Речь считается самой необходимой психологической функцией человека. В процессе общения складываются высокие уровни познавательной работы человека и его возможности к понятийному мышлению. Изучая процесс речевoгo общения, сoвременные ученые зaметили, что онo сoздает ряд условий, неoбхoдимых для планирования самостоятельной деятельности и участия в коллективном труде. Нo, несмoтря на вышескaзаннoе, рoль речи в жизни любoгo челoвека не ограничивается данными факторами. Тем не менее их предостаточно, чтобы подметить, что речевые отклонения в различной степени (в зависимости от механизмов и причин) оказывают негативное влияние на все составляющие психического развития. При этом они тормозят процесс выстраивания отношений в социальном пространстве. Это очень отрицательно воздействует на процесс формирования высоких уровней познавательной работы, что в абсолютной мере связано с качеством образования, изучения и развития дошкольников.
Основные особенности речевых нарушений у детей:
– плохое восприятие речи на слух, своей и чужой;
– неподготовленность к простым формам звукового анализа и синтеза;
– проблемы при анализе звуковой составляющей речи;
– хaрaктернaя общaя «смaзaнность» речи, сжaтaя aртикуляция;
– слабая вырaзительнoсть и четкoсть речи.
Каждый ребенок хочет быть успешным. Это чувство ему необходимо для дальнейшего полноценного развития. Для его обеспечения ребенку, имеющему особенности психофизического развития, необходима совместная работа со специалистами, в том числе и с педагогом-логопедом.
В связи с этим логопедическая помощь является важнейшим компонентом образовательной системы, так как количество детей с различными видами речевых нарушений растет с каждым годом. Речевые нарушения у дошкольников не только затрудняют процесс обучения в общеобразовательных учреждениях в будущем, но и препятствуют общению со сверстниками, что может сказаться на их общем развитии.
Логопедическое сопровождение представляется комплексом, который включает в себя исследовательские, коррекционно-развивающие, профилактические, организационные и просветительские мероприятия, необходимые при коррекции проблем речи у детей, которые препятствуют обучению в образовательных учреждениях и изучению образовательной программы, в также затрудняет процесс освоения детей в социуме.
Необходимо учитывать, что само понятие «сопровождение» должно рассматриваться не только в контексте деятельности психологов или воспитателей, но и как комплексная работа других специалистов – логопедов, дефектологов, общественных работников, воспитателей в структуре образовательных учреждений.
Важными задачами логопедического поддержания детей являются:
– разъяснение специальных знаний о логопедии среди педагогов, законных представителей или родителей детей;
– коррекционная помощь для устранения ошибок в развитии письменной и устной речи обучающихся;
– своевременное преодоление и предупреждение проблем, возникающих при освоении детьми общеобразовательных программ.
Российская система специального образования, направленная на организацию психолого-педагогической работы с различными категориями детей, имеющих нарушения речи, а также их семей на дошкольном и школьном уровнях образования, развивалась на протяжении нескольких десятков лет. За это время была накоплена теоретическая и методологическая база, проверенная опытом. С течением времени система несколько изменилась. Разберем эти изменения на примере Москвы [1, с. 188].
Оказание ранней психологической помощи детям с нарушениями речи активно развивалось с конца 1990-х гг. в специальных отделениях дошкольных учреждений, таких как краткосрочные группы, службы ухода, центры ранней поддержки и детские сады. Такие подразделения постоянно испытывали трудности с финансированием. Данный факт ограничивал возможности детей с нарушениями речи и их семей по организации помощи с детства специалистами-логопедами. Кроме того, большая часть детских садов комбинированного типа была преобразована в общеразвивающие организации. Семьи детей с нарушением речи, которые могли бы получить соответствующую логопедическую и педагогическую помощь, испытывают неудобства в связи с закрытием некоторых логопедических групп [2, с. 94]. В данный момент сокращается количество логопедических кабинетов в детских поликлиниках.
Учитывая перечисленные выше факты, можно сделать вывод о том, что специальное дошкольное образование постепенно отошло на второй план, произошли значительные изменения в методиках оказания ранней логопедической и педагогической помощи в структуре образовательных учреждений [3, с. 70].
Цель исследования – изучить и сформулировать ряд вариативных способов логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями.
Место проведения исследования: детский сад № 2623, ул. Бартеневская, 29, Москва.
Сроки проведения исследования: октябрь 2020 г. – январь 2021 г.
Материалы и методы исследования
Необходимо учесть тот факт, что при организации логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста необходимо учитывать особенности коммуникативного и двигательного развития детей в этом возрасте. У детей раннего возраста, имеющих небольшие отклонения в развитии речи, а также при проявлении различных форм дизонтогенеза (задержка умственного развития, расстройства аутистического спектра, многочисленные нарушения развития) в качестве вторичного отклонения выделяется системное недоразвитие речи в структуре дефекта [4, с. 37]. Если у детей есть тяжелые проблемы в языковом общении или оно вообще отсутствует, то их адаптация среди сверстников с нормальным развитием является сложной задачей.
Вследствие сокращения числа дошкольных организаций, оказывающих помощь детям с речевыми отклонениями, возникло ограничение в проведении коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения [5, с. 15]. Это повлияло и на более позднее начало коррекционной деятельности в логопедических группах, теперь в эти группы принимают детей с 5–6 лет. Из-за влияния этих факторов существенно снизилась эффективность коррекции языковых отклонений, что наиболее явно проявляется у детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи – ринолалией, дизартрией, заиканием. Все это приводит к увеличению числа детей, посещающих школу и имеющих речевые дефекты. Большинство из них входит в «группу риска» школьной дезадаптации.
Перечисленные выше факторы позволяют сделать вывод о необходимости пересмотра методов, используемых для логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста. Помимо этого, возникает необходимость в изыскании всех условий для более успешной организации коррекционно-педагогической и логопедической работы с детьми 2–5 лет, имеющими нарушения речи, которым не оказывается необходимая помощь в рамках государственного финансирования. Таким образом, появится возможность уже с раннего возраста обнаружить дефекты в развитии речи у ребенка и исправить их до поступления ребенка в школу.
Изучение практической деятельности развивающих дошкольных образовательных организаций, вместе с учреждениями начального и основного общего образования, по результатам методических разработок коллектива Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета ГАОУ ВО МГПУ дало возможность развивать более обширное поле работы для логопедов, учитывая особенности современной образовательной системы.
Для организации коррекционной деятельности, направленной на исправление языковых нарушений у детей в раннем и дошкольном возрасте, необходимо понимание особенностей речевого развития каждой категории людей с дефектами речи, языкового онтогенеза [6, с. 71]. При организации коррекционной работы, направленной на устранение данных нарушений у детей, проводят индивидуальные или подгрупповые занятия при совместной работе двух специалистов: логопед и дефектолог, логопед и психолог, логопед и социальный педагог [7, с. 155]. Построение работы таким образом позволит развивать и корректировать речевые навыки у детей в разных видах деятельности, поможет в формировании вербальных и невербальных языковых навыков, повысит эффективность социальной адаптации детей с нарушениями речи, а также обеспечит своевременное двигательное и познавательное развитие.
Результаты исследования и их обсуждение
Мы считаем, что необходимо уделить особое внимание привлечению студентов (бакалавров или магистров) Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета ГАОУ ВО МГПУ для работы воспитателями или социальными педагогами, а также для выполнения тех функций, которые соответствуют их будущей специализации (дефектолог, логопед, сурдопедагог). Данный аспект предполагает освоение студентами знаний и применение их в практической деятельности, что способствует их скорому росту в профессиональной сфере и развитию профессиональных навыков [8, с. 333]. Практическая же деятельность способствует привлечению детей, имеющих отклонения в развитии, в том числе и детей с нарушениями речи, к процессу обучения и коррекции.
В ходе приобщения родителей детей с языковыми проблемами в процесс коррекции и развития, четко прослеживается ориентир и нацеленность на получение положительного результата. Работая с такими детьми, родители (или их представители) должны быть нацелены, прежде всего, на эффективное взаимодействие в триаде «педагог – ребенок с ОВЗ – родитель» [9, с. 106]. Чтобы данная триада лучше функционировала, необходимо разбить работу с родителями детей, имеющих языковые нарушения, на полноценные этапы, взаимодополняющие друг друга (таблица) [10, с. 46].
Этапы логопедической работы с родителями детей, имеющих языковые нарушения
№ этапа |
Суть работы |
1 |
Диагностика детско-родительских отношений, оценка ситуации принятия родителями ребенка, страдающего языковыми нарушениями, их психолого-педагогических навыков в процессе становления ребенка, исходя из особенностей нормального и аномального развития |
2 |
Проведение очных и индивидуальных занятий с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими нарушения в развитии речи, с привлечением их родителей к этим занятиям. Это положительным образом сказывается на эмоциональном состоянии детей – у них снижается степень волнения и тревожности |
3 |
Изменение восприятия родителей по отношению к детям, уделение особого внимания потребностям и желаниям детей, адекватное отношение к особенностям их развития |
4 |
Формирование у родителей интереса и мотивации к участию в процессе коррекции и развития, развитие желания оказывать помощь ребенку в преодолении языковых нарушений |
5 |
Применение родителями наиболее эффективных способов общения с ребенком, имеющим нарушения речи, необходимых для успешной коммуникации |
6 |
Повышение психолого-педагогической осведомленности родителей, их знаний и навыков в области нормального развития, а также в сфере когнитивных, языковых и двигательных отклонений при различных формах дизонтогенеза |
7 |
Выработка у родителей умения оказывать детям педагогическую, психологическую и логопедическую поддержку, имеющее большое значение для последующего коррекционного процесса |
8 |
Выявление способов для повышения знаний, навыков и способностей ребенка с нарушениями речи родителями в домашней среде |
9 |
Взаимодействие с родителями с целью формирования благоприятных обстоятельств для возможности дальнейшего развития ребенка и коррекции уже имеющихся нарушений в домашних условиях |
Приобщение родителей к коррекционной деятельности, интерактивное взаимодействие педагогов, логопедов и родителей в едином образовательном пространстве с учетом актуального положения вещей в системе дошкольного образования – наиболее актуальные направления логопедической помощи семьям, в которых растут дети раннего или дошкольного возраста с нарушениями речевого развития. Все это выявило возможность создания интерактивной консультационной службы как направления и формы работы с родителями для логопеда [11, с. 21]. В условиях данного вида работы могут быть решены важные проблемы, возникшие в моменте обучения.
Данная консультационная служба позволяет логопедам расширять свои знания, благодаря взаимодействию с родителями, использующими базу дошкольных учреждений. Сайт содержит информацию о возможностях структурных подразделений, дающих доступ к необходимым обучающим материалам для детей любого возраста. Он представлен в виде справочника, содержащего обучающую информацию по специфике нормального и аномального развития речи у детей раннего и дошкольного возраста. Данный справочник будет полезен для составления компьютерной диагностической программы, которая позволит определять особенности речевого развития детей [12, с. 106].
Вышесказанное позволяет сделать следующий вывод. В настоящее время моделирование образовательного пространства для детей раннего и дошкольного возраста с речевыми нарушениями и их родителей показало высокую эффективность. Существуют проработки различных вариантов моделирования логопедических услуг на базе негосударственных и государственных детских учреждений. При составлении моделей мы делали акцент на активном участии родителей в коррекционно-логопедическом процессе, а также на повышении их компетенции в вопросах речевого развития у детей с нарушениями речи.
Рассмотрим эти модели:
Модель № 1 – регулярные логопедические занятия с детьми 2–5 лет, имеющими начальную или среднюю степень речевых нарушений, проводимые на базе дошкольных отделений образовательных учреждений. Эти занятия проводятся на индивидуальной основе по желанию родителей. При реализации данной модели проводятся личные беседы с родителями, в которых обсуждаются речевые нарушения ребенка. Результатом таких бесед становится повышение коммуникативных умений родителей в общении с ребенком и закрепление речевых навыков в семье.
Модель № 2 – разработка новой образовательной программы для проведения коррекционной работы с детьми 2–5 лет, имеющими первичные и вторичные речевые нарушения. Данная модель реализуется посредством предоставления образовательной организацией платных услуг по желанию родителей. Помимо этого, предусмотрены как групповые, так и индивидуальные занятия.
Модель № 3 – периодические беседы логопеда с диадой «ребенок с ОВЗ – родитель» с проведением коррекционных занятий, направленных на эффективное взаимодействие и двустороннюю активную коммуникацию в диаде «ребенок с ОВЗ – родитель». При проведении логопедической работы в домашних условиях члены семьи получают интерактивную помощь специалиста через сеть Интернет.
Модель № 4 – оказание систематической интерактивной логопедической помощи семье с ребенком от двух до пяти лет, имеющим нарушения речи, при использовании интернет-ресурса, проведение разовых консультаций логопеда и диады «ребенок с ОВЗ – родитель», направленных на обучение родителей новым способам общения с ребенком, современным коммуникационным умениям и навыкам.
Заключение
Разработка и апробация различных вариантов логопедической работы в новых условиях обучения дошкольных отделений образовательных организаций имеет большое значение.
Четкая структурированность и грамотная организация логопедического сопровождения детей, имеющих нарушения речи, приведет к достижению главной цели инклюзивного образования – созданию благоприятной среды для обучения и социального адаптирования детей в образовательном учреждении.
Согласованность действий логопеда, воспитателя, психолога и других специалистов коррекционно-образовательного процесса позволит эффективно выявить и устранить языковые нарушения у детей.
Логопедическое сопровождение должно происходить в близких отношениях с родителями (законными представителями), при ознакомлении их с задачами и особенностями коррекционного процесса, направленного на преодоление неуспеваемости, возникшей вследствие проблем с речью.
Организация развивающей помощи с применением инновационных компьютерных технологий для детей от двух до пяти лет, имеющих различные речевые нарушения, может оказываться на платной основе в образовательном учреждении и является альтернативой традиционному алгоритму логопедической работы.