В период пандемии новой коронавирусной инфекции проблема развития учебной мотивации является очень жизненной для студентов первого курса, особенно в то время, когда они вынуждены обучаться дистанционно. Важным критерием успешной учебы для студента, поступившего на первый курс, является «освоение новых для него особенностей учебы» [1]. Первый год обучения – особо важный для студента, он должен адаптироваться к студенческой жизни и к студенческому коллективу. У него образуется социальная роль и социальная позиция, которая диктуется системой норм, правил и ценностей. Эти позиции и становятся значимым условием социальной адаптации студента. Вырабатываются такие навыки и умения, как рациональная организация режима труда и умственной деятельности. Осознается призвание к выбранной профессии и ее значимость, развиваются и совершенствуются профессионально значимые качества личности, подкрепляемые положительными эмоциями. Это и есть психологическая адаптация [2]. «Структура мотивов студента, формирующаяся в период обучения, ложится в основу личности будущего специалиста. Выделяют три структурных компонента: удовольствие от самой деятельности, значимость непосредственного результата, вознаграждение за деятельность» [3]. Исходя их этого, развитие учебной мотивации – неотъемлемая составная часть формирования личности студента.
Учебная мотивация как элемент самоактуализации занимает одно из центральных мест при выявлении уровня адаптации или дезадаптации первокурсников. Сама по себе мотивация стимулируется целой иерархией мотивов и «складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений, поэтому становление учебной мотивации есть не просто возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы» [4].
Потребностно-мотивационная сфера личности указывает направление отношения человека к миру, обществу и к деятельности, систему общих и учебных ценностей. От нее берет начало адаптация человека к новым условиям, но адаптационный процесс происходит самостоятельно. Как говорила А.К. Маркова, «интерес в обучении – это одно из основных составляющих в мотивационной сфере и одно из совокупных явлений сложных процессов мотивационной сферы» [5]. Чтобы студенты первого курса благополучно адаптировались, им следует наладить их познавательную активность путем «формирования умений, навыков и личностных качеств, позволяющих оптимальным способом и в кратчайшие сроки создать базу для формирования общих и специальных стратегий овладения учебным материалом» [6]. Большое значение надо уделить самооценке студентов и тому, каким способом они достигают хороших результатов. Студенты должны быть готовы к периодической оценке своих знаний, умений, навыков и своего личностного роста [7].
Если при очном обучении главной фигурой является преподаватель, то при дистанционном обучении основной фигурой уже становится сам обучающийся – студент. И он сам в ответе за усвоение нового материала, что, помимо всех сложностей, дополнительно влияет на адаптацию студентов, особенно первого курса [8].
Таким образом, становление студентов первого курса как субъектов учебной деятельности невозможно без развития у них соответствующей мотивации.
Цель исследования – изучение различных мотивационных аспектов учебной деятельности студентов первого курса в условиях дистанционного обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект проблемы развития учебной мотивации.
2. Исследовать особенности развития учебной мотивации у студентов первого курса в условиях дистанционного обучения.
Результаты исследования могут применяться кураторами и психологами в работе со студентами.
Материалы и методы исследования
Для определения уровня развития мотивов учебной деятельности студентов первого курса в условиях дистанционного обучения было проведено исследование на базе Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова». Мы провели исследование по методике А. Реан и В.А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности» [9]. Было опрошено 67 студентов первого курса Педагогического института, а именно обучающиеся по направлениям «Педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование». Помимо этого, с помощью авторского опросника изучалось отношение первокурсников 2020 г. набора к дистанционному обучению. Анкета состояла из 23 вопросов, направленных на изучение адаптации студентов первого курса к дистанционной форме обучения.
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках исследования были изучены вопросы отношения к дистанционному обучению студентов первого курса набора 2020 г. (табл. 1).
Все Ответы на вопросы о дистанционном обучении говорят о том, что такого плана обучение по-разному влияет на отношение студентов к учебе, также на адаптацию и социализацию студентов первого курса.
Некоторое количество респондентов затруднились ответить на ряд вопросов. Это говорит о том, что они находятся в подвешенном состоянии и имеют трудности в определении своего состояния, своих потребностей, мотивов, интересов, а также корректировки стремлений и намерений, осложняющих включение в учебную деятельность.
На основе опросника также было выявлено эмоциональное состояние первокурсников. Исходя из ответов студентов 2020 г. (рис. 1) у 35,5 % студентов преобладает подавленное состояние, грусть, тоска и страх. Страх является важным фактором риска для адаптации студентов. Так как страх за настоящее, будущее – это главный фактор дезадаптации студентов, что также приводит к заниженной самооценке.
Таблица 1
Отношение первокурсников 2020 г. набора к дистанционному обучению
Адаптировались ли Вы к новым условиям дистанционного обучения? |
|
Адаптировались к ДО хорошо |
48,2 % |
удовлетворительно |
40 % |
неудовлетворительно |
3,6 % |
плохо |
1,8 % |
Затруднились ответить |
6,4 % |
Удобно ли обучаться в дистанционном режиме? |
|
Да, удобно |
39,1 % |
Да, но сложно |
50 % |
Нет, трудно |
8,2 % |
Нет, слишком легко |
0,9 % |
Затрудняюсь ответить |
1,8 % |
Уровень мотивации к обучению в рамках дистанционной формы? |
|
Увеличился |
18,2 % |
Не изменился |
48,2 % |
Уменьшился |
28,2 % |
Затрудняюсь ответить |
5,5 % |
Устраивает ли Вас дистанционный формат обучения? |
|
Да |
15,5 % |
Скорее да, чем нет |
62,7 % |
Скорее нет, чем да |
14,5 % |
Нет |
4,5 % |
Затрудняюсь ответить |
2,7 % |
Рис. 1. Эмоциональное состояние студентов-первокурсников (в %)
Рис 2. Причины нестабильного эмоционального состояния (в %)
Исследуя причины нестабильного эмоционального состояния первокурсников, можно сказать, что в 2020 г. многим студентам было нелегко, не только в учебной деятельности в условиях дистанционного обучения (16,4 %), но и в личном плане (48,2 %), что, несомненно, влияет на уровень адаптации (рис. 2).
Также студенты в условиях дистанционного обучения завели дружеские отношения с однокурсниками (78 %) (рис. 3), несмотря на то, что общались в реальной жизни в течение короткого периода.
Рис. 3. Анализ дружеских отношений среди первокурсников
Таким образом, данные анкетирования студентов набора 2020 уч. г. показали более низкий уровень социально-психологической адаптации из-за эпидемиологической ситуации: так как студенты сидят дома и не могут влиться в активную студенческую жизнь и эффективно реализовать себя, то и адаптация у них находится на низком уровне.
Также принято считать, что «успешной адаптации на первом курсе в вузе способствует высокий уровень мотивации к успеху, а также мотивации учебной деятельности» [10]. Данные диагностики мотивов учебной деятельности по методике А. Реан и В.А. Якунина показывают, что те студенты, которые более высоко мотивированы к учебе, также являются более адаптированными к новым условиям обучения. И наоборот, те студенты, которые не уверены в сделанном профессиональном выборе или не удовлетворены им, имеют низкий уровень адаптации.
Таблица 2
Показатели мотивов учебной деятельности по методике А. Реан и В.А. Якунина
На основе данных мы выделили 5 ведущих мотивов учебной деятельности (табл. 2):
1) стать высококвалифицированным специалистом – 55 (90,2 %);
2) успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» – 44 (72,1 %);
3) получить диплом – 42 (68,9 %);
4) обеспечить успешность будущей профессии – 40 (65,6 %);
5) приобрести глубокие и прочные знания – 34 (55,7 %).
Обобщая данные нашей диагностики, мы сделали вывод, что мотивы учебной деятельности схожи у студентов всех специальностей. Однако следует отметить, что мотив «успешно продолжить обучение на последующих курсах» является значимым мотивом у студентов именно первого курса из-за боязни не справиться в будущем. Важным мотивом также является желание «постоянно получать стипендию», 29 (47,5 %) студентов из 67 опрошенных выбрали этот мотив. Дополнительный доход для студентов особенно первого курса является немаловажным фактором и хорошей мотивацией к учебе. Для некоторых студентов стипендия является материальной независимостью от родителей. Студенты, выбравшие мотив «приобрести глубокие и прочные знания» (55,7 % студентов), осознают всю важность своей будущей профессии, очень радует их ответственность за свое дело. Хотелось бы отметить студентов (13,1 %), которые выбрали мотив «желание добиться одобрения родителей и окружающих». Они на подсознательном уровне ищут повод, чтобы оправдать надежды родителей, родных или важных в их жизни людей. В классификации учебных мотивов студентов этот мотив относится к неосознанным. То есть студент получает образование не по собственному желанию, а по влиянию важного человека в его жизни. Кроме того, к этому мотиву прибавляется мотив «избежать осуждения и наказания за плохую учебу» (5 % студентов). Эти страхи и детские травмы перенесены из детства во взрослую жизнь.
Множество факторов зависит от побуждающей силы каждого мотива. Так бывает, что сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких вместе взятых мотивов. По большей части, чем больше мотивов активизируется, тем сильнее мотивация и повышается общий уровень мотивации. Таким образом, учебная мотивация – важный фактор, который обеспечивает успех в деятельности.
Заключение
После изучения различных мотивационных учебных аспектов студентов-первокурсников в условиях дистанционного обучения, можно сказать, что во время дистанционного обучения значительно меняется содержание образовательной деятельности в отличие от традиционной системы. Педагогам необходимо кратко изложить информацию, выделить самое необходимое, чтобы на выходе получился качественный учебно-методический материал. Несомненно, слабым место в дистанционном обучении является то, что нет личного контакта между преподавателем и студентом. Но всегда есть выход из ситуации, в данном случае это может быть организация лекций или консультаций через современные информационные технологии, такие как видеосвязь или мессенджеры. В свою очередь, студентам для этого необходимо самостоятельно повышать компьютерную грамотность. Также дистанционное образование формирует у будущих педагогов и других специалистов навыки самообразования, что в настоящее время возможно благодаря новым технологиям и разработкам. Все вышеперечисленное формирует у студента ответственность за свое профессиональное будущее, повышает самооценку и личностный рост.
Исходя из проведенных диагностик и исследований особенностей развития учебной мотивации у студентов первого курса в условиях дистанционного обучения, мы пришли к выводу, что мотивация у наших студентов первого курса связана с общими жизненными ценностями, личными смыслами жизни и будущей профессией. И развивается в этом направлении благодаря своей новой значимой социальной роли, но так как все студенты сидят дома из-за новой коронавирусной инфекции и не могут реализоваться в социуме, тем самым у них снижается уровень адаптации в вузе.
Диагностики, которые мы провели, имеют значение для нашего исследования, так как в основном потребностно-мотивационная сфера личности отвечает за показатель адаптированности студентов к учебному процессу. И собственно только она определяет систему всех ценностей и потребностей студентов. Из всего изученного нами теоретического аспекта проблемы развития учебной мотивации и исследования особенностей развития учебной мотивации у студентов первого курса в условиях дистанционного обучения следует, что потребность студента познавать, постигать, состояться как личность является его ведущей потребностью как человека, в нашем случае студента в период его адаптации в условиях дистанционного обучения.
Библиографическая ссылка
Стручкова Ю.В., Корякина Т.Г. К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 5. – С. 215-220;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38684 (дата обращения: 21.11.2024).