Значительный след в современном образовании оставляет пандемия, начавшаяся в 2020 г. Пересмотру, модификации, переоценке подвергаются в той или иной степени практически все элементы педагогической науки. Вынужденный полный всеобщий переход на удаленное общение между студентами и преподавателями выявил не только ряд проблем с его организацией, но и послужил толчком для поиска путей их решения [1].
Одной из трудностей дистанционного обучения стала реализация эффективного итогового контроля в вузе. Педагоги столкнулись с необходимостью бесконтактно провести анализ успеваемости студентов за выделенный период времени. Оценке подвергаются освоенные теоретические знания учащихся, умение использовать их для решения практических задач, полученные навыки самостоятельной работы.
Итоговый контроль – это проверка учебных достижений студента, которая проводится после завершения учебного предмета, блока предметов или образовательной программы в целом и регулируется учебным планом [2].
Наиболее часто используемыми формами итогового контроля являются экзамены и зачеты [3].
Экзамен – это одна из традиционных форм проверки знаний и умений по учебному предмету, оценивается отметками по определенной балльной шкале.
Зачёт – способ оценки знаний или достижений студента в выполнении лабораторных работ, курсовых проектов, работы на семинарах и пр., оценивается единой отметкой «зачтено» [2].
В современной педагогике большое число научных работ посвящёно различным формам контроля. Решением проблемы организации систематического контроля в высшей школе занимались С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Т.Ф. Талызина и др. Особенности использования программного обеспечения и автоматизация рассматриваемого процесса представлена в трудах Е.Л. Белкина, Н.Е. Бобкова, И.Г. Венецкого, В.В. Карпова, H.A. Омельченко [4]. Над темой применения тестового контроля работали B.C. Аванесов, М.С. Бернштейн, Б.В. Володин, С.И. Воскерчьян, В.М. Герасимов, А.Ю. Ерентуева, С.В. Козлов [5] и др. Несмотря на значительное количество авторов, занимавшихся данной проблемой, вопрос организации эффективного итогового контроля в дистанционной форме остается открытым [6].
Цель исследования – анализ эффективности перевода итогового контроля в удаленный формат.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ научной литературы по рассматриваемой теме; изучение передового педагогического опыта; анкетирование [1].
Рис. 1. Процесс проведения удаленного итогового контроля
Процесс проведения удаленного итогового контроля включает следующую группу действий, представленную на рис. 1:
1) установку личности студента, который будет проходить аттестацию;
2) организацию и проведение самой процедуры контроля в строгом соответствии заданий проверяемым знаниям, умениям и навыкам, а также временными требованиями к аттестации;
3) реализацию мер по осуществлению контроля самостоятельности прохождения студентами аттестации.
Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.
Важной особенностью организации удаленного итогового контроля является необходимость проведения идентификации личности студента с целью предотвращения возможной фальсификации. Способ распознавания личности учащихся определяется учебной организацией, которая должна проверять соблюдение условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения [7]. Сегодня существует несколько способов электронной идентификации личности учащихся, большинство из которых могут успешно использоваться в образовательном процессе:
1. При наличии видеосвязи студент может подтверждать личность, предъявляя на камеру документ, идентифицирующий личность, например паспорт или зачетную книжку.
2. При работе в электронной информационно-образовательной среде удаленная идентификация личности учащегося может проводиться посредством авторизации в веб-интерфейсе с применением личных учетных данных, к которым относятся логин и пароль.
3. При наличии соответствующего оборудования можно использовать физиологические биометрические характеристики человека, получаемые путём измерения анатомических данных: отпечатков пальцев, формы лица, рук, структуры сетчатки глаза и др., несмотря на то, что, на наш взгляд, будущее за биометрической идентификацией, в современном дистанционном обучении она практически не применяется в связи со слабой технической оснащенностью.
Еще одним важным вопросом организации итогового контроля является выбор формы для его реализации. Сегодня существует много программных продуктов, применение которых позволяет осуществлять его достаточно эффективно [8]. Дистанционную итоговую аттестацию можно осуществлять, используя возможности видеоконференций, тестовые формы работы и др. (рис. 2).
Рис. 2. Способы проведения дистанционной итоговой аттестации
1. Использование видеоконференций. Эта форма работы наиболее приближена к традиционной проверке знаний, умений и навыков студентов. Она позволяет практически полностью воспроизвести традиционный способ сдачи экзаменов и зачетов. Преподаватель не только лично общается со студентом во время защиты выполненной работы, но и может одновременно контролировать процесс подготовки других студентов. Особенно удобной в данном случае выступает функция демонстрации экрана, которая позволяет наблюдать за выполнением практических заданий каждым из учащихся. Удобными для использования в образовательном процессе интернет-сервисами организации видеоконференций, на наш взгляд, являются следующие продукты: Zoom, Google Meet, Cifru-Meet, Discord и др. [1].
2. Тестирование является одной из наиболее успешных форм контроля при дистанционном обучении. Современные программные продукты для онлайн-тестирования обладают широким кругом возможностей, позволяют использовать вопросы различных видов, автоматически выставлять оценку, при необходимости проводить ее корректировку преподавателем, настраивать временные рамки и т.п. [9]. Возможность удаленного тестирования встроена практически в каждую электронную информационно-образовательную среду и играет в ней именно роль средства контроля. Примером электронной информационно-образовательной среды с использованием тестовых форм проверки знаний, умений и навыков может служить система управления обучением Moodle [10]. К сервисам, позволяющим организовать удаленный итоговый контроль в тестовой форме, можно отнести: средства для разработки и использования тестов в СДО Moodle, iTest, Мастер-Тест, Let’s test, Конструктор Тестов.ру и др.
Контроль самостоятельности прохождения аттестации является важной частью дистанционной проверки уровня усвоения изученного материала. Он должен проводиться независимо от выбора формы проведения. Наиболее успешно эта проблема решается с привлечением технологий онлайн-прокторинга. Под прокторингом понимается процесс опосредованного наблюдения за действиями студентов, сдающих экзамен или зачет, с помощью веб-камеры, а также демонстрация монитора компьютера. Данная технология дает возможность удаленного мониторинга преподавателем процесса работы учащихся и позволяет выполнять те же функции, что и при нахождении в аудитории: отслеживать поведение студента, содержимое его экрана, а также вести видеозапись, что при необходимости значительно облегчит процедуру проведения апелляции [11]. Для реализации контроля за самостоятельностью работы студентов можно использовать интернет-сервисы, перечисленные в пункте 1. Кроме того, современные крупные мессенджеры и почтовые сервисы предоставляют широкие возможности по организации бесплатных групповых видеозвонков, которые тоже применимы для организации наблюдения.
При этом реализация онлайн-прокторинга выдвигает значительные технические требования к оборудованию рабочих мест как преподавателя, так и студентов. Применение видеосвязи, как правило, реализуется в режиме двусторонней видеоконференции, таким образом преподаватель и студенты аттестуемой группы имеют возможность видеть и слышать друг друга, общаться в чате. Для большого числа одновременно транслируемых пользователей необходима высокая пропускная способность интернет-канала, что в некоторых ситуациях создает затруднения в использовании.
Результаты исследования и их обсуждение
Проверка эффективности перевода итогового контроля в удаленный формат проводилась на базе филиала ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске. В эксперименте принимали участие 40 студентов и 10 преподавателей, а также был проведен анализ итоговых ведомостей за 2020–2021 учебный год у пяти групп второго курса, которые в течение обучения периодически, в зависимости от эпидемиологической ситуации в регионе, переходили от традиционной – очной формы работы к дистанционной, включая периоды сессий. В результате оценки экзаменационных ведомостей были получены результаты, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Результаты сдачи экзаменов в очной форме и дистанционно (в %)
Очная |
Дистанционная |
|
Оценка «неудовлетворительно» |
7,9 |
0,5 |
Средний балл за экзамены |
3,84 |
4,13 |
Из представленных результатов видно, что при дистанционной форме проведения экзаменов уменьшилось не только количество двоек, но и незначительно увеличился средний балл аттестуемых. На наш взгляд, это связано со сложностью организации контроля самостоятельности выполнения работы в онлайн-формате студентом даже при использовании видеосредств.
Испытуемым также была предложена анкета, в которой они должны были сделать выбор между очной и дистанционной формами сдачи сессии и обосновать свой выбор и решить, какой из двух вариантов дистанционного контроля предпочтительнее (применение видеоконференции или тестов) и почему. В результате сравнения очной и дистанционной форм работы были получены результаты, представленные в табл. 2 и на рис. 3.
Рис. 3. Результаты выбора формы проведения сессии (количество положительных ответов в %)
Рис. 4. Результаты выбора формы дистанционного контроля (количество положительных ответов в %)
Таблица 2
Результаты выбора формы проведения сессии (количество положительных ответов в %)
Очная |
Дистанционная |
|
Преподаватели |
70 |
30 |
Студенты |
27,5 |
72,5 |
В результате сравнения двух вариантов дистанционного контроля: применения видеоконференции и тестов, были получены результаты, представленные в табл. 3 и на рис. 4.
Таблица 3
Результаты выбора формы дистанционного контроля (количество положительных ответов в %)
Видеоконференция |
Тест |
|
Преподаватели |
60 |
40 |
Студенты |
37,5 |
62,5 |
На основании полученных количественных результатов и комментариев к ответам можно сделать следующие выводы:
1. Студенты отдавали предпочтение дистанционной форме сдачи сессии, поскольку в домашней обстановке чувствуют себя более уверенно и не так сильно нервничают, с преподавателем проще общаться опосредованно, а также больше возможностей незаметно воспользоваться шпаргалками.
2. Преподаватели мотивировали выбор традиционной формы работы недостаточно высоким уровнем технического обеспечения, что влечет за собой сомнения в возможности качественной организации контроля самостоятельности выполнения заданий.
3. При дистанционном контроле преподаватели отдали предпочтение видеоконференции, объяснив это большей схожестью с очной формой аттестации и возможностью общения со студентами.
4. Выбор студентов был определен отсутствием дополнительных вопросов, автоматическим получением оценки.
Заключение
Современный уровень компьютерной техники и существующее программное обеспечение позволяют на достаточно высоком уровне организовать проведение итогового контроля. Однако наблюдается недостаточный уровень оснащенности, часть студентов при работе используют мобильные телефоны, а также сложность с контролем самостоятельности выполнения работы даже при использовании средств видеоконтроля, что делает очную – традиционную форму сдачи зачетов и экзаменов, предпочтительнее с точки зрения объективности оценки. При этом опыт дистанционного обучения, приобретённый в 2020, 2021 гг., положительно отражается на проблеме дистанционного контроля, для его реализации появляются новые программные продукты и адаптируются существующие, а также проводятся научные и методические исследования.
Библиографическая ссылка
Быков А.А., Киселева О.М. ПЕРЕВОД ТРАДИЦИОННОГО ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ В ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 8. – С. 165-169;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38797 (дата обращения: 21.11.2024).