Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: PRO ET CONTRA ТРАДИЦИИ И ПОТЕНЦИАЛ СИНТЕЗА ДВУХ МОДЕЛЕЙ

Краснощекова Г.А. 1 Лагунова О.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Данная статья представляет анализ сильных и слабых сторон традиционной модели обучения иностранному языку и его сравнение с инновационным подходом к обучению. Рассматриваются перспективы совершенствования иноязычного образования на основе интегрированной модели образования, сочетающей традиционную и инновационную модели. В статье говорится о неизбежности влияния процессов информатизации и цифровизации на образование в целом и на обучение иностранным языкам в частности. В последнее время, особенно в связи с эпидемиологической ситуацией, повлекшей за собой экстренный перевод части социальных, экономических и образовательных институций на рельсы цифровизации и дистанционных форм взаимодействия, все чаще возникают работы и дискуссии о проблематике традиционного и инновационного подходов в образовании, плюсах и минусах каждой из моделей и парадигм обучения. Целью статьи является рассмотрение традиционного и инновационного подходов к образованию, чей симбиоз будет способствовать совершенствованию иноязычного образования школьников, повышению качества обученности и мотивации к изучению иностранных языков, так как на сегодняшний день это является очень важной проблемой. В статье предложены некоторые способы совмещения этих двух моделей.
традиционное образование
инновационное обучение
информатизация
цифровизация
1. Тарасова Н.В., Пастухова И.П., Пестрикова С.М. Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты // РАНХиГС. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/ovosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza (дата обращения: 20.09.2021).
2. Федунова М.Н. Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам в условиях пандемии / М.Н. Федунова // Символ науки. 2021. № 3. С. 119–123.
3. Захарова М.В. Цифровые инструменты преподавания иностранного языка // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). [Электронный ресурс]. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tsifrovye-instrumenty-prepodavaniyaanglijskogo-yazyka.html (дата обращения: 20.09.2021).
4. Игнатьева Е.Ю. Анализ моделей традиционного обучения в вузе // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. № 74. С. 28.
5. Традиционная педагогическая модель происхождения и основных характеристик // Thpanorama. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.thpanorama.com/articles/cultura-general/modelo-pedaggico-tradicional-origen-y-caractersticas-principales.html (дата обращения: 20.09.2021).
6. Васильев В., Сухорукова М. Информационное общество и образование // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 122.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 304 с.
8. Тюрина Ю.А. Социальные основания эффективности системы образования в советский период // Вестник ЧелГУ. 2009. № 11. С. 67–73.
9. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х кн. / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003, Т. 1. Сайт педагога-исследователя С.В. Сидорова. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1633634251&tld=ru&lang=ru&name=-Obshaya_i_professionalnaya_pedagogika_Uchebnoe-Bo.pdf&text=URL %3A %2F %2Fhttps %3A %2F %2Fsi-sv.com %2FBiblioteka %2FKnigi-pedag %2F %20Obshaya_i_professionalnaya_pedagogika_Uchebnoe-Bo.pdf&url=https %3A %2F %2Fsi-sv.com %2FBiblioteka %2FKnigi-pedag %2F-Obshaya_i_professionalnaya_pedagogika_Uchebnoe-Bo.pdf&lr=11031&mime=pdf&l10n=ru&sign=88a532bd470229bbeaea7c9e36dbac14&keyno=0&nosw=1 (дата обращения: 20.09.2021).
10. Конопатов С.Н., Бышовец Б., Прокудин В. Парадигмы образования: сравнительный анализ // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62 (3). С. 128.
11. Старицына О.А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 2 (23). С. 270.
12. Занкова Е.Ю. К вопросу об интеграции традиционного и электронного обучения (e-learning) // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2014. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyberleninka:33176:16880968 (дата обращения: 20.09.2021).
13. Ахмедов И.Р. Педагогические технологии и педагогическое мастерство: учебное пособие. Т.: «Укитувчи», 2015. С. 101.
14. Бондаренко Е.П. Традиционная и инновационная модели обучения. Их преимущества и недостатки // Портал «Открытый урок. Первое сентября». 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/671554 (дата обращения: 20.09.2021).
15. 7 главных недостатков традиционной школы (интервью с мамой ученика) // Экстернат и домашняя школа «Фоксфорд». 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/minus-usual-school (дата обращения: 20.09.2021).
16. Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Чигирева Е.В., Хоченкова Т.В. Методические рекомендации по введению моделей смешанного обучения в практику организации учебного процесса // Теория и практика внедрения смешанного обучения в деятельность школы. Портал Высшей Школы Экономики. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2019/06/13/1500493314/Cтатья %20Теория %20и %20практика %20внедрения %20смешанного %20обучения %20в %20деятельность %20школы.pdf (дата обращения: 20.09.2021).

Эпидемиологическая ситуация в мире повлияла на все сферы жизни человека. Социальные, экономические и образовательные институции одни из первых подверглись изменениям, повлекшим экстренный переход на взаимодействие и обучение в цифровом и дистанционном формате. Данный переход актуализировал создание работ и дискуссий по проблематике традиционного и инновационного в системе обучения, достоинства и недостатки методов и приемов, применяемых в каждой из моделей и парадигм обучения [1–3]. Кроме того, вырос интерес к личности педагога и смене его ролей в процессе обучения. Коллаборация традиционных и инновационных моделей обучения и роли участников учебного процесса выступили вперед.

Целью статьи является описание синтетической модели обучения, сочетающей сильные стороны традиционного и инновационного обучения. Автор предполагает, что применение методов и приемов данной модели в процессе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе может способствовать повышению качества обученности и мотивации учащихся к изучению иностранных языков и развитию лингвокультурологических способностей.

Существует несколько определений понятия «модель обучения». Согласно Е.Ю. Игнатьевой «модель обучения» представляет собой систему организации обучения на основе научной теории, задающей основные принципы, обобщающие и объясняющие практическую реализацию и закономерности [4]. На данных принципах в итоге выстраивается взаимодействие обучающего и обучающегося в процессе обучения.

Вплоть до начала XXI в. в образовательном пространстве большинства стран и культур господствовала традиционная модель обучения. Традиционная модель формировалась и разрабатывалась в средневековье, дополнялась и расширялась на протяжении долгого времени. Основная часть школ была направлена на религиозное обучение с целью обучить будущих монахов. Эта педагогическая модель основана на идее, что обучающиеся должны быть пассивными получателями информации [5]. Очевидно, что в современных реалиях общества, где постоянно все меняется, где все люди независимо от их пола и возраста вступают во взаимоотношения с информационной средой и с различными видами технологий, используя разные устройства [5], учебные заведения, применяющие исключительно традиционную модель, не в состоянии отвечать всем потребностям общества, не могут продуктивно функционировать и должным образом обучать детей [6].

Материалы и методы исследования

В последнее время в измененных условиях, в рамках таких концепций, как «непрерывное образование», ученик уже не может рассматриваться только как объект обучения. Он становится субъектом образования как процесса, где учащийся может принимать решения по поводу своего образовательного курса и организовывать свою практическую и образовательную деятельность самолично. В связи с этим преобразования требуются и для самой традиционной модели образования. Ее необходимо интегрировать в общественные трансформации, а для этого следует выяснить ее слабые и сильные стороны.

Если рассматривать традиционную модель обучения, то ее можно определить как передачу знаний, навыков и различных умений старшего и опытного поколения молодому и новому путем разъяснения, объяснения и других методов традиционного образования [7].

С одной стороны, данный способ неоднократно показывал свою полезность, так как развивался и дополнялся столетиями, а также до недавнего времени применялся почти без изменений (например, советская модель образования, в основе своей традиционная, обеспечила в свое время научными, инженерными и другими кадрами индустриальную производственную базу страны [8]). С другой стороны, из-за внедрения в нашу жизнь современных технологий, формирования так называемого постиндустриального или информационного общества, изменения сознания и мышления обучающихся, традиционное обучение уже не может соответствовать нынешним стандартам в полной мере.

Модель традиционного обучения – модель систематического академического образования, где молодому поколению передаются знания прошлого и настоящего. Обучающийся рассматривается как пассивный объект, а само обучение направлено на механизмы памяти, а не мышления. Преподаватель выступает активным субъектом данного процесса. Целью является формирование личности с заранее заданными свойствами, а результатами – уровень обученности и социализации личности.

Модель инновационного образования – модель активного обучения, где целью является сам процесс обучения. Роль педагога пассивная, он рассматривается как консультант или наставник, а активную роль играет сам обучающийся. В данной модели широко используются коллективные и групповые формы работы, отдается предпочтение активным формам деятельности. Обучение основывается на прикладном использовании знаний с включением в этот процесс творчества.

Поэтому, исходя из личной педагогической практики и на основе сопоставления и обобщения исследований и обзоров ученых, следует представить SWOT-анализ традиционного образования. Плюсы и минусы можно представить в данной таблице.

Традиционное образование

Плюсы

Минусы

1. Возможность предоставления информации огромной аудитории

1. Развитие «клипового мышления и необходимость наглядности подачи материала

2. Универсальная долгосрочная схема

2. Затруднительный

контроль над качественными и количественными показателями

3. Минимум подготовки для занятий

3. Игнорирование

личных интересов

и способностей

4. Строгая структура урока

4. Нецелесообразная оценочная система

5. Систематичность знания

5. Отсутствие личных мнений и решений

 

6. Расчет на удачу во время ответа

 

7. Нехватка взаимодействия «ученик – ученик»

Теперь можно рассмотреть каждый пункт детально. Во-первых, учитель имеет возможность предоставить учебный материал большому количеству людей, что помогает сэкономить педагогический ресурс. Педагоги могут обучать сразу много детей, при этом учитель старается уделить внимание каждому ученику, выявить его сильные и слабые стороны. Во всяком случае, данные результаты следуют из педагогических умений, необходимых в рамках традиционной модели для учителя: «распределять внимание и поддерживать его устойчивость, устанавливать психологический контакт с учащимися, способствующий эффективной передаче и восприятию учебной информации; умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствовались в той или иной ситуации; устанавливать эмоциональную обратную связь» [9].

Во-вторых, учитель организует процесс обучения в соответствии с составляемой им же (по нормативам необходимых для исполнения актов и документов) учебной программой на год и после внесения ряда коррективов применяет ее на следующий год уже в другом классе. Получается, что педагог не просто производит по определенным требованиям планирование образовательного требования для учащихся одногодичного учебного отрезка, но создает некоторую универсальную схему. Последняя постоянно согласуется с личным опытом учителя и улучшается год от года, что позволяет сэкономить силы учителя и перенаправить их на индивидуальные проблемы учащихся.

Данный положительный момент традиционного образования выражается в следующих умениях педагога: «переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи, учитывать интересы и потребности учащихся, возможности материальной базы, отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам; планировать систему совместных творческих дел; планировать индивидуальную работу с учащимися; отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании; планировать систему стимулирования активности школьников; планировать способы создания личностно-развивающей среды» [9].

В-третьих, для подготовки к занятию нужен минимум – только грамотный педагог без излишних материалов. Он может передавать опыт и знания без дополнительного оборудования: интерактивных досок, компьютеров и т. д. То, что может понадобиться – это иллюстрации и демонстрация материалов.

В-четвертых, урок в традиционной модели обучения сводится к строгой структуре: введение, проверка домашнего задания, объяснение и проработка нового материала, а также заключительная часть с озвучиванием новых упражнений и текстов на самостоятельное усвоение и проработку. Различные уроки тождественны друг другу, а потому ученики знают, к чему быть готовыми и что нужно готовить. Учитель не должен придумывать и разрабатывать новую систему проведения урока, так как работает с уже сложившейся и успешно существующей структурой. Поэтому «учителя должны быть экспертами только в своем предмете, а не в процессах обучения, что облегчает их работу» [9].

В-пятых, к одному из самых важных плюсов можно отнести систематичность знания – изучение учебного материала идет линейно и последовательно. Сложно понять следующий материал, не проработав и не изучив предыдущий, поэтому ученики могут быть заинтересованы в посещении занятий, дабы получить знания в полной мере. Это означает как «высокую определенность, структурированность и стабильность процесса обучения» [10], так и то, что обучающиеся вынужденно «играют пассивную роль (объекты обучения). Они адаптируется к среде обучения, их учат там, тому и так, как определено стандартами и преподавателем» [10].

Прежде чем составить комплексную оценочную позицию о потенциале традиционной модели образования, необходимо рассмотреть вместе с ее преимуществами недостатки и слабые стороны данной системы и совокупности методик и принципов.

Во-первых, главным слабым моментом можно считать неспособность современного поколения обучающихся воспринимать какую-либо информацию без технического оборудования и фрагментарного, сжатого способа подачи. Это происходит в связи с изучаемым сейчас в психологии и когнитивных науках феноменом «клипового мышления». Традиционная система образования не соответствует типу восприятия и образу мышления. Школьную программу нужно менять и приспосабливать к современным реалиям [11]. Поэтому сложно воспринимать информацию без иллюстраций и с весьма объемным содержанием. Все это говорит о том, что один из центральных моментов традиционной модели – режим прямой направленности с классическими инструментами донесения учебного материала – как минимум требует серьезных корректировок.

Во-вторых, учителю сложно контролировать качественные и количественные показатели получения знаний каждым учеником. Ведь в одном классе порой находятся до 30 и даже более человек, и уделить внимание каждому практически невозможно. Учитывая также временные рамки стандартного урока (40–45мин), возможность информационной и практической насыщенности одного урока вместе с опросом каждого ученика в устной форме, соответствующей режиму прямого времени, постоянно снижается и находится в обратной зависимости от количества учащихся в одном классе (чем больше учеников, тем меньше ареал охвата понимания учителем процесса получения знаний каждым отдельным учеником). Таким образом, традиционная модель образования «слишком массова, чтобы принимать во внимание индивидуальность каждого ребенка». Это то, что Е.Ю. Занкова характеризует как «низкий уровень обратной связи и взаимодействия участников образовательного процесса» [12].

В-третьих, ученики получают одинаковую информацию без учета личных интересов и способностей. Сильные, средние, слабые ученики, обучающиеся с проблемами со здоровьем или одаренные – все они обучаются по одной и той же программе, без учета того, что каждому нужен индивидуальный подход с учетом их особенностей. Несмотря на все свои плюсы, традиционное образование – это авторитарная педагогика, где требования и стандарты не учитывают индивидуальные особенности обучающегося. Обучение стоит обособлено от внутреннего мира человека, его увлечений и интересов, поэтому нет возможности проявить индивидуальные способности или творческие проявления. Традиционная форма направлена на среднего ученика, так как в контексте ее методов и средств обучения нельзя уделить внимание слабому или сильному обучающемуся [13].

В-четвертых, пятибалльная оценочная система не всегда показательна. Иногда сложно оценивать обучаемого по данной шкале, так как для каждого ученика отношение и сама оценка будут разными. Данная проблема проявляется на уровне не только средней, но и высшей школы.

В-пятых, в традиционной модели обучения практически нет собственных мнений и решений у учащихся. Обучающийся выполняет только то, что задает учитель, и только так, как показано в образце. То есть он не может самостоятельно оценить свои способности и учиться на собственных ошибках. В данном аспекте проявляется та особенность традиционной модели, в которой деятельность педагога направлена на передачу знаний, умений и навыков, передаваемых в готовом виде для усвоения. Педагог является инициатором учебного процесса, а обучающийся – пассивным слушателем. В данной модели преобладают вербальные методы и устная передача знаний, а их использование ориентируется только на решение типовых заданий в контрольных работах [14].

В-шестых, обучаемые надеются, что их не спросят на уроке. Основная проблема и страх перед опросом со стороны учителя заключается в том, что зачастую обучаемым просто не хватает времени на выполнение всего комплекса заданий по предметным дисциплинам. «Уроки занимают 4–7 ч в зависимости от класса и ещё 2–3 ч на домашние задания. Добавьте к этому время на дорогу от дома до школы и обратно. Простая арифметика показывает, что почти весь день уходит исключительно на школу» [15].

В-седьмых, ученики не могут во время занятия обмениваться мнениями, слушать друг друга, высказывать и обсуждать разные точки зрения, пытаясь докопаться до истины. Классический вариант традиционного обучения как прямого транслирования знаний от активного учителя к пассивным ученикам не предполагает формирования таких навыков и моментов, как межличностные отношения, которые помогают намного быстрее усваивать новые знания, дают гибкость, адаптивность, показывают индивидуальный подход преподавателя и интерактивность обучения [16].

Можно сказать, что на традиционных уроках в школе содержание заранее определено учебником, психологический климат занятия формируется стихийно, так как педагог не направлен на это, его цель – сформировать и дать усвоить знания обучающимся. Применив инновационный подход, содержание рождается во время самого урока путем новых открытий, получения знаний и умений, психологический климат благоприятный и направлен на обнаружение чего-то нового, цель данных уроков – сформировать полноценную личность, которая может спокойно взаимодействовать с окружающим миром и социумом.

Не стоит забывать о мультимедиа на уроках, так как они позволяют работать и самостоятельно, и индивидуально, и в группах. Применение данных средств помогает формировать знания и навыки у обучающихся, и у них повышается мотивация и интерес к занятию. Использование нескольких каналов чувственного восприятия и возможность включить обучающегося в активную деятельность, используя средства мультимедиа, помогает выработать и закрепить новые навыки и умения, повысить качество и эффективность.

В инновационном образовании широко распространена «индивидуальная образовательная траектория», где идет разработка персонального пути достижения знаний, навыков согласно интересам, потребностям и мотивам обучающегося. Она выстраивается совместно с учителем с помощью общих и дополнительных элементов обучения. Этот метод очень действенен и в будущей жизни.

Если применить данный метод при обучении иностранному языку, то сначала преподаватель проводит диагностику уровня развития и степени выраженности личных качеств обучающегося. Также фиксируется начальный объем знаний и классифицирует мотивы учащегося. Далее каждый ученик сначала самостоятельно, а потом с помощью учителя составляет исходный концепт темы, который он хочет освоить. Они совместно фиксируют приоритетные зоны, уточняют методы и способы познания. Далее учеником и преподавателем создаются индивидуальные программы обучения на данный период, что и называется образовательным продуктом. Обучающийся осуществляет образовательную деятельность, затем рефлексирует, сопоставляет полученные результаты с целями и проводит самооценку. Также проводится демонстрация конечных результатов и их обсуждение.

Так, если у обучающегося уровень Intermediate, и его цель – развитие навыков говорения и понимания на слух, а также умение презентовать себя на иностранном языке, то словарный материал включает в себя общеупотребительную и стандартную лексику. В грамматической составляющей прорабатываются простые (Indefinite) времена (Continuous, Perfect, Perfect Continuous), так как они наиболее распространены в устной речи, закрепляется страдательный залог (Passive voice). Также много внимания уделяются практике устной речи и правильному произношению звуков.

Рассмотрим процесс обучения говорению исходя из традиционной и инновационной моделей обучения. В первой, «модели передачи знаний», идет прямой перенос умений и навыков через преподавателя обучающемуся. Учащиеся не играют никакой активной роли в данном взаимодействии, поэтому они выступают сторонними слушателями. Преподаватель ясно, четко и понятно рассказывает, как нужно строить речевые конструкции, с какой интонацией нужно их произносить и в каких случаях. Обучающийся просто повторяет за преподавателем и на основе полученных образцов, заданий, делает подобные конструкции, повторяя их поэтапно. Инновации и креативность отходят на второй план, так как в данном случае идет четкое следование плану и структуре.

При инновационном обучении преподаватель отходит на второй план, а обучающиеся активно вовлекаются в процесс. Так, просмотрев речевую ситуацию, преподаватель предлагает разыграть подобный диалог в реальной жизни, давая творческую свободу в его интерпретации. Обучающиеся на реальной практике понимают, когда и при каких условиях могут применить те или иные конструкции, в каких ситуациях и с какими людьми можно использовать определенные слова и выражения. Это повышает мотивацию и развивает нестандартное мышление, так как нет рамок для интерпретации данного вида деятельности. Но, с другой стороны, просто просмотр ролика без пояснений учителя не даст полного понимания речевых конструкций.

Исходя из представленного примера, можно сделать вывод, что только при сбалансированном подходе, а именно при разумном сочетании традиционного и инновационного подходов к обучению можно получить полное и емкое знание. Так, если активные объяснения и комментарии учителя объединить вместе с творческой свободой и способом театрализации, то получается оптимальный метод, который дает хорошие результаты. Обучающиеся поймут, как и почему нужно произносить те или иные фразы, и смогут воспользоваться ими в реальной жизни. Это то, на что направлено современное образование сегодня – прикладная направленность знания и ее актуальность в настоящий момент.


Библиографическая ссылка

Краснощекова Г.А., Лагунова О.А. ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: PRO ET CONTRA ТРАДИЦИИ И ПОТЕНЦИАЛ СИНТЕЗА ДВУХ МОДЕЛЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 11-1. – С. 156-161;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38904 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674