Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УРОКИ МУЗЫКИ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Бурлак О.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
В статье затрагивается вопрос реализации существующих сегодня требований Федеральных государственных образовательных стандартов об учёте в образовательном процессе школы особенностей региона, в котором реализуется обучение школьников на примере ФГОС начального и общего образования. Автором проводится анализ существующей сегодня практики реализации национально-региональной составляющей музыкально-образовательного процесса в общеобразовательной школе, рассматриваются особенности проведения уроков музыки в общеобразовательной школе с национально-региональным компонентом в рамках реализации требований ФГОС, совершается анализ наличия рекомендаций по реализации национально-регионального компонента в существующих на сегодняшний день федеральных программах по музыке. В статье отмечается необходимость систематизации процесса реализации национально-регионального компонента, учёта особенностей национальной региональной музыкальной культуры как каждого региона, так и конкретного класса. Кроме того, автором отмечается, что даже при наличии особенностей реализации национально-регионального компонента уроков музыки в каждом классе, требуется особая система, обеспечивающая знакомство школьников с материальными и духовными ценностями своего региона, простроенная на весь период обучения по предмету, на уровне региона. В статье предлагаются рекомендации, касающиеся особенностей реализации национально-регионального компонента на уроках музыки в общеобразовательной школе в рамках современных требований Федерального государственного образовательного стандарта.
национально-региональный компонент
урок музыки
федеральный государственный образовательный стандарт
общеобразовательная школа
поликультурное образование
регионализация образования
1. Ахмедханова С.М. Формирование национальной идентичности // Молодой ученый. 2015. № 14 (94). С. 438–441. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/94/20893/ (дата обращения: 05.11.2021).
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. 312 с.
3. Бурлак О.А. Специфика содержания музыкально-образовательного пространства полиэтнического региона // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29376 (дата обращения: 05.11.2021).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 05.11.2021).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 05.11.2021).
6. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Музыка. 1–4 кл. Рабочая программа. 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2019. 109 с.
7. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5–8 классы: рабочая программа. М.: Дрофа, 2017. 114 с.
8. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. 7-е изд. М.: Просвещение, 2017. 64 с.
9. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Кашекова И.Э. Музыка. 5–8 классы. Искусство. 8–9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. 5-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2017. 127 с.
10. Бурлак О.А. К вопросу о внедрении национально-регионального компонента в содержание музыкального образования в общеобразовательной школе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28226 (дата обращения: 05.11.2021).

Для современного общества всё более характерны перемены, касающиеся различных сфер жизни, в том числе и образования. Перемены в процессе образования в жизни нашего государства в последние десять-пятнадцать лет связаны в том числе с выходом Федеральных государственных образовательных стандартов, раскрывающих содержание образования на различных его ступенях. Одним из аспектов современного российского образования, отмечающихся в Федеральных государственных образовательных стандартах, является учёт особенностей региона, в котором оно реализуется. Российская Федерация – большое многонациональное государство с богатой историей. Особенности регионов, о которых идёт речь, связаны с многонациональным, исторически обусловленным, национальным составом населения как страны в целом, так и каждого отдельного региона в частности. Национально-региональный компонент современной российской системы образования может стать одной из основ для сохранения и приумножения духовных и материальных ценностей населения как конкретного региона, так и страны в целом. Как отмечает в своей статье «Формирование национальной идентичности» С.М. Ахмедханова, «система образования – важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества» [1].

Кроме того, регионализация образования может стать одним из путей, способствующих решению проблем, связанных с существующими конфликтами на национальной почве. Ведь процесс образования с учётом национальных особенностей региона является одним из компонентов формирования подрастающей личности истинного гражданина многонационального, поликультурного государства.

Также хочется отметить, что посредством включения национально-регионального компонента в образовательный процесс возможно не только сохранение духовных и материальных ценностей народов, проживающих на той или иной территории Российской Федерации, но и создание новой, надэтнической культуры каждого из регионов, то есть культуры, рождённой в процессе синтеза уникальных национальных особенностей того или иного региона. Ведь на сегодняшний день зачастую представители различных национальных групп нашей страны заняты не столько сохранением родной уникальной культуры (что на данный момент является существенным достижением), сколько внедрением её в культуру страны.

Искусство во все времена являлось для человека особым действом. В своей книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский отмечал, что «…красота музыки – могучий источник мысли» [2, с. 103]. Искусство способствует духовному становлению личности. Урок музыки с национально-региональным компонентом в общеобразовательной школе, несомненно, способствует решению обозначенных выше проблем. Музыкальное искусство региона не только бережно хранит уникальные традиции, обычаи, верования той или иной нации, но и является одним из крупнейших источников вдохновения современных композиторов. Музыка, как искусство, влияющее на слушателя посредством искренних эмоций, глубоких переживаний, безусловно, будет способствовать формированию нравственности школьников, толерантности. Урок музыки с национально-региональным компонентом, кроме того, может позволить детям как услышать уникальные черты той или иной национально-региональной музыкальной культуры, так и сформировать представление о региональной музыкальной культуре, являющейся поликультурной, полинациональной и обладающей особенными, специфическими чертами.

Обозначенные выше проблемы урока музыки с национально-региональным компонентом в общеобразовательной школе позволяют говорить об актуальности раскрытия специфики его проведения, то есть актуализации наиболее значимых моментов в процессе организации и проведения такого урока музыки в рамках современных требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования.

Материалы и методы исследования

О том, насколько значимо учитывать в образовательном процессе школы особенности региона, в том числе и национальные, говорится достаточно давно, с конца XIX в. В конце ХХ в. в нашей стране появилось сначала понятие «союзно-республиканский» компонент образования, а после – «региональный» компонент образования [3]. В ХХI в., в современных Федеральных государственных образовательных стандартах различных ступеней, отмечается значимость формирования личности гражданина современного российского государства на основе познания и осознания разнонациональных ценностей народов и этносов, проживающих на его территории, а также созидательного отношения к культуре малой родины.

Обращаясь к Федеральному государственному стандарту начального общего образования, хотелось бы отметить один из предметных результатов освоения школьниками программы по предмету «Музыка», сформулированный в нём: «сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края…» [3]. Что касается основного общего образования, то, обратившись к ФГОС ООО, мы можем обратить внимание на следующее: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает… сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации… овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации» [4]. Таким образом, сегодня на уровне государства подчёркивается, что учёт национальных особенностей каждого из регионов в образовательном процессе школы должен происходить обязательно. На всех предметах в общеобразовательной школе, на музыке в том числе.

Однако на сегодняшний день мы видим, что современные учителя музыки зачастую сталкиваются с достаточно большими проблемами при реализации данного требования федеральных государственных образовательных стандартов, связанными с подготовкой к урокам – поиском музыкального, теоретического материала: на данный момент, к сожалению, мы не можем утверждать, что ноты или аудио-, видеозаписи исполнения национально-региональной музыки имеются в неограниченном количестве как в библиотеках, так и на просторах сети Интернет. Теоретический материал, который можно было бы использовать учителю на уроках музыки с национально-региональным компонентом, также представлен в разных источниках достаточно скромно. Хотя, бесспорно, ситуация за последние годы изменилась в лучшую сторону, но по сей день не нашла решения. Помимо этого, учителя музыки при реализации национально-регионального компонента в музыкально-образовательном процессе зачастую вынуждены решать проблемы, связанные с проведением таких уроков, в большинстве случаев обусловленные невозможностью грамотно и качественно исполнить произведение как на национальном языке, так и на национальном инструменте. Автором данной статьи уже отмечалось, что сегодня мы зачастую становимся свидетелями того, что «…несмотря на признанность проблемы регионализации образования, необходимости включения в образовательных процесс национально-регионального компонента, до сих пор наблюдается дефицит обобщения, систематизации опыта практической реализации озвученных задач…» [5]. Бесспорно, ситуация в различных регионах нашей страны разная, но в целом проблемы реализации национально-регионального компонента на уроках музыки в общеобразовательной школе видятся именно с такого ракурса. На сегодняшний день в большинстве регионов страны мы видим лишь первые попытки разработки содержания музыкального национально-регионального образования.

Не менее важной проблемой включения национально-регионального компонента в уроки музыки в школе, в рамках реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов, может стать то, что в федеральных программах по предмету «Музыка» [6–9] содержание национально-регионального компонента также не раскрывается. Также хотелось бы отметить отсутствие или незначительное наличие программ, в которых излагалась бы логика знакомства школьников с национальной музыкой региона, выстраивались взаимосвязи между тематикой, содержанием таких уроков не только между собой, но и с темами базисных программ по предмету. Поэтому содержание национально-регионального компонента урока трактуется каждым учителем-предметником самостоятельно. В таких условиях говорить о системе в музыкально-образовательном процессе региона, преемственности навряд ли возможно. Остроту проблеме добавляет тот факт, что программу реализации национально-регионального компонента на уроках музыки необходимо создавать отдельно в каждом регионе нашей страны, наполняя её собственным уникальным содержанием.

Таким образом, обозначенная актуальность процесса регионализации музыкального образования сегодня подчёркивается на федеральном уровне, став частью требований к организации и проведению образовательного процесса в общеобразовательной школе, на уроках музыки в том числе, но на практике очевидными становятся проблемы, связанные с реализацией данного требования Федеральных государственных образовательных стандартов.

Результаты исследования и их обсуждение

Обозначенные выше проблемы музыкально-образовательного процесса в школе являются актуальными на сегодняшний день, ведь регионализация образования, несомненно, оказывает содействие развитию нравственных качеств личности гражданина поликультурного, полинационального государства, являясь частью процесса формирования духовной культуры школьников.

Современные учителя музыки действительно сталкиваются с проблемами реализации на своих уроках требований ФГОС, касающихся национально-регионального содержания. Требования государственных стандартов отмечают, что учителям необходимо отражать в своих основных образовательных программах задачи реализации национально-регионального компонента своего предмета, основные принципы работы и содержание таких уроков, а также требования к уровням освоения программы, планируемые результаты деятельности, количество учебных часов, отводимых на реализацию национально-регионального компонента. В Федеральных государственных образовательных стандартах «…отмечается необходимость формирования национальной идентичности современного школьника в качестве одной из задач основной образовательной программы...» [10].

К сожалению, современные требования государства, отражаемые в Федеральных государственных образовательных стандартах, предлагают учителям лишь вектор деятельности, но не конкретное содержание урока с национально-региональным компонентом. Учителям музыки, реализуя национально-региональный компонент, бесспорно, необходимо строить содержание собственной профессиональной деятельности, сохраняя определённую логику знакомства с национальным, этническим, культурным музыкальным материалом региона. В связи с этим стоит порекомендовать планировать работу не в рамках одного учебного года, а на весь период обучения школьников по предмету «Музыка», продумав заранее построение и, конечно же, выстроив определённую последовательность, преемственность тем уроков музыки, проводимых в рамках реализации национально-регионального компонента.

Кроме того, учителям музыки, реализующим на уроках национально-региональный компонент, важно не забывать о том, что на уроках необходимо не столько обращать внимание на национальные отличия музыкальной культуры одной национальной или этнической общности региона от другой (хотя, конечно же, говорить про уникальность необходимо), сколько на неразрывность связей различных культур, общность материальных и духовных ценностей, подчёркивая схожие интонации, эмоциональную составляющую, тематику музыкальных произведений разных национальных групп региона, то есть обращать внимание детей на надэтнические ценности, транслируемые в национальной музыкально-региональной культуре. Возможно, на уроках музыки с национально-региональным компонентом будут демонстрироваться национальные ремёсла или школьники получат возможность узнать о каких-либо исторических событиях, связанных с той национальностью, о которой идёт речь на уроке, что, несомненно, сделает их впечатления о национальной региональной культуре ярче.

Помимо этого, учителям музыки необходимо заранее продумать, каким образом при подготовке и проведении уроков с национально-региональным компонентом будет решаться проблема поиска теоретического и музыкального материала для уроков, а также проблема преодоления языкового барьера. В этом, бесспорно, может помочь как сеть Интернет, так и ученики, равно как и представители более старшего поколения, бабушки и дедушки учеников, то есть носители языка.

Также хотелось бы обратить внимание, что для реализации национально-регионального компонента на уроках учителям музыки необходимо опираться на национальный состав классов, в которых они работают. Быть может, на уроках стоит уделить чуть больше внимания музыке какой-либо национальной культуры, ярко представленной в классе, вполне возможно опираясь на помощь детей или их родителей, бабушек и дедушек, то есть представителей той или иной национальной группы. А возможно, учитывая национальный состав конкретного класса, учителю можно было бы обратить на уроках большее внимание на национально-региональную музыку тех национальных групп, которые в классе отсутствуют, но живут в регионе.

Активные методы обучения и воспитания, широко применяемые в современном образовательном процессе, могут и должны использоваться учителями музыки на таких уроках. Они не только смогут создать особую атмосферу постижения национальной региональной специфики музыкального искусства, но и стать одним из стимулов личностного развития подрастающих граждан поликультурного многонационального государства.

Логическим продолжением деятельности учителей музыки по реализации национально-регионального компонента на уроках музыки могут стать и домашние задания, и внеурочные мероприятия, которые можно проводить как в самой школе, так и вне её, посещая с детьми знаковые для национальной региональной культуры места, общаясь с известными личностями.

Заключение

Итак, регионализация образования, в частности музыкального, заявленная в Федеральных государственных образовательных стандартах, – сегодня достаточно актуальная тема, значимая составляющая процесса модернизации современного образования, требующая тщательного изучения и проработки содержания.

Учителю музыки при реализации национально-регионального компонента необходимо выстраивать логику знакомства детей с национальной музыкальной культурой на весь процесс обучения по предмету, продумывая взаимосвязь отдельных тем уроков, а также преемственность между уроками. Кроме того, в музыкально-образовательном процессе необходимо учитывать национальный состав класса и, если это возможно, привлекать детей – представителей той или иной национальной, этнической группы, а также их родителей к проведению таких уроков.

В процессе реализации национально-регионального компонента уроков музыки большой потенциал у активных форм обучения, способствующих становлению, формированию личности. Знакомство школьников с национально-региональной музыкой не должно ограничиваться рамками уроков, оно должно продолжаться и во внеурочной деятельности, закрепляться при выполнении ими домашних заданий.

Национально-региональный компонент на уроках музыки способствует формированию личности, осознающей как уникальность национальной региональной музыкальной культуры отдельной национальной группы, так и надэтнические материальные и духовные ценности, ставшие частью его духовной культуры. Чрезвычайно важно научить школьников видеть, слышать не только уникальность в национальной региональной музыке, но и глубокие взаимосвязи, то есть то общее, характерное для музыки любого народа, позволяющее данной музыке являться частью мирового музыкального наследия всего человечества. Именно поэтому значение регионализации подчёркивается на уровне государства в Федеральных государственных образовательных стандартах и обязательно должно быть грамотно реализовано на уроках в каждом из регионов нашей многонациональной страны.


Библиографическая ссылка

Бурлак О.А. УРОКИ МУЗЫКИ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 11-2. – С. 324-328;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38932 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674