Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Шереметьева Е.В. 1 Беспоместных О.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В статье рассматривается одно из современных приоритетных направлений в области образования – психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, оказание им ранней комплексной коррекционной помощи. Увеличение количества детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью свидетельствует о важности грамотной организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей данной категории. Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные речевого развития детей с отклонениями в овладении речью указывают на потребность детей в систематической, непрерывной работе, направленной на коррекцию отклонений в овладении речью и профилактику возникновения других нарушений, что подтверждает актуальность темы нашего исследования. Мы разработали организационно-содержательную модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью, которая включает в себя четыре последовательных этапа. Модель успешно прошла апробацию в Муниципальном бюджетном учреждении «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Металлургического района г. Челябинска». Появление положительной динамики в речевом развитии детей с отклонениями в овладении речью свидетельствует об эффективности проведенной нами работы и возможности транслирования и адаптации разработанной нами модели психолого-педагогического сопровождения в любую дошкольную образовательную организацию.
ранний возраст
дети с отклонениями в овладении речью
речевое развитие детей раннего возраста
психолого-педагогическое сопровождение
модель комплексного сопровождения
ППМС-центр
1. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36. [Электронный ресурс]. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/ (дата обращения: 20.04.2021).
2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев: ВИРТ; СПб.: ДОРВАЛЬ, 1993. 96 с.
3. Раскалинос В.Н. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Тольятти, 2016. № 4 (27). С. 11–15.
4. Шаров А.А. Современное понимание термина «психолого-педагогическое сопровождение» и его трактовка в русле специального образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 (50). С. 108–110.
5. Карелина Е.В., Королева Н.Н., Солодкова Е.А. Модель психолого-педагогического сопровождения процесса проведения оценочных процедур в дошкольной образовательной организации для детей с ОВЗ // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 1 (4). С. 70–75.
6. Чиркина Г.В., Громова О.Е. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии речи детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2013. № 8. С. 14–16.
7. Шереметьева Е.В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. 282 с.
8. Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста. М., 2013. 112 с.
9. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: АСТ: Астрель, 2007. 231 с.

В настоящее время пристальное внимание уделяется становлению системы оказания помощи детям раннего возраста, имеющим какие-либо отклонения в развитии, и их семьям. Раннее начало коррекционной работы позволит избежать усложнения структуры дефекта ребенка и будет способствовать максимально возможному приближению к нормативному развитию в старшем возрасте. Работа по развитию детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 года до 3 лет должна вестись комплексно, включая взаимодействие различных педагогов и семьи ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей является одной из ключевых задач модернизации современной системы образования России. Глубоким изучением психолого-педагогического сопровождения детей в ходе образовательного процесса занимались М.Р. Битянова, Э.М. Александровская, Г.Л. Бардиер, И.В. Ромазан, Т.С. Чередникова, Е.И. Казакова и др. Все исследователи подчеркивают преимущества комплексного психолого-педагогического сопровождения перед другими формами работы с детьми [1–3].

Психолого-педагогическое сопровождение помогает семье гармонизировать взаимодействие с ребенком раннего возраста с ОВЗ, что оказывает положительное влияние на его развитие и способствует предотвращению и преодолению проблем, препятствующих нормальному развитию. Как процесс, сопровождение носит комплексный характер и представляет собой активное сотрудничество семьи ребенка и специалистов образовательной организации. Грамотно построенная структура психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи будет способствовать достижению желаемых результатов [4; 5].

Все чаще специалистам приходится сталкиваться с детьми, имеющими в раннем возрасте отклонения в овладении речью (ООР). Изучением данной категории детей занимались Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева, Е.Е. Ляско, О.Е. Громова и др. Все исследователи отмечают своеобразное развитие компонентов речи у детей данной категории и необходимость оказания им специализированной помощи. Разработка средств и методов, направленных на устранение и предупреждение отклонений в речевом развитии детей раннего возраста, является одной из ведущих задач современной отечественной логопедии [6; 7].

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста возможно осуществлять в условиях ППМС-центра. Процесс психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ООР предполагает целенаправленную, систематическую, непрерывную работу, целью которой выступает коррекция отклонений в овладении речью и профилактика возникновения других нарушений. Различные формы сопровождения ребенка раннего возраста с ООР и его семьи в условиях ППМС-центра предоставляют специалистам широкий выбор реализации моделей и программ сопровождения [1; 3].

Базой для проведения нашего исследования выступило Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Металлургического района г. Челябинска».

Материалы и методы исследования

С 1 по 15 сентября 2020 г. нами был проведен констатирующий эксперимент. Для выявления детей раннего возраста с ООР нами была выбрана методика Е.В. Шереметьевой «Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста» [8], которая позволила определить наличие отклонений в овладении речью и дифференцировать детей на подгруппы по степени выраженности отклонений. В исследовании приняли участие 63 ребенка раннего возраста, посещающие группы кратковременного пребывания МБУ «ЦППМСП Металлургического района г. Челябинска». Из них 17 детей с ООР, 46 детей с нормой речевого развития. В дальнейшую работу были включены 17 детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью, из которых:

- 5 детей с нерезко выраженными ООР;

- 6 детей с выраженными ООР;

- 6 детей с резко выраженными ООР.

Изучение особенностей развития речи детей раннего возраста мы проводили по адаптированной нами методике Е.Ф. Архиповой [9].

Проанализировав диагностические данные развития речевых компонентов детей раннего возраста с ООР каждой из групп степени выраженности, мы получили различные результаты.

Дети с нерезко выраженными ООР активно используют разнообразные просодические компоненты речи. Они понимают обращенную речь в полном объеме, редко используют для общения жесты и мимику. В экспрессивной речи детей преобладает простая неразвернутая фраза, они практически не употребляют предлоги. В активном словаре значительно преобладают существительные. Фонематический слух развит недостаточно: детям доступно различение на слух высоты, силы, тембра голоса. У четверых детей данной группы (Лиза С., Саша В., Аня Д., Тимофей М.) состояние органов артикуляционного аппарата и их моторика соответствуют норме, у одного ребенка (Арина Б.) отмечаются нарушения процесса жевания и снижение качества движений органов артикуляции.

Речь детей с выраженными ООР характеризуется преобладанием невербальных средств общения – жестов, мимики, движений тела, головы, улыбки. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Экспрессивная речь в большей степени состоит из звуко-комплексов, нескольких лепетных и общеупотребительных слов, звукоподражаний. Грамматический строй речи представлен однословными предложениями. Детям доступно узнавание на слух неречевых звуков, начинает появляться умение различать высоту, силу и тембр голоса. Просодическая сторона речи характеризуется ограниченностью средств просодии, их недостаточностью. Органы артикуляционного аппарата без патологий. У четверых детей отмечается снижение качества моторики губной мускулатуры, у двоих – снижение качества моторики нижней челюсти и артикуляционных движений языка.

Дети с резко выраженными ООР чаще всего осуществляют общение посредством движений тела, головы, улыбки, голоса. Понимание обращенной речи ограниченное, ситуативное. Иногда в качестве средств общения дети используют простые жесты и мимику, понимание и использование сложных жестов и мимики резко ограничено. В экспрессивной речи детей присутствуют несколько лепетных слов и звукоподражаний, часто отмечается полное отсутствие звуковых или словесных средств общения. Фонематический слух развит недостаточно – детям доступно различение только неречевых звуков. Мелодико-интонационная сторона речи характеризуется наличием некоторых средств просодии и в большинстве случаем неправильным их использованием. У двоих детей отмечается легкая патологическая симптоматика в состоянии лицевой мускулатуры, губ, мягкого неба и языка. Артикуляционная моторика характеризуется снижением качества движений нижней челюсти, губной мускулатуры, языка.

Полученные данные свидетельствуют о значительном расхождении в уровнях речевого развития, в наличии речевых компонентов и умении ими владеть всех трех групп степени выраженности отклонений в овладении речью.

Сравнение состояния речевого развития детей с отклонениями в овладении речью с детьми группы нормы показало несоответствие большинства речевых компонентов детей с отклонениями в овладении речью нормальному развитию, соответствующему данной возрастной категории, что подтверждает необходимость организации коррекционно-предупредительного воздействия, через моделирование процесса сопровождения.

heremet1.wmf

Рис. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ООР в условиях ППМС-центра

Нами была разработана организационно-содержательная модель комплексного сопровождения детей раннего возраста с ООР (рис. 1), которая включает четыре последовательных этапа:

1) этап первичной диагностики;

2) подготовительный этап;

3) этап коррекционно-предупредительного воздействия;

4) этап итоговой диагностики.

Данная модель проходила апробацию на базе МБУ «ЦППМСП Металлургического района г. Челябинска» в период с 16.09.2020 по 09.04.2021. Форма организации психолого-педагогического сопровождения – посещение ребенком группы кратковременного пребывания и консультирование семьи различными специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог).

Обязательным условием осуществления коррекционно-предупредительной работы было присутствие родителей на занятиях и активная их включенность в процесс. Дети, имеющие нерезко выраженные ООР, посещали группу с нормально развивающимися сверстниками – вариант инклюзивного обучения и развития детей с отклонениями в овладении речью. Занятия в этой группе проводились без учета специфических особенностей развития детей и не имели коррекционной направленности. Данная форма организации работы с детьми с отклонениями в овладении речью позволила нам выявить положительное влияние нормально развивающихся сверстников на развитие речевых компонентов детей с нерезко выраженными ООР в условиях организованных занятий и совместных игровых действий.

Дети, имеющие выраженные и резко выраженные ООР, были поделены на две группы в соответствии со степенью выраженности нарушенного речевого развития. Занятия для них выстраивались с учетом их специфических особенностей и возможностей и имели коррекционную направленность. Эта форма организации работы позволила оценить эффективность специально организованного коррекционно-предупредительного воздействия.

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка эффективности двух вариантов организованной работы проводилась в период с 12 по 24 апреля 2021 г. В контрольном эксперименте приняли участие 17 детей, имеющих отклонения в овладении речью по итогам первичной диагностики. Мы изучили коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста с ООР (методика Е.В. Шереметьевой), составили профили и провели их сопоставительный анализ на начало и конец года. Пример представлен на рис. 2.

heremet2.wmf

Рис. 2. Состояние коммуникативно-речевого развития ребенка раннего возраста на начало и конец года

В результате проведенной работы мы получили следующее:

- пятеро детей, имеющих нерезко выраженные ООР, которые посещали занятия с нормативными детьми, двое детей с выраженными отклонениями и один ребенок с резко выраженными ООР достигли нормативного развития;

- четверо детей, имеющих выраженные отклонения, и пятеро детей, имеющих резко выраженные отклонения в овладении речью, достигли уровня «нерезко выраженные отклонения в овладении речью».

Состояние коммуникативно-речевого развития детей на начало и конец учебного года представлено на рис. 3.

heremet3.wmf

Рис. 3. Уровень психоречевого развития детей раннего возраста на начало и конец года

heremet4.wmf

Рис. 4. Количество детей раннего возраста в каждой группе отклонений в овладении речью на начало и конец года

Количественное соотношение выраженности отклонений в овладении речью на начало и конец года представлено на рис. 4.

Анализ полученных результатов диагностики свидетельствует о наличии положительной динамики в коммуникативно-речевом развитии детей. Состояние их эмоционально-волевой сферы гармонизировалось. Они овладели новыми навыками в предметной деятельности. Игра детей пополнилась положительными характеристиками – они научились правильно действовать с игрушкой, стали оречевлять игровые действия, включаться в предложенный сюжет и играть со сверстниками. Дети овладели большим количество средств коммуникации и научились ими пользоваться.

Включенность родителей в работу на занятиях свидетельствует об их заинтересованности в развитии речи ребенка. Наличие динамики подтверждает активную вовлеченность родителей не только в работу на занятиях, но и дома. Родители прислушались к нашим рекомендациям: по возможности исключили долгий просмотр мультфильмов ребенком, заменили гаджеты совместным времяпровождением и играми, стали уделять больше времени чтению детской литературы, оречевлению всех своих действий, стали внимательно следить за своей речью в процессе общения с ребенком. Все это значительно повысило эффективность проводимой нами работы.

В ходе диагностики развития речевых компонентов детей раннего возраста, имеющих ООР (методика Е.Ф. Архиповой), нами были заполнены протоколы и составлены профили речевого развития, позволяющие оценить динамику развития речевых компонентов детей. Проведенный анализ состояния речевого развития детей позволил выявить компоненты, развитие которых достигло наивысшего значения – 3 балла. Графическое изображение полученных данных представлено на рис. 5.

heremet5.wmf

Рис. 5. Параметры развития речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью, набравшие максимальный балл (3 балла) на начало и конец года

Качественный анализ данных, полученных в результате итоговой диагностики, позволяет охарактеризовать речь детей после проведенной работы. Средства общения детей стали более разнообразными. Дети активно стали включать жесты, мимику, голосовые модуляции, слова, стала появляться простая фраза. У четверых детей (Арианна В., Лиза С., Аня Д., Артур Д.) отмечается расширение и усложнение речевых высказываний, появление у детей распространенной фразы. Дети активно используют в речи разнообразные просодические компоненты. Обращенную речь понимают в полном объеме: детям доступно понимание названий действий в различных ситуациях, двухступенчатой инструкции, значения предлогов в привычной, конкретной ситуации; появляется понимание вопросов косвенных падежей, устанавливаются первые причинно-следственные связи. Используют сложные жесты и мимику, адекватно оценивают их необходимость в той или иной ситуации. В активном словаре отмечается наличие как существительных, так и глаголов и прилагательных. Слоговая структура слов характеризуется постепенным ее усложнением – в начале года в речи детей преобладали односложные и двухсложные слова из открытых слогов, к концу года появились трехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов, слоговой рисунок стал более сохранен. Фонематический слух у детей развит еще недостаточно: детям доступно различение на слух высоты, силы, тембра голоса, но постепенно дети начинают различать на слух слова-паронимы и слоги с акустически близкими фонемами: па-ба, та-да, ко-го, ма-на.

Заключение

Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности организованного нами комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью в условиях ППМС-центра. Разработанная нами модель может быть транслирована и адаптирована в любой дошкольной образовательной организации, осуществляющей комплексную коррекционно-предупредительную работу с детьми раннего возраста, имеющими ООР. Включение детей с ООР в группу с нормально развивающимися сверстниками показывает наличие положительной динамики в коммуникативно-речевом развитии детей, но не на достаточном уровне (дети достигли только нижней границы значения нормы), что подтверждает необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в овладении речью любой степени выраженности. Комплексный подход к работе с данной категорией детей и активное включение в работу их родителей позволили достичь положительной динамики в психоречевом развитии детей, обогащении компонентов речи и умении ими пользоваться.


Библиографическая ссылка

Шереметьева Е.В., Беспоместных О.А. СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 6-1. – С. 215-220;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38725 (дата обращения: 14.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674