Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТЬЮТОРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Евтушенко И.В. 1 Евтушенко А.И. 1 Евтушенко Д.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет»
Дуальное обучение, как форма получения образования, используемая в профессиональной подготовке, как в нашей стране, так и за рубежом (США, Германия, Англия, Япония), зарекомендовало себя как эффективная современная модель среднего профессионального и высшего образования. Среди препятствий, возникающих на пути профессиональной подготовки специалистов для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, можно назвать недостаточную эффективность системы организационных и образовательных мероприятий, обеспечивающих формирование у студентов знаний, умений и навыков профессиональной направленности и профессиональной готовности к подобной деятельности. Анализ современных нормативно-правовых актов показал, что, несмотря на детальное регулирование тьюторского сопровождения, практически отсутствует информация о содержании профессиональной подготовки тьюторов для системы дополнительного образования. В статье представлены обобщенные представления о специфике формирования профессиональных компетенций тьютора системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дуального обучения. Исследование, посвященное изучению эффективности данной модели, в настоящее время успешно реализуется на базе школ № 52 и № 17 г. Москвы в условиях тьюторского сопровождения обучения бальным танцам умственно отсталых школьников.
профессиональные компетенции
профессиональная подготовка
тьютор
дуальное обучение
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1–4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. 8-е изд. М.: Просвещение, 2013. 176 с.
2. Евтушенко И.В. Модель социально-культурной реабилитации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Культура и образование. 2015. № 4 (19). С. 88–95.
3. Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов / Под ред. В.И. Шкатулла. М.: Прометей, 2017. 578 с.
4. Евтушенко И.В., Чернышкова Е.В. Формирование эстетической культуры глухих детей во внеурочной музыкально-ритмической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/127-20873 (дата обращения: 22.05.2021).
5. Евтушенко И.В., Евтушенко Д.И. Современные подходы к музыкальному воспитанию обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие / Под общ. ред. О.Н. Усановой. М.: Когито-Центр, 2019. С. 142–146.
6. Евтушенко И.В., Симонов А.П., Хузина Л.Р., Армянинова К.А., Закиров Р.З., Евтушенко А.И., Ерошина Г.Ю., Любимова Т.Л., Соловьева И.Л., Осокина С.А. Создание специальных условий дополнительного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 7. С. 157–163.
7. Евтушенко А.И. Роль занятий современными бальными танцами в эстетическом развитии детей с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями // Коррекционная педагогика. 2018. № 2. С. 67–73.
8. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития / Под ред. В.В. Ткачёвой. М., 2020. 198 с.
9. Никандрова Т.С., Горохова М.С. Социальное партнерство в реабилитации сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития // AUDITORIUM. 2019. № 2. С. 58–61.
10. Горохова М.С., Никандрова Т.С. Некоторые условия реализации инклюзивного образования обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Инклюзивное образование: теория и практика. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2020. С. 338–341.
11. Алмазова А.А., Артемова Е.Э., Бабина Г.В. и др. Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: монография. М.: Спутник+, 2014. 215 с.
12. Тишина Л.А., Данилова А.М. Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 3. С. 194–200.
13. Алмазова А.А., Костенкова Ю.А., Яхнина Е.З. Совершенствование компетентностной модели бакалавра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Человек и образование. 2014. № 1. С. 103–110.
14. Алышева Т.В., Васенков Г.В., Воронкова В.В. и др. Олигофренопедагогика. М.: Дрофа, 2009. 397 с.
15. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И.Ю. Левченко. М.: Национальный книжный центр, 2013. 336 с.

В современных условиях информатизации общества и глобальных экологических изменений любой человек нуждается в укреплении физического здоровья, профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата различных степеней тяжести [1–3]. В нынешнем состоянии специальной педагогики данная необходимость наиболее ярко проявляется у детей с сочетанными и множественными нарушениями развития [4–6]. Для обучающихся, имеющих умственную отсталость, танцевальная деятельность является эффективным средством преодоления психофизических отклонений и социальной адаптации [7–9]. Физическое недоразвитие, имеющееся у детей с умственной отсталостью, ведет к нарушениям физиологических функций организма, трудностям социальной адаптации и сужению перспектив самореализации и самовыражения, снижая уровень качества жизни в целом [10–12].

Составными частями коррекционно-реабилитационного процесса являются эстетическое, художественное, музыкальное и физическое воспитание обучающихся, которые в совокупности могут быть представлены в обучении танцам. Корректно и адекватно организованная танцевальная деятельность детей с нарушениями интеллектуального развития своей целью имеет формирование эстетически и физически развитой личности. В ходе изучения проблемы мы пришли к выводу, о том, что, несмотря на востребованность в разработке и реализации адаптированных образовательных программ, а также полного перечня педагогических условий по обучению и воспитанию умственно отсталых детей средствами танцевальной деятельности, данному направлению уделяется недостаточно внимания.

На данный момент можно констатировать тот факт, что теоретическая и практическая разработанность проблемы физического развития в процессе обучения танцам у детей с интеллектуальными нарушениями не соответствует степени ее социальной востребованности. Применяемые на сегодняшний день средства танцевальной деятельности, способные решать задачи образования, преодоления двигательных нарушений, разностороннего развития, используются, не учитывая значимости реализации творческого самовыражения обучающихся для их социокультурной адаптации. В связи с этим обстоятельством особое значение представляет выявление, апробация и внедрение наиболее эффективного содержания профессиональной подготовки специалистов, осуществляющих педагогическую деятельность, направленную на физическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью на материале танцевального искусства.

Существенная роль в формировании анатомически правильных двигательных навыков и умений относится к начальному этапу обучения, поскольку именно в младшем школьном возрасте умственно отсталые обучающиеся должны научиться ориентироваться в пространстве и адекватно находиться в нем среди своих сверстников.

Целью нашего исследования выступило выявление и экспериментальное обоснование эффективности дуального обучения в формировании профессиональных компетенций тьютора дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материалы и методы исследования

Опираясь на цель, мы пользовались теоретическими и экспериментальными методами исследования, объединенными во взаимодополняющий и взаимопроверяющий комплекс, традиционный для отечественной специальной педагогики: теоретическими: анализом методологических, философских, психолого-педагогических и музыковедческих исследований; сравнительным, системным и логическим анализом; конструированием и прогнозированием содержания процесса физического развития школьников с нарушениями интеллектуального развития; эмпирическими: исследования, систематизации и обобщения инновационных подходов в педагогике, психодиагностическими методами (наблюдением, анализа продуктов деятельности обучающихся, проведением бесед, аудио-, фото- и видеофиксации, сбором анамнестических данных, фотовидеоциклографированием, анкетированием, интервьюированием, опросом, ранжированием, тестированием), педагогическим экспериментом, экспертной оценкой.

Содержание профессиональной деятельности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время подвергается существенным изменениям [13–15]. Это связано с усложнением имеющихся вариантов отклоняющегося развития у обучающихся и включением в единое образовательное пространство лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями, нередко в сочетании с расстройствами опорно-двигательного аппарата, анализаторных систем, эмоциональной сферы и поведения.

Нынешние обстоятельства реформирования системы оказания помощи детям с особыми образовательными потребностями создают серьезные затруднения педагогам дополнительного образования, реализующим адаптированные образовательные программы (обеспечивающие специальные условия), по формированию однородных по возрасту и уровню подготовки групп, состоящих из детей с интеллектуальными нарушениями. Этим обусловлена необходимость рассмотрения тьюторского сопровождения системы дополнительного образования по программе обучения бальным танцам умственно отсталых детей.

Важность тьюторского сопровождения обусловлена прежде всего тем, что руководитель творческого объединения не всегда способен в одиночку производить подготовку, адаптацию и индивидуализацию образовательного контента, соответствующего возможностям и психофизическим особенностям каждого из участников студии дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направлена на разработку адаптированной дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы для определенной возрастной группы обучающихся с умственной отсталостью; подготовку к фронтальным занятиям и их проведение; осуществление контроля и оценки хореографических достижений обучающихся на всех этапах реализации образовательной программы; подготовку, организацию и проведение конкурсов, выступлений на концертах и иных форм презентации результатов деятельности обучающихся; ведение учебной и учебно-методической документации, журнала учета работы объединения в системе дополнительного образования детей; тесное взаимодействие с различными специалистами образовательной организации, тьюторами и родителями детей, посещающих танцевальную студию.

Деятельность тьютора в условиях дополнительного образования способствует: созданию специальных образовательных условий в зависимости от персональных особенностей детей с умственной отсталостью; сбору, систематизации и учету психолого-педагогических и физических особенностей детей с умственной отсталостью; разработке и регулярной корректировке индивидуальных маршрутов танцевального образования; адаптации и индивидуализации учебного материала во взаимодействии с педагогом дополнительного образования; поддержанию благоприятной психоэмоциональной атмосферы в коллективе; регулярному ведению журнала учета психолого-педагогических изменений в процессе обучения бальным танцам; повышению мотивации к занятиям танцевальной деятельностью и качества психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в процессе их творческой самореализации.

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментальная работа началась еще в 2017–2018 учебном году на базе ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) школа № 869». В настоящее время в эксперименте принимают участие пятеро тьюторов, совмещающих свою профессиональную деятельность в специальных (коррекционных) школах № 17 и 52 г. Москвы с обучением по программам бакалаврской и магистерской подготовки в МПГУ, МГППУ и в МГПУ.

Результатом нашего исследования стало выявление и определение обобщенных трудовых действий, которыми овладевает студент-тьютор при реализации адаптированной дополнительной образовательной программы обучения танцам умственно отсталых детей, с учетом реализуемых дидактических задач, можно представить следующим образом.

Действия тьютора в подготовительный период: обсуждение с детьми последующей совместной танцевальной деятельности; оказание психологической помощи, создание позитивной эмоционально-психологической атмосферы; диагностическая оценка состояния стартовых танцевальных способностей и опыта творчества; определение перспективных направлений деятельности с учетом неоднородной структуры нарушения, ведущей деятельности и зон развития; формирование оптимистической перспективы у обучающихся на занятия танцами; определение наиболее эффективных методов обучения с учетом требований индивидуального подхода.

Действия тьютора во вводном периоде: представление обучающимся примерного содержания танцевальной деятельности, знакомство с элементарными историческими аспектами танцевального искусства, ролью танца в жизни человека; обсуждение с обучающимися их актуальных и потенциальных возможностей, постепенное «погружение» обучающихся в активную танцевальную деятельность; разработка вариативных групповых упражнений, направленных на формирование основных двигательных умений, необходимых в танцевальной деятельности; обсуждение проблемных вопросов, связанных с современными бальными танцами, возможностями овладения ими детьми; ознакомление правилами поведения и техники безопасности во время занятий танцевальной деятельностью.

Действия тьютора в основной период: организация совместной танцевальной деятельности детей; обучение практическому применению танцевальных навыков; вовлечение всех без исключения обучающихся в групповую деятельность; постановка проблемных вопросов, заданий, способствующих активизации осознанного выполнения обучающимися танцевальных вариаций, овладению элементарными способами словесно-логического мышления; оказание индивидуальной помощи при возникновении затруднений; объяснения, раскрывающие причины ошибок обучающихся, проблемные ситуации, препятствующие овладению танцами.

Контрольно-зачетный (обобщающий) период. Действия тьютора: моделирование процесса анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон, причин достижений и неудач; систематическое привлечение обучающихся к обсуждению трудностей, возникающих в ходе овладения танцевальной деятельностью; контроль динамики танцевальных достижений обучающихся на протяжении всего периода занятий; советы обучающимся по самостоятельным танцевальным занятиям; регулярное проведение рефлексии собственной профессиональной деятельности.

Исходя из определения трудовых действий, можно сформулировать следующие обобщенные трудовые функции, которыми овладевает обучающийся, реализующий тьюторские обязанности.

Диагностическая функция связана с получением исходных данных об обучающихся: возраст, место жительства, рекомендованный индивидуальный образовательный маршрут, предыдущий опыт танцевальной деятельности; психолого-педагогические и физические особенности обучающихся.

Прогностическая функция предполагает владение навыками моделирования, вариативного планирования и предвидения возникновения типичных, связанных с личностными особенностями трудностей и проблем, с которыми встречается в своей деятельности обучающийся, прогнозирования достигаемых личностных и предметных результатов танцевальной деятельности обучающихся.

Под мотивационной функцией тьютора понимается необходимость формирования заинтересованности и поддержания включенности обучающихся в обучение и результативное овладение содержанием образовательной программы дополнительного образования.

Организационная функция предусматривает наличие умения упорядочения действий обучающихся и своих собственных в соответствии с прогнозируемыми результатами: управление группой обучающихся, обеспечение процесса обучения танцам детей материально-техническими средствами, оборудованием (включая ассистивные устройства и технологии), специальной формой для занятий.

Коррекционная функция тьютора предполагает владение психолого-педагогическими технологиями преодоления или ослабления имеющихся у детей нарушений развития средствами танцевальной деятельности.

Коммуникативная функция: установление творческих доброжелательных и доверительных отношений. Тьютору необходимы: искренность, открытость и доступность для обучающихся; понимание причин возникновения межличностных конфликтов и путей их преодоления, в том числе с помощью профилактических мероприятий; владение средствами альтернативной (невербальной и паравербальной) коммуникации.

Контролирующая функция заключается в получении объективных данных о реальных достижениях обучающихся в процессе овладения танцевальной деятельностью. Ее успешность обеспечивается задолго до проведения контрольно-зачетных мероприятий, еще на этапе моделирования и прогнозирования, при планировании, при определении критериев и показателей достижения результатов танцевальной деятельности. Следовательно, контролирующая функция с позиций системного подхода включает: анализ заданий с определением степени успешности в овладении новым учебным материалом; мониторинг качества выполненных заданий; оказание педагогической помощи в соответствии с результатами контрольно-зачетных мероприятий (при совершении ошибок и возникновении затруднений); владение приемами группового и индивидуального оценивания достижений обучающихся.

Рефлексивная функция направлена на постоянное критическое переосмысление содержания собственной профессиональной деятельности тьютора, что является незаменимым действенным механизмом самообразования и саморазвития.

Заключение

Преимущества дуального обучения по сравнению с традиционной моделью очного обучения в системе высшего образования очевидны: успешность трудоустройства; максимальное приближение к реальным условиям профессиональной деятельности; формирование личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности: ответственности, самостоятельности, исполнительности; повышение мотивации к получению практико-ориентированных и академических знаний; отработка практических умений решения педагогических задач в реальных условиях; снижение бюджетных расходов на практические занятия в университете; оценивание профессиональных качеств непосредственно работодателем; повышение материальной заинтересованности обучающегося; трудовой стаж.

В отличие от системы среднего профессионального образования, где соотношение теории и практической подготовки представлено 30 к 70, в системе высшего педагогического образования производственная деятельность может составлять 50 %, что дает возможность реального трудоустройства на неполную ставку тьютора или педагога дополнительного образования в размере до 0,5 ставки с профессиональной занятостью на 2–3 дня. Три дня остается на учебу, что вполне достаточно для овладения теоретическими знаниями методик преподавания.

Таким образом, можно прийти к выводу о необходимости использования дуального обучения для формирования профессиональных компетенций тьютора не только для системы обучения бальным танцам, но и при реализации любых других адаптированных образовательных программ. Дуальное обучение представляется нам современным трендом и перспективным направлением профессионального образования с учетом современных социокультурных требований и общественных ожиданий. Реальные условия профессиональной деятельности тьюторского сопровождения способствуют повышению качества образования обучающихся в системе высшего педагогического образования.


Библиографическая ссылка

Евтушенко И.В., Евтушенко А.И., Евтушенко Д.И. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТЬЮТОРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 6-1. – С. 141-145;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38712 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674