Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Алешин А.П. 1 Аракелян С.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых»
В данной статье рассматривается информационная система, разработанная для использования при профессиональной переподготовке и повышении квалификации кадров организации, которые в процессе трудовой деятельности могут без отрыва от основной работы участвовать в перспективном новом производстве на базе усовершенствованных технологий, а также в результате этих преобразований развить свои профессиональные компетенции. Также она предоставляет возможность руководящему составу предприятия незамедлительно получать информационные данные о текущих показателях успеваемости и посещаемости сотрудников, принимать управленческие решения и вносить изменения в содержание производственного процесса (на примере МАОУ «Гимназия № 3»). В статье детально описываются ключевые требования к функционалу и качеству, выбору методов и средств реализации системы. Представлена формула расчета текущей успеваемости каждого участника. Аргументированно объясняется выбор двухступенчатой системы клиент – сервер. Разработана база данных, которая взаимодействует с различными подсистемами информационной системы организации. Интерфейс описываемого кроссплатформенного приложения разработан с учетом сформулированных требований эффективности. Апробация системы подтверждена информационными данными, полученными от рабочего персонала в практической деятельности. Данная программа универсальна и может быть использована для всех уровней образования и направленной подготовки.
контроль знаний
образовательный процесс
автоматизированная система
архитектура приложения
кроссплатформенное приложение
клиент
сервер
1. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Лаборатория знаний, 2015. 811 c.
2. Ведерникова Т.И., Родионов А.В., Блудов В.В., Пичкур Д.А. Автоматизация учета текущей успеваемости студентов // BAIKALRESEARCHJOURNAL. 2019. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http//brj-bguer.ru/reader/article.aspx?id=23400 (дата обращения: 31.08.2021).
3. Гордиенко О.В. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Юрайт, 2017. 123 c.
4. Фаулер М. Шаблоны корпоративных приложений. М.: Диалектика-Вильямс, 2019. 544 с.
5. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2015. 416 c.

Важным компонентом рабочего процесса жизнедеятельности каждой организации является ежедневный контроль текущих показателей сотрудников. Качество работы системы управления в образовательном или производственном процессе организаций полностью зависит от его грамотной организации. Данный процесс становится эффективным при выполнении следующих требований [1]:

- должен соответствовать строго намеченному плану;

- быть объективным;

- быть простым для пользователей.

Помимо этого, в соответствии с федеральными государственными стандартами, результаты, полученные сотрудниками в процессе обучения, формируют у них определенные компетенции. Поэтому необходимо учитывать все результативные данные полученные сотрудниками в процессе обучения. Организацию такого учета трудно представить без использования IT-технологий.

В данной статье описывается приложение, которое может стать подсистемой в целостной информационной системе управления организации. Эта подсистема предоставляет возможность своим пользователям контролировать успеваемость и посещаемость сотрудников, незамедлительно получать различные отчеты об успеваемости и посещаемости сотрудников, что служит основой для принятия управленческих решений по изменению рабочего процесса [2].

Целью статьи является разработка новой системы принятия решений с помощью современных IT-технологий для оптимизации и автоматизации процесса управления организацией.

Материалы и методы исследования

Миссия и архитектура приложения

Разработанное кроссплатформенное приложение предназначено для автоматизации процесса контроля текущих показателей сотрудников организации в процессе рабочего дня. Предоставляет возможность своим пользователям выставлять и корректировать рейтинговые баллы и оценку по итогу учебного года или триместра, проверять наличие подгруженных в базу данных файлов с выполненными самостоятельными, практическими, контрольными, лабораторными работами, осуществлять контроль посещаемости занятий [3].

Данное приложение реализует ряд ключевых функций:

- отображает личную информацию о каждом объекте (сотруднике, ведущем тренинга), группах организации;

- отображает информацию об учебных модулях, которые проводятся ведущими определенной организации;

- позволяет работать с динамическими базами данных;

- позволяет оценивать пользователю каждый подгруженный в базу данных сотрудником файл с выполненной самостоятельной работой;

- позволяет контролировать пользователю посещаемость сотрудниками различного рода занятий, предусмотренных учебным планом образовательной организации;

- позволяет фиксировать и хранить информацию в базе данных.

- Архитектура кроссплатформенного приложения «Контроль успеваемости» состоит из двух ключевых уровней: клиента и сервера. Принцип рассматриваемой архитектуры заключается в следующем: клиент осуществляет функцию «запросы», а сервер выдает «ответы».

Серверная часть приложения

Серверная часть (БД) кроссплатформенного приложения спроектирована в программе MicrosoftAccess 2020. Для контроля над текущими показателями сотрудников созданы такие таблицы, как настройка учебного модуля «Subject», перечень разработанных заданий «TaskList», выполнение заданий сотрудниками «Completingtasks», предстоящие тренинги «Training», посещаемость занятий «Attendingclasses».

Таблица «Subject» включает в свое содержание следующую информацию: описание основных настроек и данные об освоении учебного модуля каждым сотрудником организации. Она привязывается к учебной программе курса, конкретной учебной группе, ведущему тренинга, учебному модулю, учебному году или семестру.

В таблицу «TaskList» входит вся необходимая информация об индивидуальных заданиях по учебным модулям. Данный модуль тесно связан с календарным учебным планом, потому как комплексы заданий для различных групп и дисциплин могут быть совершенно разными [2]. Также в этом модуле можно установить сроки по выполнению того или иного задания сотрудником, и рейтинговые баллы за выполненные задания.

Таблица «Completingtasks» хранит в себе следующую информацию: о задании, сотруднике, ведущем тренинга, который выставляет баллы за выполненную сотрудником самостоятельную работу.

В таблице «Training» находятся данные о посещении тренингов рабочим персоналом.

Таблица «Attendingclasses» хранит информацию о пропусках занятий по определенному учебному модулю [4].

Главным программным инструментом, который отвечает за выполнение логики и правил, которые осуществляются в данном кроссплатформенном приложении, являются хранимые процедуры в MicrosoftAccess 2020. Пользователь не имеет права самостоятельно изменять структуру всех таблиц. Все операции с данными выполняются только с помощью процедур, выбирающих или изменяющих эти данные.

Весь перечень процедур, который относится к приложению, хранится на сервере и разделяется на несколько групп:

- процедуры, позволяющие обозревать информацию в таблицах [2];

- процедуры, позволяющие добавлять данные в таблицы;

- процедуры, позволяющие видоизменять информацию в созданных таблицах;

- процедуры, которые позволяют пользователю удалять различные данные из сформированных таблиц.

Клиентская часть приложения

Клиентская часть кроссплатформенного приложения сконструирована в частично бесплатной объектно-ориентированной среде программирования Visual Studio 2019 Community, язык программирования C# (СИ-Шарп). В процессе реализации проекта была разработана диаграмма классов клиентской части, которая отображена на рис. 1.

missing image file

Рис. 1. Диаграмма взаимодействия классов приложения

В данном приложении класс «Form» является своего рода контейнером для элементов управления, которые имеют форменное представление. Он отвечает за создание всего программного интерфейса (меню, кнопок, текстовых полей) приложения. Класс «Menu» демонстрирует главное окно кроссплатформенного приложения, в котором представлена вся необходимая информация для пользователя. В этом классе производятся настройки учебных модулей, добавление, удаление и редактирование разработанных ведущим тренингов заданий, осуществляется доступ к ключевым формам программы «Посещаемость» и «Успеваемость» [2].

В содержание класса «TaskListing» входят следующие компоненты: поля и методы для работы пользователя с формой «Посещаемость». Обработчики событий создателя обращаются к процедурам БД и вносят все необходимые данные в ее содержание.

Класс «Inserttask» реализует форму, которая добавляет по запросу пользователя различные виды заданий в базу данных. Класс «Delettask» позволяет удалять добавленные ранее пользователем задания из базы данных.

Интерфейс кроссплатформенного при- ложения.

Данное приложение имеет довольно понятный, эргономичный и простой интерфейс [2]. Состоит он из различных таблиц, кнопок и вкладок с которыми пользователю приходится работать («Успеваемость», «Группа или класс», «Посещаемость», «Настройки», «Сводная ведомость») (рис. 2).

missing image file

Рис. 2. Меню приложения

missing image file

Рис. 3. Фрагмент реализации программы

missing image file

Рис. 4. Форма «Разработанные задания»

Методика работы с приложением.

1. Запустив приложение, пользователь должен сначала пройти процедуру инициализации (ввести логин и пароль).

2. Затем ему нужно указать учебный год и семестр. И только после всех этих процедур он уже имеет право полноценно работать с другими вкладками приложения.

3. После корректного перехода на вкладку «Успеваемость» вниманию пользователя открывается информация о сформированных группах и учебных модулях, которые изучаются ими непосредственно.

4. Также на этой вкладке присутствует кнопка «Подробнее об успеваемости», при ее нажатии выполняется переход на форму «Разработанные задания» (рис. 4) [2].

5. Вся информация о посещаемости сотрудниками тренингов вручную фиксируется ведущим во вкладке «Посещаемость». Данная вкладка имеет схожую структуру относительно вкладки «Успеваемость». Все действия, которые пользователь может произвести над успеваемостью, аналогичны вкладке «Посещаемость».

6. Далее рассмотрим вкладку «Настройки». Она включает в свое содержание еще две подвкладки: «Дисциплины» и «Задания». Первая вкладка предназначается для того, чтобы ведущий для определенного учебного модуля и группы смог произвести конкретные настройки исходя из своих предпочтений. Вторая отображает все задания, разработанные ведущим для рабочего персонала. Тут можно найти всю информацию о заданиях, подгруженных разработчиком, а также производить различные операции над данными заданиями: добавлять, удалять, изменять.

7. Вкладка «Сводная ведомость» содержит все необходимые данные об успеваемости сотрудников в группе по всему перечню учебных модулей в интересующем пользователя учебном году и семестре в балльной системе [5].

Фрагмент реализации программы (посещение занятий) показан на рис. 3.

Учебная деятельность каждого сотрудника оценивается с использованием рейтинговой системы, вычисление успеваемости сотрудника производится по следующей формуле:

missing image file

где T – подсчитываемая успеваемость конкретного сотрудника по учебному модулю (преобразованная в 100-балльную систему); Aj – максимальное количество баллов, которые сотрудник мог бы получить за выполненное задание; Fj – максимальный балл, полученный сотрудником за выполненное j-е задание.

Основная цель рейтинговой системы заключается в выставлении комплексной оценки, которая выявляет качество работы сотрудников при освоении ими учебных программ. Применяя в образовательной деятельности балловую рейтинговую систему, возможно решить проблему оценивания уровня знаний сотрудников, формируемых в рамках учебных модулей.

Результаты исследования и их обсуждение

Данное кроссплатформенное приложение было апробировано в г. Владимире, в МАОУ «Гимназия № 3». Получены следующие предварительные результаты:

- автоматизация учета дает возможность ее обладателям быстро проектировать различные отчеты по учебной деятельности;

- применение кроссплатформенного приложения в образовательном процессе позволило улучшить школьную систему оценивания, а именно сделало ее более удобной и эффективной, данные об успеваемости автоматически поступают всем лицам, которые обладают определенными полномочиями, например информируют завуча по учебной или воспитательной работе о пропусках или неудовлетворительной успеваемости учащихся, что позволяет оперативно наладить образовательный процесс;

- кроме всего прочего, это приложение формирует основу для создания системы принятия управленческих решений в сфере контроля над успеваемостью учащихся. Данное приложение позволит образовательной организации сделать значительный шаг в области контроля знаний. Дальнейшее развитие приложения предполагает:

- создание диаграмм, графиков, которые позволяют ученикам наглядно отслеживать свою учебную результативность;

- усовершенствовать интерфейс данного приложения (улучшить дизайн, сделать его динамичным и интегрированным);

- разработка веб-формы для клиента, чтобы он имел возможность оперировать с данной системой онлайн.

Заключение

В данной научной статье рассмотрена автоматизированная система, которая предназначена для профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров организации, которые в процессе трудовой деятельности могут непрерывно от основной работы участвовать в перспективном новом производстве на базе усовершенствованных технологий, а также в результате этих преобразований улучшить свои профессиональные компетенции.


Библиографическая ссылка

Алешин А.П., Аракелян С.М. СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 9. – С. 143-147;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38827 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674