Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Антонова Е.А. 1
1 ГПОУ Ярославской области «Гаврилов-Ямский политехнический колледж»
В статье затрагиваются вопросы, касающиеся проблемы формирования профессиональной направленности студентов колледжа. Кроме педагогических средств важно создание педагогических условий на конкретных дисциплинах, обладающих высоким потенциалом для формирования профессиональной направленности. В статье рассмотрены педагогические условия, применяемые на филологических дисциплинах. Конкретизируется классификация педагогических условий, реализуемых на филологических дисциплинах. К организационно-педагогическим условиям отнесены следующие: построение учебного процесса на основе интеграции филологических дисциплин и профессиональных модулей; создание партнёрских отношений между мастерами производственного обучения, преподавателями и обучающимися. К психолого-педагогическим условиям отнесены: реализация текстоцентрического подхода и включение обучающихся в рефлексивно-оценочную деятельность. Дидактическая группа педагогических условий заключается в обеспечении устной и письменной профессиональной коммуникации через весь процесс обучения с учётом систематического решения конфликтных ситуаций в профессии, включение в учебный процесс заданий, направленных на повышение профессиональной мотивации, реализации в учебном процессе различных видов профессионального общения, внедрение авторской программы «Русский язык в профессиональной деятельности». Выявлена эффективность вышеуказанных педагогических условий на дисциплинах «Русский язык», «Иностранный язык», «Литература». Целесообразность внедрения профессионально ориентированных педагогических условий подтверждена статистической обработкой данных, полученных за пять лет исследования, которое осуществлялось на филологических дисциплинах.
педагогическое условие
профессиональная направленность
филологические дисциплины
коммуникация
интеграция
1. Шаркова А.Ю., Сибгатуллина Т.В. Педагогические условия использования проектной деятельности для формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся педагогического колледжа // III Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Казань, 27–28 марта 2018 г.). Казань: ООО «Центр инновационных технологий», 2018. С. 277–284.
2. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск, 2014.
3. Шалин М.И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 20–23 мая 2013 г.). Санкт-Петербург: Реноме, 2013. С. 47–49.
4. Низамова Ч.И., Добротворская С.Г. Анализ и уточнение дефиниции и классификационных групп педагогических условий // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38. № 4. С. 623–628.
5. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8–14.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предъявляет актуальные требования к современному выпускнику, выраженные в виде общих и профессиональных компетенций, которые, в свою очередь, способствуют формированию профессиональной направленности обучающихся. Профессиональная направленность – одна из составляющих успеха выпускников колледжа в их трудовой деятельности, их востребованности на рынке труда, в построении траектории карьерного роста. А.К. Маркова, С.Я. Батышев, Е.А. Климов, Ю.П. Поварёнков, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Митина отмечали характерные черты профессиональной направленности, включив в неё профессиональные интересы и склонности, сформированные профессиональные мотивы. Современные учёные (Г.П. Чиркова, Е.В. Машиньян, С.Н. Чистякова, Г.А. Белецкая, И.А. Бабанова, А.П. Беляева, Т.С. Дергач, А.М. Жаркеева) выделили и обосновали критерии сформированности профессиональной направленности обучающихся. Это коммуникативный, профессионально-деятельностный, эмоционально-волевой, мотивационно-целевой и когнитивный. Исходя из указанных точек зрения, профессиональную направленность следует трактовать как устойчивое свойство личности, для которой характерно глубокое профессиональное самосознание, потребность в овладении общими и профессиональными компетенциями, самореализация в профессии. Формирование профессиональной направленности в колледжах имеет свою специфику и идет вместе с дисциплинами общеобразовательного цикла.

Согласно ФГОС СПО, все изучаемые дисциплины общеобразовательного цикла в учреждениях среднего профессионального образования важно проводить с профессиональным уклоном. Такие дисциплины, как «Русский язык», «Иностранный язык», «Русский язык в профессиональной деятельности», «Литература», относят к филологическим. Именно они способствуют погружению обучающихся в осваиваемую профессию за счёт работы с текстами разной направленности. Для того, чтобы процесс формирования профессиональной направленности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования стал более эффективным, следует создать специальные педагогические условия.

Цель исследования заключается в выявлении влияния педагогических условий, создаваемых на филологических дисциплинах, на формирование профессиональной направленности обучающихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть существующие подходы к определению понятия «педагогическое условие».

2. Предложить классификацию педагогических условий, создаваемых на филологических дисциплинах и формирующих профессиональную направленность, на основе существующих групп условий.

3. Доказать влияние педагогических условий на формирование профессиональной направленности, опираясь на результаты анкетирования обучающихся.

4. Произвести статистическую обработку полученных результатов анкетирования с последующим обоснованием.

Исходя из цели, задач, требований ФГОС СПО можно предположить, что формирование профессиональной направленности обучающихся колледжа в процессе изучения филологических дисциплин происходит активнее при создании благоприятных педагогических условий.

Материалы и методы исследования

Теоретические методы исследования – анализ научной литературы, классификация – позволили конкретизировать понятие «педагогическое условие» и определить группы педагогических условий. Эмпирические методы использовались в исследовании для определения эффективности созданных педагогических условий (анкетирование) и отслеживания процесса внедрения условий, создаваемых на филологических дисциплинах, на формирование профессиональной направленности обучающихся (наблюдение). Методы статистической обработки данных (критерий «ХИ-квадрат» Пирсона») позволил доказать влияние педагогических условий на формирование профессиональной направленности обучающихся колледжа.

Материалом исследования являются данные входного анкетирования первокурсников, зачисленных на обучение в 2016, 2017, 2018 гг., и итогового анкетирования тех же обучающихся к моменту выпуска в 2019, 2020 и 2021 гг. В исследовании приняли участие 156 респондентов – это обучающиеся Государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области «Гаврилов-Ямской политехнический колледж» по профессиям «Повар, кондитер», «Парикмахер», «Слесарь по ремонту строительных машин», «Мастер отделочных строительных работ».

Результаты исследования и их обсуждение

При описании эффективности педагогических условий, создаваемых на филологических дисциплинах, для формирования профессиональной направленности обучающихся следует обратиться к трактовке понятия «педагогическое условие». Общенаучность понятия «условие» раскрывается в философии, педагогике, психологии. Под условиями следует понимать некие обстоятельства, которые оказывают воздействие на человека в определённой ситуации [1]. В образовательной деятельности принято создавать педагогические условия. В словаре по гражданско-патриотическому воспитанию даётся следующая трактовка: «Педагогическое условие – это специально отобранный комплекс мер педагогического воздействия, целенаправленно повышающий эффективность педагогического процесса» [2, с. 196].

Изучению педагогических условий посвящены труды В.И. Андреева, Н.М. Яковлевой, А.Я. Найна, Н.В. Ипполитовой, Н.М. Борытко, А.О. Малыхина, А.В. Сверчкова. Применительно к нашему исследованию наиболее полным является определение М.И. Шалина. Он считает, что педагогические условия – это целенаправленный процесс, представляющий собой совокупность внешних обстоятельств и единства внутренних сущностей и явлений, который влияет на развитие личности [3].

Существующая в педагогической теории классификация выделяет группы условий: организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические. Основываясь на точках зрения Е.И. Козыревой, В.А. Беликова, С.Н. Павлова, А.В. Сверчкова, под организационно-педагогическими условиями мы будем понимать возможности, необходимые для целенаправленного осуществления образовательного процесса и планируемого управления им, основанного на взаимодействии между участниками образовательного процесса.

А.О. Малыхин, А.В. Лысенко, В.А. Беликов к психолого-педагогической группе относят такие условия, которые обеспечивают развитие и формирование личности обучающегося на основе взаимодействия между участниками образовательного процесса, что приводит к повышению качества образования [4].

М.Ф. Рутковская к дидактической группе относит такие условия, которые адаптируют образовательные возможности под цели обучения. Немаловажно то, что содержание базируется и реализуется с помощью целенаправленного выбора эффективных образовательных технологий, методов, приёмов, использованием необходимых педагогических средств, сочетанием целесообразных форм работы для достижения образовательных задач [5].

Профессиональная направленность обучающихся формируется на филологических дисциплинах, благодаря специально созданным педагогическим условиям, основанным на субъектно-ориентированном, деятельностном, текстоцентрическом и рефлексивно-оценочном подходах, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Классификация педагогических условий в процессе изучения филологических дисциплин

Группа условий

Педагогические условия формирования профессиональной направленности

Организационно-педагогические

1. Построение учебного процесса на основе интеграции филологических дисциплин и профессиональных модулей.

2. Создание партнёрских отношений между мастерами производственного обучения, преподавателями и обучающимися

Психолого- педагогические

1. Реализация текстоцентрического подхода при освоении филологических дисциплин.

2. Включение обучающихся в рефлексивно-оценочную деятельность

Дидактические

1. Обеспечение устной и письменной профессиональной коммуникации через весь процесс обучения с учётом:

1) систематического решения конфликтных ситуаций в профессии,

2) включения заданий, направленных на повышение профессиональной мотивации,

3) реализации различных видов профессионального общения,

4) внедрения авторской программы «Русский язык в профессиональной деятельности».

Обратимся к обоснованию педагогических условий, создаваемых на филологических дисциплинах.

Первое условие – построение учебного процесса на основе интеграции филологических дисциплин и профессиональных модулей – обеспечивает целенаправленную комплексную работу, построенную на взаимодействии преподавателей общеобразовательных дисциплин, в частности филологических дисциплин, и мастеров производственного обучения; проведение интегрированных занятий по изучаемому профессиональному модулю, соотнесение его с программами филологического профиля. Такое построение учебного процесса дает возможность сформировать профессиональную направленность обучающихся. Интегрированный урок, интегрированный проект и исследование, интегрированное мероприятие, мастер-класс – основные формы интеграции в учреждениях среднего профессионального образования, которые способны совместить знания и умения как по дисциплине, так и по изучаемому профессиональному модулю.

Говоря об интеграции филологических дисциплин и профессиональных модулей, необходимо вычленить общие характеристики: содержание, цель, задачи. В данном случае следует учитывать содержание общих и профессиональных компетенций, после чего определяются цель и задачи. Тема интегрированного занятия носит интегративный характер, включая в себя тему филологической дисциплины и тему профессионального модуля (например, «Закрепление навыка правописания Н и НН в именах прилагательных и причастиях в теме "Приготовление блюд из мяса и птицы"»). В соответствии с темой занятия происходит подбор целесообразных педагогических средств, форм работы, методов.

Реализация данного условия достигается за счёт использования таких педагогических средств, как исследовательская и проектная деятельность. Данные средства позволяют выйти обучающимся на собственный реальный продукт в профессии.

Дисциплина «Литература» формирует важные в профессиональной деятельности качества: креативность, нестандартность мышления, творческий подход к делу. Так с 2016 по 2020 г. интеграция дисциплины «Литература» и производственного обучения обеспечивалась организацией проектной деятельности по следующим профессиям: «Повар, кондитер», «Парикмахер», «Слесарь по ремонту строительных машин», «Мастер строительных отделочных работ». Тематика проектов была следующая: «"Каменный цветок" П. Бажова в интерьере», «Колесо в литературе и профессии», «Масленичные пословицы и поговорки», «Причёски возлюбленных А.С. Пушкина» (для обучающихся 1–3 курсов по профессии «Парикмахер»), «Особенности интерьера в иллюстрациях к произведениям», «Литература и транспорт».

Индивидуальный интегрированный исследовательский проект проводился в период с 2020 по 2021 учебный год по профессии «Повар, кондитер». Общая тема исследовательского проекта: «Кулинарные пристрастия населения». Тематика индивидуальных работ диктовалась интересами обучающихся к конкретному профессиональному модулю («Приготовление пирогов по запросу клиента», «Праздничная подача салата "Оливье"», «Блины с начинкой», «Открытые бутерброды для праздника», «Макароны с яйцом "на скорую руку"», «Самая популярная пицца», «"Правильное питание" посетителей фитнес-клубов», «Любимое блюдо студентов»).

Вторым условием является создание партнёрских отношений между мастерами производственного обучения, преподавателями и обучающимися, что оказывает положительное влияние на атмосферу в коллективе: обучающиеся наравне с мастерами и преподавателями включены в образовательный процесс и подготовку к занятиям, учитывается мнение каждого, обучающиеся ищут оптимальный способ улучшения процесса обучения, таким образом, соблюдается принцип сотрудничества, субъектно-ориентированный подход.

Третье условие – реализация текстоцентрического подхода при освоении филологических дисциплин – осуществляется на основе профессионального текста. Профессиональный текст используется на дисциплинах «Русский язык» и «Иностранный язык». Здесь могут быть использованы разные виды устных (прочтение текста вслух, пересказ, интерпретация, аудирование, рассуждение) и письменных (перевод, выполнение заданий к тексту, написание плана, создание технологической карты, тезирование, поиск синонимов, антонимов к выделенным словам, различные виды разборов, составление определения профессионального термина, работа с этимологическим значением профессиональной лексики, создание на основе предложенного текста текстов разных стилей и типов речи) заданий. В этом случае происходит осознанное прочтение профессионального текста за счёт специально разработанных заданий.

Четвёртое условие реализуется через включение обучающихся в рефлексивно-оценочную деятельность. Осуществляется с помощью таких педагогических средств, как анкетирование, написание эссе «Я и моя профессия», беседа, фокус-группа, круглый стол, монологическое высказывание на профессионально значимую тему. Данное условие формирует осознанное отношение обучающихся к результатам собственной профессиональной деятельности.

Пятое условие – обеспечение устной и письменной профессиональной коммуникации через весь процесс обучения – происходит с учётом:

1) систематического решения конфликтных ситуаций в профессии. У обучающихся должен быть сформирован навык работы в нестандартных ситуациях, данную задачу можно решить несколькими способами: решать искусственно созданные проблемные ситуации, решать реальные конфликтные профессиональные ситуации, возникшие в ходе профессионального обучения, решать ситуации, предложенные обучающимися на основе их жизненного или профессионального опыта. Например, для обучающихся по профессии «Парикмахер» целесообразно проводить цикл занятий по русскому языку на тему: «Конфликты в профессии парикмахера»;

2) включения заданий, направленных на повышение профессиональной мотивации с помощью разнообразных заданий: написание эссе профессиональной направленности («Немного о полезности профессии», «Мой идеал в моей профессии», «Моя профессия завтра»), написание аргументированного ответа на поставленный вопрос («Почему ручная работа становится востребованной?», «Моя профессия – это творчество», «Важно ли работать с душой?»), построения траектории карьерного роста («Я в профессии через 5–15 лет», «Я создаю своё дело»), в процессе устного собеседования;

3) реализации различных видов профессионального общения. Кроме диалога, монологического высказывания важно практиковать такие виды общения как приказ, совещание, отчёт, переговоры, беседа. Обучающимся на уроке русского языка можно предложить ситуацию введения новой услуги. За счёт увеличения видов профессионального общения реализуется отработка устной (беседа, совещание, переговоры) и письменной (приказ, отчёт) коммуникации. В каждом конкретном случае одинаковая ситуация будет рассматриваться по-разному. Устные виды профессионального общения обыгрываются на уроке с соблюдением требований каждого вида общения.

4) внедрение авторской программы «Русский язык в профессиональной деятельности».

Дисциплина «Русский язык в профессиональной деятельности» разрабатывалась с 2015 по 2018 г. и внедрена в сентябре 2018 г. для обучающихся, зачисленных в 2016 г., к моменту внедрения дисциплины обучающиеся перешли на 3 курс. Программа рассчитана на 72 академических часа. Основная цель внедрения авторской программы – формирование у обучающихся средних профессиональных организаций навыков коммуникативной компетенции, обеспечивающих профессиональную направленность языковой подготовки специалиста, способного на устную и письменную коммуникацию в профессиональной деятельности в соответствии с нормами и правилами современного русского литературного языка. Программа раскрывает особенности и пути формирования общих компетенций обучающихся за счёт возможностей русского языка. В программе имеется перечень практических и самостоятельных работ, задания к зачёту по дисциплине, средства оценивания.

Исследование по выявлению влияния педагогических условий на формирование профессиональной направленности обучающихся проводилось на уроках русского языка, иностранного языка, литературы в период с 2016 по 2021 учебные годы.

С целью выявления эффективных педагогических условий обучающимся был предложен вопрос: «Какие, на ваш взгляд, условия организации учебного процесса помогут глубже понять вашу профессию, расширить представления о ней?» Обучающимся предлагалось выбрать несколько вариантов ответов. Указанные педагогические условия отбирались педагогом на основе изучения научных статей и анализа собственного педагогического опыта. Результаты анкетирования представлены в табл. 2.

Таблица 2

Данные анкетирования по определению влияния педагогических условий на профессиональную направленность

Факторный признак

Результативный признак

Педагогические условия формирования профессиональной направленности

До исследования

(количество человек)

После исследования

(количество человек)

Построение учебного процесса на основе интеграции филологических дисциплин и профессиональных модулей

38

134

Создание партнёрских отношений между мастерами производственного обучения, преподавателями и обучающимися

78

125

1. Реализация текстоцентрического подхода при освоении филологических дисциплин

31

132

Включение обучающихся в рефлексивно-оценочную деятельность.

21

78

Обеспечение устной и письменной профессиональной коммуникации через весь процесс обучения с учётом:

1) систематического решения конфликтных ситуаций в профессии

54

102

2) включения заданий, направленных на повышение профессиональной мотивации

42

118

3) реализации различных видов профессионального общения

56

113

Окончание табл. 2

Факторный признак

Результативный признак

4) внедрения авторской программы «Русский язык в профессиональной деятельности».

24

108

Никакие из перечисленных

68

12

Всего

412

922

Полученные результаты можно объяснить тем, что обучающиеся при поступлении не понимают значимости данных условий при формировании их как профессионалов, не осознают важности указанных педагогических условий.

Согласно поставленной цели необходимо выявить влияние педагогических условий, создаваемых на филологических дисциплинах, на формирование профессиональной направленности обучающихся. Полученные результаты анкетирования сравнивались до и после исследования и обработаны автоматически с помощью программы SPSS Statisticа.

Для проверки предположения о том, что разница в формировании профессиональной направленности до исследования (педагогические условия не введены) и после исследования (после создания педагогических условий на филологических дисциплинах) существенна, применим χ2 – критерий Пирсона (критерий «хи-квадрат»).

Обозначим нулевую гипотезу Н0: указанные педагогические условия, создаваемые на филологических дисциплинах, не оказывают влияния на формирование профессиональной направленности обучающихся.

Альтернативная гипотеза Н1: указанные педагогические условия, создаваемые на филологических дисциплинах, оказывают существенное влияние на формирование профессиональной направленности обучающихся.

В результате выявлено следующее: при числе степеней свободы равном 8 эмпирическое значение критерия χ2 составило 149,484 при уровне значимости р < 0,001. В то время как критическое значения критерия χ2 при уровне значимости р = 0,01 составляет 20,09. В данном случае наблюдается устойчивая связь между признаками, которая значима при уровне значимости р < 0.01. Следовательно, делаем вывод о существенных изменениях значений после проведения исследования и отвергаем нулевую гипотезу. Экспериментальное значение превышает критическое: χ2эмп = 149,484 > χ2крит = 20,09, что является подтверждением альтернативной гипотезы. Результаты статистической обработки доказывают влияние педагогических условий, создаваемых на филологических дисциплинах, на формирование профессиональной направленности обучающихся колледжа.

Заключение

Таким образом, для формирования профессиональной направленности обучающихся важно создавать такие условия, которые бы обеспечивали интеграцию, партнёрство между участниками образовательного процесса, осуществление текстоцентрического подхода на филологических дисциплинах: «Русский язык», «Иностранный язык», «Литература». Для усиления профессиональной подготовки обучающихся, погружения их в сущность профессии необходимо развивать дидактическую группу педагогических условий: обеспечение устной и письменной профессиональной коммуникации через весь процесс обучения, который реализуется в большей степени за счёт внедрения авторской программы «Русский язык в профессиональной деятельности», базирующийся на основе содержания профессиональных модулей. Указанные педагогические условия способствуют формированию не только профессиональной направленности, но и мотивируют обучающихся на дальнейшую самореализацию в профессии.


Библиографическая ссылка

Антонова Е.А. ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 12-1. – С. 124-129;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38963 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674