Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Абдурахманов С.Р. 1 Ибрагимова А.Р. 1
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»
В данной статье проанализированы психолого-педагогические аспекты активизации мыслительной деятельности учащихся, изложена ее краткая характеристика в обеспечении прочности знаний; рассмотрен потенциал развития мышления в проблемном обучении. Обоснованы основные признаки и виды мышления, которые позволяют узнавать мышление посредством познавательной деятельности. Рассмотрена проблема активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках. Одной из задач школьного обучения в младших классах является создание таких условий, как умственное развитие детей в полной мере, в приоритете которого будет формирование познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности учащихся. В процессе развития познавательного комплекса у обучающихся в проблемном обучении и активизации мыслительной деятельности создаются проблемные ситуации и организуется поиск их решения. Использование методов и приемов активизации мыслительной деятельности является немаловажной стороной в развитии личности младшего школьника, а именно ее познавательной сферы. Каждая из систем обучения способствует развитию различных видов мыслительной деятельности у младших школьников в соответствии с их возрастными особенностями. С психолого-педагогической точки зрения мыслительная деятельность представляет собой единство функциональных, операционных, личностно-мотивационных компонентов, которые обеспечивают выполнение и регуляцию учебной деятельности. Активизация мыслительной деятельности младших школьников зависит от специфики образовательных систем, особенностей их реализации, индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
процесс
мышление
знаний
умения
приёмы активизации
познавательная деятельность
1. Дорофеева А. Логика, мышление. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 233 c.
2. Пидкасистый П.И., Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2015. 724 с.
3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика: монография. М.: Баласс, 2015. 272 с.
4. Терешина Л.В., Корбакова И.Н. Деятельностный метод обучения. Описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы. М.: Учитель, 2014. 120 c.
5. Рахимова Е.А. Социально-психологическая диагностика: учеб. пособие. Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2012. 134 с.
6. Делия В.П. Инновационное мышление в XXI веке. М.: Де-По, 2011. 232 c.
7. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.
8. Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа. 1994. №11. С. 10-14.

Выбор данной темы связан с тем, что в современном обществе необходимы личности, способные самостоятельно решать вопросы, творчески подходить к своей работе, принимать активное участие в общественной жизни, деятельности всех социальных групп.

В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка. В начальной школе закладываются «образовательный фундамент», основы знаний и умений, которые он в будущем будет развивать и использовать в своей деятельности.

Формирование личности включает в себя развитие мыслительной деятельности. Использование множества приемов активизации мыслительной деятельности в образовательном процессе способствует возникновению заинтересованности детей к учебной деятельности и повышению эффективности обучения, что в дальнейшем оказывает значительное влияние на развитие личности.

До поступления ребенка в школу основным видом деятельности является игра, а с началом обучения ей на смену приходит учебная деятельность. Однако игровая деятельность не утрачивает своей актуальности и применяется в обучении школьников начальной школы. На начальную школу возлагается основная нагрузка по формированию учебной деятельности, значимой функцией которой становится мышление. Согласно позиции Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка в этом возрасте зависит от способностей мышления, которое считается определяющим в системе других психических процессов.

В психолого-педагогической литературе выделяют два основных вида мыслительной деятельности – репродуктивную и продуктивную. При этом репродуктивной считается деятельность по заданному образцу, а при продуктивной мыслительной деятельности младший школьник самостоятельно может применить уже известные ему умения и знания, но уже в иной для него ситуации, по результатам чего он создает для себя новую базу знаний. Проблемная ситуация способствует активизации мыслительной деятельности, однако пик активности будет сформирован при условии, что учащийся самостоятельно ставит цель, обосновывает гипотезу по ее разрешению и находит выход из нее.

Познавательная структура мышления зависит от способности переработать уже имеющуюся и вновь приобретенную информацию, которая появляется в процессе разрешения вопроса или получения других знаний. В этом случае мышление определяется как основа взаимодействующих действий и операций, выполняемых младшими школьниками в мыслительной деятельности. Поэтому одним из главных аспектов педагогики по вопросам развития мышления является формирование у учащихся навыков и умений работы с новыми знаниями и их переработкой, в результате чего развиваются общие учебные знания и умения, а также способность разрешения различных вопросов, возникающих перед ними. Активизация мыслительной деятельности учащихся в большинстве случаев зависит от применяемых методов и приемов образовательного процесса.

Начало формирования потребностей и способностей детей закладывается в младшем школьном возрасте, особенно склонностей и творческих интересов, и является основополагающим для становления ребенка как будущей личности.

Активизация творческой, учебной и познавательной деятельности учащихся чаще зависит от методов обучения. И с этой целью педагоги начальной школы используют такие методы, как беседа, рассказ, объяснение, показ приемов работы, дидактические и инструкционные карты [1].

Все операции мышления тесно взаимосвязаны между собой, и результата полноценного формирования личности возможно достичь только в комплексном их применении. В связи с этим использование в учебном процессе приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимо уже в первом классе, и, чем раньше начнется их применение, тем быстрее начнет развиваться мыслительная деятельность детей [2].

Таким образом, в мыслительной деятельности младшим школьникам необходимо обладать целым рядом психологических особенностей; постоянное решение младшими школьниками задач, связанных с образовательным процессом, способствует развитию у них основ творческого мышления – мыслительного анализа, рефлексии и планирования.

Цель исследования – теоретическое изучение методов активизации мыслительной деятельности учащихся младших классов.

Материал и методы исследования

В целях реализации поставленных задач были использованы эмпирические и теоретические методы, тождественные объекту и предмету исследования.

Предметом изучения стали компоненты психологической структуры мыслительной деятельности, а также их взаимосвязь и динамика. В процессе исследования были расширены теоретические представления об особенностях и условиях формирования универсальных логических действий учащихся младшего школьного возраста, проведено обоснование использования логических игр и задач, определены диагностический инструментарий и критерии.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что для активизации мыслительной деятельности учащихся важны различные методы и приемы, используемые учителем на уроках для достижения целей обучения. При планировании урока с целью развития творческих способностей, самостоятельности и инициативности учащихся исходя из заданий, содержания и поставленных целей педагогу необходимо выбрать методы поиска разрешения проблемной ситуации. В качестве примера можно выбрать эвристическую беседу, различные упражнения, исследования.

Исследование было проведено на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Петровская школа № 1» Красногвардейского района Республики Крым с применением методики «Исключение лишнего».

Целью исследования стало выявление уровня активизации мыслительной деятельности, для чего были изучены способности младших школьников к обобщению и абстрагированию и их умение выделять существенные признаки в проблемной ситуации. В исследовании были задействованы 20 учащихся начальных классов общеобразовательного учреждения. При этом у 6 испытуемых были выявлены высокие баллы относительно развития способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки, что свидетельствует о высокой способности данной категории детей охватить весь вопрос целиком, не упуская при этом главную мысль. Такие младшие школьники способны осознавать сущность сложных вопросов. Достаточный уровень мыслительной деятельности выявлен у 9 учащихся. Дети этой группы концентрируют внимание на мелочах и не всегда способны выделить в тексте главное. Средний уровень выявлен у 4 испытуемых. У данной категории детей обнаружены индивидуальные особенности и качество мышления, им требовалось сопровождение педагога. У 1 обучающегося возникли трудности с выполнением заданий, что свидетельствует о низком уровне мыслительной деятельности.

Таким образом, нами были получены результаты методики на оценку гибкости, скорости и уровня развития мыслительных действий учащихся начальной школы.

В ходе исследования нами были проанализированы и синтезированы методы практической деятельности, которые способствуют развитию мыслительного процесса и применяются в практике:

1) словесные методы, которые используются для передачи большого объема информации за короткий промежуток времени и ставят проблему и способы ее разрешения. Словарный запас педагога способен вызвать в сознании детей яркие образы прошлого, настоящего и будущего. С помощью слов активизируются воображение, память и эмоции детей [3];

2) визуальные методы – способствуют усвоению учебного материала с использованием визуальных и технических средств. Применение метода наглядности подразумевает их сочетание в той или иной степени с вербальными методами, в том числе с применением мультимедийных устройств;

3) практические методы – формируют навыки и умения школьников в процессе обучения и основаны на практической деятельности. Примером могут стать лабораторные работы, практические занятия и упражнения, способствующие развитию практических навыков;

4) метод самоконтроля – оказывает влияние на всестороннее развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения знаний;

5) репродуктивные методы – располагают к активному восприятию и запоминанию информации, полученной от педагога или из другого информационного источника. Данные методы не могут быть использованы без словесных, наглядных и практических приемов обучения, которые составляют их материальную основу.

Для активизации мыслительной деятельности на уроках и внеурочной деятельности применяются разнообразные приемы:

– прием новизны используют путем включения в содержание учебного материала, используемого в процессе обучения, интересной информации, фактов, исторических данных;

– прием динамизма заключается в установке учащихся на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

– восприятие смысла ставит задачу сформировать у школьников отношение к необходимости изучения материала относительно его биологической, экономической и эстетической ценности [4].

Уровень развития познавательных и мыслительных навыков у обучающихся учитывается при подборе методов и приемов активизации мыслительной деятельности. Для младших школьников с высокой степенью когнитивного развития необходимы более сложные познавательные задачи. С целью формирования положительной роли образовательного процесса необходимо подбирать задачи с уровнем сложности, не превышающим уровень развития детей. В связи с этим требования должны быть выполнимы и способствовать формированию положительной мотивации к обучению, уверенности у младших школьников в своих способностях и навыках [5].

При использовании метода визуализации у детей улучшаются восприятие и запоминание учебного материала, их мыслительная деятельность активизируется. У них развиваются способность глубже вникнуть в суть изучаемых явлений, возможность показать их связь с творческими процессами принятия решений и подтвердить регулирующую роль визуальных образовательных элементов. В процессе обучения визуализация должна выполнять не только иллюстративную, но и познавательную функцию, что будет способствовать эффективности использования данного метода в исследуемой области.

Проблемные элементы содержатся в любой форме визуальной информации. Перед педагогом стоит задача использовать все возможные формы визуализации, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают в качестве носителей информации. Средства визуальной демонстрации способствуют увеличению объема передаваемой информации и реализации двухканальной связи [6].

Степень мыслительной деятельности учащихся зависит от степени проблематичности визуальной информации. Постоянная интенсификация учебного процесса способствует использованию наглядных средств при подаче информации и заключает в себе большой потенциал при решении проблем, связанных с управлением временем в классе.

Используя метод визуализации, педагог способствует повышению у учащихся начальной школы интереса к изучаемому материалу, чем достигается высокая степень наглядности и динамизма, что помогает учащимся решить поставленную перед ними задачу. С помощью метода визуализации обеспечиваются более быстрый анализ и запоминание новой информации, формулирование осмысленных выводов, так как внимание уделяется не только тексту, изображениям, числам, графике, но и сбалансированному визуальному ряду.

Для познания себя, раскрытия заложенных в себе способностей и реализации своего потенциала необходима творческая познавательная активизация, которая способствует развитию и становлению личности ребенка [7]. Чтобы активизировать познавательную деятельность младших школьников, в процессе обучения применяются различные методы и приемы работы, способствующие развитию у учащихся творческой деятельности, в ходе которой дети должны самостоятельно найти способ решения, применить полученные знания и умения в новых условиях, создать нечто новое.

Результаты исследования и их обсуждение

Активизация умственного мышления занимает ведущее положение среди других познавательных процессов. Системная работа в данном направлении содействует достижению высоких качественных результатов в обучении и развитию навыков и умений, которые необходимы в современном образовательном процессе. Поэтапное сочетание приемов активизации мыслительной деятельности позволит сформировать у учащихся осознанное отношение к выполняемой деятельности и даст им возможность ее творчески преобразовывать [8].

В рамках учебного процесса максимально активизируется мыслительная деятельность школьников при систематическом использовании логических (мыслительных) заданий, процесс выполнения которых связан с высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями. В процессе обобщения полученной информации происходит переход от единичных явлений, представленных в чувственном опыте, к обобщению этого опыта в понятиях. Поэтому в начальной школе больше внимания необходимо уделять работе учащихся по формированию понятий, являющихся основой научных знаний и способствующих развитию таких форм мышления, как суждение и умозаключение; нужно научить их определять существенные признаки предметов и осуществлять их логико-структурный анализ.

Использование педагогами элементов занимательности значительно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, развивает скорость и гибкость мыслительных операций. Потребность в познании, анализе и синтезе способствует включению активирующих систем мозга, а решение познавательной проблемы – прочному усвоению и закреплению учебного материала.

Таким образом, решение проблемных ситуаций в ходе урока способствует формированию у младших школьников таких процессов мыслительной деятельности, как определение целей и задач, планирование, нестандартный анализ, сравнение, контроль, которые необходимы в развитии творческого мышления. Именно поэтому с помощью логических задач и заданий происходит активизация мыслительной деятельности обучающихся. Этот процесс регулируется педагогами и способствует решению различных проблем при регулярном применении приемов активизации познавательной деятельности. Результаты исследования позволяют сформулировать научно обоснованные рекомендации для педагогов и родителей по выбору форм и методов обучения, способствующих развитию ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Выводы

Формирование личности включает в себя развитие мыслительной деятельности. Для развития мыслительной деятельности и формирования инициативности, самостоятельности, творческой способности младших школьников педагогам целесообразно использовать различные методы и приемы активизации мышления. При их выборе необходимо учитывать индивидуальные особенности развития обучающихся и уровень их мыслительных навыков. Задания, предложенные учащимся, должны быть познавательны и выполнимы, а также направлены на формирование у них уверенности в своих способностях и положительной мотивации в учебе.

Результаты исследования показали, что у большинства детей начальных классов, принявших участие в тестировании, мыслительная деятельность сформирована на высоком и достаточном уровне. Это говорит о способностях младших школьников к обобщению и абстрагированию, их умениях концентрировать внимание и выделять главную мысль в проблемных ситуациях. Полученные данные позволяют подобрать для них те методы и приемы, которые необходимы в образовательном процессе.

Системное и комплексное использование средств, способов и приемов активизации мыслительной деятельности в образовательном процессе будет способствовать эффективности обучения и повышению познавательного интереса учащихся к учебной деятельности, что в дальнейшем положительно скажется на развитии личности.


Библиографическая ссылка

Абдурахманов С.Р., Ибрагимова А.Р. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 6-2. – С. 288-292;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38736 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674