Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКОВОЙ МОДЕЛИ ELMO

Гиниятуллин В.М. 1 Ермолаев Е.В. 1 Салихова М.А. 1 Хлыбов А.В. 1 Чурилов Д.А. 1 Чурилова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Появление нового образовательного стандарта (ФГОС), главным отличием которого от предыдущего стала ориентация на результаты обучения студентов, обеспечило диалог между образовательным учреждением и рынком труда, что позволило полученные студентами знания и навыки применять при построении карьеры. Однако переход на новый образовательный стандарт не обошелся без появления новых проблем. Одной из них является отсутствие конкретики и однозначного понимания состава формулировок компетенций и соответствующих им результатов обучения. В данной статье предложена методика оценки и анализа формулировок результатов обучения, основанная на предположении, что получаемые векторы этих формулировок являются ортогональными друг другу. Векторы были получены с помощью языковой модели ELMO и затем поданы на вход двум метрикам: евклидовому расстоянию и косинусной мере. Были отобраны как лучшие по расчету формулировки, так и худшие. По результатам анализа и сравнения было выявлено, что в лучших формулировках преимущественно используются разные слова, также они обладают малой длиной фраз. Худшие формулировки являются таковыми потому, что в них используются одинаковые слова и фразы. Была предложена рекомендация использовать в качестве порогового значения для евклидова расстояния 7, а для косинусной меры 0,6. Для получения представления о том, как работает модель ELMO, была предпринята попытка упрощения расчета за счет уменьшения размерности векторов. Упрощение позволило сделать следующий вывод: если векторы пересекаются в пиковых значениях, то они являются семантически близкими друг к другу, и наоборот.
федеральный государственный образовательный стандарт
компетенция
языковая модель
векторное представление
нейронная сеть
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 № 5 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71328468/ (дата обращения: 21.07.2021).
2. Положение об основных профессиональных образовательных программах высшего образования – программах бакалавриата, программах специалитета, программах магистратуры, реализуемых федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (УГНТУ), утв. Приказом по УГНТУ от 04.09.2017 № 570-4. [Электронный реурс]. URL: http://rusoil.net/files/2019-06/Polozhenie-ob-OPOP.pdf (дата обращения: 21.07.2021).
3. Щербакова Е.А. Система оценки уровня сформированности компетенций и результатов обучения // Учебный центр подготовки руководителей Высшей школы экономики. Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», 2014. 33 с.
4. Чучалин А.И. Образовательные стандарты ведущих российских вузов // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 14–25.
5. Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 66–75.
6. Гиниятуллин В.М., Салихова М.А., Хлыбов А.В., Чурилов Д.А., Чурилова Е.А. Оценка семантической близости между критериями оценивания в рабочих программах вуза // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 1. С. 12–19.
7. Рабочие программы дисциплин (бакалавриат). Новосибирский государственный университет. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nsu.ru/n/geology-geophysics-department/students/rabochie-programma-distsiplin/ (дата обращения: 21.07.2021).
8. Информация по образовательным программам. Омский государственный педагогический университет. [Электронный ресурс]. URL: https://omgpu.ru/sveden/education3 (дата обращения: 21.07.2021).
9. Peters M.E., Neumann M., Iyyer M., Gardner M., Clark C., Lee K., Zettlemoyer L. Deep contextualized word representations. [Electronic resource]. 2018. URL: https://arxiv.org/abs/1802.05365 (date of access: 21.07.2021).
10. Pre-trained embeddings. ELMO on Russian WMT News. [Electronic resource]. URL: http://files.deeppavlov.ai/deeppavlov_data/elmo_ru-news_wmt11-16_1.5M_steps.tar.gz. (date of access: 21.07.2021).
11. Meraldo A. Word Embedding, Character Embedding and Contextual Embedding in BIDAF – an Illustrated Guide. [Electronic resource]. 2019. URL: https://towardsdatascience.com/the-definitive-guide-to-bidaf-part-2-word-embedding-character-embedding-and-contextual-c151fc4f05bb (date of access: 21.07.2021).
12. Prateek J. A Step-by-Step NLP Guide to Learn ELMO for Extracting Features from Text. [Electronic resource]. 2019. URL: https://www.analyticsvidhya.com/blog/2019/03/learn-to-use-elmo-to-extract-features-from-text/ (date of access: 21.07.2021).

В 2011 году был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС) [1; 2]. Отличительной чертой нового стандарта стало акцентирование внимания на результатах, которых достигает студент в процессе обучения [3; 4]. Результаты выражаются в компетенциях (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных), которые характеризуют выпускника не только с профессиональной точки зрения, но и как личность (получение в процессе обучения различных социально одобряемы ценностных установок, развитие коммуникативных навыков, стрессоустойчивости и т.д.). Таким образом требования рынка труда влияют на формирование образовательных программ для того, чтобы знания и навыки, полученные в университете, помогали в построении карьеры. Однако термин «компетенция» формализован расплывчато, что приводит к возникновению проблемы отсутствия однозначного понимания как состава и содержания компетенций, так и соответствующих им результатов обучения [5]. Из этого следуют конфликтные ситуации неоднозначности в толковании формулировок компетенций и результатов обучения студентов преподавателями, деканатами, учебной частью и другими подразделениями вуза.

В статье [6] была предложена методика оценки формулировок описаний критериев оценивания знаний студентов в рабочих программах учебных дисциплин. В результате использования данной методики формулировки оценок «2», «3», «4» и «5» преобразуются в векторное представление, после чего вычисляется семантическое расстояние между ними и проводится параболическая аппроксимация. В своем первоначальном виде она не может быть использована для формализации результатов обучения. Формулировки «знать», «уметь», «владеть» – понятия не числовые, следовательно, к ним не применимы отношения «больше/меньше», «порядок следования», «расстояние между» и т.д. Поэтому делается предположение, что получаемые векторы формулировок являются ортогональными друг другу.

В работе представлена методика оценки и анализа формулировок результатов обучения с помощью языковой модели ELMO. Были использованы рабочие программы учебных дисциплин для бакалавриата Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ), Новосибирского государственного университета (НГУ) [7], Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) [8]. Часть рассмотренных формулировок компетенций не выдерживает критики, поэтому необходимо создать автоматизированный механизм поиска некорректных формулировок.

Используемая языковая модель и метрики

Трансформация исходного текста в вектор происходит с помощью языковой модели ELMO [9; 10]. В основе модели лежит двунаправленная нейронная сеть с долгой краткосрочной памятью (bidirectional LSTM). Благодаря ей значения векторного представления являются не фиксированными и зависящими от контекста. На выходе образуется вектор размерностью 1024.

Получаемые векторы подаются на вход двум метрикам: косинусной мере и евклидовому расстоянию. Косинусная мера является степенью близости (значения изменяются от 0 до 1, где 1 представляет максимальную близость), а евклидово расстояние – мерой расстояния (значения изменяются от 0 до ∞, при этом 0 является значением максимальной близости). Выбор только двух метрик основан на том, что большее их количество является избыточным, а использование только одной метрики может быть недостаточным [6].

Формула для расчета косинусной меры:

missing image file (1)

где missing image file и missing image file – векторы, между которыми производится расчет семантического расстояния.

Евклидово расстояние рассчитывается следующим образом:

missing image file (2)

Расчет семантического расстояния и анализ результатов

Расчеты проведены на 64 бакалаврских рабочих программах учебных дисциплин, основная часть – это рабочие программы Уфимского государственного нефтяного технического университета.

В качестве исходных данных выступают формулировки результатов обучения, между которыми вычисляется семантическое расстояние. Предполагается, что векторы формулировок «Знать», «Уметь», «Владеть» являются ортогональными друг другу, поэтому в идеальном случае значение евклидова расстояния стремится к бесконечности (максимально возможное значение), а косинусной меры – равно 0 (минимально возможное значение).

В ходе исследования был проведен расчет трех значений семантического расстояния для каждой компетенции (Знать-Уметь З-У, Знать-Владеть З-В, Уметь-Владеть У-В). Поскольку в идеальном случае евклидово расстояние стремится к ∞, а косинусная мера к 0, то были выбраны примеры с максимальным евклидовым расстоянием и минимальной косинусной мерой. В табл. 1 представлены формулировки компетенций и результатов вычисления евклидова расстояния и косинусной меры, которые являются лучшими с точки зрения предложенного расчета (жирным шрифтом выделены максимальные значения евклидова расстояния и минимальные значения косинусной меры). Компетенции анализируются для «Дисциплины (вуз, профиль обучения)», «Кристаллография (УГНТУ, профиль «Геология»)». Здесь и далее ОПК – общепрофессиональные компетенции, ПК – профессиональные компетенции, ПКО – обязательные профессиональные компетенции.

Таблица 1

Лучшие формулировки с точки зрения вычисления метрик

Шифр компетенции

Результат обучения

Евклидово расстояние

Косинусная мера

Кристаллография (УГНТУ, профиль «Геология»)

ОПК-1

Знать:

суть предмета кристаллографии и минералогии

10,0887 (З–У)

0,4940 (З–У)

Уметь:

собирать и анализировать геологическую информацию

10,7745 (З–В)

0,4025 (З–В)

Владеть:

мотивацией к выполнению профессиональных задач

10,7309 (У–В)

0,3101 (У–В)

Машиностроение (УГНТУ, профиль «Оборудование нефтегазопереработки»)

ОПК-1

Знать:

структуру машиностроительного производства

10,2244 (З–У)

0,5144 (З–У)

Уметь:

выполнять технологический контроль конструкторской документации

9,7041(З–В)

0,5226 (З–В)

Владеть:

методикой составления маршрута обработки

10,6332 (У–В)

0,4691 (У–В)

Экологическая геология (УГНТУ, профиль «Геология»)

ПК-1

Знать:

основные положения производственного экологического мониторинга нефтегазовых месторождений

9,1748 (З–У)

0,5496 (З–У)

Уметь:

грамотно анализировать последствия планируемого воздействия на окружающую геологическую среду и оценивать уровень риска и экологической опасности, возникающей в связи с ее нарушениями

9,1483 (З–В)

0,5421 (З–В)

Владеть:

аналитическими способностями в представлении масштабности и направленности работ по защите окружающей среды

10,0183 (У–В)

0,4649 (У–В)

Данные формулировки отличаются краткостью и преимущественным использованием различных слов.

В табл. 2 отобраны формулировки, которые являются худшими с точки зрения представленного расчета (формулировки компетенций приведены «как есть» из рабочих программ, вместе с грамматическими ошибками). Жирным шрифтом выделены минимальное евклидово расстояние и максимальная косинусная мера.

Таблица 2

Худшие формулировки с точки зрения вычисления метрик

Шифр компетенции

Результат обучения

Евклидово расстояние

Косинусная мера

Живопись/колористика (УГНТУ, профиль «Архитектура»)

ПК-9

Знать:

Знать о представлении архитектурного замысла, идеи и проектного предложения, об изучении и разрабатывании, формализовании и транслировании их в ходе совместной деятельности средствами устной и письменной речи, макетирования, ручной и компьютерной графики, количественных оценок

3,8287 (З–У)

0,9046 (З–У)

Окончание табл. 2

Шифр компетенции

Результат обучения

Евклидово расстояние

Косинусная мера

 

Уметь:

Уметь грамотно представлять архитектурный замысел, передавать идеи и проектные предложения, изучать, разрабатывать, формализовать и транслировать их в ходе совместной деятельности средствами устной и письменной речи, макетирования, ручной и компьютерной графики, количественных оценок

3,7915 (З–В)

0,9082 (З–В)

Владеть:

Владеть способностью грамотно представлять архитектурный замысел, передавать идеи и проектные предложения, изучать, разрабатывать, формализовать и транслировать их в ходе совместной деятельности средствами устной и письменной речи, макетирования, ручной и компьютерной графики, количественных оценок

1,4601 (У–В)

0,9863 (У–В)

Теория автоматического управления (УГНТУ, профиль «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений»)

ПК-4

Знать:

Особенности выбора технических средств, исходя из целей и задач управления

7,0236 (З–У)

0,7110 (З–У)

Уметь:

Обоснованно выбирать структуры и схемы регулирования и управления

2,7882 (З–В)

0,9533 (З–В)

Владеть:

Навыками выбора технических средств, исходя из целей и задач управления

7,1335 (У–В)

0,6995 (У–В)

Основы метрологии (УГНТУ, профиль «Автомобильные дороги»)

ПК-11

Знать:

Процедуру создания документации для создания и сертификации системы менеджмента качества в производственном подразделении

3,78 (З–У)

0,9191 (З–У)

Уметь:

Заполнять документацию для создания и сертификации системы менеджмента качества производственного подразделения

4,14 (З–В)

0,9018 (З–В)

Владеть:

Способностью заполнять документацию для создания и сертификации системы менеджмента качества производственного подразделения

2,38 (У–В)

0,9677 (У–В)

Очевидно, что «худшими» данные формулировки делает чрезмерное использование одних и тех же слов и фраз.

Анализ табл. 1 и 2, показал, что они не обладают достаточной полнотой (табл. 1 – из-за малой длины фраз, табл. 2 – из-за использования одних и тех же слов и фраз, что делает формулировки мало отличающимися друг от друга). В результате длительных дискуссий авторы пришли к мнению, что наиболее пригодными являются формулировки, для которых евклидово расстояние принимает значение около 7, а косинусная мера 0,6. В них хорошо сочетаются длина содержимого формулировок (достаточная полнота) и умеренное использование одинаковых слов и фраз, применение синонимов (табл. 3).

Таблица 3

Рекомендованные авторами формулировки

Шифр компетенции

Результат обучения

Евклидово расстояние

Косинусная мера

Инженерная геология и геокриология (НГУ, профиль «Геология»)

ПК-1

Знать:

основные понятия и термины из области инженерной геологии (ИГ) и геокриологии; закономерности формирования свойства грунтов различного генезиса, в том числе многолетнемерзлых; закономерности формирования криолитозоны; региональные ИГ и геокриологические особенности Западно-Сибирской плиты и Сибирской платформы

7,3429 (З–У)

0,6418 (З–У)

Уметь:

графически отображать гранулометрический состав дисперсных грунтов; проводить расчеты основных физико-механических свойств грунтов; выполнять построение ИГ разреза с выделением ИГ элементов

6,5748 (З–В)

0,7302 (З–В)

Владеть:

основными принципами ИГ и геокриологического районирования; основами рационального освоения геологической среды, включая криолизотоны; знаниями методов борьбы с негативными последствиями процессов, вызванных деятельностью человека

7,6692 (У–В)

0,61 (У–В)

Маркетинговые исследования и ситуационный анализ в образовании (ОмГПУ, профиль «Реклама и связи с общественностью в сфере образования»)

ПКО-3

Знать:

составляющие и последовательность маркетинговых исследований; способы организации прямого маркетинга и личных продаж; методы оценки эффективности применения маркетинговых коммуникаций; особенности маркетингового инструментария при планировании производства, мониторинга обратной связи

5,5771 (З–У)

0,8193 (З–У)

Уметь:

использовать основные маркетинговые инструменты в профессиональной деятельности, принимать участие в организации и выполнении профессиональных задач, связанных с применением маркетинговых коммуникаций при разработке и реализации коммуникационного продукта, проводить маркетинговый анализ собранных данных; дать оценку полученным результатам исследования

6,3821 (З–В)

0,7805 (З–В)

Владеть:

навыками маркетингового анализа; навыками составления плана маркетингового исследования и его проведения; современными технологиями сбора и анализа информации

6,8552 (У–В)

0,7337 (У–В)

Управление техносферной безопасностью (УГНТУ, профиль «Безопасность технологических процессов и производств»)

ПК-11

Знать:

о безопасности производственных помещений, состоянии строительных конструкций, зданий и оборудования в условиях техногенных аварий; принципы обеспечения устойчивости объектов в ЧС

7,8098 (З–У)

0,6670 (З–У)

Уметь:

ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения промышленной безопасности

7,4779 (З–В)

0,6613 (З–В)

Владеть:

способностью предлагать и обосновывать мероприятия по обеспечению безопасности на опасном производственном объекте

7,9414 (У–В)

0,6362 (У–В)

Результатом данной работы являются рассчитанные значения семантического расстояния по двум метрикам: косинусной мере и евклидову расстоянию. На вход этим метрикам подается числовой вектор размерности 1024, полученный с помощью модели ELMO. Модель схематически можно разделить на два блока:

1) символьный эмбеддинг (char embedding), получаемый с помощью сверточной нейронной сети (CNN) [9; 11];

2) двунаправленная нейронная сеть с долгой краткосрочной памятью (bidirectional LSTM) [9].

Для получения входного числового вектора двунаправленной нейронной сети из исходного текста используется сверточная нейронная сеть с макс пулингом (max pooling) [9]. Исходный текст разбивается на слова. Каждое слово затем делится на символы (буквы), и ему в соответствие ставится свой числовой вектор, первоначальное приближение которого задается случайным образом [11; 12]. В результате получается вектор размерности 1024. На рис. 1 и 2 дано графическое представление значений выходов предпоследнего слоя нейронной сети, в виде гистограмм. Рис. 1 – лучшая формулировка, рис. 2 – худшая.

missing image file

Рис. 1. Графическая иллюстрация вектора формулировки «Знать» компетенции ОПК-1 для дисциплины «Машиностроение», профиль «Геология»

missing image file

Рис. 2. Графическая иллюстрация вектора формулировки «Знать» компетенции ПК-4 для дисциплины «Теория автоматического управления», профиль «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений»

Рис. 1 и 2 являются малоинформативными и не несут информации о различии между векторами «хороших» и «плохих» формулировок. Поскольку в модели ELMO используются случайным образом заданные начальные приближения, то теряется смысл в анализе векторов из-за невоспроизводимости получаемых результатов.

Для получения представления о том, как работает модель ELMO, была предпринята попытка упрощения расчета за счет уменьшения размерности векторов. Случайным образом трижды сгенерированы вектора «А», «В» и «С», размерностью в 21 индекс, первая треть которых символизирует результат обучения «знать», вторая «уметь», третья «владеть». В табл. 4 в векторах А жирным шрифтом выделены «пики» (максимальные, по модулю, значения), а на рис. 3 дано представление первого вектора А в виде гистограммы. Рис. 3, как и предполагалось, есть упрощенная версия рис. 1 и 2.

Предполагается, что пики вектора В преимущественно не пересекаются с пиками вектора А, а с вектором С пересекаются.

missing image file

Рис. 3. Графическая иллюстрация вектора А

Таблица 4

Расчет метрик упрощенного вычисления

 

A

B

C

A

B

C

A

B

C

Знать

1,5

0,1

1

-0,2

1,1

0,9

-0,8

0,7

0,6

-0,4

0,7

0,9

0

0,7

0,8

-0,2

0,5

1,1

0,5

0,7

1,2

-0,7

0,6

1,4

-0,1

1,2

0,7

3,4

0,2

1,9

0,2

0,3

2,5

3,3

0,7

3,3

3

1,1

3,2

1,6

0,7

1,5

2

1

1,1

0,8

0,8

-0,1

-1

0,5

-0,9

-0,5

1,5

-0,9

-0,8

0,4

1,8

-0,7

0,8

-0,2

-0,1

1,5

-0,9

Уметь

1,3

0,9

0,4

0,8

-0,4

-0,6

1,1

1,3

-0,6

0,7

0,9

0,2

0,8

1,3

0,4

1,2

1,5

1,6

1,5

0,2

1,3

1,1

0,5

2,1

0,7

1,5

2

1,2

1,5

0

1,4

0,3

2,2

0,7

1,4

0,8

0,7

1,4

0,6

0,7

0,4

0,7

1,5

0,6

1

0,9

0,8

1

1

1,2

1,5

0,7

0,8

0,9

1,3

0,9

1,5

0,8

0,5

1,4

0,9

0,8

0,6

Владеть

1,1

-0,6

0,8

1,1

-0,1

0,9

0,7

-0,6

0,7

1,2

-0,9

0,6

0,6

-0,4

1,5

0,7

0,6

1,2

1,4

0,1

1

1,1

0,6

1,4

1,1

2

0,8

-0,3

0,5

1,1

0,8

1,8

0,7

1,4

1,9

1,4

1,3

0,3

1,4

1,1

0,4

1,2

0,6

-0,8

1,3

1,4

0,3

1,2

1,5

-0,6

1,5

1,5

0,2

1

1,2

-1

0,7

0,9

-0,7

1,5

1

-0,5

0,7

Евклидово расстояние

 

6,15

4,21

 

4,88

4,18

 

5,43

3,49

Косинусная мера

 

0,39

0,77

 

0,24

0,74

 

0,49

0,81

Из табл. 4 видно, что когда пики одного вектора находятся в пересекающихся областях с другим вектором, то они являются семантически близкими, и наоборот (евклидово расстояние пересекающихся в пиках векторов меньше, а косинусная мера больше, чем для непересекающихся векторов). Таким образом, предположение об ортогональности исследуемых векторов подтверждается.

Заключение

– Предложенная методика оценки формулировок результатов обучения студентов имеет практическую значимость и может быть использована как механизм поиска некорректных формулировок. Рекомендуется в качестве пороговых значений использовать следующие: евклидово расстояние около 7, косинусная мера примерно 0,6.

– Понятие «семантическая близость» можно понимать как «взаиморасположение объектов в n-мерном пространстве», следовательно, к ним могут быть применимы отношения «больше/меньше», «порядок следования», «расстояние между» и т.д.


Библиографическая ссылка

Гиниятуллин В.М., Ермолаев Е.В., Салихова М.А., Хлыбов А.В., Чурилов Д.А., Чурилова Е.А. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКОВОЙ МОДЕЛИ ELMO // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 8. – С. 58-65;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38780 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674