит к неадекватности их способа жизни, к недостаточному развитию их субъектных качеств и к снижению учебной мотивации в процессе профессионального обучения. Целью исследования стало выявление взаимосвязей мотивов выбора профессии и мотивов к учебной деятельности студентов лечебного факультета медицинского вуза. Результаты исследования показывают, что мотивы выбора профессии и учебная мотивация взаимосвязаны. Структура мотивов выбора профессии влияет на профессиональную направленность и готовность к познанию и усвоению знаний. В структуре мотивов студентов лечебного факультета преобладает внутренняя мотивация, связанная с интересом к осуществляемой деятельности. Внешние мотивы связаны, прежде всего, с восприятием и статусом данной профессии в обществе. Формирование профессиональной идентичности с учетом выявленных мотивационных особенностей возможно с помощью применения активных методов обучения и педагогических технологий, способствующих развитию клинического мышления.
мотив
учебная мотивация
профессия
самоопределение
профессиональная идентичность
активные методы обучения
клиническое мышление
1. Магазева Е.А. Стратегии и детерминанты личностного выбора: на примере выбора профессии: автореф. дис. … канд. психол. наук. Омск, 2010. 25 с.
2. Магазева Е.А., Чуватаева М.К. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности со смысложизненными ориентациями студентов медицинского вуза // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 3. С. 8.
3. Дубовицкая Т.Д., Заболотная Е.В. Мотивы выбора профессии как предикторы профессиональной направленности студентов // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 114–124. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-114-12.
4. Патов Н.А., Морозова C.И. Особенности формирования учебной мотивации студентов // Психолого-педагогический форум. 2014. С. 72–74.
5. Ретунская Т.Н. Выбор профессии как психологический феномен // Высшее образование в России. 2012. № 8–9. С. 126–130.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
7. Кротенко Т.Ю., Кануникова М.И., Лесникова О.В. Образовательное путешествие: поиск и выбор пути // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 1 (51). С. 288–293.
8. Ильин В.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 512 с.
9. Луговский В.А., Петренко Т.В. Особенности организации семинарских занятий по психолого-педагогическим дисциплинам // Практико-ориентированное обучение: опыт и современные тенденции: сборник статей по материалам учебно-методической конференции, 2017 г. Кубанский государственный аграрный университет. 2014. С. 296–297.

После получения полного среднего образования многие выпускники задаются вопросом о дальнейшем выборе профессионального пути. Ситуация выбора профессии – довольно сложная жизненная ситуация, поскольку от ее разрешения зависит будущий образ жизни человека и его удовлетворенность собой и своей жизнью [1]. Выбор профессии молодым людям приходится осуществлять в период юношеского возраста, когда происходит постепенное становление мировоззрения и самосознания, активно развиваются рефлексивные процессы. Происходит постепенное усложнение Я-концепции, молодые люди начинают осознавать свои способности, умения и притязания, соотносить их с целями и задачами будущей жизни.

С точки зрения общественного признания и социальной значимости профессия врача в настоящее время занимает уверенные лидирующие позиции в списке востребованных профессий на рынке труда.

Возникает вопрос, с какими мотивационными особенностями личности связана эта востребованность, почему молодые люди выбирают врачебную профессию, которая влияет на весь дальнейший образ жизни и каким образом мотивы выбора профессии могут оказывать влияние на специфику учебной мотивации, на успешность осуществления учебной деятельности в медицинском вузе и особенности профессионального становления врача.

Обсуждаемые в нашей статье данные проблемы достаточно значимы как с точки зрения влияния на успешность учебной деятельности, так и с точки зрения формирования профессиональной идентичности врача. Ведь успешное профессиональное становление, благоприятное прохождение профессиональных ситуаций обеспечит эффективность врачебной деятельности, уменьшит риск профессиональной деформации и эмоционального выгорания врача. Выяснение специфики мотивов выбора профессии врача, формирование представлений об объективных и субъективных детерминантах этих мотивов даст возможность также получения информации для успешного разрешения кризисов профессионального становления.

Мотив является внутренним побудителем любой деятельности, придающим ей личностный смысл, следовательно, структура мотивов личности тесно связана с ее смысловыми установками, смысложизненными ориентациями, системой ценностей [2]. Процесс мотивации к деятельности, таким образом, определен целой системой личностных смыслов, придающих деятельности целостность, определяя ее направленность, организованность, активность и устойчивость.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме мотивации выбора специальности, обнаружено разнообразие мотивов, которые могут определять эффективность процесса профессионального самоопределения: социальные, творческие, моральные, материальные, познавательные. Среди наиболее часто встречаемых мотивов – альтруизм и желание помогать людям, потребность в познании, получение власти, самоуважение [3].

Предположительно, успешность учебной деятельности студентов может быть связана с целой системой глубинных личностных особенностей, среди которых преобладает потребностно-мотивационная и ценностная сфера. С точки зрения индивидуальных потребностей в соответствии с преобладающими терминальными и инструментальными ценностями и с позиции своих притязаний личностью оценивается будущая профессиональная деятельность, возможная самореализация в ней, преимущества будущего образа жизни, накладываемого данной профессией.

В ходе профессионального обучения происходит изменение и усложнение профессионального самосознания и многих личностных структур. Изменяется направленность личности, некоторые из мотивов становятся ведущими в соответствии с системой личностных смыслов и индивидуальными долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными целями. Будущая профессиональная деятельность оценивается не только в связи с немедленным удовлетворением потребностей, но и в контексте всей будущей жизнедеятельности [4, 5].

Профессиональное развитие на этапе профессионального обучения во многом зависит от того, насколько успешно личность овладеет необходимыми для профессии знаниями, умениями и навыками, как быстро приобретет профессионально важные и социально значимые качества. В связи с этим важным является определение тех мотивов, которые стимулируют личность к качественному осуществлению учебной деятельности.

Учебная мотивация – это процесс, который запускается, направляется предположительно, системой уже существующих мотивов, оказавших влияние на выбор профессии. Это сложная система, образуемая потребностями, мотивами, целями, реакциями на успех и неудачу, смысложизненными ориентациями и смысловыми установками – это системный многоступенчатый процесс, характеризующийся направленностью, устойчивостью и динамичностью [6, 7].

Мы предполагаем, что мотивы выбора профессии могут оказывать непосредственное влияние на эффективность и качество профессиональной подготовки медицинского работника, поскольку специфика его первоначальных профессиональных мотивов может определять познавательную активность студента и особенности его профессионального развития.

Специфика мотивов выбора профессии может направлять и регулировать в процессе профессионального обучения различные стратегии профессионального поведения студента, определять степень его поведенческой активности или пассивности при приобретении знаний, умений и навыков, а также обозначить уровень личностной заинтересованности в обучении.

Таким образом, целью настоящего исследования явилось определение взаимосвязи мотивов выбора профессии и учебной мотивации студентов лечебного факультета ОмГМА.

Задачи исследования:

1. Оценить специфику мотивов выбора профессии студентов лечебного факультета.

2. Оценить структуру мотивов учебной деятельности студентов лечебного факультета.

3. Выявить корреляционные связи мотивов выбора профессии и мотивов учебной деятельности студентов лечебного факультета.

Материалы и методы исследования

Для решения задач исследования использовались следующие диагностические методики: методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной, опросник «Мотивы выбора профессии» С.С. Груншпун, методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой [8].

Объектом исследования явились студенты лечебного факультета Омского медицинского университета. Исследовательскую группу составили 60 студентов лечебного факультета 1 и 2 курсов в возрасте 17–19 лет. Для участия в исследовании респондентам было предложено для заполнения информированное согласие на проведение опроса.

Для обработки полученных эмпирических данных нами была использована программа SPSS. Оценка связи и статистической значимости проводилась программными методами пакета SPSS.

Для определения нормальности распределения данных использовался критерий Колмогорова – Смирнова. В ходе проверки на нормальность распределения было выявлено, что распределение данных отлично от нормального, и в связи с этим для обработки результатов исследования использовался непараметрический метод. Для определения характера связи между исследуемыми явлениями использовался непараметрический метод корреляционного анализа – ранговая корреляция Спирмена (коэффициент r-Спирмена).

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе опроса по методике «Мотивы выбора профессии» С.С. Груншпун выявлено, что при выборе профессии врача респондентов в большей степени привлекали мотивы, связанные с материальным благополучием и желанием заработать, иметь престижную, привлекательную в обществе профессию, среднее значение по шкале данного мотива составило M = 3,20, тогда как интересы к изучению различных дисциплин, личные склонности и практическая подготовленность учитывались при выборе в меньшей степени (M = 2,75). Максимальные показатели выявлены по шкале В, что свидетельствует о том, что респонденты при выборе профессии также ориентировались на возможность творческой деятельности, раскрытие своего потенциала, познание новых технологий и приобретение необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, которых требует выбранная профессия (M = 6,70). Данные результаты характеризуют то, что при выборе профессии врача первоначально выражена ориентация на социальное окружение, на одобрение большим кругом лиц, ее статус. Нередко врачебная деятельность выбирается в качестве профессиональной деятельности в связи с семейной традицией. Также выбор может детерминироваться предполагаемым будущим доходом, ожидаемым финансовым положением, например, случаи такого решения часто встречаются при выборе специализаций «Дерматовенерология», «Стоматология».

Естественно, что респонденты в силу еще недостаточного уровня развития самосознания не способны в полной мере осознать основные объективные характеристики выбираемой врачебной деятельности. Это подтверждает факт их ориентации на творческую деятельность, тогда как врачебная деятельность в настоящее время строго регламентирована стандартами, то есть все процедуры, назначения, вмешательства, особенности лечения требуют сбалансированности решений с учетом правовых последствий (табл. 1).

Таблица 1

Средние значения по методике «Мотивы выбора профессии» С.С. Груншпун

 

Шкала «А»

Шкала «Б»

Шкала «В»

Среднее значение, М

2,75

3,20

6,70

Результаты, полученные по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой обозначают преобладание у респондентов внутренних индивидуально значимых мотивов (M = 16,95) и внутренних социально значимых мотивов (M = 15,90).

Это свидетельствует о том, что выбор профессии был в основном продиктован личной или общественной значимостью врачебной деятельности, ее творческим характером, возможностью помогать другим людям. Типичная направленность респондентов при выборе врачебной профессии проявляется в желании помогать и вылечить других людей, близких или самого себя. Это может быть связано с особенностями здоровья близких людей, альтруистичностью взглядов респондентов или определенным представлением о системе здравоохранения в государстве и об объективных характеристиках профессии. Также данная мотивация может быть продиктована необходимостью государства во врачебных кадрах и тем статусом, который приобретает в настоящее время врачебная профессия. Труд врача в глазах респондента приобретает черты героизма, самоотверженности, высокой нравственности.

Тогда как согласно результатам исследования внешняя мотивация, проявляемая во внешних положительных (M = 11,75) и внешних отрицательных мотивах (M = 11,10) и характеризующаяся стремлением к материальному благополучию, престижу, боязнью осуждения, неудачи, преобладает в меньшей степени.

Таким образом, в результате исследования выявлены особенности структуры мотивов выбора профессии, свидетельствующие об ориентации при выборе на личные ценности и потребности, на личностную значимость профессии врача. Также выявлена направленность на содержательную сторону врачебной деятельности, на ее объективные особенности и характеристики (табл. 2).

Таблица 2

Средние значения по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой

 

Внутренние индивидуально значимые мотивы

Внутренние социально значимые мотивы

Внешние положительные мотивы

Внешние отрицательные мотивы

Среднее значение, М

16,95

15,90

11,75

11,10

Также мы выявили особенности учебной мотивации, которые характеризуются преобладанием мотивов по двум шкалам: «приобретение знаний» (M = 6,99) и «овладение профессией» (M = 6,10). Результаты свидетельствуют о том, что у респондентов присутствует стремление хорошо овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, также выявлена ориентация на самообразование и получение дополнительных знаний. При этом студенты стремятся развить профессионально важные качества, связанные как с уровнем мнемических, аттенционных свойств, необходимых для успешной работы по специальности, так и с уровнем социально значимых и коммуникативных качеств личности.

По шкале «получение диплома» выявлен показатель (M = 4,95), обозначающий низкую степень ориентации респондентов на формальное получение диплома (табл. 3).

Таблица 3

Средние значения учебной мотивации по методике Т.И. Ильиной

 

Шкала «Приобретение знаний»

Шкала «Овладение профессией»

Шкала «Получение диплома»

Среднее значение, М

6,99

6,10

4,95

В ходе решения третьей задачи исследования определены взаимосвязи показателей мотивов выбора профессии и мотивов учебной деятельности.

Мотив учебной деятельности «овладение профессией» значимо положительно коррелирует с мотивами выбора профессии: с внутренними индивидуальными мотивами (r = 0,6 при p ≤ 0,01), с внутренними социальными мотивами (r = 0,4 при p ≤ 0,05) и с внешними положительными мотивами (r = 0,4 при p ≤ 0,05). Данные результаты свидетельствуют о том, что структура мотивации характеризуется, прежде всего, личностной направленностью, ориентацией на систему личных потребностей, установок, притязаний и ценностей. Также прослеживается взаимосвязь с общественной значимостью врачебной деятельности, с достижением посредством приобретения данной профессии определенного статуса в обществе и материального благополучия.

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Выявлена специфика мотивов выбора профессии студентов лечебного факультета, характеризующаяся ориентацией как на личностную значимость профессии, так и на объективные характеристики врачебной деятельности.

2. Определена структура мотивов учебной деятельности студентов лечебного факультета, в которой преобладают мотивы, связанные с приобретением знаний, умений и навыков и овладением профессией.

3. Выявлена значимая положительная корреляция мотива учебной деятельности «овладение профессией» со следующими мотивами выбора профессии: с внутренними индивидуальными мотивами, с внутренними социальными мотивами и с внешними положительными мотивами.

Таким образом, мы выявили мотивы выбора профессии врача и мотивы учебной деятельности студентов лечебного факультета. Результаты показали, что данные мотивы очень тесно связаны между собой и что именно они определяют познавательную активность и желание осуществлять учебную деятельность у будущих врачей и становление их профессиональной идентичности.

Внутренние индивидуальные и социальные мотивы характеризуют направленность студентов на глубокое изучение дисциплин, что, на наш взгляд, связано также с социальной ответственностью, присущей представителям врачебной профессии. Также преобладание внутренних социальных мотивов обусловлено спецификой деятельности врача, направленностью, прежде всего, на содержание и результаты деятельности, соответствующей врачебной квалификации.

Но принятие решений профессионального развития, изменение профессионального самосознания обусловлено также усложнением структуры мотивации, опирающейся на систему личностных потребностей, ценностей, ближних и дальних целей.

Изучение проблематики взаимосвязи мотивов выбора профессии и мотивов учебной деятельности показало значимость ее для решения, прежде всего, практических учебно-воспитательных задач, и в наших дальнейших статьях мы планируем изучить, какие психолого-педагогические технологии могли бы способствовать формированию профессиональной мотивации и профессиональной идентичности студентов медицинского вуза и формированию их клинического мышления.


Библиографическая ссылка

Братухина Е.А., Братухин А.Г., Буторин А.В., Васькова А.В., Медведева Е.А., Никулина Е.Е., Прокопьева В.А., Сизова Д.М. ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 12-1. – С. 143-147;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38966 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674