В современном мире экологические проблемы являются наиболее актуальными в связи с неблагоприятной обстановкой в мире, они начинают заботить все большее число людей. Актуальность обусловлена наращиванием темпов промышленного производства, активизацией поиска способов минимизации его пагубного воздействия на окружающую природу, необходимостью воспитания разумного потребителя. Возможные пути их решения определяются преимущественно тем уровнем экологической культуры, которая сформирована у человека с самого раннего детства и сопровождает его в течение всей жизни, поэтому проблема экологического воспитания подрастающего поколения сегодня рассматривается как одна из приоритетных проблем науки и образования.
Ряд ученых (С.Н. Николаева [1], Н.А. Рыжова [1], О.А. Соломенникова [2], А.М. Федотова [3], др.) указывают на то, что дошкольный период детства является наиболее благоприятным для формирования основ экологической культуры и рационального природопользования. Дети в этом возрасте наиболее эмоционально отзывчивы и готовы прийти на помощь живым существам, любознательны и активны, поэтому интересуются вопросами причинно-следственных взаимосвязей в природе, способны понять механизмы адаптации растений и животных к условиям среды обитания и сезонным изменениям в природе. Освоение природоведческих знаний позволяет детям осознать необходимость позитивного отношения к живой природе, овладения культурой безопасного поведения в природе, важности работы по охране природы, поскольку ее ресурсы не безграничны и необходимо осмыслено подходить к их использованию и т.д. При этом критериями сформированности основ экологической культуры дошкольников является их поведение, стремление к доступному деятельному участию в улучшении условий окружающей среды. При этом стоит подчеркнуть, что в этом вопросе главное – не накопление знаний, а изменение самого мышления человека, ориентированное на поиск выхода из нарастающего кризиса [4].
Основная роль в формировании основ экологической культуры детей-дошкольников отводится взрослым, прежде всего педагогам и родителям, которые своим поведением и отношением должны стимулировать детей к природоохранной деятельности. Особое значение имеют те формы и средства, которые используются взрослыми в ходе образовательной работы с детьми. Как одно из средств экологического воспитания, театрализованная игра, в которой действующими лицами являются представители живой природы, преимущественно различные животные, реализует одновременно воспитательную, развивающую, социализирующую и познавательную функции. Практика показывает, что дошкольники любят этот вид игры, выполняя ту или иную роль, действуя за персонажа, легко и незаметно осваивают сложное экологическое содержание, овладевают навыками грамотного поведения в природе, ценностным отношением к ней. Однако, на наш взгляд, педагогами уделяется недостаточно времени и внимания приобщению детей к экологической культуре посредством театрализованных игр.
Цель исследования – изучение возможностей и эффективности театрализованной игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Материалы и методы исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 24 «Радость» Нижнего Новгорода, в ней приняли участие 36 детей 5–6 лет, составившие экспериментальную и контрольную группы. Для решения исследовательских задач применялись методы: обобщение и систематизация научно-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа.
Результаты исследования и их обсуждение
Как показал теоретический анализ научных источников, на сегодняшний день не существует однозначной трактовки понятия «экологическое воспитание». На наш взгляд, все основные подходы к определению рассматриваемого понятия, существующие в современной науке, можно условно разделить на три группы. К первой группе отнесены ученые (Е.В. Дудова, Г.Н. Казарчик, Т.Б. Казарцева, Г.М. Коджаспирова, Т.А. Серебрякова и др.), которые суть экологического воспитания раскрывают посредством процесса формирования экологической культуры [5]. В рамках данного подхода исследователи основной упор делают на то, что экологическое воспитание определяет характер взаимодействия человека с природой через призму духовно-нравственных ценностей человечества. Суть второго подхода состоит в том, что «экологическое воспитание» трактуется как процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, убеждений и нравственно-ценных качеств (Е.А. Борисова [6], С.Н. Николаева [7], В.А. Ясвин [8] и др.). В рамках данного подхода внимание акцентируется на знаниях, которые оказывают существенное влияние на формирование взглядов, убеждений, морально-нравственных качеств, гуманного отношения к окружающему миру. Наконец, третью группу составили подходы ученых (Н.Ю. Варламова, Р.М. Кадырова, Л.В. Мисякова, И.И. Скибицкая, Н.Н. Сорокина и др.), раскрывающие суть экологического воспитания как процесса формирования гуманного и бережного отношения к миру природы, в особенности его деятельностного компонента.
Таким образом, мы можем заключить, что экологическое воспитание должно опираться как на знаниевый компонент, так и на общую экологическую культуру, что, в свою очередь, должно реализовываться в определенном виде и качестве деятельности. Соответственно, структура экологического воспитания включает три основных компонента: экологическое сознание (интеллектуальный компонент); экологическое отношение (эмоциональный компонент) и экологическую деятельность (деятельностный компонент) в их неразрывном единстве.
Игровая деятельность, будучи незаменимым средством экологического воспитания, стимулирует развитие самостоятельности в выборе оптимальных способов решения задач и творческого потенциала дошкольников. Благодаря своей свободе и непринужденности, художественному замыслу и творческим способам его реализации познавательные процессы в контексте игровой деятельности реализуются наиболее продуктивно и незаметно. Театрализованная игра несет в себе положительный заряд в воспитании у дошкольников основ экологической культуры, ее реализации в природоохранной деятельности [9, 10]. Театрализованная игра способствует развитию нравственных и эстетических переживаний, изменяет взгляд на окружающий мир природы, помогает осознать его ценность.
Под театрализованной игрой понимают творческие игры, в процессе которых принято разыгрывать в лицах различные сказки, рассказы или специально написанные инсценировки, в данном контексте экологической направленности [11]. Такие игры сочетают в себе познавательное и занимательное начало, тем самым предоставляя детям возможность оперировать имеющимися знаниями, уточнять и обогащать собственный опыт [12]. Театрализованная игра, как активная форма экологического воспитания дошкольников, позволяет разнообразить деятельность детей в плане эмоционального и чувственного ее содержания, прочувствовать окружающую их природу, получить незабываемый опыт и глубокие экологические познания [13].
Экспериментальное исследование проводилось поэтапно. Первый этап – констатирующий – был нацелен на выявление уровня экологической воспитанности дошкольников. Диагностическое исследование носило индивидуальный характер, проводилось с согласия родителей в первой половине дня. Второй – формирующий – этап включал проектирование и апробацию системы организации и проведения театрализованных игр экологической направленности. И третий этап – контрольный – предполагал сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, полученных в контрольной и экспериментальной группах.
Констатирующий этап исследования был построен на основе диагностики экологической воспитанности О.А. Соломенниковой [2], включающей пять заданий, направленных на выявление уровня сформированности знаний: 1) об особенностях животного мира; 2) об особенностях растительного мира; 3) о характерных особенностях объектов неживой природы; 4) о сезонных изменениях в природе и пятое задание – на выявление уровня сформированности отношения к миру природы.
На основании данных констатирующего этапа эксперимента можно заключить, что в экспериментальной (50 %) и контрольной (50 %) группах детей преобладает средний уровень экологической воспитанности (рисунок). Дети обладают общими знаниями о живой и неживой природе, склонны допускать незначительные ошибки в немногословных ответах; наблюдается положительное отношение к объектам природы; им интересно наблюдать за деятельностью педагога в процессе ухода за комнатными растениями, принимать в ней посильное участие. Уровень экологической воспитанности ниже среднего наблюдается у 28 % экспериментальной и 33 % контрольной групп детей. Дети имеют недостаточный объем знаний о животном и растительном мире, слабо развиты представления об объектах неживой природы и не сформированы практические навыки по уходу за живыми объектами. Дети не стремятся взаимодействовать с объектами природы, не склонны проявлять активность в уходе за живыми объектами. У 22 % экспериментальной и 17 % контрольной групп выявлен высокий уровень экологической воспитанности. Дошкольники смогли ответить на все предложенные вопросы, аргументировать сделанный выбор; умеют ухаживать за комнатными растениями, проявляют положительное отношение к объектам природы.
Уровни сформированности экологической воспитанности детей в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе исследования
Формирующий этап исследования был нацелен на повышение уровня экологической воспитанности детей путем применения театрализованных игр экологического характера. Он осуществлялся в три этапа:
1) подготовительный этап – подготовка к театрализации, предварительная работа с детьми, получение и закрепление знаний, подготовка игровой атрибутики;
2) основной этап – поэтапная реализация театрализованной игры;
3) заключительный этап – обсуждение с детьми проведенной игры, систематизация полученных знаний экологической направленности.
Подбор литературных произведений для театрализации осуществлялся с учетом ряда факторов: 1) доступная детям экологическая тематика; 2) соответствие возрастным особенностям и интересам детей; 3) соответствие сезону и программным требованиям; 4) воспитательная направленность сюжета; 5) наличие ярких персонажей, динамичных событий, интересных диалогов.
В ходе реализации формирующего эксперимента был использован комплекс методов и форм работы с детьми:
– литературная мини-викторина «Откуда эти строки?»;
– беседа-обсуждение по мотивам прочитанных произведений;
– игра «Да – нет»;
– чтение и детализация литературного произведения;
– распределение ролей;
– рисование кустарников и деревьев, лепка насекомых (погружение в образ);
– этюды «Покажи насекомое, животное и птицу»;
– просмотр иллюстраций с животными, птицами и насекомыми;
– воспроизведение сказки по сюжетным картинкам;
– решение проблемной ситуации, связанной с сюжетом сказки;
– проигрывание сказки по ролям;
– изготовление атрибутов и костюмов совместно с родителями.
Приведем пример поэтапной работы с детьми по подготовке к игре «Умная сказка о воде». В процессе чтения и разбора данного литературного произведения дети могли подробно познакомиться с его содержанием, происходящими событиями, главными героями. Далее проводилась беседа по содержанию сказки, обсуждались поступки персонажей, их характер, образ жизни, приспособленность к среде обитания. Дети рисовали понравившихся героев, запомнившиеся эпизоды; участвовали в создании декораций и костюмов. После распределения ролей дети разыгрывали сюжет, используя атрибуты и костюмы, подготовленные с участием родителей. В ходе игры поощрялось творчество, дети предлагали ввести дополнительных героев, использовать песенки и танцы. С театрализованной постановкой «Умная сказка о воде» дети выступали перед родителями, воспитанниками младшей группы. Система работы на данном этапе была ориентирована на получение следующих результатов: дошкольники будут уверенно определять и называть существенные признаки растений, животных, объектов неживой природы, времен года; овладеют ценностным к ней отношением, навыками природоохранной деятельности; будут стремиться к правильному и безопасному поведению в ней.
Рассмотрим ниже, как изменился каждый исследуемый параметр экологической воспитанности в экспериментальной группе после проведения формирующего этапа эксперимента. Так, на 27 % увеличилось число детей, обладающих высоким уровнем знаний и мире животных. 44 % детей смогли самостоятельно назвать всех диких и домашних животных, их детенышей, чего не наблюдалось на констатирующем этапе. Дети экспериментальной группы стали допускать меньше ошибок в ответах на вопросы о видах и характерных особенностях растений. По сравнению с данными констатирующего этапа на 33 % возросло число детей с высоким уровнем знаний о растительном мире. В экспериментальной группе наблюдается тенденция к повышению уровня знаний в области неживой природы, например на 56 % увеличилась группа детей с высоким уровнем развития данного показателя, во многом за счет ликвидации группы детей с низким уровнем. Полученные результаты могут указывать на то, что в процессе проведенных мероприятий дети экспериментальной группы научились различать объекты неживой природы и стали лучше осознавать возможности их использования. Значительно возрос уровень знаний о характерных особенностях смены времен года. Так, на 28 % возросло число детей, имеющих высокий показатель по данному параметру. Существенно изменилось отношение детей экспериментальной группы к миру природы: на 27 % увеличилась численность детей с высоким уровнем положительного отношения к природе и ее объектам, дети стали более внимательны к растениям, стремятся участвовать в деятельности по уходу за ними, научились выражать собственное отношение к экологическим проблемам.
Итак, в результате реализации формирующего этапа в экспериментальной группе существенно увеличилось число детей с высоким уровнем развития экологической воспитанности (с 22 % до 61 %), дети с низким уровнем не выявлены. На основании представленных выше данных можем заключить, что проведение в экспериментальной группе образовательной работы с использованием театрализованных игр экологической направленности способствовало повышению общего уровня экологической воспитанности детей, а в контрольной группе наблюдалась незначительная положительная динамика.
Заключение
В рассматриваемом контексте решение основных задач позволяет формировать экологическую воспитанность дошкольников, обогащать их знания в сфере природоохранной деятельности, прививать им гуманное отношение к объектам живой и неживой природы, развивать способность применять в собственной деятельности накопленные знания и сформированные отношения. Разработанные мероприятия, включающие разные формы подготовки детей к театрализованной игре (беседы, этюды, чтение по ролям, изготовление декораций, др.), направлены на расширение теоретических знаний детей дошкольного возраста об окружающей природе и ее объектах; формирование основополагающих понятий в области природоохранной деятельности; организацию творческой деятельности по изучению окружающей среды и заботе о ней; развитие творческого мышления и навыков самостоятельной деятельности; совершенствование артистических способностей детей при воплощении создаваемых ими образов; овладение навыками общения и коллективного художественного творчества.
Библиографическая ссылка
Ханова Т.Г., Лыкова П.О., Шулкина Д.Н., Лупина М.В., Лепина И.П. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 11-2. – С. 385-389;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38944 (дата обращения: 21.11.2024).