Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аносова Н.О. 1
1 Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
В статье представлены результаты анализа анкет 240 обучающихся по специальности 43.02.10 «Туризм» Таврического колледжа и Экономико-гуманитарного колледжа (Республика Крым). Актуальность проведенного опроса обусловлена появлением новых требований к профессиональным качествам и личностным характеристикам специалистов по туризму. Для проведения опроса нами была разработана анкета для студентов, позволяющая оценить отношение обучающихся к различным аспектам процесса формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности у обучающегося колледжа по специальности «Туризм». Полученные в результате опроса данные дали возможность провести всестороннюю оценку отношения субъектов учебно-воспитательного процесса к исследуемой проблеме. Было установлено, что преобладающее большинство обучающихся считают, что владение основами здоровьесберегающей деятельности будет полезным при трудоустройстве по специальности, однако не знают правила оказания первой медицинской и допсихологической помощи, способы оценки физического состояния потребителей туристских услуг, основные приемы самообороны, принципы разработки и содержания досуговых программ оздоровительной направленности. Отмечаются также низкие показатели сформированности умений и навыков в области здоровьесберегающей деятельности, необходимых для выполнения трудовых функций с учетом требований современного рынка труда.
здоровьесберегающая деятельность
формирование
готовность
опрос
специалист по туризму
колледж
1. Граф С.В. Формирование специальных компетентностей в обучении менеджменту туризма на основе контекстного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2013. 24 с.
2. Зорин А.И. Дидактико-квалификационный комплекс профессионального туристского образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2012. 35 с.
3. Канина Н.П. Формирование практико-ориентированных компетенций студентов в процессе туристского образования: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2016. 181 с.
4. Керими К.М. Профессиональная карьера специалиста в сфере российского туризма: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2015. 19 с.
5. Скабеева Л.И. Подготовка специалистов в области комплексного использования средств информационных и коммуникационных технологий в туроператорской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2011. 22 с.

Диверсификация туристских услуг обусловливает появление новых требований к профессиональным качествам и личностным характеристикам специалистов по туризму (С.В. Граф [1], А.И. Зорин [2], Н.П. Канина [3], К.М. Керими [4], Л.И. Скабеева [5] и др.), как следствие – актуализируется потребность в принципиально новых, учитывающих такие требования моделях формирования готовности к профессиональной деятельности в туризме. Пандемия коронавируса привела к значительным изменениям данного сектора экономики, изменению места и роли внутреннего туризма в социальной и экономической жизни страны.

В последние годы особое внимание уделяется видам туризма, ассоциированным с активной рекреацией (В.И. Жолдак, В.А. Квартальнов и др.), здоровьем (А.М. Вететнев, В.М. Ефимова), физической реабилитацией и использованием лечебных и курортологических природных ресурсов (А.М. Вететнев, С.А. Ефимов и др.). Очевидным становится и тот факт, что в силу широкого спектра причин повышается запрос на туристские услуги и продукты, направленные на укрепление и сохранение здоровья. В связи с этим возросла потребность в формировании у будущих специалистов по туризму компетенций, позволяющих разрабатывать, планировать, организовывать и осуществлять туристские программы оздоровительной направленности, активного и экстремального отдыха. Владение навыками здоровьесберегающей деятельности повышает конкурентоспособность специалиста на рынке труда, способствует качественному и безопасному предоставлению туристских услуг.

Разработка модели и обоснование педагогических условий процесса формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности у будущих специалистов по туризму в колледже потребовали всесторонней оценки отношения субъектов учебно-воспитательного процесса к исследуемой проблеме.

Материалы и методы исследования

Практические аспекты моделирования и отбора наиболее эффективных педагогических условий процесса формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности изучались в процессе анкетирования, педагогического наблюдения, бесед, тестирования студентов, опроса преподавателей и студентов. В данной работе представим результаты опроса студентов двух колледжей Республики Крым.

Для проведения опроса была разработана анкета для студентов, позволяющая оценить отношение обучающихся колледжей к различным аспектам процесса формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) у обучающегося колледжа по специальности «Туризм». Ниже представлены результаты анализа анкет 240 обучающихся по специальности 43.02.10 «Туризм» Таврического колледжа и Экономико-гуманитарного колледжа.

Среди опрошенных считают необходимым формировать готовность к здоровьесберегающей деятельности 86 % студентов, не считают необходимым – 7 %, затрудняются ответить – 7 %. Значительная доля согласных с необходимостью формировать готовность к здоровьесберегающей деятельности у будущих специалистов по туризму свидетельствует о понимании актуальности сохранения и укрепления здоровья субъектов профессиональной деятельности в туризме; о потребности обучающихся в качественной подготовке к данной деятельности; о наличии интереса к данному виду деятельности.

Разделяют точку зрения о том, что здоровьесберегающая деятельность специалиста по туризму – это система профессиональных действий, целью которых является сохранение и укрепление здоровья потребителей туристских услуг на основе выбора и реализации здоровьеориентированного туристского продукта, 45 % опрошенных, частично разделяют 60 % студентов, не разделяют 8 %, затруднились ответить 7 % студентов.

Считают, что полностью владеют знаниями для осуществления здоровьесберегающей деятельности в профессиональной сфере, всего 16 % студентов, владеют, но недостаточно – 75 %, не владеют – 19 %, затруднились ответить 10 % студентов.

Таким образом, только 16 % студентов отмечают, что владеют знаниями для осуществления ЗСД в профессиональной сфере. Данные показатели позволяют утверждать, что при подготовке обучающихся колледжа не в полной мере используются системные знания в области ЗСД для реализации профессиональных задач.

Однако, если сравнить результаты опроса студентов 1-го и 4-го курсов, то получим следующие результаты: считают, что полностью владеют знаниями для осуществления здоровьесберегающей деятельности в профессиональной сфере, на 1-м курсе 10 % студентов, на 4-м курсе – 20 %, владеют, но недостаточно, на 1-м курсе 40 % студентов, на 4-м курсе – 67 %, не владеют на 1-м курсе – 40 % студентов, на 4-м курсе – 13 %, затруднительно было ответить 10 % студентов 1-го курса. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости систематизации знаний в области ЗСД.

К знаниям, необходимым для осуществления здоровьесберегающей профессиональной деятельности в области туризма, отобранным на основании анализа мнений экспертов, преподавателей специальных дисциплин колледжей, мы относим знания:

– основных правил обеспечения безопасности туристской деятельности: о правилах обеспечения безопасности знают 12 % студентов, знают частично – 72 %, не знают – 9 %, затруднительно было ответить 7 % студентов;

– критериев здорового образа жизни: знают 74 % студентов, знают частично – 25 %, не знают – 1 % опрошенных студентов;

– о содержании и формах занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности: знают 40 % студентов, знают частично – 47 %, не знают – 8 % опрошенных, затруднительно было ответить 5 % студентов;

– о способах оценки физического состояния потребителей туристских услуг: знают 34 % студентов, знают частично – 40 %, не знают – 21 % опрошенных, затруднительно было ответить 5 % студентов;

– правил оказания первой медицинской и допсихологической помощи: знают 33 % студентов, знают частично – 48 %, не знают – 16 % опрошенных, затруднительно было ответить 3 % студентов;

– основных приемов самообороны, которые можно применять в нестандартных ситуациях: знают 27 % студентов, знают частично – 44 %, не знают – 25 % опрошенных, затруднительно было ответить 4 % студентов;

– принципов разработки и содержания досуговых программ оздоровительной направленности: знают 27 % студентов, знают частично – 44 %, не знают – 23 % опрошенных, затруднительно было ответить 4 % студентов;

– основных ресурсов региона для реализации туристских услуг лечебного и оздоровительного характера: знают 44 % студентов, знают частично – 34 %, не знают – 18 % опрошенных, затруднительно было ответить 4 % студентов.

Таким образом, в ходе анализа ответов участников констатирующего эксперимента на вопросы, отобранные на основании анализа мнений экспертов, преподавателей специальных дисциплин колледжей и представленные в анкете с целью определения уровня знаний, необходимых для осуществления здоровьесберегающей профессиональной деятельности в области туризма, получены следующие результаты: 36 % студентов считают, что полностью владеют знаниями по вопросам, заявленным в анкете; 45 % владеют знаниями частично; по мнению 15 % опрошенных, указанные знания у них не сформированы; затруднялись ответить 4 % студентов.

Представленные выше данные свидетельствуют, что лучше всего студенты знают критерии здорового образа жизни: полностью владеют знаниями 74 % обучающихся. В подтверждение данного тезиса отметим незначительную долю респондентов, не владеющих знаниями о содержании и формах занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности, – всего 8 %. На наш взгляд, проблемой является тот факт, что знают правила оказания первой медицинской и допсихологической помощи всего 33 % обучающихся. Необходимо отметить, что это достаточно низкий показатель, и отсутствие должным образом сформированных навыков создает риски для здоровья и безопасности потребителей туристского продукта. Наблюдается достаточно высокий процент тех, кто не знает о способах оценки физического состояния потребителей туристских услуг (21 %), основных приемов самообороны, которые можно применять в нестандартных ситуациях (25 %), принципов разработки и содержания досуговых программ оздоровительной направленности (23 %). Полученные данные свидетельствуют о необходимости систематизации знаний в области ЗСД с учетом профессиональных и региональных особенностей.

Для определения уровня технологического компонента готовности к ЗСД в профессиональной сфере нами были разработаны вопросы, благодаря ответам на которые можно определить долю студентов, считающих, что владеют умениями в области ЗСД. Так, к умениям, необходимым для осуществления здоровьесберегающей профессиональной деятельности в области туризма, отобранным на основании анализа мнений экспертов, преподавателей специальных дисциплин колледжей, мы относим умения:

– составлять комплексы физических упражнений оздоровительной направленности с учетом основных принципов построения физической тренировки и запросов клиента: умеют – 27 %; умеют, но недостаточно – 41 %; не умеют – 27 %; затруднительно было ответить 5 % респондентов;

– оценивать физическое состояние потребителей туристских услуг: умеют – 24 %; умеют, но недостаточно – 44 %; не умеют – 24 %; затруднительно было ответить 8 % респондентов;

– оказывать медицинскую и допсихологическую помощь: умеют – 26 %; умеют, но недостаточно – 47 %; не умеют – 23 %; затруднительно было ответить 4 % респондентов;

– разрабатывать досуговые программы оздоровительной направленности: умеют – 27 %; умеют, но недостаточно – 37 %; не умеют – 28 %; затруднительно было ответить 8 % респондентов.

Таким образом, в ходе анализа ответов участников констатирующего эксперимента на вопросы, характеризующие компонентный состав готовности к ЗСД и представленные в анкете с целью определения уровня умений, необходимых для осуществления здоровьесберегающей профессиональной деятельности в области туризма, получены следующие результаты: 24 % студентов считают, что полностью владеют умениями по вопросам, заявленным в анкете; 42 % владеют умениями частично; по мнению 26 % опрошенных, указанные умения у них не сформированы; затруднительно было ответить 8 % студентов.

Обучающимся предлагались вопросы относительно того, способны ли они применить знания и умения в процессе трудовой деятельности. Представим полученные результаты ответов относительно того, насколько студенты способны:

– организовать применение физических упражнений оздоровительной направленности с учетом основных принципов построения физической тренировки и запросов клиента: способны – 23 %, способны частично – 43 %, не способны – 24 %, затруднительно было ответить 10 % респондентов;

– провести оценку физического состояния потребителей туристских услуг: способны – 31 %, способны частично – 43 %, не способны – 18 %, затруднительно было ответить 8 % респондентов;

– применить приемы самообороны в случае необходимости: способны – 36 %, способны частично – 36 %, не способны – 21 %, затруднительно было ответить 7 % респондентов;

– разработать и реализовать досуговую программу оздоровительной направленности: способны – 31 %, способны частично – 41 %, не способны – 22 %, затруднительно было ответить 6 % респондентов;

– к практическим действиям по укреплению и сохранению собственного здоровья и здоровья потребителей туристских услуг: способны – 42 %, способны частично – 38 %, не способны – 16 %, затруднительно было ответить 4 % респондентов;

– к продвижению ресурсов региона лечебного и оздоровительного характера в качестве туристского продукта: способны – 32 %, способны частично – 32 %, не способны – 26 %, затруднительно было ответить 10 % респондентов.

На вопрос: «Владеете ли Вы навыками обеспечения безопасности потребителей туристской услуги?» 27 % респондентов ответили, что владеют, 43 % – владеют частично, 23 % – не владеют такими навыками, затруднительно было ответить 7 % студентов. Полученные ответы свидетельствуют о том, что большинство студентов не готовы к предоставлению безопасных туристских услуг.

Таким образом, анализ ответов участников констатирующего эксперимента на вопросы, представленные в анкете с целью определения способности респондентов применить знания и умения в процессе трудовой деятельности, показал следующие результаты: способны – 32 % студентов, способны частично – 39 %, не способны – 21 %, затруднительно было ответить 8 % студентов.

Для выявления потребности обучающихся в учебно-методической литературе по вопросам ЗСД соответствующий вопрос был включен в опросник. Результаты ответов относительно того, насколько студенты нуждаются в учебной литературе по проблемам здоровьесберегающей деятельности в туризме, показали, что нуждаются 32 % опрошенных, нуждаются частично – 26 %, не нуждаются – 31 %, затруднительно было ответить 11 % респондентов. В то же время считают, что владение основами здоровьесберегающей деятельности будет полезным при трудоустройстве по специальности, 71 % опрошенных, не будет полезным – 16 %, затруднительно было ответить 13 % студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью обеспечения наглядности результаты анкетного опроса студентов на констатирующем этапе эксперимента были сгруппированы и представлены в таблице.

Результаты опроса студентов на констатирующем этапе эксперимента

 

Знают ( %)

Умеют ( %)

Владеют ( %)

Полностью

36

30

32

Частично

45

37

39

Отрицательный

ответ

15

25

21

Затруднительно

ответить

4

8

8

Заключение

Таким образом, в результате анализа ответов 240 обучающихся по специальности 43.02.10 «Туризм» Таврического колледжа и Экономико-гуманитарного колледжа на вопросы, отобранные на основании анализа мнений экспертов, преподавателей специальных дисциплин колледжей, было установлено, что преобладающее большинство обучающихся считают, что владение основами здоровьесберегающей деятельности будет полезным при трудоустройстве по специальности, однако они не знают правил оказания первой медицинской и допсихологической помощи, способов оценки физического состояния потребителей туристских услуг, основных приемов самообороны, принципов разработки и содержания досуговых программ оздоровительной направленности. Отмечаются также низкие показатели с точки зрения сформированности умений и навыков в области здоровьесберегающей деятельности, необходимых для выполнения трудовых функций с учетом требований современного рынка труда.


Библиографическая ссылка

Аносова Н.О. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 8. – С. 148-151;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38794 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674