Одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации является формирование системы мотивации граждан на здоровый образ жизни, в том числе у студенческой молодёжи. Так, в России на законодательном уровне установлена обязанность человека заботиться о сохранении своего здоровья, а утверждённая «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» определяет разработку и реализацию мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодёжи [1]. Состояние здоровья влияет на жизненные планы молодых людей, в том числе на профессиональную подготовку, стремление к социальному развитию, создание семьи и рождение детей. Однако неблагоприятные изменения социальных, экономических, экологических условий современной жизни, а также пандемия коронавируса усугубляют проблему здоровья молодёжи.
Анализ медицинских карт состояния здоровья студентов Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) показал, что при поступлении в вуз лишь 25 % студентов являются здоровыми, а остальные 75 % имеют хотя бы одно заболевание, причём наблюдается тенденция к увеличению числа студентов с хроническими заболеваниями. За последние годы сложилась следующая структура заболеваемости среди студентов: 1) переутомление – 30 %; 2) вегетососудистая дистония – 14 %; 3) желудочно-кишечные – 12 %; 4) сколиоз – 11 %; 5) анемия, глазные, кожные и ЛОР-заболевания – 33 %. Результатом такой ситуации является рост доли студентов, занимающихся в специальных медицинских группах (34 % в 2020/21 учебном году против 28 % за предыдущий период). Таким образом, на основе выявленных проблем здоровья обучающихся данное исследование является актуальным, поскольку способствует решению задачи формирования в высших учебных заведениях необходимой компетенции по сохранению и укреплению здоровья студентов.
Целью работы является разработка структурно-функциональной модели формирования здоровьесберегающей компетенции студентов вузов.
Материалы и методы исследования
Материалом для исследования послужили труды отечественных учёных в области здоровьесбережения обучающихся. В качестве основных методов исследования использованы метод анализа литературных источников и метод моделирования.
Анализ научной и методической литературы, посвящённой заявленной проблематике, позволил подтвердить, что уделяется меньше внимания изучению вопросов здоровьесбережения студентов вузов, чем учащихся общеобразовательных учреждений, в связи с чем возникает необходимость создания структурно-функциональной модели здоровьесберегающей компетенции студентов вузов как совокупности конкретных компонентов и их связей между собой и с окружающей средой.
Результаты исследования и их обсуждение
Использованные методы исследования позволяют получить следующие результаты. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) практически по всем направлениям подготовки студентов в составе универсальных компетенций выделяют здоровьесберегающую компетенцию как «способность выпускника поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». В связи с этим ФГОС ВО обязывают высшие учебные заведения при реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья студентов.
Для реализации здоровьесберегающего образования в вузах необходимы разработка и внедрение структурно-функциональной модели формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов, включающей целевой, методологический, содержательный, организационно-технологический и оценочно-результативный блоки. В целевом блоке нашей модели рассматриваются формирующая цель по реализации здоровьесберегающего содержания организации и задачи, способствующие её достижению.
Методологический блок характеризуется базовыми методическими подходами и связанными с ними исследовательскими принципами. В педагогике сформулировано около двадцати подходов, среди которых для решения наших задач можно выделить три базовых: системный, личностно-деятельностный и компетентностный. Реализация указанных подходов основана на принципах системности, научности, гуманизации, демократизации, интеграции, адаптации, целенаправленности, иерархичности, преемственности и последовательности. При построении обосновывается выбор методологических подходов и исследовательских принципов.
Содержательный блок модели раскрывает как составляющие понятия «здоровье», так и компоненты здоровьесберегающей компетенции. В педагогических исследованиях в определении здоровья выделяют четыре его составляющие – физическое, нравственное, социальное и психологическое. Физическое здоровье содержит большую внутреннюю и моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности; нравственное – включает комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы на основе системы ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе; социальное здоровье предполагает выдержку, самообладание и адекватную самооценку, социализацию личности; психологическое выражается в нормальном психическом развитии, благоприятном функциональном состоянии высших познавательных процессов, положительном эмоциональном состоянии, позволяющем устанавливать взаимоотношения с людьми, учитывать их стремления [2].
В структуре модели формирования компетенции здоровьесбережения будущих специалистов выделяются такие компоненты, как мотивационный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный и рефлексивный. Кратко определим каждый из них.
Мотивация является основой всей деятельности человека. Она изучает собственный уровень физического здоровья личности и включает контроль его состояния; насколько качественен уровень мотивации здоровья у человека (активного созидания или инертности, ведущей к саморазрушению), настолько он не только личностно, но и социально, профессионально ориентирован.
Смысл воспитания здорового образа жизни сводится к эффективной мотивации, причём конечной целью должен стать не настоящий благоприятный образ жизни, а будущее формирование самомотивации – понимание человеком необходимости ведения здорового образа в течение всей жизни. Забота о здоровье и его укреплении должна стать ценностным мотивом жизнедеятельности человека. Давно установлено, что люди, которые систематически занимаются физической культурой и спортом, обладают более высоким уровнем здоровья, более высокой умственной и физической работоспособностью, более устойчивой психикой, дисциплинированностью и волей, активно участвуют в творческой жизни коллектива, серьёзнее относятся к учёбе и работе [2].
Когнитивный компонент здоровьесберегающей компетенции включает в себя профессиональные и общекультурные знания. Его основой являются познания об охране здоровья, активизация когнитивного опыта в процессе здоровьесбережения, положительная мотивация в стремлении получать и перерабатывать информацию по правилам ведения здорового образа жизни и способам укрепления здоровья. Деятельностный компонент характеризуется развитием индивидуальных способов и стилей здоровьесбережения, проявлением самостоятельности в процессе здоровьесбережения, усвоением ценностей здорового образа жизни, умением организовывать собственную жизнедеятельность. Коммуникативный компонент включает организацию и поддержку здоровьесберегающего настроя, умение управлять своими эмоциями в процессе общения, передавать опыт ведения здорового образа жизни. Рефлексивный компонент включает умение анализа и самоанализа физкультурно-оздоровительной деятельности; способность к синтезу и обобщению опыта здоровьесбережения; умение перестраивать систему жизнедеятельности с учётом состояния здоровья, индивидуальный стиль здорового поведения [3, 4].
Организационно-технологический блок содержит этапы, формы, технологии и организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетенции студентов вузов. Предполагается, что оно должно проходить в четыре основных этапа:
1) формирование мотивации к здоро- вьесбережению;
2) формирование знаний и представлений о значимости и ценности здоровья;
3) формирование необходимых умений для здоровьесбережения;
4) формирование рационального и правильного отношения к собственному здоровью, мониторинг своего физического и психического состояния [5].
Для воспитания у студентов осмысленной потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями преподаватель должен искать эффективные формы проведения занятий, создавать соответствующее учебно-методическое обеспечение, а также вести активную пропагандистскую деятельность. Современными формами формирования здоровьесберегающей компетенции, кроме учебных занятий, являются также спецкурсы и факультативы для студентов, проведение психофизических тренингов (тренировок), встречи с известными спортсменами, работа разнообразных спортивных секций, организация конференций и семинаров на тему здоровья, проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с целью расширения знаний о здоровье и популяризации здорового образа жизни, самостоятельное освоение студентами ценностей физической культуры, практическая самоорганизация здорового образа жизни [6].
Как один из способов формирования основ здорового образа жизни рекомендуется использовать время на других учебных дисциплинах естественнонаучного и гуманитарного циклов для бесед со студентами о значении здоровья и необходимости его сохранения и укрепления с раннего возраста. Следовательно, здоровьесберегающая компетенция включает в себя единство знаний о здоровье, умений, навыков и опыта здоровьесберегающей деятельности и осознания ценности здоровья в современном обществе. Педагогические механизмы формирования здоровьесберегающей компетенции направлены на оздоровление студентов высших учебных заведений и воспитание привычки к здоровому образу жизни на протяжении всей дальнейшей жизни путём создания и использования системы интегрированных технологий оздоровительного характера.
Здоровьесберегающая компетенция студентов в вузе реализуется посредством здоровьесберегающих технологий как комплекса методологически обоснованных организационных и психолого-педагогических приёмов, методов и деятельности, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья студентов вузов, формирование у них культуры здоровья. Здоровьесберегающая компетенция студентов содержит неимитационные и имитационные технологии активного обучения, дистанционные технологии обучения, тестовые и рейтинговые технологии оценки учебных достижений.
Здоровьесберегающие технологии должны функционировать с учётом следующих принципов, способствующих достижению высокого уровня сформированности компетенции:
- подбор средств и методов физической культуры, обеспечивающих многосторонний характер физической нагрузки в различных видах двигательной активности;
- регулярность занятий;
- постепенность нарастания физической нагрузки;
- недопустимость предельных нагрузок;
- регулярный оперативный контроль показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
К основным организационно-педагогическим условиям для успешного функционирования модели формирования здоровьесберегающей компетенции будущих специалистов в процессе обучения в вузе относятся:
1) здоровьесберегающее образовательное пространство как важная задача деятельности высшего учебного заведения;
2) мотивация студентов на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни;
3) санитарно-гигиеническое обеспечение образовательного процесса (оборудование аудиторий, учебных кабинетов, лабораторий, освещение и отопление аудиторий, организация питания, режимные моменты обучения);
4) психолого-педагогическое сопровождение (оптимальная учебная нагрузка в учебном дне и неделе, чередование физической и умственной активности, предупреждение утомления);
5) здоровьесберегающая модель учреждения высшего образования (средства и технологии, обеспечивающие здоровьенаправленную деятельность в вузе);
6) организацию консультативно-оздоровительного центра в вузе по здоровьесберегающим технологиям и культуре здорового образа жизни для студентов и преподавателей.
Для определения степени сформированности компетенции здоровьесбережения у выпускников высших учебных заведений в оценочно-результативном блоке можно воспользоваться следующими критериями (индикаторами качества):
- понимание общественной значимости физической культуры и её влияния на развитие личности и адаптации к профессиональной деятельности;
- всестороннее и гармоничное физическое развитие и совершенствование с целью профилактики здоровья, необходимого для определённого вида трудовой деятельности;
- адекватная оценка своего физического и психического потенциала, преодоление комплексов неполноценности;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, мотивации к здоровому образу жизни;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья (в том числе личная гигиена, культура питания, закаливание);
- опыт повышения двигательной активности и функциональных возможностей;
- использование физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих личных и профессиональных достижений [7].
В результате проведения эксперимента могут быть получены компоненты сформированной здоровьесберегающей компетенции студентов на базовом, среднем или высоком уровне (рисунок).
Целевой блок |
|
Цель: |
Задачи: |
Реализация здоровьесберегающего содержания образования |
- систематизация компонентов здоровьесберегающей компетенции студентов вузов; - выявление структуры и содержания компонентов модели; - определение этапов, форм, принципов и технологий формирования здоровьесберегающей компетенции студентов вузов; - определение критериев (индикаторов качества) оценки степени сформированности компетенции здоровьесбережения у выпускников вузов |
Методологический блок |
|
Подходы: |
Принципы: |
- системный; - личностно-деятельностный; - компетентностный |
- системности, научности, гуманизации; - демократизации, интеграции, адаптации, целенаправленности; - иерархичности, преемственности, последовательности |
Содержательный блок |
|
- составляющие понятия здоровья |
- физические, социальные, психологические, нравственные |
- компоненты компетенции |
- мотивационный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный, рефлексивный |
ОрганизационНО-технологический блок |
|
– Этапы |
формирование мотивации, знаний, умений, отношения к здоровью |
– Формы |
спецкурсы, факультативы, конференции и семинары, круглые столы, физкультурно-оздоровительные мероприятия, психофизические тренинги, самоорганизация здорового образа жизни |
– Технологии |
неимитационные и имитационные технологии активного обучения, дистанционные технологии обучения, тестовые и рейтинговые технологии оценки учебных достижений |
– Организационно-педагогические условия |
здоровьесберегающее образовательное пространство, мотивация, санитарно-гигиеническое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение, организация консультационно-оздоровительного центра |
Оценочно-результативный блок |
|
Критерии |
понимание общественной значимости физической культуры, всестороннее и гармоничное развитие, адекватная оценка физического и психического потенциала, опыт повышения двигательной активности, использование физкультурно-спортивной деятельности для последующих личных и профессиональных достижений |
Уровни сформированности |
Базовый, средний, высокий |
Результат |
Сформированные здоровьесберегающие компетенции студентов |
Структурно-функциональная модель формирования здоровьесберегающей компетенции студентов вуза
На представленном рисунке дана теоретическая модель формирования здоровьесберегающей компетенции студентов. Она планируется для реализации в результате предполагаемого эксперимента. При разработке модели рассматривалась показанная в работе [3] аналогичная модель Е.А. Шатровой, однако между ними имеются определённые различия. Во-первых, они отличаются по объекту и предмету исследования, в нашей модели это студенты вузов и формирование здоровьесберегающей компетенции; в альтернативной модели – преподаватели и формирование их здоровьесберегающей компетентности. Во-вторых, при некотором сходстве компонентов моделей имеется значимое отличие, связанное с различием указанных основных параметров, а также авторского взгляда на реализацию модели.
Заключение
Таким образом, предложенная модель обеспечивает в результате педагогического воздействия (учебные дисциплины, спецкурсы и другие формы) у студентов – будущих специалистов формирование здоровьесберегающей компетенции, необходимой для развития социальной и конкурентоспособной личности. Она описывает все основные функции формирования искомой компетенции, выраженные в типовых компонентах модели. Однако содержание представленных компонентов обладает новизной и оригинальностью. В частности, оригинальными являются: содержание, цели и задачи целевого блока; подходов и принципов методологического блока; этапы, формы и организационно-педагогические условия организационно-технологического блока; критерии и результат сформированности модели в оценочно-результативном блоке.
Рассматриваемая компетенция является важнейшей составляющей общепрофессиональной подготовки бакалавров и специалистов независимо от специализации программы обучения. Здоровьесберегающая деятельность должна стать неотъемлемой частью жизни каждого человека, способствуя повышению его работоспособности и качества жизни.
Современное образование перешло на компетентностный подход в подготовке специалистов, получающих знания, умения и навыки, в том числе для здоровьесбережения. Применение их на практике позволяет создать безопасные и комфортные условия для жизни, способствовать адаптации к опасностям и снижению их риска, повышению уровня защищенности человека. В частности, физкультурное образование характеризует здоровьесберегающую деятельность как взаимосвязь всех компонентов образования (воспитания, обучения и развития), способствующих сохранению и укреплению здоровья студентов. Безусловно, установка на здоровый образ жизни у человека формируется не спонтанно, а является осознанным решением в результате психологического и педагогического воздействия. Поэтому образовательные учреждения должны способствовать воспитанию физически и психически здоровых граждан, формировать у них потребность в собственном здоровье и в здоровье других людей.
Библиографическая ссылка
Кочура А.С., Матушанский Г.У. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 11-1. – С. 150-155;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38903 (дата обращения: 22.12.2024).