Изучение духовно-нравственных категорий и поиск моделей их усвоения обучающимися рассматривается на теоретико-методологическом уровне (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, архимандрит Евгений (Шестун), Н.Д. Никандров, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.). Вторым уровнем является историко-педагогический (М.В. Богуславский, О.Л. Янушкявичене и др.). Третьим – научно-теоретический (И.В. Метлик, Т.И. Петракова и др.).
Для нашего исследования особую роль играли работы ученых Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (С.Ю. Дивногорцева, Т.В. Склярова и др.).
Аксиологический, культурологический подходы легли в основу гипотезы педагогического исследования, посвященного формированию духовно-нравственной культуры студентов. Анализ исследований педагогов дореволюционной школы (К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский, С.А. Рачинский и др.) позволил сформулировать методологический аппарат исследований.
Цель педагогического исследования заключается в поиске педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры студентов.
Анализ исследований, посвященных духовно-нравственному воспитанию студентов, позволил выявить, во-первых, проявляющийся интерес ученых-педагогов как к понятию «потенциал» и «воспитательный потенциал», так и к исследованию педагогических дисциплин в духовно-нравственном воспитании студентов [1–3]. Во-вторых, пересмотр приоритетных направлений в области воспитания школьников и студентов на уровне Государственной Думы. В-третьих, появление большого количества исследований, посвященных формированию духовно-нравственной культуры студентов.
Аспектный подход к понятию «воспитательный потенциал педагогической дисциплины» позволяет рассматривать его как систему, ценность, процесс, взаимодействие и деятельность. При этом мы подразумеваем воспитательный потенциал как взаимодействие преподавателей педагогики и студентов, обеспечивающее эффективное влияние на формирование духовности и нравственности студентов, как бакалавров, так и магистров.
Акцент делается на моральной сфере, духовности и нравственности, милосердии, порядочности студентов, их отношении к духовно-нравственной культуре народов России.
В последнюю включают [4–6]:
1) знание основ морали идеалов;
2) терпимость к религиозным чувствам;
3) воздержание и самоограничение в поступках и поведении;
4) владение основами традиционных религий;
5) понимание и осознание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи, общества;
6) представление об исторической роли традиционной религии и гражданского общества в становлении российского государства.
Духовно-нравственная культура студента определяется, с одной стороны, духовно-нравственной культурой российского общества, а с другой – духовно-нравственной деятельностью студента в условиях университета и духовно-нравственной культурой вуза [7].
Материалы и методы исследования
В педагогическом исследовании, проведенном в Свердловской, Оренбургской областях, Москве с 2013 по 2020 г., использовались следующие методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, моделирование. Методы эмпирического исследования применялись при проведении опытно-экспериментальной работы, в которой принимали участие аспиранты и студенты указанных в аннотации вузов (Т.А. Синотова и Е.В. Уржунцева), проводившие опрос, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок [8].
Анализ исследований, посвященных духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи (Н.Д. Никитина, Н.Н. Чалдышкина, О.Е. Фокина и др.), позволяет нам говорить о специфике формирования духовно-нравственной культуры студентов – будущих педагогов. Педагогические дисциплины, которые изучают студенты первого, второго, третьего курсов («Введение в педагогическую профессию». «Общая и профессиональная педагогика», «Методика преподавания»), обладают огромным воспитательным потенциалом, если учитываются индивидуально-психологические особенности студентов, а преподаватели педагогики являются образцом духовности и нравственности для будущих преподавателей различных образовательных учреждений.
Свойственное первокурсникам явление «внутренней пустоты», сложность самоанализа преподаватели педагогики, кураторы студенческих групп учитывают как в процессе преподавания педагогики, так и при организации воспитательной работы. Очень важным разделом в курсе «Введение в педагогическую профессию» является «Требование к личности педагога». Именно семинары, диспуты, посвященные личности педагога, позволяют студентам заглянуть в собственную душу.
Сегодня в учебниках по педагогике можно найти место размышлениям авторов о душе. В педагогике растет число терминов, обозначающих внутренние душевные состояния и действия: самовоспитание, самообразование, самоконтроль, самонаблюдение и т.п. Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Благодаря ему студент учится бороться с собой, своими отрицательными качествами личности. А осуществляя самовоспитание, студент может самообразовываться за счет внутренней самоорганизации по усвоению духовного опыта поколений. Самовоспитание – это результат воспитательной работы в университете, процесс усвоения каждым студентом опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов.
Именно личность преподавателя педагогики, по К.Д. Ушинскому, может повлиять на личность воспитанника, может научить студента бороться с собой, заниматься самовоспитанием и самообразованием за счет внутренней душевной работы.
Однако одних усилий преподавателя мало. Важно объединить усилия университета, семьи, культуры в духовно-нравственном воспитании студентов. Особую роль играет наличие часовни или храма на территории университета, создание условий для обогащения духовного опыта.
Содержанием учебных и кураторских занятий должны стать разговоры и диспуты о патриотизме и гражданственности, традиционных российских религиях. Особенно ценными являются разделы, посвященные теории и практике духовно-нравственного воспитания, анализу гедонизма, вовлечению молодежи в деструктивные секты.
Научить каждого студента умению бороться с собой – задача куратора учебной группы. Аксиологический и культурологический подходы в воспитании позволяют выделить духовно-нравственную культуру как его главный объект.
В процессе работы со студентами выпускного курса (бакалавры и магистры) особая роль уделялась анализу наследия отечественных православных мыслителей в выпускных квалификационных работах и магистерских диссертациях. Интерес к тематике духовно-нравственного воспитания у старшекурсников значительно повысился. Некоторые выпускники участвуют в работе Рождественских чтений, семинарах и конференциях по духовно-нравственному воспитанию.
Такой подход к работе со студенческой молодежью позволяет им после изучения вышеуказанных дисциплин стать чище, честнее, милосерднее, стать более человечными людьми.
Л.Н. Толстой писал, что из всех наук, которые должен знать человек, есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Именно педагогика позволяет говорить о воспитании как самом святом из всех святых дел (по Феофану Затворнику).
Педагогическими условиями формирования духовно-нравственной культуры студентов являются:
первое – высокий уровень духовно-нравственной культуры университета;
второе – наличие преподавателей педагогических дисциплин, имеющих высокий уровень духовно-нравственной культуры;
третье – проведение специального курса «Духовно-нравственная культура: содержание и сущность»;
четвертое – опора на аксиологический и культурологический подходы.
Среди вышеуказанных педагогических условий особую роль играет высокий уровень духовно-нравственной культуры университета, а также взаимодействие последнего с духовно-просветительскими центрами и деятельностью учреждений дополнительного образования.
Кураторы студенческих групп, являющиеся преподавателями педагогических дисциплин, оказывают существенное влияние на воспитание духовности и нравственности студентов посредством содержания разделов профессиональной педагогики, в которых раскрываются воспитательные возможности учебных дисциплин.
Духовно-нравственная культура будущего учителя, воспитателя, преподавателя – это производная духовно-нравственной культуры народов России, результат обогащения собственного духовного опыта, духовно-нравственного воспитания в процессе преподавания федеральных педагогических дисциплин, спецкурсов и факультативов, которые обладают существенными потенциальными возможностями [9].
Духовно-нравственная культура – часть общей культуры, которая отвечает требованиям духовно-нравственной деятельности, а духовно-нравственная деятельность студента и её продукты – это показатель духовно-нравственной культуры будущего учителя, воспитателя, преподавателя [10].
Соблюдение студентами норм морали, проявление в своих делах и поступках общечеловеческих ценностей, наличие у студента ценностно-смысловых мировоззренческих основ, культура общения – всё это вкупе и составляет сердцевину образа современного педагогического работника.
Результаты исследования и их обсуждение
В процессе констатирующего, формирующего и заключительного экспериментов нами было установлено следующее: во-первых, педагогические дисциплины обладают воспитательным потенциалом в формировании основных компонентов духовно-нравственной культуры студентов; во-вторых, особую роль играет личность преподавателя педагогики, наличие у него федеральных учебников, авторского спецкурса «Основы духовно-нравственной культуры»; в-третьих, наличие у преподавателя педагогики высокого уровня духовно-нравственной культуры, позволяющей влиять на личность студента, по К.Д. Ушинскому.
Педагогическими условиями формирования духовно-нравственной культуры студентов являются:
- определение структурно-логических связей педагогических дисциплин (введение в педагогическую профессию, «Общая педагогика», «Методика преподавания»);
- принципы формирования духовно-нравственной культуры студентов (интеграции, единства, осознанной перспективы) [11].
Культурная внеучебная деятельность преподавателя педагогики связана с систематическим ознакомлением студентов с курсом «Основы духовно-нравственной культуры», историей его создания, выполнением творческих заданий, грантовых студенческих проектов, курсовых и выпускных квалификационных работ и, главное, выработкой собственной позиции, аналитическими беседами с преподавателем педагогики и авторского спецкурса «Основы духовно-нравственной культуры» (ОДНК).
Духовно-нравственная культура личности студента отражает требования, которые предъявляет к личности студента духовно-нравственная деятельность. Она формирует личность студента, его взгляды, мировоззрение, ценностные ориентации, установки и является системообразующим компонентом педагогического образования [12; 13].
Для ее формирования, как было установлено в педагогическом исследовании, необходимо поддержать введение в учебные планы бакалавров и магистров педагогического профиля спецкурсы и факультативы, направленные на раскрытие специфики духовности и нравственности человека, искоренения конкретных пороков, воспитания социально-приемлемого поколения, воспитание ценности любви к ближнему как основы семейного строительства и ответственного служения Отечеству.
Проведение авторского курса «Основы духовно-нравственной культуры», организация духовно-нравственной деятельности студентов, профилактическая работа со студенческой молодежью об опасности вовлечения в конструктивные секты и т.п. способствовали повышению уровня духовно-нравственной культуры студентов.
Исследование показало, что каждая гуманитарная учебная дисциплина, которую изучают будущие педагоги профессионального обучения, обладает воспитательным потенциалом. Важно, чтобы рабочие программы преподаваемых гуманитарных и особенно педагогических дисциплин включали разделы и темы, имеющие потенциальные возможности для формирования основ духовно-нравственной культуры студенческой молодежи, а также учтены в курсовых выпускных квалификационных работах бакалавров и магистрантов.
Результаты педагогического исследования представлены в виде тезисов докладов на международных научно-практических конференциях в Луганске, Пензе и Курске (2020–2021 гг.), в коллективной монографии «Формирование духовно-нравственных качеств личности студента на основе реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин вуза», изданной в 2021 г.
Заключение
Проведение констатирующего, формирующего и заключительного экспериментов позволили сделать следующие выводы:
1. Преподаватели педагогических дисциплин, особенно светских вузов педагогического профиля, не используют их воспитательный потенциал, занимаются духовно-нравственным воспитанием студентов эпизодически.
2. Федеральные педагогические дисциплины (введение в педагогику, педагогика, методика преподавания), специальные педагогические курсы (педагогическая культура и педагогическое мастерство и др.) обладают высоким педагогическим потенциалом, благодаря которому при сохранности формирования профессиональных компетенций поэтапно и систематически можно сформировать базовые компоненты духовно-нравственной культуры студентов.
3. Особую роль в формировании духовно-нравственной культуры студентов посредством педагогических дисциплин играют как уровень духовно-нравственной культуры преподавателя педагогических дисциплин, так и уровень духовно-нравственной культуры образовательного учреждения.
4. В теории воспитания, которую осваивают студенты, должны быть заложены православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира.
5. Преодоление кризиса культуры, науки, образования, внутреннего мира человека может произойти при использовании неоценимых образовательных и воспитательных возможностей педагогических дисциплин.
6. Практические дела студентов, реализуемые в рамках воспитательной направленности в высшей школе, должны быть эмоционально окрашены, осмыслены педагогами и студентами.
7. Обилие мероприятий необходимо заменить событиями, формирующими неравнодушную творческую нравственную личность студента.
8. Пример преподавателей педагогических дисциплин в неравнодушии, ответственности, милосердии и демонстрация педагогического профессионализма в деле духовно-нравственного воспитания – это важные средства подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей.
9. Необходимо включить в содержание преподаваемых педагогических дисциплин спецкурс «Духовно-нравственная культура» или факультатив «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
10. Опыт изучения педагогических дисциплин позволяет выпускнику университета легче адаптироваться к встрече с такими студентами, которые изучали в начальной и средней школе курсы «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
11. Процесс формирования духовно-нравственной культуры студентов во многом определяется педагогической гордостью, скромностью педагога, антропологическим идеалом воспитанника, возношением педагога и его «Я», духовно-нравственной, общей и педагогической культурой педагога, его мировоззрением, умением прощать и просить прощения у своих учеников и особенно у своих старших наставников, коллег, родителей и родных, заботой педагога о своих учениках, их благополучии, умении успевать, умении учиться и учить других.
Библиографическая ссылка
Кузнецов В.В. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 6-1. – С. 160-164;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38715 (дата обращения: 23.11.2024).