Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Абдалина Л.В. 1 Гончаров С.А. 2
1 Воронежский государственный университет
2 ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» (4 авиационный факультет (Д и ВТА))
В статье делается акцент на специфике воспитания гражданской ответственности будущих офицеров-летчиков в процессе их обучения в военном вузе, рассматривается ряд подходов к дефиниции понятия «гражданская ответственность» на современном этапе развития общественной и педагогической мысли, подчеркивается, что гражданская ответственность – это, прежде всего, ответственность личности перед обществом, законом и государством. Помимо этого, в работе выделяются педагогические условия воспитания гражданской ответственности, определяется, что воспитание гражданской ответственности будущих военных летчиков обусловлено в большей степени учетом традиций и ценностей нашей страны, а также особенностями служебной деятельности курсантов. В статье также описывается роль преподавателя и командира в воспитании гражданской ответственности будущих офицеров, иллюстрируются варианты работы преподавателя и командира по патриотическому воспитанию и формированию гражданской ответственности будущих военных летчиков. В заключение еще раз акцентируется внимание, что на формирование гражданственности будущих военных летчиков оказывает значительное влияние учет в воспитательном процессе традиций и ценностей нашей страны и ее Вооруженных сил, специфики военного образовательного учреждения, а также целенаправленная и системная работа в течение всего периода обучения курсантов.
педагогические условия воспитания гражданской ответственности
будущие военные летчики
патриотические качества
эффективность воспитательного процесса
1. Головнева Е.В., Головнева Н.А., Синдикова Г.М. История развития образования, воспитания и педагогической мысли в античную эпоху // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 24–29.
2. Яруллин И.Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов. Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2011. 184 с.
3. Гревцева Г.Я. Воспитание ответственности подростков в процессе гражданского образования // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2015. Т. 7. № 3. С. 58–67.
4. Гончаров С.А. Некоторые аспекты изучения и воспитания гражданской ответственности военного летчика // Вопросы педагогики. 2020. № 12–1. С. 65–69.
5. Зубов И.В., Остапенко В.С. Гражданская ответственность спасателей и специфика ее формирования в вузах МЧС России // Педагогический журнал. 2016. Т. 7. № 2А. С. 5–15.
6. Ковалева Т.В. К проблеме гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в современной России // Гражданственность личности в условиях изменяющегося мира: от протестной к созидательной активности: сборник научных статей международной научно-практической конференции 22-23 октября 2015 года. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2015. С. 326–328.
7. Куликова С.И. Генезис формирования гражданской ответственности и личности в теории и практике педагогической науки // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 18–23.
8. Усова Е.И. Формирование нравственности и гражданственности у студентов // Гражданственность личности в условиях изменяющегося мира: от протестной к созидательной активности: сборник научных статей международной научно-практической конференции (г. Курск, 22-23 октября 2015 г.). Курск: Юго-Зап. гос. ун-т., 2015. С. 224–227.
9. Савельев А.И. Специфика военно-профессиональной деятельности курсантов-военных летчиков // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 4. С. 73–78.
10. Казаченко О.В., Хамула Л.А. Патриотизм как имидж (психолингвистический аспект) // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 1(33). С. 68–75.
11. Чебатарев В.А. Педагогические закономерности социально-профессионального воспитания будущих офицеров // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2(57). С. 94–97.

Развитие педагогической мысли можно проследить, начиная с эпохи Античности. Одни из самых первых античных философов, известные в традициях той эпохи как «семь мудрецов», занимались проблемами изучения всестороннего развития человека, его нравственного и разумного поведения, формирующегося в процессе обучения. Основу их мыслей составляла «идея меры», соответствие которой гарантировало эллинам счастье и преуспевание. Вот как рассуждал афинский реформатор Солон – один из представителей древнегреческой семерки: «Нам, эллинам, не подобает оставлять человека так, как создала его природа; мы, напротив, требуем для всех гимнастического образования, дабы удачно созданное природою становилось еще гораздо лучше, а дурные наклонности, сколько возможно, облагораживались» [1, с. 25]. Это достижимо, когда следуешь по пути получения знания, воспитания духовных ценностей и гражданской ответственности перед обществом и самим собой.

Основы формирования гражданской ответственности прослеживаются в трудах таких известных древнегреческих ученых, как Сократ, Аристотель, Демокрит, Платон и других. Этические традиции, продиктованные культурой поведения и взаимоотношений, определяли тенденции и подходы к воспитанию гражданской ответственности в обществе. Философов Древнего Рима относят к первопроходцам в развитии патриотизма. Жизнедеятельность римлян того времени определяла ряд характеристик гражданина: ответственный воин, имеющий высокие моральные качества, верный Родине, готовый к самопожертвованию. Именно в данный период возникают различные воспитательные теории, где поднималась проблема гражданской ответственности.

В научных трудах исследователей современности понятие «гражданская ответственность» рассматривается с различных ракурсов. Например, И.Ф. Яруллин в своей монографии дает определение «гражданской ответственности как целостному интегративному качеству личности, являющемуся результатом гражданского воспитания, … включающему в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотизма и культуры межнационального общения…» [2]. В.И. Кожкарь в своей работе подчеркивает, что гражданская ответственность органично сочетает в себе систему определенных элементов: соблюдение моральных норм и дисциплины, умение интегрировать личные интересы с общественными, приверженность закону, следование принципу единства слова и дела в повседневной жизни. По мнению А.С. Гаязова, « гражданская ответственность как свойство личности характеризуется стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы и вреда для общества, соизмерять свои поступки с преобладающими в обществе требованиями, нормами, законами, соотносить свои потребности с реальными возможностями, руководствуясь интересами социального прогресса…» [3, с. 61]. Мы рассматриваем гражданскую ответственность как «интегративное качество личности будущего офицера, характеризующее его морально-правовую культуру, проявляющуюся в способности личности выполнять свой нравственный долг с чувством собственного достоинства и законопослушности, способствующую развитию профессионально важных качеств и компетенций, достижению удовлетворенности трудом в избранной военной профессии» [4, с. 66]. Следовательно, гражданская ответственность – прежде всего ответственность личности, обладающей рядом положительных качеств, перед обществом, законом и государством.

Воспитание гражданской ответственности – многоступенчатый процесс, который зарождается с юного возраста и длится на протяжении всей жизни в образовательном учреждении, в семье и в периоды самоопределения и профессионального становления.

В этой связи цель исследования – выделить педагогические условия, способствующие эффективности воспитания гражданской ответственности будущих военных летчиков в образовательном процессе военного вуза.

Материалы и методы исследования

Теоретической основой представленного исследования послужили основные положения, представленные в работах И.В. Зубова [5], Т.В. Ковалевой [6], С.И. Куликовой [7], Е.И. Усовой [8], И.Ф. Яруллина [2] и др. в сфере воспитания гражданской ответственности. При проведении исследования применялись различные теоретические методы: анализ и синтез теоретических аспектов изучаемой темы, обобщение и систематизация необходимых положений, а также методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, ряд опросных методов.

Результаты исследования и их обсуждение

Профессия военного летчика является одной из наиболее опасных и сложных среди других военных специальностей. Подготовка военных летчиков – многоэтапный образовательный процесс, относящийся к компетенции авиационной педагогики, в результате которого курсант становится «летчиком-инженером», подготовленным не только к решению вспомогательных задач на поле боя, но и к выполнению должностных обязанностей командира экипажа, а также, в случае необходимости и после получения служебного опыта, командира эскадрильи [9, с. 74-75].

Высшее образование в военном вузе, по сравнению с другими высшими учебными заведениями, имеет свою особую специфику, которая обуславливается тем, что курсантами становятся молодые люди со сформировавшимся мировоззрением, в котором важное место занимает патриотизм и ответственность за безопасность Родины. Чувство патриотизма первоначально закладывается семьей, школой, обществом и культурно-образовательной политикой самого государства, начиная с детства и юности [10, с. 71]. В военном вузе будущим офицерам уже с первых дней обучения начинают прививать патриотические качества, воспитывать у них гражданскую ответственность как во время аудиторных занятий при изучении общегуманитарных и специальных дисциплин, так и в период самоподготовки, несения нарядов и нахождения в строю. Одним из педагогических условий формирования гражданской ответственности с самого начала обучения является системная и целенаправленная воспитательная работа с курсантами.

Особенности воспитания гражданской ответственности будущих военных летчиков в военном вузе в большей степени определяются характерными чертами их служебной деятельности:

– все военнослужащие Вооруженных сил (ВС) РФ должны соблюдать общевоинские уставы, выполнять различные строевые приемы и носить специальную форму одежды;

– свобода перемещения в военных образовательных организациях значительно ограничена: курсанты 1-2 курсов обязаны проживать на территории военного училища, курсанты старших курсов могут жить за пределами учебного заведения только с разрешения руководства при условии высокой успеваемости и дисциплинированности;

– все участники образовательного процесса в военных вузах должны соблюдать субординацию;

– в увольнения курсанты могут ходить в соответствии с регламентом и с разрешения командования училища;

– как курсанты, так и офицеры должны нести службу в нарядах и караулах;

– курсанты часто принимают непосредственное участие в мероприятиях, связанных с риском для жизни;

– курсанты-летчики должны на всем протяжении обучения поддерживать отличную физическую форму, сдавать необходимые нормативы по физической подготовке, а также обладать отменным здоровьем;

– уровень требований, предъявляемый к нравственным, моральным и деловым качествам военного летчика ВВС России, очень высок и т.д.

Представленные особенности служебной деятельности в военных учебных заведениях России оказывают непосредственное влияние на степень формирования гражданской ответственности будущих офицеров – военных летчиков.

Образовательный процесс в военном авиационном вузе сам по себе обладает особыми чертами и отличиями, не свойственными другим образовательным учреждениям, которые также влияют на организацию воспитания гражданской ответственности у курсантов военного вуза:

– образовательный процесс, служебная и внеслужебная деятельность регламентированы с учетом требований и правовых норм, определенных приказов, инструкций, действующей дисциплинарной практики на курсе и факультете;

– учебные, воспитательные, служебные мероприятия регламентированы по распорядку дня, их нарушение предполагает персональную ответственность, дисциплинарные наказания;

– главными участниками образовательного процесса служат командиры различных уровней, их подчиненные и воинский коллектив, одновременно выступающие как объектами, так и субъектами воспитания и собственного профессионального становления.

Таким образом, при воспитании гражданской ответственности следует обязательно учитывать специфику военного вуза.

В ряде педагогических исследований доказано влияние начальников, командиров курса, роты, преподавателей на эффективность воспитательного процесса курсантов в военном вузе. По мнению В.А. Чеботарева, «…сохраняется прямая связь между эффективной деятельностью командиров, преподавателей, других субъектов воспитательного процесса (внутренних и внешних) и результатами социально-профессионального воспитания» [11, с. 96].

Их значительная роль в воспитательной деятельности состоит в том, чтобы, используя потенциал субъект-субъектных и объект-субъектных отношений, достигать ее исключительной высокой эффективности, оставаясь в правовых рамках.

Преподаватель военного вуза, выступая также в роли примера для курсантов, зачастую обладает большим, по сравнению с командиром, опытом военно-профессиональной деятельности. Практика показывает, что он может выполнять роль консультанта, помощника, наставника в профессиональном становлении будущего офицера. В связи с этим педагогическая деятельность требует от преподавателей военных вузов активного использования в процессе обучения курсантов различных методов и приемов патриотического воспитания как во время аудиторной, так и внеаудиторной работы.

По нашему мнению, формирование патриотизма, гражданской ответственности и других морально-нравственных качеств для курсанта сопряжено со знанием истории своего государства. Будущие офицеры-летчики редко обращаются к документальным источникам, используя в основном учебную литературу. Поэтому для преподавателя очень важно мотивировать курсантов на исследовательскую работу с историческими документами, формировать их морально-нравственные и ценностные ориентиры с позиции активной гражданской позиции, воспитывать у них гражданскую ответственность. В процессе реализации данного подхода необходимо постоянно повышать интерес будущих военных летчиков к изучению дисциплин, которые оказывают непосредственное значение на формирование гражданственности. В этой ситуации следует действовать грамотно и предлагать курсантам задания, нацеленные на развитие их исследовательских умений.

К примеру, при изучении раздела о Великой Отечественной войне в курсе военной истории курсантам может быть предложена следующая тема проекта – «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», при работе над которой курсантам по заданию преподавателя необходимо найти материалы о родственниках, принимавших непосредственное участие в военных действиях того времени или попавших в концлагеря. В качестве источников поиска информации могут быть предложены изучение семейных архивов, беседа с родственниками, а также работа в интернет-классе на сайтах «Мемориал», «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». На государственном уровне была проведена огромная работа, благодаря чему вся доступная информация об участнике войны, погибшем или пропавшем без вести родственнике может быть найдена на данных сайтах. Процесс поиска необходимой информации способствует включению будущего военного летчика в историю своей семьи, развитию патриотизма и чувства гражданской ответственности и долга перед Отечеством. Изучение истории Великой Отечественной войны через призму семьи ведет к патриотическому сплочению родственников и общества в целом, поднятию боевого духа и гордости за своих предков, что очень важно в военной профессии. Такая работа решает одновременно комплекс задач по патриотическому воспитанию, формированию гражданской ответственности будущих военных летчиков, а также их самовоспитанию и саморазвитию.

Помимо исследовательской работы, на воспитание гражданской ответственности положительно влияют занятия, проводимые в форме проблемных лекций, внеаудиторная работа с курсантами (экскурсии, просмотр документальных и художественных фильмов, посвященных мужеству нашего народа, проявлению его гражданского долга и любви к Родине) с последующим обсуждением и выполнением ряда заданий, организацией дискуссий по острым вопросам отечественной военной истории.

Что касается роли командира, то он, как правило, выступает одновременно в нескольких ролях: как носитель ценностей офицерского корпуса, как пример соблюдения норм военно-социального взаимодействия, профессионального поведения. Командир подразделения призван занимать активную гражданскую позицию, помогать курсантам адаптироваться и разбираться в вопросах несения военной службы, помогать им справляться с тяготами и лишениями военной службы и вырабатывать чувство гражданской ответственности [8, с. 227].

Командир проводит занятия на социально значимые темы, развивает у будущих военных летчиков интерес к истории России и ее Вооруженных сил, способствует воспитанию индивидуальной гражданской ответственности. Несмотря на то что курсанты совершеннолетние граждане и вроде бы не нуждаются в воспитании, все равно для будущего военнослужащего важны внеурочные занятия по передаче опыта, формированию мировоззрения военнослужащего – защитника Родины, чести и долга. Более того, он служит для курсантов старшим товарищем и посредником в сфере военного социума, а также управляющим развитием курсантских коллективов. Последнее вполне согласуется с его должностными обязанностями и возможностями в образовательном процессе военного вуза.

Следовательно, для эффективности воспитания гражданской ответственности у курсантов военных вузов необходимо соблюдение следующих педагогических условий:

– целенаправленная и системная воспитательная работа по формированию гражданской ответственности;

– учет специфики военного вуза при воспитании гражданской ответственности будущих военных летчиков;

– регулярное обращение к историческим традициям и ценностям нашей страны и ее Вооруженных сил;

– вовлечение каждого курсанта в процесс самовоспитания и саморазвития.

Заключение

Идея о необходимости формирования гражданской ответственности у подрастающего поколения зародилась еще во времена Античности, но остается очень актуальной и в настоящее время. В современном мире воспитание гражданской ответственности рассматривается с различных точек зрения, но общим качеством у всех педагогов является ответственность личности перед народом и государством.

Наличие развитого чувства патриотизма, гражданственности, любви к своему народу является неотъемлемой составляющей любого военного летчика, основной задачей которого служит защита нашей страны. Именно в гражданской ответственности заключается вектор формирования целостности и зрелости личности будущего военного летчика, способной трудиться на благо Родины и государства. На становление этой целостности большое влияние оказывают как командиры, так и преподаватели, в связи с чем именно на них ложится большая ответственность по патриотическому воспитанию и сплочению в военном коллективе.

Помимо этого, выделенные в работе педагогические условия воспитания гражданской ответственности будущих военных летчиков в образовательном процессе военного вуза дают основание утверждать, что на формирование гражданственности будущих военных летчиков оказывает значительное влияние учет в воспитательном процессе традиций и ценностей нашей страны и ее Вооруженных сил, специфики военного образовательного учреждения, а также целенаправленная и системная работа в течение всего периода обучения курсантов.


Библиографическая ссылка

Абдалина Л.В., Гончаров С.А. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 12-1. – С. 114-118;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38961 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674