Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОРАЛИ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Шаламов В.В. 1 Канунников Р.И. 1
1 ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России»
В статье рассматривается проблема морали и правовой культуры сотрудников органов внутренних дел в процессе выполнения профессиональной деятельности. В связи с этим рассматриваются понятия морали и правовой культуры в различных подходах. Следует отметить, что право в своей основе представляет элемент глубоко морального порядка. Применение и функционирование права оказывается невозможным без прямого включения в его содержание моральных критериев и оценок. Вопрос о соотношении морали и правовой культуры является одним из ключевых в педагогике, потому как касается субъективной составляющей в выборе типа поведения в складывающихся условиях профессиональной деятельности. В работе определена модель правовой культуры личности сотрудника органов внутренних дел. Важно, чтобы нравственно-правовая культура сотрудника правоохранительных органов выражалась во взаимодействии в коллективе, а кроме того, распространялась на общение с гражданами. В связи с этим на первый план при выполнении служебной деятельности выходит сочетание морали с юридической практикой. Выявлено, что сочетание морали и правовой культуры находит выражение прежде всего в правоприменительной деятельности сотрудников полиции, что в свою очередь оказывает влияние на выполнение сотрудником правоохранительных органов своей профессиональной деятельности. Достигнутые результаты исследования: изучено и определено значение морали и правовой культуры у сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности на основе построенной модели правовой культуры личности и факторов правовой культуры сотрудников правоохранительных органов.
мораль
правовая культура
ценностные ориентации
правосознание
нравственность
толерантность
1. Маслова А.И., Фортова Л.К. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в реалиях современного общества // Перспективы науки. 2020. № 4 (127). С. 126–130.
2. Абсалямов И.С. Многообразие подходов к характеристике правовой культуры // Правовое государство: теория и практика. 2013. № 3 (33). С. 140–145.
3. Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2004. № 11. С. 22–26.
4. Мищенко С.В. Нравственность и право: взаимодействие или взаимодополнительность // Вестник Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 4. С. 8–13.
5. Лукашева Е.А., Карташкин В.А., Шугуров М.В. и др. Взаимодействие права и морали: материалы Международной научной конференции / Отв. ред. Т.А. Сошникова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. 262 с.
6. Верховский Д.А. Мораль и право как социокультурные регуляции // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014 . № 4 (12). С. 17–22.
7. Шанько В.В. Построение социокультурного образовательного пространства как условие формирования профессионально-правовой культуры курсантов вузов МВД России // Перспективы науки. 2020. № 5 (128). С.177–179.
8. Мальченкова В.В. Патриотическое воспитание в профессиональной подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11. С. 337–341.
9. Ерошенков Н.В., Ерошенкова Е.И. Сущность и специфика профессиональной нравственности курсантов вузов МВД России // Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). Выпуск 28. С. 134–140.
10. Рыбаков В.Н. Социально-педагогические условия формирования социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД России // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1 (20) С. 222–224.

Обращение особого внимания на вопросы нравственного поведения в любой деятельности, да и вообще в служебных отношениях – дело общегосударственной значимости, так как оно формирует в сознании людей то, что способствует выстраиванию отношений гражданина с государством, которые могут быть либо доверительными, либо нет.

Проводимые в последние два десятилетия в России реформы обнажили имеющиеся проблемы качественного исполнения законов. Их нравственное содержание включает в себя не только этические аспекты, но и моральные, социально одобряемые требования, в отношении лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность. Эффективность применения норм права в служебной деятельности сотрудников полиции зависит от нравственных качеств кадрового состава. Категории «мораль» и «право» являются ключевыми в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Цель исследования – определить значение морали и правовой культуры личности сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности.

Материалы и методы исследования

В работе был использован научно-теоретический контент – анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, индукция.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время философский термин мораль (от лат. moralis нравственный) понимается как категория, выполняющая важную регулятивную функцию в выборе конструктивного или деструктивного типа поведения человека в сложившихся обстоятельствах.

Проблемами правовой культуры и морали занимались такие ученые, как Л.К. Фортова, И.С. Абсалямов, М.Б. Смоленский, Д.А. Верховский и др.

Под моралью мы понимаем разновидность нравственно-психологических установок, социально одобряемых норм, образующих в итоге «ценностное ядро личности», выполняющее важнейшую из функций по регулированию поведения человека, его поведения в соответствии с социальными ожиданиями, то есть теми требованиями, которые к нему предъявляет социальное окружение [1].

Соответственно, мораль, как базовый элемент «ценностного ядра личности», по сути является основой нравственности. Отличается мораль от норм права тем, что поведенческие действия, осуществляемые в соответствии с требованиями морали, санкционируются лишь общественной оценкой, одобрением или порицанием со стороны общества, тогда как нормы права регулируются законом.

Под правом понимается система принятых и официально оформленных на уровне государственных органов норм и правил, регулирующих общественные отношения между гражданами.

По мнению И.С. Абсалямова, правовая культура – общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения [2].

Правовая культура – это общий уровень знания правовых норм и показатель объективного отношения граждан к правовым и общечеловеческим (обычаям) требованиям. Система таких знаний проявляется в убеждениях и установках личности, реализуемых в условиях жизнедеятельности: в труде, общении и поведении субъектов социального взаимодействия. Она формируется под влиянием системы культурного, правового воспитания и обучения. Следовательно, уровень правовой культуры личности полицейского – это фактор, характеризующий степень и характер его правовой компетентности, обеспечивающий правомерность его профессиональной деятельности, то есть:

– сформированность правовых знаний и правовой информации с возможностью их применения;

– трансформация полученных в условиях обучения в вузе знаний в систему правовых убеждений по правомерности их применения, в результате которых формируются правовые привычки;

– готовность к действиям, в соответствии с имеющимися правовыми знаниями и убеждениями, то есть готовность поступать так, как этого требует закон (правомерно): использовать свои права и обязанности в условиях предъявляемых ограничений и отстаивать их в ситуациях, когда сотруднику органов внутренних дел указывается на возможность применения к нему правовых санкций. Следовательно, правовая культура как юридическая категория нередко воспринимается обывателем отвлеченно от существующей реальности и ассоциируется как некий сухой свод законов [3].

Вместе с тем такое понимание исследуемых категорий, их психологический смысл, зачастую вызывает антагонистические (нежелательные) последствия. Так, профессор В.М. Шафиров доказал, что слепая ориентация на требования норм права может спровоцировать в ряде случаев диаметральные реакции с необходимостью их корректирующего преломления до требуемых изменений, силами правотворческих субъектов. В этом случае возникает ошибочное восприятие сущности норм права: тех изначальных «идей, ценностей, разрешений и запретов», которые находят свое отражение в нормативно-правовых актах, что порой приводит к правовым ошибкам, по которым впоследствии приходится выносить оправдательные решения. В случае правовых коллизий возникает необходимость в ограничении их применения, так как последние ущемляют права и свободы граждан, дискредитируют всю систему права, причиняют материальный и моральный ущерб его членам, наносят вред имиджу самого закона, одновременно укрепляя позиции правового нигилизма, как среди сотрудников органов внутренних дел, так и среди граждан.

Проблема преодоления правового нигилизма в настоящее время стоит достаточно остро. В профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов правовой нигилизм проявляется в некомпетентности, низком профессионализме, неумении разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения.

Укореняясь в сознании, правовой нигилизм разрушает ценности и нормы правовой морали, что, в свою очередь, сказывается на выполнении профессиональной деятельности сотрудника полиции. У сотрудника полиции стирается понимание важности и значимости выполняемой им деятельности. У граждан, как правило, правовой нигилизм отождествляется с невозможностью решения каких-либо проблем по закону. В результате этого в российском обществе существует большой запрос на справедливость.

Соответственно, появляющиеся прецеденты в нормах права или связанные с вопросами правоприменения требуют незамедлительной коррекции.

Соответственно, возникает справедливый вопрос, насколько в этом случае он соответствует заявленным (философским и этическим) требованиям и насколько он может допускать отклонения, не искажающие сущность допущений в применении правовой нормы. В.Д. Попков, в частности, на этот счет говорил: «…в этом случае закон не может быть признан подлинным правом». Вот, собственно говоря, и ответ на поставленный вопрос.

По мнению С.В. Мищенко, при возникновении правовых коллизий, когда нормы права противоречат друг другу по существу их морального (нравственного) содержания и требований общественного мнения, отстаивающих высокие моральные ценности, то возникает необходимость в урегулировании этого противоречия, посредством принятия необходимых мер по внесению изменений в нормы права. Такие изменения впоследствии должны приводить к совершенствованию государственного законотворчества [4].

Проведенный анализ позволяет прийти к пониманию, что с помощью одних только правовых средств нельзя добиться правопослушного поведения граждан, на которое ориентировано любое правовое государство. Н.И. Матузов на этот счет выделяет ряд факторов, препятствующих торжеству права, снижающих эффективность законов. Это могут быть: «падение морали, девальвация духовных ценностей, распущенность, вседозволенность, другие социальные аномалии».

Принимаемые законы не всегда обеспечивают их «правильное» применение, в соответствии с содержащимися в них моральными нормами и принципами. По той причине, что механизм их реализации не работает в аморальных условиях сложившейся правовой ситуации [5].

В этом случае имеется в виду личность сотрудника органов внутренних дел как основного субъекта правоприменения. Его нравственные качества (честность, добросовестность, чувство совести, долга, справедливости) подкрепляются правовыми нормами, разрешающими ему действовать в нестандартных ситуациях, опираясь на моральные убеждения. А если учесть еще и тот факт, что Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством, где помимо этнокультурной составляющей, религиозных предпочтений исключительную важность приобретает нравственный аспект, с учетом этнических традиций, преломляемых в личностной этико-ценностной ориентации, в моральных требованиях к профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел России, его внеслужебных отношений [6].

Сотрудники правоохранительных органов должны быть: доброжелательными, отличаться уважительным отношением к другим, совестливостью, состраданием, милосердием и пр.

Из сказанного следует, что мораль и право должны быть взаимопроникающими как на уровне законотворчества, так и на уровне правоприменения (особенно это касается законореализационной практики). Принимаемые нормативно-правовые акты (в том числе соответствующие моральным требованиям), умение их применения – это система, представляет аналогию на примере «сообщающихся сосудов». Практика их применения характеризует моральность и эффективность нормативных правовых актов в целом.

Правовая культура сотрудника органов внутренних дел формируется постепенно.

Так, в образовательных организациях системы МВД России, куда поступают абитуриенты, существует целенаправленная работа по воспитанию гражданственности, патриотизма, нравственности в русле правовой культуры.

Не менее важным аспектом формирования правовой культуры являются ценностные ориентации, которые выступают в качестве побуждающих стимулов, определяющих дальнейшее отношение к выполнению профессиональной деятельности.

Правовая культура определяет модель правовой культуры личности сотрудника полиции, а именно:

а) правовое поведение во всех сферах жизни общества;

б) осознанное отношение к значимости права и уважение прав граждан;

в) навыки правомерного поведения;

г) гражданско-правовую активность, которая проявляется в неукоснительном соблюдении законов и защите прав граждан [5].

Новые теоретические знания сотрудник полиции получает в ходе прохождения курсов повышения квалификации. При этом важно, чтобы получаемые теоретические знания перекликались с практической деятельностью сотрудника правоохранительных органов. В этом случае процесс формирования правовой культуры во многом опирается на моральный облик педагога.

В процессе формирования правовой культуры и морали у сотрудников правоохранительных органов следует учитывать такие показатели, как:

1) формирование стремления к самораз- витию;

2) формирование моральных норм и установок;

3) выработка нравственных форм поведения, основанная на положительной мотивации;

4) формирование способности к объективной оценке своих личностных и деловых качеств;

5) развитие волевых качеств личности;

6) влияние личного примера на формирование нравственных качеств и чувств у подчиненных [7].

К сожалению, многие негативные тенденции в жизни общества породили стремление сотрудников органов внутренних дел к личному обогащению за счет коррупционных или иных противоправных действий. Влияние таких сотрудников особенно велико на моральные качества вновь поступивших на службу в правоохранительные органы МВД России. В принципе у любого сотрудника полиции под влиянием различного рода факторов может начаться профессиональная деформация.

Правовую субкультуру сотрудников полиции, по мнению Е.А. Коновой, определяют следующие факторы:

1) тесное взаимодействие;

2) ссылка на закон, умение опериро- вать им;

3) единство правовых и нравственных сторон;

4) силовой аспект деятельности;

5) наличие риска.

В ходе выполнения профессиональной деятельности сотрудниками правоохранительных органов на всех ее этапах должна проявляться правовая культура. Необходимо также, чтобы правовая культура проявлялась бы и в общении с гражданами. Общение с гражданами должно строиться на основе толерантности. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Таким образом, толерантность – это один из элементов правовой культуры, обеспечивающий высокий уровень правоприменительной практики, сочетающийся с высоким уровнем юридической грамотности [8].

Кроме вышеперечисленных особенностей, оказывающих влияние на формирование правовой культуры и морали у сотрудников полиции, существуют и неофициальные источники воздействия, такие как религиозные взгляды, убеждения и социальное окружение сотрудников органов внутренних дел. Вероисповедание сотрудника полиции, его религиозные убеждения во многом определяют ценностные ориентации личности сотрудника, в определенных ситуациях служат источником его мотивации. Религия содержит в себе не только догмы, но и нравственные убеждения, ставя перед собой цель по воспитанию и формированию высоконравственной личности, в том числе и сотрудника полиции. При этом особенно важным является то, чтобы представитель власти исповедовал любую из официально разрешенных религий, а не состоял в какой-нибудь деструктивной секте. Нахождение сотрудника полиции в деструктивной секте, как правило, приводит к деформации правосознания.

Правосознание сотрудника правоохранительных органов характеризуется более высокой степенью ответственности за понимание правовых явлений. Вместе с тем уровень правовой культуры у сотрудников полиции различается. Так, различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений полиции.

Значительное влияние на формирование морали и правовой культуры сотрудника полиции оказывает и его ближайшее окружение. Ближайшее окружение – это те люди, на мнение которых ориентируется сотрудник полиции. Причисляя себя к такой группе на основе каких-либо показателей, сотрудник полиции тем самым включается в эту группу и прислушивается к мнению большинства. Необходимо учитывать, что мнение большинства может носить положительный или негативный характер по отношению к нормам права, существующим в общественной жизни на данный период [9].

Личностные характеристики сотрудников полиции дают возможность сделать вывод о том, что сотрудники, имеющие длительный стаж службы в органах внутренних дел и положительную репутацию, обнаруживают склонность к умышленному нарушению служебной дисциплины и норм права.

Досконально зная специфику своей профессиональной деятельности и ее особенности, такие сотрудники полиции довольно продолжительное время избегают наказания, оказывая тем самым пагубное воздействие на правосознание других сотрудников данного коллектива.

Только постоянный контроль в совокупности с профилактической работой, направленной на формирование положительных ценностных ориентаций, способен преодолеть влияние негативных факторов.

Выступая в виде ближайшего окружения, семья оказывает непосредственное воздействие на становление правовой культуры сотрудника органов внутренних дел. В семье формируются ценностные ориентиры, карьерные устремления, откладывающие отпечаток на появление тех или иных мотивов у сотрудников полиции.

Сотрудники полиции должны иметь высокий уровень юридических знаний, постоянно следить за изменениями в законах, не допускать двоякого толкования законов, понимать их смысл, т.е. обладать правовой культурой. В связи с этим правовая культура сотрудника полиции должна быть выше, чем у обычных граждан. Сотрудник должен обладать личностными качествами, способствующими усвоению морали и права на высоком уровне, влияющими, в свою очередь, на формирование правосознания.

Одним из основных элементов, влияющих на правовую культуру сотрудника полиции и определяющих его отношение к законам, является правовая и политическая убежденность в выполняемой им профессиональной деятельности. В связи с этим в органах внутренних дел проводятся дни государственно -правового информирования.

Сотрудники правоохранительных органов в процессе служебной деятельности подвергаются негативному воздействию различных факторов антиобщественного поведения. Сильное воздействие на моральное состояние сотрудника органов внутренних дел оказывают граждане, находящиеся в неадекватном эмоциональном состоянии из-за употребления алкоголя или наркотиков, а также в результате произошедшего события или несогласия с действиями сотрудников полиции. Впоследствии такое воздействие также может приводить к искажениям, трансформациям и деформациям норм права у сотрудников органов внутренних дел.

Игнорирование, нарушение правовых предписаний, негативное и пренебрежительное к ним отношение – свидетельство пробелов в правовой культуре и проявления профессиональной деформации.

Несмотря на это, необходимо помнить, что неправомерное поведение сотрудников полиции в ходе выполнения служебной деятельности связано не с незнанием законов, а с их осознанным нарушением в результате различного рода нарушений в нормах правовой культуры и морали.

Процесс нравственно-правового становления сотрудника предполагает высокую степень нормативности права, опирающуюся на специфику характера служебной деятельности. При этом необходимо учитывать, что нормы права, выработанные у сотрудника органов внутренних дел, находятся в прямой взаимосвязи с политической и экономической ситуацией в стране [10].

Низкий уровень правовой культуры сотрудника органов внутренних дел создает искаженное восприятие правовой действительности, сформированное на основе ложного толкования законов, юридической некомпетентности, негативных эмоций, влияния и т.д. Это находит свое проявление в отрицательном отношении к законам и проявляется в виде формального выполнения служебной деятельности. Зачастую это приводит и к негативному отношению к выполнению своей профессиональной деятельности, потере личностного смысла и значимости службы в органах внутренних дел. В результате у граждан начинает формироваться негативный образ сотрудника правоохранительных органов.

Заключение

Особое значение в правовой культуре и усвоении моральных норм имеет нравственно-правовое воспитание. Такой вид воспитания предполагает формирование у сотрудника органов внутренних дел этических и морально-правовых основ поведения, прежде всего, в ходе выполнения профессиональной деятельности. Ведь каждый сотрудник правоохранительных органов должен ориентироваться в сложной юридической среде, где мораль и правовая культура, являются основой для становления законности и правопорядка. Нравственность, право и мораль составляют немаловажную часть правовой культуры и способствуют выработке нравственно-правовой оценки нравственно-правовых отношений во всех сферах жизнедеятельности сотрудников органов внутренних дел.


Библиографическая ссылка

Шаламов В.В., Канунников Р.И. ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОРАЛИ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 11-2. – С. 390-395;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38945 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674