В последние годы современная школа стремительно меняется, важнейшие изменения в обществе сказываются на образовательной ситуации, это связано с тем, что у детей происходит ускоренный процесс развития. В этом контексте не становится очень важным передавать специальные знания и навыки в контексте индивидуального обучения детям, гораздо важнее научить учащихся конкретным универсальным методам действий, которые впоследствии способствуют непрерывному развитию и самоопределению.
Цель исследования – рассмотреть влияние метода проекта на формирование универсальных учебных действий.
Методы исследования:
I. Теоретические: анализ, синтез.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. написано, что «общее базовое образование в школе направлено на определение специальной позиции учащихся для проводимой образовательной деятельности. В рамках внедрения новых стандартов требуются новые подходы к изучению учебных предметов. Знания, полученные в классе, должны найти практическое применение и отвечать интересам учеников. Задача современной школы – научить детей учиться самостоятельно, чтобы осознать ценность образования и самообразования для жизни» [1]. Отсюда следует, что образовательный процесс теперь направлен на формирование универсальных учебных действий, отражающих способность к обучению.
Универсальные учебные действия (УУД) – это базовый элемент, содержащий в себе сложную систему умений и способов действий учащихся, формирующий духовные, нравственные и социокультурные компетенции и обеспечивающий самостоятельное усвоение новых учебных знаний, навыков и умений.
Теоретической базой исследования послужили исследования А.В. Воронцова, Н.А. Семеновой.
Мы исходим из того, что невозможно раскрыть сущность проектной деятельности школьников без предварительного рассмотрения понятий «проект» и «метод проекта».
По словам А.В. Воронцова, «в современном мире проектным методом считается совокупность образовательных и познавательных приемов, позволяющих решить конкретную задачу за счет самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов» [2, с. 44].
По мнению Н.А. Семеновой, «проектная деятельность – это активная творческая деятельность учащихся с определенной целью, структурой, направленная на получение прогнозируемого продукта» [3, с. 47].
Е.С. Полат отмечает: «проектная деятельность в начальной школе – это общеобразовательная, познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, которая преследует общую цель и использует согласованные методы. Основное различие между учебно-проектной работой и научной работой заключается в том, что ученики не создают новые знания, но приобретают исследовательские навыки, которые являются универсальным методом понимания реальности и способствуют развитию исследовательского мышления» [4, с. 95].
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что учебный проект – это поставленная задача перед учащимися, сформулированная в виде проблемы, целевого действия и формы организации взаимодействия учащихся с преподавателем и учащихся между собой, а также результат деятельности как способ решения проблемы создания.
В образовательном учреждении работа по организации в начальных классах проектно-исследовательской деятельности начинается со знакомства с результатами проведения диагностики по изучению интересов и склонностей учащихся. На основе полученных данных создается образ класса и планируется дальнейшая работа. У учащихся первого класса наблюдаются следующие проблемы:
1) низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;
2) неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий;
3) отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
4) разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями [5].
С первого класса педагоги заинтересовывают учащихся в проведении мини-исследований. Также с первых дней пребывания ребенка в школе педагоги согласовывают действия семьи и школы. Совместная исследовательская деятельность, по мнению педагогов, является успешным средством преодоления разобщенности семьи и школы. Если удается заинтересовать родителей, то это уже является положительным показателем проделанной работы. Многим родителям бывает очень сложно включиться в такую работу, педагогу в этот момент важно настроить семью на успех, успокоить и помочь. В начале работы по проектно-исследовательской деятельности организуется творческая группа родителей и детей для проведения совместных исследований. Родителям предоставляется возможность стать ближе со своими детьми, участвуя в исследовательской деятельности. В дальнейшем эта работа становится для родителей интересным и увлекательным делом. Вместе с детьми они фотографируют, наблюдают, проводят эксперименты, помогают с подбором информации для теоретического обоснования проектов и готовятся к защите проектной работы. Наиболее интересным этапом работы для многих является изготовление исследовательского продукта (макеты, альбомы, памятки, брошюры и т.д.). Работы получаются очень интересными, так как это совместная работа ребенка и родителей и их общий интерес. Самому ребенку подготовиться к защите достаточно сложно, требуется помощь учителя и родителей. Даже хорошо подготовленные дети теряются на публике. Выступления и защита проектов иногда проходят в присутствии родителей. Это делает ребенка более раскованным и укрепляет семейные узы. Выбор тем исследований и подготовка осуществляется учениками самостоятельно или с помощью родителей и учителя.
На этапе сбора информации учащиеся работают по-разному. Одни собирают материал в книгах, другие обращаются за помощью к взрослым, третьи теряются и нуждаются в вовлечении их в процесс исследования, и на помощь приходит учитель. Педагог выдает такому ребенку конкретные задания и выполняет предложенные задания совместно с ребенком.
С результатами своих исследований ученики выступают на классных часах, уроках, школьных научно-практических конференциях. Во время выступлений обучающиеся тренируются владеть своей монологической речью, отвечать на вопросы по исследованию, слушать и анализировать другие выступления, задавать вопросы выступающим.
Далее рассмотрим учебные проекты, которые были реализованы в образовательном учреждении, на уроках «Окружающий мир». В проектной деятельности приняли участие дети младшего школьного возраста.
Рассмотрим исследовательский проект «Мотаем на ус» в рамках мастерской «Раскладушечки». Сообщество детей в проекте представлено учащимися от 6 до 8 лет.
В таблице мы представили паспорт проекта «Мотаем на ус».
Паспорт проекта «Мотаем на ус»
Наименование проекта |
Проект «Мотаем на ус» в рамках мастерской «Раскладушечки» |
Вид проекта |
Долгосрочный, познавательно-творческий |
Основные исполнители проекта |
- педагогический коллектив школы; - учащиеся школы; - родители учащихся, посещающих школу |
Цель проекта |
Сформировать у детей представления о малой родине с помощью использования интерактивного лэпбука |
Основные задачи проекта |
Создание условий для позитивной социализации школьников через: - получение нового опыта о родном крае в обстановке радости и удовольствия за пределами класса; - формирование умения взаимодействовать с окружающими детьми в ситуациях исследования материала |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
В ходе реализации данного проекта было отмечено расширение знаний детей о родном крае. Проведенная работа с лэпбуком поспособствует развитию творческих способностей у детей, а также поможет ребенку по своему желанию организовать работу по изучаемой теме |
Критерии эффективности проекта |
У детей повысится уровень знаний о «малой родине Якутии» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.). |
Основные принципы проекта |
- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); - сочетание научности и доступности материала; - принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов; - развитие собственного, личностного отношения детей к родному городу, стране |
Нормативно-правовая база проекта |
Закон РФ «Об образовании» |
Обеспечение проекта: материально-техническое |
Техническое оборудование проекта: 1. ИКТ: проектор, интерактивная доска, принтер, фотоаппарат, ноутбук. 2. Лэпбук. 3. Магниты, магнитные листы, акварель |
Учебно-методическое |
1. Экспозиции мини-музея «Малая родина – Якутия»: - «Самоцветы Якутии»; - «Полезные ископаемые Якутии»; - «Уголь – главное богатство Якутии». 2. Подбор заданий, дидактических игр, схем, лабиринтов в пространстве лэпбука: «Собери флаг Якутии», «Подбери наряды мальчику и девочке якутам», «Выбери животных, которые живут только в Якутии», «Кто такой морской заяц» и др. 3. Набор географических карт республики Якутия. |
История проекта
Инновационный информационно-творческий проект «Мотаем на ус» реализуется на основе технологии лэпбук. Технология лэпбук способствует развитию творчества и воображения, он пригоден к использованию одновременно группой детей, обладает дидактическими свойствами, а также является средством художественно-эстетического развития ребенка.
Технология исполнения задач проекта.
Срок реализации проекта – 6 месяцев
Периодичность реализации проекта: 3 занятия в неделю.
Пространство реализации проекта:
1) межклассовое пространство: музыкальный зал, изостудия;
2) пространство мини-музея «Самоцветы Якутии».
Алгоритм занятий и образовательных ситуаций:
1) рефлексивный круг, который способствует сплочению коллектива детей через обсуждение планов на занятие сегодняшнего дня, на ближайшее занятие, на неделю; развивает умение выражать свои чувства и переживания публично; помогает формированию представлений о направлениях работы группы; формирует умение принимать решение на одном уровне с воспитателем;
2) исследование предложенного материала по ознакомлению с малой родиной;
3) образовательная ситуация по отбору, систематизации, классификации материала для итоговых занятий, для выставления в пространстве лэпбука;
4) рефлексия по занятию.
Условия реализации проекта.
Кадровое обеспечение проекта:
1) координатор проекта – 1 человек.
Методическое сопровождение проекта:
1. Экспозиции мини-музея «Малая родина – Якутия»:
- «Самоцветы Якутии»;
- «Полезные ископаемые Якутии»;
- «Уголь – главное богатство Якутии».
2. Подбор заданий, дидактических игр, схем, лабиринтов в пространстве лэпбука: «Собери флаг Якутии», «Подбери наряды мальчику и девочке якутам», «Выбери животных, которые живут только в Якутии», «Кто такой морской заяц?» и др.;
3. Набор географических карт республики Якутия.
Модернизация образования, введение федерального государственного образовательного стандарта начального образования стали предпосылкой новых непрерывных образовательных поисков педагогического коллектива.
После окончания реализации всех задач проекта (достижения поставленных целей) предполагается продолжить следующие направления деятельности проекта: создание интерактивных лэпбуков для детей, которые будут направлены на изучение разных уголков Российской Федерации.
Пример формирования универсальных учебных действий с помощью реализации проекта «Кайнозойская эра в Якутии». Сообщество детей в проекте представлено учащимися от 6 до 8 лет.
Цель проекта: погружение детей в обстановку далекого прошлого Якутии и исчезнувший мир динозавров.
Сроки реализации проекта: краткосрочный проект.
Задачи:
1) образовательные: сформировать у детей дифференцирование логики времени: «настоящее», «прошлое», «будущее»;
2) развивающие: развивать интерес к познанию природы. Поощрять самостоятельность «открытия»;
3) воспитательные: нравственные, патриотические, экологические качества.
Материалы: проектор, ноутбук, игрушечные динозавры, коробки, вырезанные части скелета динозавра, манка, клей ПВА, шарики с наклеенными на них цифрами от 1 до 10.
В проекте были предложены следующие задания для детей.
Решить одну непростую задачу. Педагог показывает детям подготовленное заранее гнездо «динозавров», в котором находятся изготовленные заранее изо льда «яйца», внутри льда находится маленькие игрушечные динозавры.
Затем педагог задает детям вопрос: «Как мы можем с вами разбить яйцо?» Перед детьми находятся предметы: деревянный молоток, соль, теплая вода. Детям из предложенных инструментов необходимо выбрать один и с его помощью извлечь изо льда спрятанные предметы.
После того, как данное задание будет выполнено, педагог представляет следующее задание для детей. В гнезде заранее помещены картинки уже больших динозавров, и детям необходимо подобрать пары маленького динозавра и большого, найти между ними сходство.
Далее педагог использует заранее сделанный предмет под названием «времяскок», с помощью него ученики как будто попадают в кайнозойскую эру, где им предстоит выполнить некоторые задания.
Беседуя на тему «прошлое, настоящее, будущее», детям необходимо ответить на вопросы: «Как вы думаете, чем отличается прошлое, настоящее, будущее? В какой временной период жили динозавры? По каким причинам они прекратили существовать?»
После ответов на данные вопросы, ученикам предлагается выполнить задание. Перед учащимися выкладываются карточки животных, которые они, возможно, могли видеть в реальной жизни, и карточки с динозаврами, которые существовали много лет назад. Детям необходимо определить, на какое из ныне живущих животных похожи некоторые динозавры, и после этого образовать пары между животными.
После проводится беседа, на тему, почему некоторые животные, которые живут в современном мире, находятся на грани исчезновения. После беседы детям необходимо из разрезных картинок составить животных, которые занесены в Красную книгу.
Заключительная часть мини-проекта заключается в том, что детям необходимо подготовить краткое научное сообщение о динозаврах и животных, которые занесены в Красную книгу.
На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы, внедрение проектной деятельности в учебный процесс способствует развитию личностных и метапредметных универсальных учебных действий и несет в себе учет индивидуальных личностных качеств и способностей каждого учащегося, что отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Кроме того, у учащихся начальных классов формируются знания о единстве и разнообразии природы и культур и прививаются начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, возрастает мотивация к учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, а также самостоятельность и ответственность за свои действия. Дети получают весомый опыт коммуницирования со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, опыт активного использования средств информационных и коммуникационных технологий. Образовательной организации и учителю необходимо реализовать проектную деятельность в начальной школе с целью изменения всей образовательной среды школы, найти эффективные технологии, позволяющие освободить учебное время для решения задач проектирования с целью достижения новых образовательных результатов.
Библиографическая ссылка
Сафарова Н.А., Мамедова Л.В. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 6-1. – С. 176-180;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38718 (дата обращения: 23.11.2024).