Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Бичева И.Б. 1 Ковчегова М.Б. 1 Горшенина Н.М. 1 Самохвалова Н.В. 1 Симонова Ю.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
В статье проводится теоретический анализ понятия «педагогическая компетентность родителей». Обосновывается важность ее развития у родителей, воспитывающих детей раннего возраста, как актуального направления профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования. Авторами выделяются компоненты данного вида компетентности (ценностно-смысловой и мотивационный, когнитивно-содержательный, коммуникативно-деятельностный, рефлексивно-оценочный), дается их характеристика, определяются высокий (оптимальный), средний (допустимый), низкий (критический) уровни сформированности. В соответствии с целью исследования предлагается модель ее развития, основанная на положениях аксиологического, личностно-деятельностного и компетентностного подходов. Определены педагогические условия ее реализации. Обосновывается деятельность «Школы молодых родителей». Сформулированы задачи, принципы, основные содержательные линии ее работы. Авторы подчеркивают, что при проектировании содержания работы «Школы молодых родителей» важно продумывать формы и методы теоретической и практической подготовки, включая общие (универсальные) темы и индивидуальные (инвариантные), учитывая потребности конкретных родителей по воспитанию ребенка. Показано, что развитие педагогической компетентности родителей необходимо осуществлять системно и последовательно, что достигается совместными усилиями педагогов и родителей на различных этапах взаимодействия. Теоретические и методические положения, приведенные в статье, требуют их экспериментальной апробации в условиях дошкольной образовательной организации.
дошкольная образовательная организация
развитие педагогической компетентности родителей
воспитание детей в раннем возрасте
взаимодействие
модель
«школа молодых родителей»
1. Бурина Е.А., Кудинова А.Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 1. С. 6.
2. Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. С. 14.
3. Бичева И.Б., Вялова Н.В., Рязанова Е.А. Организационно-методические основы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67–4. С. 44–47.
4. Селина В.В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестник Новгородского государственного университета. 2008. № 45. С. 68–70.
5. Татаринцева Н.Е., Гречишникова К.О. Педагогические условия оказания помощи родителям в воспитании детей // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 6. С. 97–102.
6. Коробкова В.В. Сущность и содержание психолого-педагогической компетентности родителей в современных исследованиях // Педагогическое образование и наука. 2011. № 6. С.101–105.
7. Прозументик О.В., Зорина Н.А. Формирование коммуникативной компетентности родителей посредством тренинга // ЦИТИСЭ. 2020. № 1 (23). С. 100–109.
8. Бичева И.Б., Муравьева И.А. Проблемы и особенности взаимодействия с родителями детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2017. № 6 (30). С. 87–91.
9. Рязанова М.В., Ханова Т.Г. Интерактивные формы работы педагога с родителями воспитанников // Детский сад от А до Я. 2021. № 2 (110). С. 18–26.

Одним из актуальных направлений в деятельности дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективность такого взаимодействия во многом обусловлена характером мотивов к сотрудничеству его участников, имеющимися у них психолого-педагогическими знаниями и умениями, особенностями общекультурного и личностного развития. Кроме того, усиление роли семьи в воспитании и развитии ребенка, переход на компетентностные основы отражает требования ФГОС ДО и вызывает ряд преобразований при организации процесса взаимодействия в условиях различных форм работы [1, 2]. На необходимость обеспечения психолого-педагогической поддержки и сопровождения родителей в повышении их компетентности в решении оздоровительных, образовательных и развивающих задач указывается во всех комплексных программах дошкольного образования. Однако, как показывают наши исследования, в ДОО педагоги «сталкиваются с достаточно низкой компетентностью родительского поведения и уровнем педагогической культуры родителей, что часто приводит к недопониманию во взаимоотношениях» [3, с. 44]. Это проявляется в необоснованно завышенных требованиях со стороны родителей к профессиональной деятельности педагогов, в неумении родителей применять педагогически обоснованные методы и приемы воспитания ребенка и др. В то же время и планируемые педагогами формы и методы работы с родителями не в полной мере соответствуют современным подходам к организации сотрудничества с родителями как активными субъектами и партнерами. С одной стороны, программа ДОО и рабочие программы педагогов включают необходимые разделы по организации взаимодействия с родителями. С другой стороны, педагоги в достаточно общем виде определяют понятие «педагогическая компетентность родителей», затрудняясь выделить содержательные и процессуальные основы для ее развития. Отмечаются проблемы в изучении воспитательного потенциала семьи, разработке конкретных педагогических рекомендаций, привлечении родителей к обсуждению и планированию совместных образовательных мероприятий.

Рассмотренные обстоятельства актуализируют необходимость теоретического осмысления понятия «педагогическая компетентность родителей» (далее – ПКР).

Анализ научных публикаций свидетельствует, что единого определения исследуемого понятия не выработано. Выделим некоторые положения ученых, имеющие значение для нашего исследования:

- во-первых, ПКР раскрывается с позиции интегративного подхода. В.В. Селиной подчеркивается взаимосвязь «когнитивного, операционально-технологического и эмоционально-личностного компонентов в системе взаимодействия «родитель – ребенок» [4, с. 68];

- во-вторых, акцентируется важность сформированности индивидуально-личностных качеств родителей. Н.Е. Татаринцевой и К.О. Гречишниковой обосновывается их значение в выполнении «родительских функций», способности быстро и эффективно адаптироваться к непрерывно меняющимся социально-экономическим условиям жизни [5, с. 98];

- в-третьих, подчеркивается необходимость формирования у родителей определенных знаний, опыта, а также развития способностей и умений: «целенаправленно создавать эмоционально-комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности» [6, с. 103]. О.В. Прозументик и Н.А. Зорина под ПКР понимают «готовность» и характеризуют такие ее проявления, как оперативность и уверенность в принятии воспитательных решений «в условиях конкретных типичных и нестандартных ситуаций взаимодействия с ребенком на основе общей осведомленности в вопросах развития и воспитания ребенка, его понимания и принятия, личностных педагогических установок и опыта» [7, с. 103].

Вышеизложенное позволяет определить ПКР как результат их личностного развития, готовность проявлять свою педагогическую культуру, непрерывно повышать уровень образованности, оказывая воспитательное и развивающее воздействие, адекватное возрасту ребенка.

Для детей раннего возраста взаимодействие воспитывающих взрослых особенно значимо, поскольку именно этот период отличается сущностными приобретениями ребенка: происходит становление его личности, расширяется индивидуальный и социальный опыт и др. Поэтому формирование у родителей педагогической компетентности является актуальным направлением профессиональной деятельности педагогов ДОО, работающих с детьми данного возрастного этапа.

Цель исследования – разработать модель развития ПКР, воспитывающих детей раннего возраста в условиях ДОО.

Материалы и методы исследования

Проведены анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Контент-анализ публикаций по исследуемой проблеме позволяет выделить и охарактеризовать следующие компоненты ПКР, воспитывающих детей раннего возраста: ценностно-смысловые и мотивационные, когнитивно-содержательные, коммуникативно-деятельностные и рефлексивно-оценочные.

Ценностно-смысловой и мотивационный компонент характеризуется осознанием функции родительства; сформированностью установки на постоянное самообразование в области педагогики и психологии детей раннего возраста; положительно направленным эмоционально-ценностным отношением к ребенку, процессу его развития и воспитания.

Когнитивно-содержательный компонент выражается в сформированности необходимых и достаточных знаний в области педагогики и психологии раннего возраста; педагогической образованности, воспитанности, ответственности, непрерывности самообразования и саморазвития.

Коммуникативно-деятельностный компонент характеризуется опытом восприятия, понимания и применения психолого-педагогических знаний в процессе взаимодействия с ребенком; умением применять в практической деятельности эффективные приемы педагогического воздействия, обеспечивая эмоциональное благополучие ребенка в разных видах деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент отражает объективность самооценки достигнутых результатов в воспитании и развитии своего ребенка; понимание соответствия между имеющимися представлениями и способами деятельности с детьми в области педагогики и психологии раннего возраста с нормативно требуемыми.

Для оценки сформированности предлагаемых компонентов нами предлагается три уровня:

- высокий (оптимальный) уровень: характеризуется системным и постоянным проявлением всех показателей;

- средний (допустимый) уровень: выражается во фрагментарном проявлении показателей, чаще всего, в знакомых ситуациях;

- низкий (критический) уровень: отмечается отсутствие большинства показателей или их частичная сформированность.

В процессе диагностики целесообразно изучение таких вопросов, как:

- преобладающие мотивы отношения родителей к ребенку, способность понимать и сопереживать ребенку, обеспечивая эмоционально-положительный контакт и чувство защищенности (ценностно-смысловой и мотивационный компонент);

- знания родителями психофизиологических особенностей и педагогических закономерностей, способов взаимодействия с ребенком раннего возраста (когнитивно-содержательный компонент);

- характер общения и взаимодействия с ребенком, умение организовывать совместную деятельность на принципах сотрудничества, устанавливать доверительные отношения (коммуникативно-деятельностный компонент);

- умение оценивать личностные преобразования ребенка, его достижения, трудности, выявлять причину (рефлексивно-оценочный компонент).

Таким образом, сформированность предлагаемых компонентов, с одной стороны, обусловлена имеющимся индивидуальным опытом родителей в воспитании своего ребенка, способностью применять в процессе взаимодействия с ним необходимые знания. С другой стороны, обеспечивается пониманием значимости ценностного отношения к ребенку и готовностью применять соответствующие раннему возрасту способы взаимодействия в разных видах деятельности.

Вышеизложенное позволяет предложить модель развития ПКР, воспитывающих детей раннего возраста в условиях ДОО (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Модель развития ПКР, воспитывающих детей раннего возраста, в условиях ДОО

Методологическим основанием модели приняты аксиологический, личностно-деятельностный, компетентностный подходы, отражающие гуманистические идеи и современные тенденции развития системы дошкольного образования. Приоритетными принципами нами выделяются такие принципы, как направленность на семейные ценности, открытость субъект-субъектных отношений, индивидуализация и дифференциация и др. Учет данных принципов позволяет обеспечить преемственные связи между семейным воспитанием и профессиональной деятельностью педагогов, конструктивный и непрерывный характер взаимодействия педагогов с родителями, согласованный выбор наиболее успешных методов и приемов воздействия на конкретного ребенка.

Подчеркнем, что реализация предлагаемых в модели педагогических условий обеспечивается использованием активных и диалоговых форм и методов взаимодействия [8, 9]. Это позволяет на более высоком уровне выстраивать процесс сотрудничества, повышая ответственность каждого участника, усиливает степень доверия родителей к профессиональной деятельности педагогов, способствует изменению позиции родителей «наблюдатель» на позицию «деятель».

«Школа молодых родителей» рассматривается нами как одна из эффективных форм целенаправленного развития ПКР. Ее деятельность основывается на партнерских отношениях как в процессе информационного обмена между родителями и педагогами, так и при выработке единых подходов к развитию и воспитанию детей.

При проектировании содержания работы «Школы молодых родителей» важно продумывать формы и методы теоретической и практической подготовки, активно включая средства ИКТ-технологий (видеолекции, вебинары и др.) и встречи с узкими специалистами (психологом, врачом и др.). Сочетая разнообразные формы и методы работы с родителями, педагог может намного результативнее решать задачи по развитию ПКР.

Теоретическая подготовка реализуется в форме информационного и психолого-педагогического просвещения (лекториев, изучения и обсуждения специальной литературы, бесед, консультаций (индивидуальных и групповых).

Практическая подготовка обеспечивается включением тренинговых упражнений по овладению навыками эффективной коммуникации, практико-ориентированными заданиями по проблемным вопросам воспитания и развития ребенка, проведением практикумов по обмену опытом семейного воспитания, участием родителей в оформлении выставок для детей и др.

По результатам изучения различных тем проводится саморефлексия родителей.

Тематическое содержание «Школы молодых родителей», с одной стороны, должно быть универсально, поскольку отражает общие вопросы педагогики и психологии раннего возраста (например, организация процесса адаптации ребенка, установление правильного режима дня в этот период, роль игрушки в развитии ребенка и др.). В то же время наличие индивидуальных потребностей родителей и вопросов по воспитанию конкретного ребенка обуславливает разработку инвариантного содержания. Поэтому важно в достаточном количестве предусматривать индивидуальные формы его представления, определяя удобное время и режим работы (дистанционный или при непосредственной встрече).

Процесс развития ПКР необходимо осуществлять системно и последовательно, что достигается совместными усилиями педагогов и родителей на различных этапах взаимодействия (рис. 2).

missing image file

Рис. 2. Этапы развития ПКР

В целом каждый этап развития ПКР направлен на решение конкретных задач и предполагает соответствующие формы и методы работы педагогов с родителями. Важной особенностью поэтапного развития ПКР является организация профессионально направленного и личностно-ориентированного взаимодействия.

Заключение

В статье представлено теоретическое и методическое осмысление проблемы развития ПКР, к основополагающим характеристикам которой можно отнести знание возрастных и психофизиологических особенностей ребенка, умение понимать и принимать его как ценность, создавать условия для развития самостоятельности в разных видах деятельности, прежде всего, предметно-манипулятивной деятельности, ведущей в этом возрасте, способность к эмоциональной близости с ребенком и осознание собственной ответственности за достижение воспитательных и развивающих результатов.

В раннем возрасте положительно направленное взаимодействие воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) становится одним из важных факторов приобщения ребенка к новым социальным условиям, от которого зависит успешность/неуспешность его индивидуально-личностного, психофизиологического развития.

Приведенные в статье теоретические и методические положения требуют их экспериментальной апробации в условиях ДОО. Считаем необходимым проведение диагностики уровня сформированности компонентов ПКР и разработку по ее результатам программы «Школы молодых родителей».


Библиографическая ссылка

Бичева И.Б., Ковчегова М.Б., Горшенина Н.М., Самохвалова Н.В., Симонова Ю.В. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 11-1. – С. 101-105;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38895 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674