Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР КАК МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО СОРЕВНОВАНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

Мотцулев М.Г. 1 Егорычева Е.В. 1
1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
В статье рассматривается становление современного олимпийского движения. Приводится история развития от древних Олимпийских игр до современного этапа с выделением эволюции характерных особенностей. Приведены основополагающие принципы, задачи, цели, законы и правила олимпийского движения, включенные в Олимпийскую хартию, а также символы и традиционные ритуалы данного типа соревнований. Отмечается значительный вклад Олимпийских игр как международного спортивного соревнования в развитие спортивной жизни мирового сообщества, укрепление международного сотрудничества и взаимопонимания. Обозначены проблемы допинга, культа победы и материальных наград на основе спортивных достижений, политизации спортивных соревнований. Раскрывается заслуга французского педагога и выдающегося общественного деятеля Пьера де Кубертена в возрождении Олимпийских игр и создании философии «олимпизма», заключающейся в идеях мирного сосуществования социальных систем, всестороннего гуманистического развития личности, общечеловеческой ценности олимпизма и олимпийского образования, основывающейся на интернационализме и интерсоциальном воспитании, и честного спортивного поведения в духе «Fair Play». Затрагивается тема воспитательно-педагогических функций олимпийского образования с акцентом на нравственное воспитание молодежи с целью формирования активных участников общественного прогресса посредством спорта.
спорт
олимпизм
олимпийское образование
философия «Fair Play»
Олимпийские игры
1. Афонькин С.Ю. История Олимпийских игр: школьный путеводитель: [для среднего и старшего школьного возраста]. СПб.: Балтийская книжная компания, 2013. 77 с.
2. Родиченко В.С., Иванов С.А., Контанистов А.Т., Кофман Л.Б., Силкова Л.П., Смирнов А.М., Столбов В.В., Столяров В.И., Чернецкий Ю.М. Твой олимпийский учебник: учеб. пособие для олимпийского образования. М.: Спорт, 2019. 216 с.
3. Чернецкий Ю.М. Концептуальные основы олимпийского образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Челябинск, 2001. 80 с.
4. Кубертен Пьер де. Ода спорту. М.: Физкультура и спорт, 1987. 126 с.
5. История, философия и символика Олимпийских Игр. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ski.ru/az/blogs/post/istoriya-filosofiya-i-simvolika-olimpiiskikh-igr/ (дата обращения: 23.04.2021).
6. Виногородский К. Быстрее, выше, сильнее: история Олимпийских игр. [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/bystree-vyshe-silnee-istoriya-olimpiyskikh-igr/ (дата обращения: 23.04.2021).
7. Орлов И.Б., Попов А.Д. Олимпийский переполох: забытая советская модернизация. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 455 с.

Олимпийские игры – самые крупные мировые спортивные комплексные соревнования, проводимые Международным олимпийским комитетом раз в четыре года. Победа на Олимпийских играх считается наивысшим достижением в спорте.

Цель исследования – изучение истории олимпийского движения в его развитии и видоизменении. Определение роли спортивных соревнований в гармоничном развитии человека и построении лучшего мира в духе философии «олимпизма.

Материалы и методы исследования

Исследование основывается на изучении научно-популярной и специальной литературы, учебных пособий, диссертаций и электронных ресурсов. Методы изучения – теоретические (анализ и синтез литературы по тематике исследования; анализ предмета исследования; обобщение результатов).

Результаты исследования и их обсуждение

Традиция проведения Олимпийских игр появилась в Древней Греции. Обособленно живущие и часто воюющие между собой греческие племена не имели единого государства и объединялись либо против внешнего врага, либо во время общегреческих спортивных состязаний. Их было несколько: Немейские игры, Дельфийские, Истмийские. Но самыми древними были Олимпийские. Они проводились в местечке Олимпия (область Элида) на западе полуострова Пелопоннес в долине реки Алфей в день первого полнолуния после летнего солнцестояния 22 июня [1]. Сейчас здесь зажигают олимпийский огонь и начинают факельную эстафету [2]. Это место дало название играм. Тогда же сложились многие правила Олимпийских игр. Первую документальную дату проведения игр – 776 г. до н.э. – археологи обнаружили высеченной на плите вместе с именем олимпийского победителя в беге, повара Короибоса. Ее и стали считать годом начала Олимпийских игр [2]. Игры были частью религиозного праздника, посвященного верховному греческому богу Зевсу. В 394 г. н.э. с усилением христианства римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческое празднество [1]. Всего в Олимпии было проведено 293 Олимпиады. Существуют разные легенды о начале игр. По одной из них правитель г. Писы царь Эномай убивал женихов своей дочери Гипподамии, соревнуясь с ними в гонках на колесницах, так как боги предсказали ему смерть, когда дочь выйдет замуж. Пелопс подкупил возничего царя, тот повредил колесницу, и во время гонки Эномай погиб. Пелопс стал царем Элиды. Его именем назван полуостров Пелопоннес. С состязания Пелопса с Эномаем начались соревнования в Олимпии. Пелопс был дедом Геракла, который перегородил реку Алфей плотиной и очистил конюшни царя Элиды Авгия. После этого Геракл посадил в Олимпии оливковое дерево, из ветвей которого стали делать венки для победителей Игр. Историки же предполагают, что Олимпийские игры проводились в конце лета в честь праздника урожая. Нерегулярные поначалу состязания стали проводить раз в четыре года. Царь Элиды Ифит в 884 г. до н.э. заключил с греческим городом-государством Спартой мирный договор, в котором было записано: «Олимпия является священным местом, и тот, кто посмеет вступить в нее с оружием в руках во время Игр, будет заклеймен как богохульник». Когда Игры стали общегреческими, священное перемирие во время их проведения распространилось на всю Грецию и именовалось «экехирия» [1, 2]. Спортивный комплекс в Олимпии помимо храма Зевсу включал в себя стадион; ипподром, гимнасий – двор с колоннадой, купальней, дорожками и площадками для подготовки атлетов к играм. Около гимнасия находились жилые помещения для спортсменов. Главным соревнованием был бег, так как издавна победитель в беге с факелами в честь бога Зевса зажигал огонь на алтаре. Первые 50 лет Игр греки соревновались только в беге на короткую дистанцию длиной около 185 м (1 стадий) [1]. Согласно легенде Геракл отмерил ее в шестьсот собственных стоп [2]. Участвовать могли только свободнорожденные греки. Имена олимпиоников (победителей) записывались. Они награждались оливковой ветвью или лавровым венком и обретали бессмертную славу во всей Греции. Кроме скульптуры, устанавливаемой в честь победителя, атлету полагалась денежная награда – 500 драхм, политические и экономические привилегии. Четырехлетний промежуток между Играми стали называть олимпиадой, использовать для летоисчисления, обозначая период именем победившего в последних играх атлета [1]. На подготовку у спортсменов уходило много времени: 10 месяцев дома и еще месяц – в Олимпии под наблюдением элланодиков («судей эллинов») [2]. Сначала судей было двое. Позже – от восьми до двенадцати. Перед началом Игр они давали две клятвы: 1) судить по совести, 2) никому не объяснять, почему они решили так, а не иначе [1]. Элланодики следили также за порядком в местах соревнований, награждали победителей и штрафовали за нарушение законов соревнований [2]. От стадия произошло слово «стадион». У древних греков – это просто вытянутая площадка для бега. В Олимпии их было 20. Для почетных зрителей имелись трибуны, остальные располагались как могли. Только ничем не запятнавшие себя люди могли участвовать в соревнованиях во славу богов. Поэтому перед стартом проводилась «общественная проверка»: глашатаи выкрикивали имя спортсмена; сообщали, откуда он родом и кто родители; спрашивали, не знает ли кто за ним дурных поступков. Бег на один стадий называли стадиодромом. Обычно бегали по четыре человека, а победители соревновались друг с другом. Старт был высокий с легким наклоном вперед. Чтобы труднее было бежать, дорожки засыпали толстым слоем песка. На 14-й Олимпиаде появился бег на 2 стадия (диалос), на 15-й – забег на длинную дистанцию – от 7 до 24 стадиев (долиходром). Самым тяжелым видом был бег в 2 стадия в тяжелом вооружении воина-гоплита (гоплитодром). Греки занимались скотоводством. Чтобы уберечь стадо, хороший пастух должен был быстро бегать, метнуть в волка камень, перескочить через расщелину, одолеть в драке разбойника [1]. Отсюда произошло самое популярное состязание игр – пятиборье (пентатлон): бег, прыжки в длину, метание диска и копья, борьба (708 г. до н.э.) [2]. В 676 г. до н.э. начались гонки на колесницах – самые опасные соревнования. Рессор не было, стоило колеснице зацепиться за соседнюю – трагедии было не избежать. Победителями считали хозяев скакунов, а не наездников. В результате первой олимпийской чемпионкой стала Киниска, сестра спартанского царя Агесилая, приславшая на игры свою колесницу с очень быстрыми лошадьми, которые победили в заезде [1]. В программу Игр входили также соревнования по кулачному бою (с 688 г. до н.э.) и панкратиону (борьба без правил – добавлена в 648 г. до н.э.). Есть сведения, что чемпионом по панкратиону был знаменитый древнегреческий философ Платон. Древние Игры длились от 1 до 5 дней. В храме участники клялись: «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками!» Игры были не только спортивными соревнованиями, но и состязаниями поэтов, музыкантов, ораторов, скульпторов, актеров, собраниями философов. Пифагор, Аристотель, Геродот, знаменитый поэт Лукиан почитали за честь посетить Игры. После завоевания Греции Римом соревнования стали многонациональными и проходили с участием атлетов из Александрии, Сирии, Вавилона, Армении, будущих Германии и Франции, появились поединки с дикими зверями и бои гладиаторов. Считается, что Олимпийские игры проводились на протяжении 1169 лет [2].

Вспомнили об играх с приходом эпохи Возрождения, пробудившей интерес к античной культуре. За их возрождение выступали немецкий поэт Фридрих Шиллер, французский философ Жан-Жак Руссо, русский ученый Михаил Ломоносов. В XVI–XIX вв. в мире активно развивался спорт, стали проводиться чемпионаты и международные встречи по многим его видам, создавались национальные и международные спортивные организации. Спорт стал одной из важных составляющих межгосударственного общения. Когда начались археологические раскопки спортивных и храмовых сооружений Олимпии (1866 г., 1875 г.), стали раздаваться голоса за возрождение древних соревнований. И, главное, нашелся энергичный и увлеченный человек, который посвятил этому жизнь. Им стал французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен (1863–1937). Обучаясь в парижском университете Сорбонна, он увлекся историей и культурой Древней Греции, спортивной педагогикой, физическим воспитанием и спортом. Он стал создателем первых спортивных союзов для детей, инициатором создания Французского атлетического союза (USFSA). Благодаря его настойчивой деятельности и страстному выступлению в Сорбонне 25 ноября 1892 г. на собрании Союза спортивной атлетики с докладом о возрождении Олимпийских игр, в Париже созвали Международный атлетический конгресс представителей от 20 стран. 23 июня 1894 г. на Конгрессе создали Международный олимпийский комитет (МОК) и приняли решение о проведении через два года в Греции первых Олимпийских игр. Это было заслугой Пьера де Кубертена, который считал, что «молодежь мира» должна преодолеть «национальный эгоизм» и «мериться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битв» [2].

Первую современную Олимпиаду 6 апреля 1896 г. открыл греческий король Георгий. Спортсмены – 241 человек из 14 стран – собрались на новом стадионе в Афинах. Было разыграно 43 комплекта медалей в девяти видах спорта. Кульминацией стал марафонский бег (около 40 км). Идею его введения подал Мишель Бреаль, друг Пьера де Кубертена. Дистанцию посвятили памяти афинского воина, пробежавшего от Марафона до Афин ради сообщения о победе греков над персами (490 г. до н.э.). Стартовали в Марафоне. А первым финишировал в Афинах 24-летний грек, обычный крестьянин Спирос Луис, подрабатывавший почтальоном. На первой Олимпиаде были заложены такие традиции, как исполнение гимна Олимпиады, участие в церемонии открытия главы государства и награждение победителей в последний день соревнований. Олимпийские игры были возрождены [2].

С тех пор летние игры проводятся каждые четыре года (исключением стали периоды Первой и Второй мировых войн (1916, 1940, 1944 гг.). Зимние игры учредили в 1924 г. С 1994 г. их стали проводить через два года после летних. После обычных игр на тех же сооружениях стартуют Паралимпийские игры для людей с ограниченными возможностями. Их основателем стал нейрохирург Людвиг Гуттман (1899–1980), который использовал занятия спортом как одно из средств реабилитации инвалидов с поврежденным позвоночником. В 1948 г. он организовал Британские Сток-Мандевильские игры для бывших военных парализованных мужчин и женщин. Они стали ежегодными и очень популярными у спортсменов-инвалидов многих стран. Сток-Мандевильская федерация получила признание МОК. 9-е ежегодные международные Сток-Мандевильские игры, прошедшие в 1960 г. в Риме после Олимпиады, были признаны первыми Паралимпийскими играми. МОК и Паралимпийское движение совместными усилиями создают для людей-инвалидов, не смирившихся со своей судьбой, все условия для достижения спортивных успехов наравне с участниками обычных олимпиад.

Пьер де Кубертен был не только энергичным организатором. Его мысли легли в основу олимпийской философии, так называемого «олимпизма». Большинством людей Олимпийские игры воспринимаются в качестве масштабного спортивного мероприятия. Их зрелищная сторона затеняет философское содержание «олимпизма», к ведущим философским идеям которого сейчас относят: a) идею мирного сосуществования социальных систем, государств и народов, в котором олимпизм выступает как системообразующий фактор, а олимпийское образование – как средство воспитания молодежи в духе мира («О, спорт! …Ты собираешь молодежь – наше будущее, нашу надежду – под свои мирные знамена» (Пьер де Кубертен)); б) идею общечеловеческой ценности олимпизма и олимпийского образования, основывающейся на интернационализме и интерсоциальном воспитании; в) идею гуманистического, всестороннего развития личности, базой реализации которой является олимпийское образование молодежи, олимпийская субкультура; г) идею приоритета этических ценностей в олимпизме и олимпийском образовании, исходя из философии Fair Play («честная игра») [3, 4]. Последняя идея является сводом моральных и этических правил, основанных на внутреннем убеждении человека о справедливости и благородстве в спорте. Требования фейр-плей включают в себя: уважение к сопернику и решениям судей; неприменение допинга; равные шансы на старте для всех; умение контролировать эмоции при любом исходе поединка. Таким образом, формируется достойное спортивное поведение, не приемлющее победу любой ценой [3].

Пацифистский характер олимпизма поднял на должную высоту авторитет Международного олимпийского движения в мире. МОК еще в 1992 г. призвал народы мира к отказу от военных столкновений во время Олимпийских игр. 25 октября 1993 г. ООН после доклада председателя МОКа Х.А. Самаранча «За установление лучшего и прочного мира благодаря спорту и олимпийским идеалам», утвердила резолюцию об олимпийском перемирии «от седьмого дня перед официальным открытием Игр до седьмого дня после официального закрытия Игр». В 1995 и 1997 гг. ООН призывала к перемирию во время зимних Игр в Нагано (1998 г.) из-за конфликта между Ираком и США. А 8 сентября 2000 г. ООН включила этот призыв в «Декларацию Тысячелетия», подписанную главами многих стран мира. Год 100-летия МОК (1994 г.) объявлялся ООН международным годом спорта и олимпийского идеала.

Особое место в системе олимпийского образования отводится нравственному воспитанию молодежи. Зачастую подростки начинают заниматься спортом ради повышения авторитета за счет превосходящей физической силы, красивой фигуры и других внешних атрибутов. МОК видит задачу в том, чтобы преобразовать первоначальные мотивы в более социально значимые и в конечном итоге воспитать подростка как гармонично развитую личность и активного участника общественного прогресса. Пьер де Кубертен уделял серьезное внимание сочетанию физического и нравственного развития молодежи и роли спорта в воспитании людей [3]. Президент МОК Томас Бах, чемпион мира и Олимпийских игр по фехтованию 1976 г., говорил: «Для Пьера де Кубертена самым важным было воспитательное значение спорта и его объединяющая роль». То, что на первое место стали ставить спортивную победу, вызывало резкую критику Кубертена. Он был недоволен тем, что на Играх в Афинах «не было ни конгресса, ни конференции, ни признаков моральной или воспитательной цели». Все внимание было уделено спортивной составляющей события. (1897 г., конгресс в Гавре). Его нелестный отзыв получили и Игры в Париже (1900 г.) из-за параллельной Всемирной выставки-ярмарки, которая минимизировала нравственный аспект мероприятия [5].

Кубертен мечтал о том, чтобы спорт, культура, наука, искусство соединились в прочный и прекрасный сплав, который будет называться олимпийским движением. Связь спорта с искусством нашла отражение в посвященных спорту конкурсах по живописи, архитектуре, скульптуре, литературе и музыке («пятиборье муз»), входивших в олимпийскую программу с 1912 по 1948 г. На них предусматривалось награждение медалями, как и в спортивных соревнованиях. В 1912 г. Кубертен выиграл такой конкурс, получив золотую медаль за литературное произведение «Ода спорту» [2, 4]. В 1949 г. официальные конкурсы заменили на обычные выставки. А в 1974 г. МОК отменил Токийский кубок, предназначавшийся спортсменам, чье поведение признавалось образцом спортивного духа независимо от результата состязания [5]. Олимпийская клятва, олимпийский огонь, олимпийский символ (пять колец) были задуманы Пьером де Кубертеном. Он был автором Олимпийской хартии и бессменным президентом МОК в течение 29 лет. Кубертену принадлежат такие известные цитаты о спорте: «О спорт, ты – мир!» и «Главное – не победа, а участие» [2, 5].

Олимпийское движение объединяет организации, спортсменов и других лиц, соблюдающих положения Олимпийской Хартии (утв. в 1984 г.). В ней сформулирована цель олимпийского движения – способствовать построению лучшего мира путем воспитания молодежи средствами спорта и в духе соблюдения принципов олимпизма. Указаны основные задачи – укрепление мира и соединение спорта с культурой и образованием. Это первый в истории документ, провозгласивший занятия спортом одним из прав человека. В Хартии прописаны основополагающие принципы, правила и положения игр, закреплена организационная структура олимпийского движения. Критерием принадлежности к олимпийскому движению является признание МОКом. Действующим президентом МОК является Т. Бах (с 2013 г.). Выбирая место проведения Игр, МОК предоставляет право их организации городу, а не стране. Летние Игры длятся не более 15 дней, зимние – не более 10. Иногда эти нормы нарушались. Так Игры 1900 и 1904 гг. длились по несколько месяцев из-за особенностей организации. Женщин допустили к участию в играх с 1900 г. по нескольким видам соревнований (теннис, гольф и проч.) «Олимпийская деревня» строится городом-организатором с 1932 г. Хартия гласит, что в Играх соревнуются не национальные команды, отдельные спортсмены. Несмотря на это с 1908 г. существует так называемый неофициальный общекомандный зачет: количество полученных медалей и набранных очков суммируется и определяется место, занятое командой. Программы летних олимпиад включают в настоящее время 28 видов спорта, зимних – 7. Общий список включает 57 дисциплин. Но он постоянно меняется. Есть дисциплины, которые в настоящее время исключены (водно-моторный спорт, крокет и т.д.). Есть и пополнения, в том числе актуальные для новых поколений. Так, Корейская ассоциация электронных видов спорта в 2015 г. включила в список олимпийских дисциплин 2-го уровня киберспорт [5]. Намеченная на лето 2020 г. XXXII Олимпиада в Токио перенесена на 2021 г. в связи с пандемией коронавируса [6].

Еще в античности на играх возникла проблема допинга. Некоторые атлеты пили вино со специальными травами, принимали галлюциногены. На современных играх проблема обострилась. В 1960 г. на играх погиб велосипедист из Дании Кнуд Йенсен. Ходили слухи, что причиной было употребление допинга. Это стало толчком для появления в 1968 г. допинг-контроля. На основании Олимпийской хартии МОК имеет право лишать уличенных в допинге спортсменов полученной награды. Если атлет был членом команды, медали лишается и вся команда [1, 5].

Изначально Хартия закрепила, что Олимпийские игры «объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях». Спортсменов-профессионалов, занимающихся спортом за деньги, к играм не допускали. Считалось, во-первых, что победа для них важнее, чем участие, а во-вторых, они имеют нечестное преимущество перед любителями. Уличенных в участии в профессиональном спорте лишали медалей. Однако сейчас только в боксе бои идут по правилам любительского бокса. Любительский дух соревнований ушел в прошлое в связи с профессионализацией европейского спорта с 1960-х гг. [2].

Современные Олимпийские игры, подобно античным, имеют свои символы и ритуалы. Изображение пяти переплетенных между собой колец, ставшее символом Игр, найдено Кубертеном на одном из дельфийских алтарей. Кольца имеют разные цвета: голубое, черное, красное, желтое и зеленое, но не относятся к конкретному континенту. Это символ объединения пяти частей света в олимпийском движении.

В 1913 г. МОК утвердил эмблему и флаг олимпийского движения. Эмблема – олимпийские кольца. В нее в 1920 г. включен девиз Citius, altius, fortius (лат. «Быстрее, выше, сильнее»). На спортивных соревнованиях в одном из колледжей его произнес доминиканский монах, французский проповедник Анри Дидон. Слова, по сути, выражали цель спортсменов всего мира и понравились Кубертену. По его инициативе высказывание стало девизом Олимпийских игр. Каждый национальный олимпийский комитет имеет свою эмблему с пятью кольцами в сочетании с каким-нибудь дополнительным элементом. Флагом Олимпийских Игр является белое полотнище с олимпийскими кольцами. Его белое поле символизирует мир, дружбу и чистоту олимпийского движения. Флаг поднимается на играх с 1920 г.

Традиционные ритуалы Игр вызывают у их участников и многочисленных зрителей восторг и благородные патриотические чувства. Церемонии открытия и закрытия Игр сопровождаются красочными театрализованными представлениями, которые знакомят с историей и культурой страны – хозяйки Игр. Парад команд-участниц под национальными флагами проводится c 1908 г. Первой идет делегация из Греции. Право нести национальный флаг доверяют самым титулованным спортсменам. Официальное открытие игр провозглашается главой государства. К ритуалам относится олимпийская клятва от имени участников игр и клятва о беспристрастном судействе (с 1920 г.). В 2012 г. ввели клятву тренеров и окружения спортсменов. Как призыв к олимпийскому перемирию на Играх часто поднимают флаг Мира (белый голубь, держащий в клюве оливковую ветвь на голубом полотнище). Олимпийский огонь (с 1928 г.) зажигают в Олимпии от солнечных лучей в Храме покровителя игр языческого бога Аполлона. Факельная эстафета спортсменов (с 1936 г.) доставляет его в город-организатор. До 2007 г. она проходила по всему миру, теперь только по стране, где проходят Игры, в целях антитеррористической кампании. Вошло в традицию поднимать государственные флаги и исполнять национальные гимны во время вручения медалей победителям.

Организаторами Игр разрабатывается официальная эмблема и талисман Игр. Первые талисманы утверждены МОК в 1972 г. Согласно хартии, талисманом может стать человек, животное или сказочное существо, отражающее особенности культуры народа – хозяина Олимпиады, и символизирующее ценности современного олимпийского движения [5].

Несмотря на то, что членом МОК с момента его образования был представитель из России педагог и генерал русской армии А.Д. Бутовский (с 1894 г. по 1900 г.), в первых трех Олимпиадах представители России не участвовали. Причиной послужило отсутствие средств, правительственной поддержки и разобщенность спортивных организаций. СССР стал участвовать в летних Играх с 1952 г., а в зимних – с 1956 г. С распадом СССР в Играх 1992 г. участвовала объединенная команда стран СНГ под общим флагом, а в 1994 г. бывшие советские республики представляли отдельные команды под собственными флагами. Свидетельством признания достойного вклада спортивных организаций СССР в дело развития Олимпийского движения стал выбор МОКом Москвы для проведения XXII Олимпийских игр 1980 г. Олимпийцы России достойно представляют нашу страну на международной арене и являются одними из лучших [2, 7].

Заключение

Олимпийские игры должны были «способствовать развитию любительского спорта – спорта для удовольствия, а не для денег». Олимпийское движение, к сожалению, отходит от своих истоков и постепенно превращается из социально-педагогического и воспитательного в спортивно-коммерческое [5]. Негативным моментом является использование Игр в политических целях вопреки принципу Кубертена «Спорт – вне политики» [5, 7]. Однако история Олимпийских Игр показывает, что это постоянно развивающееся спортивное мероприятие играет большую роль в жизни мирового сообщества. Раз в два года оно объединяет миллионы людей, которые сопереживают лучшим спортсменам мира, радуются их успехам. А значит, есть надежда на воспитание «более мужественного, более сильного во всех отношениях, более добросовестного и более великодушного человечества», как мечтал Пьер де Кубертен.


Библиографическая ссылка

Мотцулев М.Г., Егорычева Е.В. ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР КАК МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО СОРЕВНОВАНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 6-1. – С. 170-175;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38717 (дата обращения: 01.07.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074