Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕРЕВОД ТРАДИЦИОННОГО ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ В ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ

Быков А.А. 1 Киселева О.М. 2
1 Филиал ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске
2 ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»
Пандемия 2020 г. и последовавший всеобщий переход на дистанционное обучение повлекли за собой необходимость удаленной организации образовательного процесса. Его значительной частью является подведение итогов изучения дисциплин – проведение зачетов и экзаменов. Их перевод в цифровой формат вызвал определенные трудности. При опосредованной сдаче сессии нужно не только подготовить электронные материалы для проверки знаний, умений и навыков, но и организовать идентификацию личности учащихся и решить вопрос эффективного контроля самостоятельности выполнения экзаменационной работы студентами. Распознавание личности учащегося может проводиться с использованием видеосвязи путем предъявления идентифицирующих документов, путем авторизации с применением личных учетных данных или с помощью биометрических показателей. Дистанционное проведение итоговой аттестации может быть выполнено в формате видеоконференции или в тестовой форме. Однако независимо от выбранной формы проведения необходим контроль над самостоятельностью прохождения аттестации. Наиболее подходящий способ его осуществления, на наш взгляд, это привлечение технологий онлайн-прокторинга. Авторами была сделана попытка оценить эффективность перевода итогового контроля в удаленный формат. Эксперимент проводился на базе филиала ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске.
итоговый контроль
зачет
экзамен
образовательный процесс
дистанционное обучение
программное обеспечение
1. Быков А.А., Киселева О.М. Перевод традиционной лекции в дистанционный формат // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30712 (дата обращения: 11.06.2021).
2. Тимофеева Н.М., Сенькина Г.Е. Краткий карманный словарь-справочник по общей методике обучения математике. Смоленск: СГПУ, 2004. 72 с.
3. Киселева М.П. Моделирование и программирование как элемент компьютерной развивающей предметной среды // Развитие научно-технического творчества детей и молодежи: сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 25–30.
4. Аслезова Л.В. Теоретические основы организации контроля результатов учебной деятельности студентов в процессе модульно-дистанционного: дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2001. 200 с.
5. Киселева О.М., Тимофеева Н.М. Построение концептуальной модели учебных словарей по педагогическим дисциплинам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 3216–3220. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2013/53649.htm (дата обращения: 15.06.2021).
6. Козлов С.В. Использование вспомогательных программных модулей в автоматизированных информационных системах поддержки учебного процесса // Компьютерная интеграция производства и ИПИ-технологии: сборник трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, 2017. С. 235–239.
7. Киселева М.П. Подготовка будущих учителей к работе в условиях цифровизации образования // Учитель и время. 2018. № 13. С. 107–111.
8. Сенчилов В.В., Быков А.А., Тимофеева Н.М., Киселева О.М. Программное обеспечение дистанционного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017. № 7. С. 29–34.
9. Перова Ю.П. Технологии тестирования в дистанционном обучении // Доклады ТУСУР. 2015. № 1 (35). С. 138–141.
10. Михайлова Н.В. Электронная обучающая среда Moodle как средство организации асинхронной самостоятельной работы студентов вуза: автореф. дис.... канд. пед. наук. Оренбург, 2012. 24 с.
11. Исеев Р.Р. Опыт дистанционного проведения контроля успеваемости и аттестации обучающихся в условиях пандемии // The Newman in Foreign policy. 2020. № 54 (98). С. 6–20.

Значительный след в современном образовании оставляет пандемия, начавшаяся в 2020 г. Пересмотру, модификации, переоценке подвергаются в той или иной степени практически все элементы педагогической науки. Вынужденный полный всеобщий переход на удаленное общение между студентами и преподавателями выявил не только ряд проблем с его организацией, но и послужил толчком для поиска путей их решения [1].

Одной из трудностей дистанционного обучения стала реализация эффективного итогового контроля в вузе. Педагоги столкнулись с необходимостью бесконтактно провести анализ успеваемости студентов за выделенный период времени. Оценке подвергаются освоенные теоретические знания учащихся, умение использовать их для решения практических задач, полученные навыки самостоятельной работы.

Итоговый контроль – это проверка учебных достижений студента, которая проводится после завершения учебного предмета, блока предметов или образовательной программы в целом и регулируется учебным планом [2].

Наиболее часто используемыми формами итогового контроля являются экзамены и зачеты [3].

Экзамен – это одна из традиционных форм проверки знаний и умений по учебному предмету, оценивается отметками по определенной балльной шкале.

Зачёт – способ оценки знаний или достижений студента в выполнении лабораторных работ, курсовых проектов, работы на семинарах и пр., оценивается единой отметкой «зачтено» [2].

В современной педагогике большое число научных работ посвящёно различным формам контроля. Решением проблемы организации систематического контроля в высшей школе занимались С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Т.Ф. Талызина и др. Особенности использования программного обеспечения и автоматизация рассматриваемого процесса представлена в трудах Е.Л. Белкина, Н.Е. Бобкова, И.Г. Венецкого, В.В. Карпова, H.A. Омельченко [4]. Над темой применения тестового контроля работали B.C. Аванесов, М.С. Бернштейн, Б.В. Володин, С.И. Воскерчьян, В.М. Герасимов, А.Ю. Ерентуева, С.В. Козлов [5] и др. Несмотря на значительное количество авторов, занимавшихся данной проблемой, вопрос организации эффективного итогового контроля в дистанционной форме остается открытым [6].

Цель исследования – анализ эффективности перевода итогового контроля в удаленный формат.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ научной литературы по рассматриваемой теме; изучение передового педагогического опыта; анкетирование [1].

missing image file

Рис. 1. Процесс проведения удаленного итогового контроля

Процесс проведения удаленного итогового контроля включает следующую группу действий, представленную на рис. 1:

1) установку личности студента, который будет проходить аттестацию;

2) организацию и проведение самой процедуры контроля в строгом соответствии заданий проверяемым знаниям, умениям и навыкам, а также временными требованиями к аттестации;

3) реализацию мер по осуществлению контроля самостоятельности прохождения студентами аттестации.

Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Важной особенностью организации удаленного итогового контроля является необходимость проведения идентификации личности студента с целью предотвращения возможной фальсификации. Способ распознавания личности учащихся определяется учебной организацией, которая должна проверять соблюдение условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения [7]. Сегодня существует несколько способов электронной идентификации личности учащихся, большинство из которых могут успешно использоваться в образовательном процессе:

1. При наличии видеосвязи студент может подтверждать личность, предъявляя на камеру документ, идентифицирующий личность, например паспорт или зачетную книжку.

2. При работе в электронной информационно-образовательной среде удаленная идентификация личности учащегося может проводиться посредством авторизации в веб-интерфейсе с применением личных учетных данных, к которым относятся логин и пароль.

3. При наличии соответствующего оборудования можно использовать физиологические биометрические характеристики человека, получаемые путём измерения анатомических данных: отпечатков пальцев, формы лица, рук, структуры сетчатки глаза и др., несмотря на то, что, на наш взгляд, будущее за биометрической идентификацией, в современном дистанционном обучении она практически не применяется в связи со слабой технической оснащенностью.

Еще одним важным вопросом организации итогового контроля является выбор формы для его реализации. Сегодня существует много программных продуктов, применение которых позволяет осуществлять его достаточно эффективно [8]. Дистанционную итоговую аттестацию можно осуществлять, используя возможности видеоконференций, тестовые формы работы и др. (рис. 2).

missing image file

Рис. 2. Способы проведения дистанционной итоговой аттестации

1. Использование видеоконференций. Эта форма работы наиболее приближена к традиционной проверке знаний, умений и навыков студентов. Она позволяет практически полностью воспроизвести традиционный способ сдачи экзаменов и зачетов. Преподаватель не только лично общается со студентом во время защиты выполненной работы, но и может одновременно контролировать процесс подготовки других студентов. Особенно удобной в данном случае выступает функция демонстрации экрана, которая позволяет наблюдать за выполнением практических заданий каждым из учащихся. Удобными для использования в образовательном процессе интернет-сервисами организации видеоконференций, на наш взгляд, являются следующие продукты: Zoom, Google Meet, Cifru-Meet, Discord и др. [1].

2. Тестирование является одной из наиболее успешных форм контроля при дистанционном обучении. Современные программные продукты для онлайн-тестирования обладают широким кругом возможностей, позволяют использовать вопросы различных видов, автоматически выставлять оценку, при необходимости проводить ее корректировку преподавателем, настраивать временные рамки и т.п. [9]. Возможность удаленного тестирования встроена практически в каждую электронную информационно-образовательную среду и играет в ней именно роль средства контроля. Примером электронной информационно-образовательной среды с использованием тестовых форм проверки знаний, умений и навыков может служить система управления обучением Moodle [10]. К сервисам, позволяющим организовать удаленный итоговый контроль в тестовой форме, можно отнести: средства для разработки и использования тестов в СДО Moodle, iTest, Мастер-Тест, Let’s test, Конструктор Тестов.ру и др.

Контроль самостоятельности прохождения аттестации является важной частью дистанционной проверки уровня усвоения изученного материала. Он должен проводиться независимо от выбора формы проведения. Наиболее успешно эта проблема решается с привлечением технологий онлайн-прокторинга. Под прокторингом понимается процесс опосредованного наблюдения за действиями студентов, сдающих экзамен или зачет, с помощью веб-камеры, а также демонстрация монитора компьютера. Данная технология дает возможность удаленного мониторинга преподавателем процесса работы учащихся и позволяет выполнять те же функции, что и при нахождении в аудитории: отслеживать поведение студента, содержимое его экрана, а также вести видеозапись, что при необходимости значительно облегчит процедуру проведения апелляции [11]. Для реализации контроля за самостоятельностью работы студентов можно использовать интернет-сервисы, перечисленные в пункте 1. Кроме того, современные крупные мессенджеры и почтовые сервисы предоставляют широкие возможности по организации бесплатных групповых видеозвонков, которые тоже применимы для организации наблюдения.

При этом реализация онлайн-прокторинга выдвигает значительные технические требования к оборудованию рабочих мест как преподавателя, так и студентов. Применение видеосвязи, как правило, реализуется в режиме двусторонней видеоконференции, таким образом преподаватель и студенты аттестуемой группы имеют возможность видеть и слышать друг друга, общаться в чате. Для большого числа одновременно транслируемых пользователей необходима высокая пропускная способность интернет-канала, что в некоторых ситуациях создает затруднения в использовании.

Результаты исследования и их обсуждение

Проверка эффективности перевода итогового контроля в удаленный формат проводилась на базе филиала ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске. В эксперименте принимали участие 40 студентов и 10 преподавателей, а также был проведен анализ итоговых ведомостей за 2020–2021 учебный год у пяти групп второго курса, которые в течение обучения периодически, в зависимости от эпидемиологической ситуации в регионе, переходили от традиционной – очной формы работы к дистанционной, включая периоды сессий. В результате оценки экзаменационных ведомостей были получены результаты, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Результаты сдачи экзаменов в очной форме и дистанционно (в %)

 

Очная

Дистанционная

Оценка «неудовлетворительно»

7,9

0,5

Средний балл за экзамены

3,84

4,13

Из представленных результатов видно, что при дистанционной форме проведения экзаменов уменьшилось не только количество двоек, но и незначительно увеличился средний балл аттестуемых. На наш взгляд, это связано со сложностью организации контроля самостоятельности выполнения работы в онлайн-формате студентом даже при использовании видеосредств.

Испытуемым также была предложена анкета, в которой они должны были сделать выбор между очной и дистанционной формами сдачи сессии и обосновать свой выбор и решить, какой из двух вариантов дистанционного контроля предпочтительнее (применение видеоконференции или тестов) и почему. В результате сравнения очной и дистанционной форм работы были получены результаты, представленные в табл. 2 и на рис. 3.

missing image file

Рис. 3. Результаты выбора формы проведения сессии (количество положительных ответов в %)

missing image file

Рис. 4. Результаты выбора формы дистанционного контроля (количество положительных ответов в %)

Таблица 2

Результаты выбора формы проведения сессии (количество положительных ответов в %)

 

Очная

Дистанционная

Преподаватели

70

30

Студенты

27,5

72,5

В результате сравнения двух вариантов дистанционного контроля: применения видеоконференции и тестов, были получены результаты, представленные в табл. 3 и на рис. 4.

Таблица 3

Результаты выбора формы дистанционного контроля (количество положительных ответов в %)

 

Видеоконференция

Тест

Преподаватели

60

40

Студенты

37,5

62,5

На основании полученных количественных результатов и комментариев к ответам можно сделать следующие выводы:

1. Студенты отдавали предпочтение дистанционной форме сдачи сессии, поскольку в домашней обстановке чувствуют себя более уверенно и не так сильно нервничают, с преподавателем проще общаться опосредованно, а также больше возможностей незаметно воспользоваться шпаргалками.

2. Преподаватели мотивировали выбор традиционной формы работы недостаточно высоким уровнем технического обеспечения, что влечет за собой сомнения в возможности качественной организации контроля самостоятельности выполнения заданий.

3. При дистанционном контроле преподаватели отдали предпочтение видеоконференции, объяснив это большей схожестью с очной формой аттестации и возможностью общения со студентами.

4. Выбор студентов был определен отсутствием дополнительных вопросов, автоматическим получением оценки.

Заключение

Современный уровень компьютерной техники и существующее программное обеспечение позволяют на достаточно высоком уровне организовать проведение итогового контроля. Однако наблюдается недостаточный уровень оснащенности, часть студентов при работе используют мобильные телефоны, а также сложность с контролем самостоятельности выполнения работы даже при использовании средств видеоконтроля, что делает очную – традиционную форму сдачи зачетов и экзаменов, предпочтительнее с точки зрения объективности оценки. При этом опыт дистанционного обучения, приобретённый в 2020, 2021 гг., положительно отражается на проблеме дистанционного контроля, для его реализации появляются новые программные продукты и адаптируются существующие, а также проводятся научные и методические исследования.


Библиографическая ссылка

Быков А.А., Киселева О.М. ПЕРЕВОД ТРАДИЦИОННОГО ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ В ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 8. – С. 165-169;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38797 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674