Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ЭМОЦИЙ РОБОТА

Анисимова С.И. 1
1 ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Введена и рассмотрена интегральная характеристика достижения цели воспитания роботов. Предложена математическая модель целеустремленности робота при достижении цели воспитания. Введено математическое определение зависимости интегральной характеристики достижения цели от целеустремленности робота. Сформулирована и доказана теорема, связывающая условия стремления воспитания робота и его достижение цели воспитания. Сформулированы условия приближения воспитания робота к цели его воспитания для разных коэффициентов памяти робота. Показано, что при коэффициенте памяти, равном нулю, для приближения к цели воспитания достаточно, чтобы элементарное воспитание на текущем такте превосходило воспитание на предыдущем такте. Показано, что для роботов с абсолютной памятью для приближения к цели воспитания достаточно положительного скалярного произведения текущего воспитания и цели воспитания. Показано, что для равномерно забывчивых роботов, если элементарное воспитание на текущем такте превосходит некоторую «забытую» долю воспитания на предыдущем такте, то робот стремится к цели воспитания. Сформулировано необходимое условие приближения воспитания робота к цели воспитания в процессе увеличения воспитательных тактов. Сформулирована и доказана теорема о том, что базис комплексных гармонических эмоций робота порождает базис его гармонических воспитаний. Согласно приведенным в статье результатам, предлагается определять величину достижения роботом поставленной воспитательной цели и формулировать условие достижения цели, обеспечивающее достижение воспитательной цели за наименьшее количество воспитательных тактов. Результаты, описанные в статье, предлагается применять для проектирования воспитания групп роботов, исходя из того, что каждый робот группы имеет общую цель воспитания, разные векторы воспитания в настоящий момент времени и разные коэффициенты памяти.
целеустремленность
модель
базис
общеэмоциональный
робот
1. Пенский О.Г., Шарапов Ю.А., Ощепкова Н.В. Математические модели роботов с неабсолютной памятью и приложения моделей: монография. Пермь: Изд-во ПермГУ, 2018. 310 с.
2. Минорский В.П. Векторная Алгебра. М.: Гос. изд-во технико-теоретической литературы, 1951. 80 с.
3. Кузнецов А.Г. Пенский О.Г., Ощепкова Н.В. Математическая модель и алгоритм накопления информации роботом с неабсолютной памятью // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». 2018. Т. 18. № 2. С. 142–148.
4. Черников К.В. Математические модели роботов с неабсолютной памятью: дис. … канд. ф.-м. наук. Пермь, 2013. 138 с.
5. Пенский О.Г., Анисимова С.И. Математические модели комплексных эмоций и комплексных воспитаний робота // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 12 (2). C. 343–346.
6. Анисимова С.И. Общие свойства математических моделей комплексных эмоций робота // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 8. С. 9–13.
7. Ильин В.А., Позняк Э.Г. Линейная алгебра. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2014. 280 с.
8. Система контроля психоэмоционального состояния человека (Версия VibraImage 7.0) [Электронный ресурс]. URL: http://www.elsys.ru/vibraimage.php (дата обращения: 27.07.2021).

В монографии [1] приведено определение комплексных эмоций робота. Также введено определение воспитания робота. Программист может ставить перед собой цель добиться заданного воспитания робота. При этом возникает задача контроля достижения роботом поставленной воспитательной цели на каждом этапе воспитания.

Актуальность данной статьи продиктована необходимостью нахождения способов численной оценки достижения воспитательной цели.

Цель данной статьи состоит в построении математических моделей эмоционального состояния робота и целеустремленности робота при достижении поставленной воспитательной цели.

Общая математическая модель цели воспитания робота

Пусть задана цель воспитания робота, определяемая соотношением:

missing image file

где Ai > 0, missing image file n – количество базовых эмоций в комплексной эмоции робота [1].

Пусть вектор воспитаний робота, полученных в результате возникших у него эмоций в ответ на раздражающий стимул, имеет вид:

missing image file

Пусть ψ – угол между векторами missing image file и missing image file.

Известно, что скалярное произведение векторов удовлетворяет соотношению [2]:

missing image file

Следовательно, косинус угла ψ между векторами можно определить по формуле:

missing image file

По определению проекции [2] справедливо равенство:

missing image file

где missing image file – это проекция вектора missing image file на missing image file.

Таким образом, интегральную характеристику δ, описывающую величину достижения поставленной воспитательной цели при заданном воспитании робота, можно вычислить по следующей формуле:

missing image file

Пусть α = cos ψ, тогда справедливо соотношение:

missing image file (1)

Очевидно соотношение: α∈[–1, 1].

Величину α назовем целеустремленностью робота при достижении воспитательной цели.

Очевидно то, что большему численному значению α соответствует большая целеустремленность к цели воспитания.

Справедлива цепочка равенств:

missing image file (2)

missing image file

Общая математическая модель достижения цели для гармонических эмоций робота

В монографии [1] описывается элементарная эмоция в виде гармонической функции

missing image file

где t∈[tj–1, tj], Pj = const, t – текущий момент времени, tj–1 – момент времени начала действия элементарной эмоции, tj – момент времени окончания действия элементарной эмоции, j – номер такта.

Исходя из предыдущей формулы и работы [1] вычислим элементарное воспитание робота:

missing image file

Отсюда следует, что вектор воспитаний робота, полученный на такте с номером j, будет иметь вид:

missing image file

Тогда становится очевидным соотношение:

missing image file (3)

В работе [1] предложено элементы вектора комплексного эмоционального воспитания робота вычислять по формуле:

missing image file

где j – номер такта, missing image file – коэффициент памяти, ri,j – элементарное воспитание.

С учетом коэффициентов памяти робота справедливы соотношения:

missing image file (4)

missing image file (5)

Рассмотрим разность интегральных характеристик достижения цели для двух последовательных тактов, где δj – значение величины достижения поставленной цели при воспитательном такте с порядковым номером j.

Очевидна следующая цепочка равенств:

missing image file

missing image file (6)

Сформулируем следующую теорему.

Теорема 1.

При стремлении воспитания к цели воспитания должно выполняться условие:

missing image file (7)

Доказательство.

Очевидно, что при достижении цели разность δj – δj–1 должна быть положительна, т.е. должно выполняться неравенство:

missing image file

Преобразовывая полученное неравенство и учитывая то, что знаменатель дроби всегда положительный и missing image file, получаем неравенство (7).

Таким образом, теорема доказана.

Из теоремы 1 следует несколько выводов.

1. Если коэффициент памяти равен нулю missing image file, то

missing image file (8)

Если элементарное воспитание на текущем такте превосходит воспитание на предыдущем такте, тогда воспитание будет приближаться к цели.

2. Если робот обладает абсолютной памятью [1] (missing image file), то

missing image file (9)

3. Если робот равномерно забывчивый [3, 4] (missing image file не зависит от номера такта j), то

missing image file (10)

Очевидно, что воспитание робота стремится к воспитательной цели, если элементарное воспитание на текущем такте превосходит некоторую «забытую» долю воспитания на предыдущем такте.

Очевидно, что, чем ближе воспитательный процесс приближается к цели воспитания missing image file, тем больше забываемая величина текущего воспитания и тем больше должно быть элементарное воспитание ri,j.

Исследование математической модели достижения цели при комплексных гармонических эмоциях

Очевидна цепочка равенств:

missing image file

missing image file (11)

Рассмотрим только положительные целеустремленности α, которые приближают робота к цели воспитания.

Тогда необходимое условие приближения к цели воспитания описывается соотношениями:

missing image file

missing image file (12)

Рассмотрим равномерно забывчивого робота с равноценными эмоциями. Согласно [5] для такого робота воспитание вычисляется по формуле:

missing image file

где qi – элементарное воспитание робота, i – постоянное для каждого такта j.

Справедлива следующая цепочка равенств:

missing image file

missing image file (13)

Описанная выше цепочка равенств дает основание утверждать, что, если qi имеет один знак с Ai, то δj будет возрастающей последовательностью, что определяет увеличение значения достижения поставленной воспитательной цели.

Рассмотрим разность интегральных характеристик достижения воспитательной цели для гармонических эмоций.

Для гармонических эмоций справедлива следующая цепочка равенств:

missing image file

missing image file (14)

Анализ цепочки равенств позволяет утверждать, что для того, чтобы разность δj – δj–1 была положительной, требуется совпадение по знаку величин Ai и Pi (независимо от номера такта j), а также длительность воздействия или амплитуда эмоции Pi,j каждой последующей эмоции должна увеличиваться с увеличением номера такта j.

Рассмотрим разность интегральных характеристик δj – δj–1 достижения цели для гармонических эмоций, когда такты равны между собой tj – tj–1 = t.

Для этого случая справедлива цепочка равенств:

missing image file

missing image file (15)

Отсюда следует, что для приближения воспитания к цели знак разности (Pi,j – Pi,j–1) должен совпадать со знаком Ai.

В статье [6] описываются гармонические эмоции и гармонические воспитания робота, а также предложены базисы гармонических воспитаний. Рассмотрим базис для гармонических воспитаний при Pi,j = 1. Этот базис имеет вид:

missing image file

missing image file

missing image file

missing image file

Очевидно, что цель воспитания и полученное воспитание по гармоническому базису имеют вид [7]:

missing image file

missing image file

Сформулируем следующую теорему.

Теорема 2. Базис гармонических эмоций порождает базис гармонических воспитаний.

Доказательство

Рассмотрим матрицу H, построенную на векторах missing image file [7]:

missing image file

Определитель Δ данной матрицы имеет вид [7]:

missing image file

Поскольку длина такта tj – tj–1 ≠ 0, то данный определитель не равен нулю. Отсюда следует, что базис гармонических воспитаний действительно будет базисом.

Таким образом, интегральная характеристика достижения цели δj сама по себе описывается через базис гармонических воспитаний и имеет вид:

missing image file (16)

В РФ разработана программная система численной оценки психоэмоционального состояния человека VibraImage [8]. Система позволяет автоматически вычислять и визуально оценивать психоэмоциональное состояние человека с помощью компьютерной обработки телевизионного сигнала и его преобразования в виброизображение. Психоэмоциональное состояние человека характеризуется на основе запатентованных авторами разработки алгоритмов анализа вестибулярно-эмоционального рефлекса и макродвижений. Система VibraImage анализирует и регистрирует более 20 параметров виброизображения и позволяет пользователю осуществлять настройку системы в соответствии со своими задачами и определять требуемые психофизиологические параметры человека.

Заключение

Таким образом, в настоящей статье впервые доказано, что базис гармонических воспитаний является базисом; впервые рассмотрены условия достижения роботом цели воспитания, а также сформулирована теорема об условиях достижения роботом поставленной воспитательной цели при разных коэффициентах памяти робота. По приведенным в статье результатам становится возможным определять величину достижения роботом поставленной воспитательной цели и формулировать условия достижения цели за определенное количество воспитательных тактов.

Практическая значимость результатов, представленных в данной статье, позволяет проектировать воспитание групп роботов исходя из того, что каждый робот группы имеет общую цель воспитания, разные векторы воспитания в настоящий момент времени и разные коэффициенты памяти. На основе математических моделей роботов, предложенных в настоящей статье, можно использовать программу VibraImage для хотя бы весьма приближенного вычисления достижения поставленной воспитательной цели человеком согласно измеренным его воспитаниям с помощью компьютера.


Библиографическая ссылка

Анисимова С.И. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ЭМОЦИЙ РОБОТА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 8. – С. 9-15;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38774 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674