В системе логопедической работы по развитию связной монологической речи старших дошкольников с недоразвитием речи задача формирования элементов творческого рассказывания имеет большое значение. С опорой на исследования М.В. Арсеньевой [1], Е.В. Аханьковой [2], Л.В. Ворошниной [3], К.Е. Глазуновой [4], Л.М. Граб [5], М.В. Шороховой [6], Т.С. Гусевой [7] и др. понятие «творческое рассказывание» – это придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором структуры по следующим критериям: тематическая направленность, композиционная целостность, логическая последовательность, правильное лексико-грамматическое, синтаксическое и эмоционально-выразительное оформление при использовании собственного опыта, а также с привнесением новых моментов.
Овладение умениями и навыками творческого рассказывания имеет также особую важность для целостного психического развития ребенка с нарушениями речи. В связи с вышеизложенным теория и практика логопедической работы нуждается в поиске и разработке инновационных технологий развития связной монологической речи и творческого рассказывания у детей с речеязыковыми расстройствами.
Цель нашего исследования – выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие эффективному использованию песочной терапии при формировании элементов творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Материалы и методы исследования
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); математические методы обработки полученных данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Экспериментальная работа проводилась в 2020–2021 уч. году на базе МБДОУ Шыгырданский детский сад «Сандугач» Батыревского района Чувашской Республики. В эксперименте принимали участие 16 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 6–7 лет. В целях комплексного исследования особенностей связной монологической речи и элементов творческого рассказывания испытуемых мы использовали серию заданий по методике В.П. Глухова [8], которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; составление рассказа по серии сюжетных картинок; составление рассказа по сюжетной картинке; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания; окончание рассказа по заданному началу; придумывание рассказа на заданную тему. Результаты обследования по данным заданиям показали, что испытуемые имеют низкий уровень сформированности умений творческого рассказывания. Наиболее трудными для них оказались задания на составление рассказа на основе личного опыта, окончание рассказа по заданному зачину и придумывание рассказа на заданную тему. Дети допускали большое количество ошибок при выполнении всех предложенных заданий: последовательность изложения, связность и логичность высказываний нарушались, в речи встречались грубые аграмматизмы, рассказ сводился к перечислению признаков и свойств предмета, чаще всего рассказы были составлены с использованием наводящих и дополнительных вопросов педагога.
На основе результатов констатирующего эксперимента был проведен формирующий эксперимент в экспериментальной группе, направленный на разработку и внедрение системы коррекционно-логопедической работы с использованием песочной терапии в целях развития умений творческого рассказывания у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи.
На подготовительном этапе проводились речетворческие игры с песком на активизацию словарного запаса, развитие диалогической речи, рассказа-описания, пересказа, творческого воображения и гибкого нестандартного мышления: «Начни предложение» (испытуемые рисуют на песке какой-либо предмет и начинают составлять с этим словом фразу, а другие дети ее заканчивают); «Друзья» (дети составляют сложные предложения с использованием слов, обозначающих изображенные на песке объекты и явления, например: («У Маши – большой воздушный шар, а у Пети – блестящая гоночная машинка»); «Что случилось?» (на песке дети рисуют под руководством взрослого простой сюжет и составляют по нему сложноподчиненные предложения («Маша громко расплакалась, потому что ее красивый большой воздушный шар оторвался от веревки и улетел»)); «Дорисуй картинку и скажи» (логопед рисует на песке простые предметы, дети дорисовывают картинку в сюжет и озвучивают его в связном высказывании («Петя запускает воздушного змея»); «Отпечатки» (логопед заранее делает отпечатки предметов на песке, дети, глядя на отпечаток, стараются отгадать, что это за предмет, находят его среди других предметов, описывают его); «Следы» (взрослый изображает на песке следы разных диких и домашних животных, птиц; дети угадывают, чьи это следы, описывают животное, рассказывают, чем оно питается, как его зовут, что оно любит делать; правильность ответа проверяется соединением следов с изображением; «Найди клад» (дети ищут небольшие предметы или картинки, закопанные в толще песка, называют найденные, составляют рассказ-описание по характерным признакам этого предмета, проводят звуковой анализ (называют звук в начале и в конце слова), а также придумывают с этим словом различные предложения); «Цветные острова» (ребенок создает на песке что-то похожее на острова, декорирует их с использованием камешков, бусинок, пуговиц, круп, маленьких фигурок, а затем по просьбе взрослого создается воображаемая ситуация, где дети как будто отправляются отдыхать на эти песочные острова, при этом описывая, какие растения там растут, кто там обитает и др.; «Песочные строители» (дети получают образец – здание, изображенное на листе бумаги, а затем им предлагают превратиться в «песочного строителя» и нарисовать здание на песке по памяти, а затем рассказать, для чего оно предназначено, кто в нем живет или работает; «Найди отличие» (ребенок изображает на песке предмет, отворачивается на 10 секунд, а в это время логопед или другие дети меняют некоторые детали и составные части; повернувшись обратно, ребенок определяет, что изменилось и повествует об этом; «Нарисуй стихотворение» (при разучивании стихотворений в рамках лексических тем выполняются действия с песком по содержанию их текста) и «Нарисуй сказку» (на песке создаются декорации к сказке, во время пересказа совершаются сюжетные действия с предметами и персонажами).
Основной этап базировался на тру- дах Т.А. Ткаченко [9], П.Н. Медведева [10], Н.Г. Микрюковой [11], С.А. Колесниковой [12] и реализовывался в несколько ступеней. На первой ступени мы проводили в форме беседы анализ содержания картин для составления элементов творческого рассказа. Приведем некоторые примеры занятий.
Беседа перед составлением рассказа с элементами творчества по картине «Настольный теннис»: Какое время года нарисовано на картине? Где находятся и чем занимаются дети? Почему теннис называют настольным, как ты понимаешь слово? Опиши шарик, который используется для этой игры: цвет, величину, форму, материал, из которого он изготовлен? Что мы видим в клюве у птицы? Зачем птица схватила шар? Над чем птица пролетает?
Беседа перед составлением рассказа с элементами творчества «Пугающая еда»: Что нарисовано на картине: деревня или город? Объясни свой ответ, почему? Зачем люди разводят домашних птиц и скот? Чем занимаются курица с цыплятами и петух? Кто или что их напугало? Почему пес не убегает от мальчика?
Беседа перед составлением рассказа с элементами творчества по картине «Признание»: Где происходят события, нарисованные на картине? Почему расстроилась мама? Можно ли брать чужие вещи без спроса, даже если вещи мамины? Почему девочка показывает на себя? Что она объясняет маме? Почему мальчик спрятался? Девочка обманывает маму? Кто из детей старше? Кто из детей поступает как младший? Верны ли поступки детей?
Беседа перед составлением рассказа с элементами творчества по картине «Катание с горки»: Какое время года? Где находится горка? Откуда пришла девочка? Чей рюкзак стоит на снегу? На чем мальчик катался с горки? На чем съезжать с горки труднее и медленнее: на рюкзаке или ледянке? Объясни свой ответ. Что мальчик советует девочке? Правильно он поступает? Будет ли девочка дружить с ним после этого поступка?
На данном этапе работы, анализируя содержание картин, дети с помощью наводящих вопросов со стороны логопеда отвечали на вопросы и составляли рассказы. Рассказы детей отличались скудностью (подлежащее – сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Несмотря на это, дети были заинтересованы в составлении рассказов.
На второй ступени мы проводили работу по активизации психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.
Интеллектуально-творческая беседа по картине «Настольный теннис»: Для чего нужны шарик, ракетка, сетка в настольном теннисе? Как выглядит теннисный стол? Какой еще ты знаешь теннис? Чем настольный теннис отличается от большого? Трудно ли детям играть в большой теннис? Когда кот, птицы, дети смотрят на шарик, что они могут думать? Сочини диалог между ними [9].
Интеллектуально-творческая беседа по картине «Киносъемка»: Чем ролики отличаются от скейтборда, а может, они чем-то похожи? На чем еще катаются люди по асфальту? Когда ты катаешься на скейтборде, какие правила нужно соблюдать? С чем будет опаснее столкновение скейтборда на скорости: со столбом, кустом или пешеходом? Придумай диалог детей, которые увидели эту ситуацию.
Интеллектуально-творческая беседа по картине «Магнитофонная запись»: Каких птиц, животных можно встретить летом в лесу? Голос какого из них трудно будет услышать в записи на магнитофоне или смартфоне и почему? Для чего люди делают записи с щебетанием и пением птиц, воем волков, кваканьем лягушек, рычанием медведя? Сравни жабу и соловья. Придумай разговор между вороной и соловьем, между кротом и лягушкой [9].
Интеллектуально-творческая беседа по картине «Прятки». Какие игры на улице ты знаешь? Есть ли у них правила? Где в парке прячутся дети, когда играют в «Прятки»? Придумай, о чем говорили водящая и играющий мальчик. Представь, что у героя на скамейке также есть смартфон, он тут же заметил, что его друг обманывает. Что произойдет?
Интеллектуально-творческая беседа по картине «Прятки»: Какую живность человек может держать в доме? Сочини, кто может быть хозяевами этих домашних животных, нарисованных на картинке. Аквариумных рыб и попугая можно по-настоящему считать домашними питомцами? Чем похожи и чем отличаются курица и попугай. Придумай разговор кота и попугая. Если бы их беседу услышала рыба, что бы она подумала? Придумай, кто еще смог бы помешать коту? Что бы сказал хозяин питомцев, когда в этом момент вошел в комнату?
Данный этап работы требовал от детей активной и творческой работы воображения, мышления, речи, проявления наблюда- тельности.
На третьей ступени дети под руководством логопеда составляют исходный рассказ по картинке.
Четвертая ступень – это планирование творческого рассказа. Детям предлагались варианты развития событий по разным параметрам изменения сюжета [9]. Так, при придумывании нового содержания в рассказе по картине «Лучшая клумба» логопед предлагал добавить последующие события: подошла мама и поругала девочку, соседи из-за забора увидели и посоветовали, пришла подружка и пояснила. Вариантами развития событий в творческом рассказе по картине «Пугающая еда» заменялся объект: куриную ножку предлагалось заменить на помидор, бутерброд, шоколад и т.п., а в рассказе по картине «Киносъемка» продавца мороженого заменяют на кошку, лавочку, дерево, мальчика на роликах и т.д.). В рассказе по картине «Магнитофонная запись» идет замена действующего лица: мальчика на ученого, жабу на ежа, воробья, змею; соловья на дятла, дрозда, сову и т.д.). В рассказе по картине «Прятки» добавляются предшествующие и последующие события: дети закончили нечестную игру, выхватили телефон у мальчика; дети рассмеялись, один из игроков позвонил водящей по телефону и т.д. В рассказ по картине «Приключение на реке» добавляется объект: мель, моторная лодка, бревно, спасательный круг, плот, водный велосипед и т.д.), а в рассказе по картине «Живой уголок» добавляется еще одно действующее лицо: мальчик, бабушка, кошка, девушка, собака). При творческом изменении сюжета в рассказе по картине «Вот так палка» меняется результат действия: за собакой с жезлом примчался полицейский, пес увидел кота и убежал за ним, принес детскую лопатку, убежал вслед за другими собаками, мальчик увидел жезл и сам убежал от собаки, пес с жезлом напугал хозяев других собак и др.). При составлении творческих рассказов по картинам «Рисунок с натуры» и «Прогулка на лыжах» испытуемым предлагался вариант с заменой времени действия – время года трансформировалось на другое: весна, осень, зима.
На пятой ступени сюжет по текстам рассказов разыгрывается в театре на песке – это рисование песком на световом столе, в том числе с использованием фигурок настольного театра, связное последовательное и логичное изложение текста с элементами творчества, придуманными на четвертом этапе. Данный этап работы способствовал не только развитию связной речи у детей с ОНР, но и мелкой моторики, творческого мышления, воображения. Немаловажно, что речевые игры с песком обеспечивают устойчивый интерес и внимание на протяжении всего занятия по обучению творческому рассказыванию. Песочная терапия дает возможность детям для самовыражения, что объективно повышает эффективность логопедической работы. Коррекционно-развивающий эффект обеспечивается за счет пластичности самого песка: он способствует тактильно-двигательно-речевой стимуляции, развитию мелких дифференцированных движений кистей и пальцев рук за счет манипулятивных комбинаций и речевого сопровождения в виде элементов творческого рассказывания. Прием моделирования содержания творческих рассказов в песочнице помогает наполнить речь детей с ОНР конкретным производимым действием, проговорить собственные реальные манипуляции с предметами – атрибутами рассказа.
Заключение
Для проверки эффективности проводимой нами логопедической работы по развитию умений творческого рассказывания с использованием пескотерапии, мы провели контрольный эксперимент. Он показал положительные количественные и качественные сдвиги в экспериментальной группе: увеличилось количество детей со средним уровнем развития умений творческого рассказывания на 40 %, а число испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 60 %. Их рассказы стали более информативными, связными, грамматически правильными, отличались логической завершенностью. В рассказах-описаниях, составленных самостоятельно детьми, отражалась большая часть основных характеристик и качеств предмета. В контрольной группе динамика незначительная, существенные качественные изменения в развитии изучаемых навыков не выявлены. Рассказы детей были составлены по повторным наводящим вопросам и подсказкам логопеда, отмечались нарушение последовательности, связности, структуры повествования, недостаточная информативность. Большинство детей контрольной группы составляли рассказ с помощью логопеда, при развитии сюжета отмечались нарушения связности из-за бедности текстовых средств связи, частичное раскрытие причинно-следственных связей, наблюдались лексико-грамматические ошибки и смысловые несоответствия. Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности разработанной и апробированной нами программы развития умений и навыков творческого рассказывания у детей с ОНР 6–7 лет с использованием пескотерапии.
Библиографическая ссылка
Семенова Т.Н. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 6-1. – С. 181-185;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38719 (дата обращения: 14.12.2024).