Дворовая территория – это пространство, прилегающее к жилым зданиям, либо внутри периметра, образованного жилыми домами, ограниченное строениями или ограждениями и находящееся в общем пользовании жильцов. В интересах жильцов домов на территории двора размещаются детские или спортивные площадки, места для отдыха, сушки белья и парковки личных автомобилей. Согласно СП 42.13330.2016 «границы, размеры и режим использования земельных участков при многоквартирных жилых домах, находящихся в общей долевой собственности членов товарищества – собственников жилых помещений в многоквартирных домах, определяются в градостроительной документации с учетом законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» [1, п. 5.9].
Для дворов российских городов характерны многие проблемы, такие как отсутствие достаточных мест для парковки личных автомобилей; подтопляемость территорий из-за неэффективности или отсутствия системы отвода дождевых и талых вод; отсутствие элементов доступной среды; недостаточная освещенность территорий, низкий уровень безопасности для населения; непродуманное функциональное зонирование территорий; ветхость элементов наполнения и их несоответствие современным эстетическим и функциональным требованиям.
Но в последнее время благоустройству городской среды уделяется особое внимание. Происходит переход от решения чисто утилитарных задач к созданию комфортной гармоничной среды, имеющей эстетическую ценность. В 2016 г. на всей территории России под руководством Минстроя стартовал проект «Формирование комфортной городской среды». В 2017 г. по инициативе главы Приморского края в рамках федерального проекта были разработаны программы по благоустройству дворов: «400 дворов», а затем – «1000 дворов» [2]. Цель программы «1000 дворов» – улучшение состояния придомовых территорий муниципальных образований Приморского края.
Для участия в программе жителям необходимо обратиться в администрацию города с заявкой для участия в конкурсе и приложить к заявке дизайн-проект благоустройства дворовой территории или отдельных участков – детской или спортивной площадки. В рамках дизайн-проекта предусматривается благоустройство дворов, отражаются основные принципы функционального зонирования, обосновываются планировочные и объемно-пространственные решения, решения по реконструкции элементов озеленения, покрытий и малых архитектурных форм. Кроме того, вносятся предложения по организации безбарьерной среды для маломобильных групп населения (МГН).
Объект исследования – практико-ориентированный метод обучения и его роль в процессе подготовки студентов архитектурно-дизайнерского профиля при выполнении дизайн-проектов ландшафтной организации и благоустройства дворовых территорий в рамках программы «1000 дворов» в Приморском крае.
Цель исследования – выявление возможностей практико-ориентированного метода обучения и его роли в образовательном процессе подготовки студентов-дизайнеров и архитекторов.
Материалы и методы исследования
Теоретической базой работы послужили исследования, посвященные особенностям практико-ориентированного обучения студентов – дизайнеров и архитекторов [3]; исследованию основных проблем благоустройства придомовых территорий [4, 5]; формированию современной городской среды путем реконструкции придомовых территорий [6–8]; выявлению уровня комфортности дворовых пространств [9–11]; оценке ландшафтно-рекреационного потенциала жилых дворов [12]; использованию декоративных растений при озеленении придомовых территорий [13, 14] в рамках тем НИР БСИ ДВО РАН на 2020-2021 гг. в ЕГИСУ НИОКТР: АААА-А20-120031990009-4 и АААА-А20-120042090002-0.
Студенческие коллективы при выполнении дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий в рамках программы «1000 дворов» под руководством преподавателей проходят все этапы, соответствующие требованиям к проектированию и выполнению проектной документации согласно графику выполнения работ в реальной проектной организации. Основными этапами практико-ориентированного обучения студентов при выполнении проектов благоустройства жилых дворов являются:
1) предпроектный анализ: исследование градостроительной ситуации территории объектов проектирования, социально-утилитарный анализ; анализ благоустройства аналогичных объектов в мировой и российской практике; анализ нормативных документов, регламентирующих проектирование; формирование авторской концепции;
2) проектирование: разработка концепции благоустройства территорий проектируемых объектов; выполнение эскизов благоустройства согласно концепции, и согласование с заказчиком дизайн-проекта; выполнение альбома чертежей дизайн-проекта благоустройства;
3) оформление документации к дизайн-проекту благоустройства и ее передача заказчику.
На первом этапе при выезде на объекты студенты проводят обследование дворовых территорий, затем выполняют социально-утилитарный анализ, выясняют процессы, проходящие во дворах, и определяют потребность в их изменении в проекте благоустройства. Встречаясь с жителями дворов, студенты проводят анкетные опросы и учитывают их результаты при разработке дизайн-проектов. Студенты охотно работают с жителями, развивают навыки общения, учатся обобщать и анализировать данные анкетирования. Обучение студентов такому методу исследований является очень важным, так как опрос – часто единственно приемлемый метод прогнозирования с привлечением экспертов для сбора данных и определения тенденций благоустройства проектируемого объекта на основе мнений и рекомендаций непосредственных пользователей.
В ходе анализа дворовых территорий в населенных пунктах края студенты выяснили, что они находятся в неудовлетворительном состоянии. В современной жилой застройке дворы являются в основном проходными. Невозможность контроля над территорией отрицательно сказывается на отношении жителей к преобразованию этой среды, сохранности оборудования, а также к отдыху вблизи жилища [15]. Во многих дворах пришли в негодность скамьи и детское игровое оборудование, частично или полностью разрушены дорожные покрытия, погибла часть озеленения. В связи с увеличившимся количеством личных автомобилей во дворах не хватает парковочных мест, и машины располагаются на тротуарах и газонах. Полностью отсутствуют элементы доступной среды. Дворы не отличаются уютом и не комфортны для отдыха.
К предпроектному этапу также относится поиск научных публикаций по теме исследования и нормативной литературы. Анализ нормативных требований, регламентирующих проектные работы, является наиболее важным, так как дизайн-проекты являются не академическими, а практическими, предусматривающими их обязательную дальнейшую реализацию.
Сбор и изучение прототипов, проектов или реализованных объектов, подобных проектируемому по функциональному назначению, месту строительства или условиям проектирования, помогает студентам «настроиться» на проектирование, быть в «тренде» современных актуальных эстетических и функциональных требований. Методика исследования прототипов состоит из работы с интернет-источниками, студенты проводят отбор и анализ иллюстративных материалов. Выбор определенных аналогов, приоритетов, предпочтений во многом зависит от личности и эрудиции студентов. Задача преподавателя – сориентировать студентов в информационном поле и направить поиск в нужном направлении.
Формирование авторской концепции является творческой проектной установкой по решению проблем, установке приоритетов и ценностей в рамках дизайн-проекта. При разработке концепции преподаватель предлагает студентам придерживаться следующего алгоритма: вначале выявляются существующие процессы, проходящие на территории двора и определяются их зоны, а затем, на основе предпроектного анализа, разрабатывается схема проектируемого функционального зонирования, формируется каркас пешеходных и транспортных путей, распределяются зоны парковки и хозяйственные зоны, зоны шумного (детские и спортивные площадки) и тихого отдыха, а также другие хозяйственно-бытовые площадки и элементы наполнения. На основе схемы проектируемого зонирования группа приступает к выполнению концептуальных эскизов благоустройства дворовой территории.
Как правило, в процессе этой работы задача преподавателя сводится к корректировке выбранных студентами планировочных решений. Студентам предлагается выполнить три варианта эскизных решений, которые могут отличаться размещением функциональных зон и стилевой направленностью. Большое внимание уделяется подбору ассортимента растений. Поскольку дворы располагаются в различных микроклиматических и градостроительных условиях, студенты получают консультации сотрудников Ботанического сада-института ДВО РАН и используют рекомендации по подбору ассортиментов растений для озеленения придомовых территорий в условиях Приморского края [13, 14].
После выбора заказчиком концептуального решения студенты выполняют документацию к дизайн-проекту. Одним из важнейших этапов практико-ориентированного обучения является взаимодействие студентов с заказчиками реальных объектов, с которыми им приходится согласовывать свои проектные решения. В рамках академического классического образования студенческие работы, оставаясь собственностью университета, оцениваются лишь преподавателем кафедры с точки зрения соответствия нормативным требованиям и аккуратности выполнения в соответствии с заданием на проектирование. Взаимодействие с реальным заказчиком дает возможность студентам уже на этапе обучения влиться в процесс реальной профессиональной деятельности, взаимодействовать с бизнес-средой, общественностью и административными кругами города и края. Кроме того, понимание того, что проект не «ляжет на полку» на кафедре, а будет реализован и преобразит облик населенного пункта, является мощным стимулом их проектной деятельности. Представление и защита готовых проектных решений перед заказчиком и общественностью помогает студентам оценить значимость своей работы, мотивирует их на дальнейшее активное участие в практико-ориентированном обучении при выполнении архитектурно-дизайнерских проектов.
Результаты исследования и их обсуждение
Изучение архитектурно-дизайнерских дисциплин во ВГУЭС и в ДВФУ включает в себя выполнение дизайн-проектов придомовых территорий массовой жилой застройки в Приморском крае в рамках программы «1000 дворов» [2]. Основой построения учебного процесса во ВГУЭС с 2007 г. является практико-ориентированное обучение, которое реализуется как при изучении дисциплин, так и во время прохождения практик. Данный вид обучения акцентирует внимание на разработке средств интенсификации профессионального развития человека в ситуации, имитирующей его будущую профессиональную деятельность благодаря выполнению реальных практических задач в учебное время [3]. В течение 2017–2020 гг. студенты кафедры дизайна и технологий ВГУЭС под руководством преподавателей в рамках практико-ориентированного обучения выполнили более 10 дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий в г. Владивостоке, а также селах и поселках Приморского края: с. Центральное, с. Многоудобное, с. Романовка, пос. Новонежино и пос. Преображение.
Студенты совместно с преподавателями выезжали на объекты проектирования, проводили предпроектный анализ, натурное обследование территории, обмеры, выполняли зарисовки и фотофиксацию существующего состояния дворов (рис. 1).
Студенты, проводили также опрос жителей, выясняя нужды будущих пользователей. На основе результатов предпроектного анализа были выполнены экспериментальные эскизные проекты с новым функциональным наполнением придомовых территорий в соответствии с пожеланиями жильцов и соблюдением интересов всех групп пользователей: детей, подростков и молодежи, взрослых: пенсионеров и МГН, автомобилистов, владельцев домашних животных и т.д. Все проектные предложения по функциональному зонированию и наполнению дворов согласовывались с заказчиками, часть проектов уже реализована, остальные находятся в стадии реализации (рис. 2, 3).
В ДВФУ в рамках изучения дисциплины «Ландшафтное проектирование» практико-ориентированное обучение введено с 2010 г. За этот период, с 2010 по 2021 г., выполнено более 30 экспериментальных эскизных проектов ландшафтной организации придомовых территорий массовой жилой застройки в г. Владивостоке (рис. 4, 5).
Рис. 1. Выезд студентов ВГУЭС на обследование дворовых территорий в сельские поселения Приморского края
Рис. 2. Проект ландшафтной организации дворовой территории в п. Романовка. Работа студентки ВГУЭС Вакулиной Владиславы, 2018 г.
Рис. 3. Дизайн-проект благоустройства дворовой территории в г. Владивостоке. Работа студентов ВГУЭС Ведешиной Ирины и Николаевой Александры, 2020 г.
Рис. 4. Проект ландшафтной организации дворовой территории по ул. Вострецова, 8, в г. Владивостоке. Работа студентки ДВФУ Ткачевой Софьи, 2021 г.
Рис. 5. Ландшафтная организация дворовой территории по ул. Ильичёва, 14 и 16, в г. Владивостоке. Работа студентов ДВФУ Косовой Ксении и Шабельниковой Валерии, 2021 г.
Практико-ориентированные проекты студентов ДВФУ выполнялись как по заказу администрации г. Владивостока – в связи с мероприятиями, связанными с подготовкой к саммиту стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТЭС) – в 2012 г., Восточным экономическим форумам (ВЭФ) – с 2015 по 2021 г., так и по заказам различных товариществ собственников жилья (ТСЖ).
Заключение
Анализ опыта введения практико-ориентированного обучения студентов архитектурно-дизайнерского профиля в двух вузах г. Владивостока – ВГУЭС и ДВФУ при изучении проектных дисциплин свидетельствует о получении обучающимися важных навыков в ситуациях, имитирующих будущую профессиональную деятельность благодаря выполнению реальных практических задач в учебное время. В связи с тем, что земельные участки, прилегающие к жилым домам, в настоящее время являются собственностью жильцов, благоустройство территории уже не является обязанностью администрации населенных пунктов. Решение о выборе проектной организации, в которой будет заказан дизайн-проект благоустройства придомовой территории, принимают сами жители. Включение коллективов вузов, имеющих архитектурно-дизайнерские направления подготовки студентов, в программу создания комфортной среды и благоустройства придомовых территорий «1000 дворов» в Приморском крае позволяет студентам получать необходимые навыки профессиональной деятельности в рамках практико-ориентированного обучения, а жителям – осуществлять уникальные дизайн-проекты с использованием креативных ландшафтно-композиционных приемов, ассортиментов декоративных растений, устойчивых в данных условиях.
Библиографическая ссылка
Иванова О.Г., Копьёва А.В., Масловская О.В., Храпко О.В ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «1000 ДВОРОВ» В ПРИМОРСКОМ КРАЕ КАК ЧАСТЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОФИЛЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 7. – С. 110-116;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38761 (дата обращения: 03.12.2024).