Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СПЕЦИФИКА ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЕКТАХ КУЛЬТУРЫ

Олешкевич К.И. 1 Бжания М.З. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»
В статье исследуется волонтерская деятельность в проектах культуры. Авторы начинают свое исследование с этимологии понятия «волонтер» и далее переходят к современному пониманию и развитию института волонтеров. Проведена глубокая теоретическая проработка литературных источников, рассмотрены современные работы авторов, посвященные теме исследования, изучены реальные кейсы. Исследуется деятельность волонтеров в учреждениях культуры, начиная с Российской государственной библиотеки и заканчивая современными музеями. Также затронуты современные типы волонтерской работы, такие как «виртуальное волонтерство» и «краудсорсинг» на примерах электронной энциклопедии «Википедия», организации «InnoCentive» и японской компании «Muji». Рассмотрен успешный зарубежный опыт применения работы волонтеров в учреждениях культуры и их новые формы взаимодействия на примере организации RockCorps, которая преобразовала идею волонтерства в удивительный феномен, который с успехом реализуется в других странах и набирает популярность во всем мире. Выявлены специфика и особенности различных типов волонтерства и их применимость в учреждениях культуры. В данном исследовании показано, насколько значимую роль играет волонтерская деятельность в деятельности учреждений культуры, как по привлечению посетителей, так и по функционированию самих учреждений культуры и их проектов.
культура
волонтеры
учреждения культуры
культурное волонтерство
краудсорсинг
виртуальное волонтерство
1. Жаркова А.А. Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодежи в современной ситуации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 106–112.
2. Великанова Е.В. Мотивационные составляющие участников волонтерского/добровольческого движения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 8.
3. Слабжанин Н.Ю. Мозаика российского добровольчества. Факты, ресурсы и мнения. [Электронный ресурс]. URL: http://saratovnko.ru/images/docs/slabzhanin.pdf (дата обращения: 22.06.2021).
4. Жарков А.Д. Государственная культурная политика – важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 146–152.
5. Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. 800 с.
6. Метелев А.П. Сборник волонтерских практик в сфере культуры. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.dobro.ru/upload/uf/f15/f1568fba6b5f17542744c0326752d00e.pdf (дата обращения: 22.06.2021).
7. Бойнякина Е.Н. Волонтерское движение в библиотеках России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fessl.ru/docs-downloads/NMO/Bojnyakshina_Volontyorskoe_dvizhenie.pdf (дата обращения: 22.06.2021).
8. Потанин В. Волонтеры в музее. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fondpotanin.ru/upload/iblock/94d/94ddc728913e22fd5f78b173603207ef.pdf (дата обращения: 22.06.2021).
9. Оленина Г.В., Белинская О. Историко-концептуальные основы развития гражданских добровольческих инициатив молодежи в социально-культурном пространстве досуга и образования // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3. С. 291–294.
10. Румянцев Д., Франкель Н. Event-маркетинг. Все об организации и продвижении событий. СПб.: Питер, 2018. 320 с.
11. Григорьева Е.С. Волонтерская деятельность как одна из социальных технологий в работе с молодежью // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002212 (дата обращения: 04.07.2021).
12. Хау Джефф. Краудсорсинг: коллективный разум как инструмент развития бизнеса: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. 287 с.
13. Олешкевич К.И. Теоретико-методологические основы продюсирования в шоу-бизнесе: учебное пособие.
Московский государственный институт культуры. Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Бук», 2021. 296 с.

На сегодняшний день средства массовой информации в России и мире все чаще сообщают о деятельности отдельных лиц или организаций, оказывающих помощь на основе безвозмездности и добровольности. Масштабы этого явления трудно переоценить, а название его активно используется на разных уровнях: от рядовых граждан до представителей высших ступеней власти. Речь идет о социальном движении волонтеров, ведь за каждым официальным и неофициальным сообщением об их деятельности стоит понимание важности такой работы и безусловное признание [1, с. 107]. Социальный феномен, о котором идет речь, постепенно превращается в институт со своими ролями, статусами, правилами и нормами, регулирующими социальное взаимодействие.

В работах таких отечественных ученых, как Е.В. Великанова, А.Д. Жарков, А.А. Жаркова, раскрыты некоторые аспекты деятельности волонтеров. Технологии привлечения и подготовки молодежи к волонтерской деятельности описаны в исследованиях Е.И. Холостовой, Е.С. Григорьевой. Участие и помощь волонтеров в культурно-образовательных проектах проанализированы в работах Г.В. Олениной, О.Г. Белинской.

Целью статьи является анализ происхождения понятия «волонтер», его понимание различными учеными; исследование происхождения этого явления в мире; выявление новых типов волонтерства, а также обозначение специфики волонтерской деятельности в сфере культуры.

Исследование волонтерства как явления современной реальности представляется целесообразным начать с исторической справки и этимологии понятия. Различные ученые, говоря о происхождении слова «волонтер», апеллируют к французскому (volonte – воля, желание [2]) или латинскому языку (лат. Voluntaries – доброволец): волонтер – физическое лицо, добровольно осуществляющее благотворительную, неприбыльную и мотивированную деятельность, которая имеет общественно полезный характер [1, с. 110]. Если учесть, что в французском языке слово стало использоваться с 1606 г. и означало людей, которые добровольно стали солдатами, и тех, кто служил в различных подразделениях [3, с. 133], то можно предположить его древнее происхождение с латинского.

Термины «волонтер» и «волонтерство» часто отождествляют с понятием «доброволец». Проанализировав научные источники, мы видим, что такое отождествление имеется в работах многих исследователей: волонтер (уст.) – тот, кто встал на военную или иную государственную службу по собственному желанию, доброволец. Волонтерство в международном праве – участие добровольцев – иностранных граждан в военных действиях на стороне жертв агрессии или народа, ведущего вооруженную борьбу за свободу и независимость против иностранного гнета. Доброволец – тот, кто вступает в армию по собственному желанию, добровольно, тот, кто с собственной воле берется за выполнение каких-либо обязанностей, какой-то работы; волонтер.

Ученые в своих научных трудах по социальной работе и социальной педагогике предлагают следующие определения: волонтерство – добровольная работа на основе неприбыльной деятельности, без заработной платы, без продвижения по службе; направлена на благополучие и процветание сообществ и общества в целом. Волонтерство – элемент личностного развития, приобретения новых знаний и навыков, совершенствование способностей, стимулирование инициативы и творчества [2]. Волонтер – физическое лицо, добровольно осуществляет благотворительную, неприбыльную и мотивированную деятельность, имеет общественно полезный характер [4, с. 147]. Волонтерская деятельность – это совокупность моральных представлений и действий по оказанию помощи обездоленным: нищим, инвалидам, лицам, оказавшимся в тяжелом, бедственном положении, которое они сами изменить не могут [5]. Таким образом, волонтерство – это неформальная неоплачиваемая деятельность, направленная на общественно полезную работу в государственных и коммерческих организациях.

После определения сущности понятий «волонтерство» и «волонтер» следует углубиться в суть понятия «культурное волонтерство» или «волонтерство в сфере культуры». К ярким признакам культурного волонтерства стоит отнести его процессуальный характер, направленность на развитие личности и приобщение к культуре, а также реализацию данной деятельности в свободное время. А.П. Метелев рассматривает определение культурного волонтерства как добровольческие инициативы, направленные на развитие культурных пространств, работу в культурных учреждениях или помощь на городских площадках, фестивалях и праздниках [6].

Благодаря социально активной аудитории учреждений культуры, именно культурные проекты одни из первых ощутили мощный потенциал волонтерской деятельности. Так, с 1996 г. Государственный Эрмитаж успешно привлекает к реализации своих проектов волонтеров. Основные задачи, которые выполняют волонтеры в рамках данного учреждения культуры, следующие: прием посетителей, оказание помощи в проведении научно-исследовательских работ, переводы информационных материалов, помощь в ведении документации и подготовке публикаций, секретарская и курьерская работа, разработка и реализация дизайн-проектов, участие в международных образовательных программах, семинарах и конференциях и помощь в их организации, а также помощь в транспортировке объектов и проведении выставок, театрализованных и концертных мероприятий.

Культурных волонтеров А.П. Метелев называет арт-волонтерами (с англ. «art» – искусство). Арт-волонтерство появилось в конце 2014 г., а в 2015 активно начало набирать обороты. Причиной этому послужили многочисленные культурные события, напрямую связанные с культурой, за последние 5 лет (например, год культуры в России (2014 г.), год литературы в России (2015 г.), год российского кинематографа (2016 г.) и т.д. [6].

В 2018 г. Российская государственная библиотека для молодежи совместно с Ассоциацией волонтерских центров организовала конкурс «Лучший реализованный волонтерский проект в библиотеке». В конкурсе принимали участие 365 библиотек из разных регионов России. Были представлены разнообразные проекты: школы волонтеров, добровольческие центры, экодесанты, квартирники, коворкинг-центры, интеллектуальные и культурно-досуговые клубы, молодежные читательские советы, акции, «уличные» библиотеки, квесты, библиопикники, игротеки, воркшопы, велобиблиопробеги, библиосплавы и многое другое [6].

Примером создания волонтерского объединения может служить Центральная городская детская библиотека им. Ленина г. Ростова-на-Дону, Центральная детская библиотека им. А.С. Пушкина г. Сарова, Центральная городская молодежная библиотека им. М.А. Светлова г. Москвы, где волонтеры выдают книги читателям либо участвуют во внестационарном обслуживании определенных категорий читателей, участвуют в проведении культурно-досуговых, просветительских мероприятий для детей и их родителей, снимают клипы, буктрейлеры, выступают в качестве ведущих, членов жюри конкурсов [7].

Музеи также вышли за рамки обычного классического экспонирования музейных предметов на своей площади: обычно есть еще образовательные программы, мастер-классы, кинопоказы, лектории. Современный музей – это многофункциональный культурный центр, где вокруг коллекции, того или иного направления, на котором музей специализируется, создаются дополнительные необходимые активности [6]. Примером таких музеев являются Государственный Эрмитаж (200 постоянных волонтеров), музей «Царицыно» (70 постоянных волонтеров), Екатеринбургский музей изобразительных искусств (50 постоянных волонтеров), Государственный музей истории ГУЛАГа (170 постоянных волонтеров), музей современного искусства PERMM (200 постоянных волонтеров), где волонтеры предоставляют свою помощь на выставках, в навигации и консультировании посетителей музея, в переводе иностранным посетителям, а также в ассистировании фото- и видеосъемок [8].

Парки культуры и отдыха также активно привлекают добровольцев для участия в своих проектах. Волонтеры контролируют поведение посетителей в части нахождения в зеленых насаждениях (посадках деревьев и кустарниках) и на зеленом напочвенном покрове (газоне, посадках многолетних трав), оказывают помощь в уходе за садами и ландшафтами парка, принимают участие в организации и проведении мероприятий парка [9, с. 292].

На сайте «Добровольцы России» сегодня зарегистрировано более 500 библиотек, музеев, зоопарков и других организаций, которые привлекают добровольцев через единую информационную систему [6].

На сегодняшний день сложно найти мероприятие в сфере культуры, которое не привлекает волонтеров. Как правило, участие добровольцев не предусматривает финансовые затраты, однако в некоторых проектах можно использовать финансовое стимулирование, и эти вложения как правило приносят больший эффект.

Назовем основные задачи, которые часто ставятся перед волонтерами на проекте: встреча зрителей, участников; проверка билетов, регистрация гостей; помощь зрителям в навигации на площадке; отслеживание тайминга мероприятия; раздача сувенирной и рекламной продукции; оперативная уборка на локациях; контроль рассадки в зале зрителей и участников; создание позитивного настроения на площадке.

Организация работы волонтеров в проектах культуры требует специальных знаний от менеджера проекта. При правильной организации ценность работы, проделанной волонтерами, может намного превышать затраты на управление ими. При подготовке волонтеров к проекту следует обратить внимание на ряд особенностей, которые возникают при работе с ними. Во-первых, накануне мероприятия необходимо организовать встречу с волонтерами на площадке, чтобы донести до них всю важную информацию по проекту, включая идею и концепцию, изучить локацию и обсудить форс-мажорные ситуации. Во-вторых, составляется иерархия подчинения, кто из менеджеров проекта отвечает за те или иные вопросы, а значит, волонтеры должны знать имена и телефоны своих «кураторов». В-третьих, важно обеспечить всех волонтеров общим сценарием и таймингом мероприятия. Каждый член команды должен четко ориентироваться в программе и быть готовым ответить зрителю на любой вопрос. В-четвертых, нужно предусмотреть идентификацию помощников. Изготовить корпоративный элемент внешнего вида, который будет отличать волонтера от любого другого участника проекта – бейджи, футболки, кепки, значки и т.д. В-пятых, проработать и обязательно проверить скрипты, если волонтеры должны произносить определенную информацию. И конечно, после мероприятия важно поблагодарить помощников и, по возможности, подарить подарки [10]. Найти волонтеров можно среди друзей, аудитории вашего проекта (учреждения), студентов или профессиональных сообществ. Как правило, основные проблемы волонтеров – отсутствие практического опыта, недостаточная психологическая грамотность, недостаточная психическая устойчивость, незнание некоторых специальных приемов и методов работы. Поэтому их деятельность должна быть сугубо конкретной, с четко поставленными задачами и ясными целями [11, с. 617].

Продолжая исследование, нельзя не упомянуть про такое направление деятельности, как «виртуальное волонтерство». Это относительно новый тип волонтерства, которое осуществляется дистанционно с помощью интернета. В таком виде добровольцы выполняют ту или иную работу при помощи любого устройства, подключенного к интернету. Среди известных проектов виртуального волонтерства можно выделить следующие: исследовательские проекты; создание сайтов и страниц; разработка приложений; обновление электронных ресурсов; перевод документов; создание баз данных, иллюстраций; общественная журналистика и др.

В России виртуальное волонтерство в настоящее время активно развивается. Например, стоит отметить кампанию «Карта помощи». На специальном сайте собирается информация о пострадавших во время ЧС, а также о точках сбора помощи. Также там можно отслеживать различные правонарушения в области окружающей среды и экологии. Также стоит отметить платформу для создания петиций «Change.org». Успешные общественные проекты привлекли миллионы людей к участию в решении гражданских проблем.

В процессе глобализации волонтерство также получило свой импульс развития и уже сформировалось в отдельный тип «глобальной сети» по подобию краудфандинга – краудсорсинг. Такой тип волонтерства подразумевает привлечение любого человека на планете к решению проблем инновационной производственной деятельности. Этот термин был впервые введен в 2006 г. писателем Джеффом Хау и редактором Марком Робинсоном. Преимуществом такого подхода является доступ к талантам всего мира; меритократия; деление задачи на более мелкие; оперативное достижение результатов. Среди самых популярных краудсорсинговых проектов стоит отметить электронную энциклопедию «Википедия»; компания «InnoCentive», которая привлекает ученых со всего мира для решения задач конкретных компаний-заказчиков; японская компания «Muji», собирающая идеи для своих изделий среди своих клиентов [12].

В заключение стоит упомянуть уникальный опыт организации RockCorps, которая преобразовала идею волонтерства в удивительный феномен, который с успехом масштабируется в другие страны и набирает популярность во всем мире. Это компания, которая организует уникальные концерты звезд с правом эксклюзивного входа на мероприятие. Для того чтобы получить билет, необходимо принять участие в волонтерской работе сообщества. Благодаря такой модели было проведено более 50 концертов, в которых приняли участие 180 000 волонтеров. Это позволило создать более 700 000 рабочих часов на пользу 2 600 глобальных некоммерческих организаций в 10 странах мира. В этом проекте принимали участие такие артисты, как Rihanna, Lady Gaga, David Guetta, Kanye West, Snoop Dogg, Maroon 5 и многие другие.

olehkev1.tif

Логотип организации RockCorps

RockCorps является некоммерческой организацией и сотрудничает с местными партнерами в каждой стране, создавая маркетинговую и коммуникационную платформу, сочетающую в себе развлечения и общественную работу. Такой подход позволяет развить широкий спектр жизненных навыков, таких как командная работа, лидерство, навыки межличностного общения, трудовая этика и др.

В настоящее время на кадровом рынке Москвы (а особенно регионов) остро стоит проблема нехватки специалистов, обладающих теоретическими и практическими навыками работы с волонтерами. Соблюдение современных технологий организации работы волонтерской деятельности в рамках проектов культуры является важнейшим фактором не только коммерческого успеха проекта, но и гарантией создания культурного продукта высочайшего качества [13, с. 4].

Анализируя мировой волонтерский опыт и опыт каждого участника в частности, можно предположить, что волонтерская деятельность в проектах культуры улучшает психическое и физическое благополучие человека, включая повышение чувства счастья, уверенности и целеустремленности. В настоящее время современные типы волонтерства позволяют принять участие в общественно полезной деятельности каждому человеку из любой точки мира. Проекты культуры все чаще реализуются в формате онлайн, и это дает возможность принять участие в организации проекта всем желающим, независимо от территориальной принадлежности. К сожалению, большое разнообразие волонтерских кампаний еще не наблюдается в России, однако российские учреждения культуры накопили достаточный опыт в сфере волонтерства. Эта работа заключается уже не только в рутинных действиях, но и в создании креативных решений и идей.


Библиографическая ссылка

Олешкевич К.И., Бжания М.З. СПЕЦИФИКА ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЕКТАХ КУЛЬТУРЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 7. – С. 153-157;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38768 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674