Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДЫМ ПЕДАГОГАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕЯЗЫКОВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ РАССКАЗУ-ОПИСАНИЮ В БУМАГОПЛАСТИКЕ

Семенова Т.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им И.Я. Яковлева»
Данная статья выполнена в виде методических рекомендаций молодым специалистам, которые занимаются проблемами развития детской речи и коррекции ее нарушений. Изменение природной среды в результате деятельности человека, неправильное питание, цифровизация социокультурного пространства, вредные привычки зачастую обуславливают проблемы становления и развития связной монологической речи. Данное умение является важнейшим фактором достаточной готовности детей к обучению в школе, а оно, как известно, начинает формироваться на основе описательного рассказывания. Рассказ-описание является базой для совершенствования умений составлять повествовательный рассказ, умений рассуждать и аргументировать свою точку зрения, а также сочинять собственную языковую продукцию. Бумагопластика как доступная, интересная и креативная форма детской трудовой деятельности может быть эффективным средством развития описательной связной речи дошкольников 4–5 лет с общим недоразвитием речи. Целью исследования является выявление и экспериментальная апробация коррекционно-педагогических возможностей бумагопластики для развития умений и навыков составления рассказа-описания у детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи. Изложенная в статье система работы может быть полезна педагогам дошкольного образования, работающим с детьми с ОНР, в качестве методических рекомендаций по данному направлению деятельности.
дошкольное образование
логопедия
развитие речи
связная речь
описательный рассказ
общее недоразвитие речи
бумагопластика
1. Салиева Д.У., Тен Е.П. Эмпирическое исследование особенностей формирования фразовой речи у детей дошкольного возраста 4–5 лет с общим недоразвитием речи // Аллея науки. 2021. Т. 2. № 5 (56). С. 1018–1021.
2. Заболоцкая О.Н. Особенности составления описательного рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи // Энигма. 2020. № 18–1. С. 141–143.
3. Федотова Е.Г. Отечественные исследователи о формировании связной речи у детей с ОНР // Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с инвалидностью и ОВЗ: сборник научных статей по материалам региональной научно-практической конференции. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Юкод», 2018. С. 308–315.
4. Шайдулина Н.Г. Использование технологии бумагопластики в работе с детьми с ОВЗ по автоматизации нарушенных звуков // Специальное образование: материалы XV Международной научно-практической конференции. СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2019. С. 330–333.
5. Велиева С.В., Григорьев О.И. Развитие произвольного внимания у детей 7–8 лет с общим недоразвитием речи // Детский сад – начальная школа: опыт, преемственность, перспективы / Отв. ред. Б.А. Крук. Мозырь: МГПУ им. И.П. Шамякина, 2020. С. 230–231.
6. Ильина Л.Л. Особенности организации художественного ручного труда в дошкольных образовательных учреждениях // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект: Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. С. 249–252.
7. Андреева И.Н., Кислицына В.И. Конструирование из бумаги как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста // Глобализация и национальная безопасность: человек и общество в меняющемся мире / Под общ. ред. В.П. Шалаева. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2019. С. 206–209.
8. Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей. От прилагательных – к рассказам-описаниям. М.: Гном, 2007. 32 с.
9. Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. ФГОС. СПб.: Детство-Пресс, 2021. 80 с.
10. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие описательной речи у дошкольников. ФГОС ДО. М.: Феникс, 2021. 64 с.

У дошкольников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) проблемы в развитии связной монологической речи нарушают процессы формирования речемыслительной и коммуникативной деятельности, что ограничивает полноценность получаемых знаний о мире (Д.У. Салиева [1], О.Н. Заболоцкая [2], Е.Г. Федотова [3] и др.). Продуктивная деятельность детей, в том числе и различные формы ручного труда, помогают современному педагогу, ориентированному на ФГОС дошкольного образования, создавать образовательные проблемные ситуации. Последние, как известно, являются одним из эффективных приемов развития мотивации к речи, её активизации у детей с речеязыковыми расстройствами.

Целью исследования является выявление и экспериментальная апробация коррекционно-педагогических возможностей бумагопластики для развития умений и навыков составления рассказа-описания у детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи. Изложенная в статье система работы может быть полезна педагогам дошкольного образования, работающим с детьми с ОНР, в качестве методических рекомендаций по данному направлению деятельности.

Материалы и методы исследования

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); математические методы обработки полученных данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Педагогический эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад № 112» г. Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании участвовали 16 детей в возрасте от 4 до 5 лет с ОНР. Для обследования навыка составления описательного рассказа нами была использована методика, разработанная В.П. Глуховым. Приемы диагностики включали: составление фраз по сюжетным картинам; составление фраз по серии сюжетных картин, объединённых одной темой; составление рассказа-описания сюжетной картины; рассказывание по серии сюжетных картин.

Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что при выполнении заданий испытуемым требовалась помощь со стороны взрослого, объём связных высказываний был неполным, дети долго подбирали необходимую лексему при формировании фразы, выявлялись неточности в структуре развернутых предложений, связности рассказа, аграмматизмы. Многие испытуемые ограничивались простым перечислением предметов и действий, изображенных на рисунке. Рассказ-описание составлялся с помощью наводящих и уточняющих вопросов и подсказок-указаний педагога, иначе дети неполно отражали нарисованное содержание, рассказы были недостаточно информативны. Таким образом, можно сделать вывод, что описательный рассказ у дошкольников 4–5 лет с ОНР находится на уровне ниже среднего и состоит преимущественно из простых предложений и коротких фраз, характерны ошибки в их лексико-грамматическом оформлении.

Для развития умений и навыков рассказывания как формы монологической связной речи мы использовали составление рассказов-описаний, созданных руками детей с помощью поделок из мятой бумаги. Ранее Н.Г. Шайдулиной были опубликованы результаты исследования по использованию технологии бумагопластики в работе по автоматизации нарушенных звуков [4]. По данным С.В. Велиевой [5] детский ручной труд развивает произвольное внимание у дошкольников с ОНР.

Бумагопластика дает возможность создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции из специально изготовленных заранее отдельных элементов, формируя единый образ предмета. Для работы с детьми, имеющими расстройства речи, бумагопластика имеет еще один немаловажный коррекционно-развивающий эффект: она развивает мелкую дифференцированную моторику кистей и пальцев рук, что опосредованно улучшает качество устной и письменной экспрессивной речи.

Чтобы занятия с использованием данной нетрадиционной технологии конструирования из бумаги были более увлекательными, мы использовали разнообразные педагогические приемы: загадки и небольшие рассказы о предстоящей поделке с показом иллюстраций (восприятие предмета в целом), демонстрация техники выполнения последовательности создания бумажной продукции и вербализация самими детьми некоторых этапов работы (вычленение характерных особенностей предмета и определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга); сюрпризные моменты, воображаемая игровая ситуация; текущий и итоговый анализ результатов работы ребенка [6]. Представим примерный фрагмент системы занятий по развитию навыков составления описательного рассказа с использованием бумагопластики (таблица).

Примерный фрагмент системы занятий по развитию навыков составления описательного рассказа с использованием бумагопластики

Тема занятия

Технология изготовления предмета для описания с использованием бумагопластики

План составления

рассказа-описания детьми

«Пирамидка»

Квадраты из салфеток или гофрированной бумаги, разной величины, разного цвета (5–6 штук); лист цветного картона для фона; клей.

Самый большой квадрат из обычной салфетки скатываем в толстый жгут и приклеиваем его на картонную основу. Сверху приклеиваем жгут чуть меньшего размера и так далее. На верхушке пирамиды размещаем шар из самого маленького квадрата

1. Цвет.

2. Форма.

3. Величина.

4. Материал.

5. Части игрушки.

6. Действия с игрушкой

«Веточки рябины»

Скатываем маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составляем из них гроздь рябины

1. Высота.

2. Части дерева.

3. Форма листьев.

4. Плоды.

5. Вид дерева

«Божьи коровки»

Из красной салфетки скатываем комочек шарообразной формы и приклеиваем на цветок. Из черной бумаги скатываем голову, приклеиваем близко к туловищу. Из другой части пальчиками скатываем семь комочков-крапинок насекомого. Фломастером можно дорисовать усики

1. Кто это?

2. Какой окраски (цвета?)

3. Сколько точек на божьей коровке?

3. Какой формы?

4. Почему ее называют «коровка»?

5. Где живут?

6. Чем питаются?

«Яблоки в корзине»

Мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивать в клей и приклеивать их к картону, не выходя за контур

1. Цвет.

2. Форма.

3. Величина.

4. Вкус.

5. Место произрастания.

6. Как употреблять в пищу

«Ромашки в подарок маме»

Желтая салфетка разрывается на 4 части, из которых скатываем шарики и приклеиваем эти комочки-цветоложе на картонную основу далеко друг от друга. Белую салфетку рвём на необходимое количество частей и катаем жгутики-лепестки, приклеивая вокруг желтых глазков ромашек

1. Части растения и их цвет.

2. Величина.

3. Аромат.

4. Время цветения.

5. Где растет?

6. На что похожа ромашка?

7. Полезные свойства ромашки

«Рыба»

Формируем тело рыбы (форму капли) из гофрированной цветной бумаги. Нарезаем для плавников и хвоста гофрированную бумагу полосками и треугольниками, сворачиваем жгутиками. Глаза и рот можно скатать из обрывков салфеток. Дно картонного силуэтного аквариума выкладывается камушками, которые тоже скатаны из цветных салфеток, водорослями из зеленой гофрированной бумаги, либо натуральными ракушками

1. Подбор признаков к предмету: рыба (какая?) – хищная, аквариумная, морская, пресноводная, озерная, речная, холодная, скользкая, блестящая.

2. Части тела рыб. Для чего нужны плавники, хвост?

3. Чем покрыто туловище рыб? Для чего нужна чешуя рыбам?

4. Как рыбы дышат под водой?

5. Цвет

6. Где живет?

7. Чем питается?

8. Как человек использует рыбу?

9. В каких сказках или мультфильмах встречаются рыбы?

«Пушистая зима»

Берём салфетки и разрываем их на полоски. Получившиеся полоски скручиваем в жгутики. На картоне рисуем простым карандашом контур зимнего пейзажа. Начинаем приклеивать жгутики, промазывая клеем контур. Заполняем контуры салфеткой, обрывая ее по силуэтам

1. Солнце.

2. Небо.

3. Земля.

4. Деревья.

5. Одежда людей.

6. Изменения в жизни зверей.

7. Изменения в жизни птиц.

8. Занятия и забавы детей в это время года

Окончание таблицы

Тема занятия

Технология изготовления предмета для описания с использованием бумагопластики

План составления

рассказа-описания детьми

«Зайка беленький сидит»

Две бумажные салфетки развернем и положим одну на другую. Затем соединяем края и углы к середине – получается комок круглой формы. Из кусочка третьей салфетки сделаем хвостик. Приклеим хвостик к туловищу, потом приклеиваем лапки и мордочку.

1. Внешний вид (части тела).

2. Место, где живет.

3. Чем питается?

4. Как зовут детёныша?

5. Какую пользу приносит человеку?

6. В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное?

«Кудрявый барашек»

Скатываем из салфеток шарики и приклеиваем их по краям плотно друг к другу по контуру. Когда контурное изображение обрамлено шариками из салфеток, смазываем клеем середину и заклеиваем ими всё пространство внутри. Голову «шерстью» не заклеиваем

1. Внешний вид и части тела.

2. Место, где живет?

3. Чем питается?

4. Как зовут детеныша?

5. Какую пользу приносит человеку?

6. В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное?

«Берёза»

Берём лист картона и половинку альбомного листа. Хорошо помнём белый лист и сделаем надрезы. Скрутим по очереди в жгутики все надрезы. Скрутим в жгут нижнюю общую часть. Приклеиваем получившийся ствол на картон. Из гофрированной бумаги или салфеток нарежем квадратики 1,5–2 см. В серединку квадратика ставим карандаш и равномерно сожмём бумагу вокруг карандаша, намажем его клеем. Приклеиваем скрученные квадратики на картон, рядом с веточками. Раскрасим ствол берёзы

1. Величина, цвет.

2. Части дерева.

3. Форма листьев.

4. Плоды.

5. Вид дерева.

6. Польза березы

«Лев»

Для туловища льва необходима половина круга из оранжевой бумаги. Скручиваем и склеиваем ее в конус. Другую часть круга разрезаем пополам для лап. Из чёрной бумаги вырезываем когти и приклеиваем на лапы. Потом тоже превращаем их в конус. Головой служит круг из оранжевого картона – клеим на него глаза и нос с усами. Из множества оранжевых тонких полосок делаем гриву: складываем (без сгиба по центру) и склеиваем между собой. Потом эти каплеообразные кольца размещаем на голове льва. На обороте головы приклеиваем дополнительный сверху, чтобы закрыть стыки полосок

1. Внешний вид (части тела).

2. Место, где живет?

3. Чем питается?

4. Как зовут детёныша?

5. Какую пользу приносит человеку?

6. В каких сказках или мультфильмах встречается лев?

«Гусеница»

Скатываем кусочки цветных салфеток в маленькие шарики и приклеиваем их плотно друг к другу на готовый картонный шаблон гусеницы

1. Внешний вид (цвет, форма, величина).

2. Где живет гусеница?

3. Чем питается?

4. Как передвигается?

5. Какую пользу приносит человеку?

6. В каких сказках или мультфильмах можно ее встретить?

При составлении детьми описательных рассказов по выполненной бумажной продукции мы опирались на труды И.Н. Андреевой [7], Н.Е. Ильякова [8], Н.В. Нищевой [9], Т.А. Ткаченко [10]. Описание строилось по вопросам педагога: прямым («Какого цвета лев?»); подсказывающим нужные характеристики («А у льва есть усы?»); поисковым («Почему божью коровку назвали коровкой? Почему ромашки называют российским солнышком?»); побуждающие к сравнению, использованию переносного значения слова («На что похожи плоды березы?»). После ответов детей педагог эмоционально-выразительно дает рассказ-образец, в котором полно, но лаконично описывает выделяемые признаки и свойства предмета, а также действия, которые он может совершать. Сначала план, которому следуют дошкольники с ОНР при описании своей поделки, состоит из 2–3 вопросов, но постепенно он усложняется.

Заключение

Контрольный эксперимент показал положительные количественные и качественные изменения в экспериментальной группе в сравнении с контрольной: у большинства детей рассказы стали более информативными, отличались логической завершенностью, благодаря составлению рассказов по вопросам педагога подавляющая часть признаков описываемого объекта была в них обозначена. Исследование подтвердило гипотезу о том, что бумагопластика является эффективным средством в развитии описательных умений и связной речи у детей с ОНР, а также позволяет формировать представления об окружающей действительности, интеллектуально-творческие способности, совершенствовать пространственные представления и мелкую моторику.


Библиографическая ссылка

Семенова Т.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДЫМ ПЕДАГОГАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕЯЗЫКОВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ РАССКАЗУ-ОПИСАНИЮ В БУМАГОПЛАСТИКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 9. – С. 218-222;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38840 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674