Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ

Пак С.Н. 1 Нуркулова М.Р. 1 Нуркулова Э.Р. 2
1 Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева
2 Бишкекский государственный университет им. К. Карасаева
Наше небольшое исследование посвящено профессиональному выгоранию в условиях пандемии и необходимости перехода педагогов на онлайн-обучение. В этих условиях педагоги обрели огромную социальную значимость и важность, наравне с медиками. Перед педагогами возникли проблемы, на решение которых не было времени и соответствующих навыков. Эмоциональную напряженность и тревожность усугубляли и неопределенность ситуации, отсутствие контроля, обратной связи, ресурсов, проблемы здоровья, семейные отношения, что ускоряло процесс профессионального выгорания. Выгорание опасно тем, что на начальной стадии педагог не видит и не осознает свои изменения или симптомы, на этой стадии важно обратить внимание на факторы, которые могут привести к развитию профессионального выгорания. Поэтому необходимо проводить своевременно комплексные профилактические мероприятия по предупреждению выгорания. Мы постарались рассмотреть основные причины, которые во многом дали ускоренное выгорание. Педагог, оказавшись в сложной для него ситуации, не всегда мог использовать свои внутренние резервы для саморегуляции, что приводило к появлению симптомов выгорания. Профессия педагога и без того считается одной из самых «выгораемых», и, к большому сожалению, педагогов не готовят к большим эмоциональным и физическим перегрузкам.
выгорание
профессиональное выгорание
стресс
стрессоустойчивость
тревожность
онлайн-обучение
ресурсы
саморегуляция
1. Альфрид Лэнгле. Эмоциональное выгорание – пепел после фейерверка. Экзистенциально-аналитическое понимание и предупреждение // Экзистенциальный анализ теории и практики индивидуальной и групповой психотерапии: лекция (г. Москва, 27 ноября 2014 г.). М.: Московский социально-педагогический институт [Электронный ресурс]. URL: https://tovievich.ru/news/6389-alfrid-lengle-emocionalnoe-vygoranie-pepel-posle-feyerverka-ekzistencialno-analiticheskoe-ponimanie-i-preduprezhdenie-lekciya-v-mspi-27112014.html (дата обращения: 14.04.2021).
2. Дудалов Д. Эмоциональное выгорание и его профилактика [Электронный ресурс]. URL: https://psypractice.com/publications/psikhicheskoezdorove/emotsionalnoe_vigoranie_i_ego_profilaktika (дата обращения: 14.04.2021).
3. Иванов А. Составляющие счастья. Балансная модель – 4 качества жизни (Кристалл Пезешкиана) // Психология счастливой жизни (г. Москва, 17 декабря 2019 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://psycabi.net/psikhologiya-samorazvitiya/466-sostavlyayushchie-schastya-balansnaya-model-kristall-n-pezeshkiana (дата обращения: 14.04.2021).
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с.
5. Пак С.Н. Ресурсы стрессоустойчивости личности педагога // Теоретические и методологические проблемы современного педагогического образования»: материалы научно-практической конференции (г. Бишкек, 24 марта 2018 г.). Бишкек: Издательство КГУ им. И. Арабаева, 2018. С. 490–497.
6. Сушенцова Л.В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика // Инновационная сельская школа: от идеи к результату (г. Йошкар-Ола, 12 апреля 2006 г.): сборник статей. Йошкар-Ола: Издательство ГОУВПО Мар. гос. ун-т, 2006. С. 190–198.
7. Пак С.Н. Социальная поддержка как один из ресурсов стрессоустойчивости педагога // Проблемы и перспективы развития психологической науки в Кыргызстане»: материалы научно-практической конференции (г. Бишкек, 22 октября 2018 г.). Бишкек: Издательство КГУ им. И. Арабаева, 2018. С. 138–142.

При сложившейся ситуации мировой пандемии многие педагоги оказались в ситуации неготовности к обучению, что привело ко многим ошибочным шагам. На этом фоне педагоги, испытывая огромное напряжение в стрессовой ситуации, были на пути профессионального выгорания.

Большая ответственность, напряженность, тревожность вели к снижению адаптационных ресурсов педагогов, и без того часто находящихся в ситуациях, когда возможности ресурсов для преодоления стрессов намного завышены. Все это способствовало ускоренному профессиональному выгоранию педагогов.

Нашей целью было рассмотреть основные причины и факторы, которые могли ускорить процесс профессионального выгорания педагогов при онлайн-обучении.

Наше исследование основывалось на методах наблюдений и бесед с педагогами и на этой основе мы решили обобщить результаты для того, чтобы в критических ситуациях педагог был готов к возможным физическим и эмоциональным перегрузкам. К сожалению, этому не учат в институтах и не формируют соответствующих навыков для их преодоления.

Возможно, наше небольшое исследование привлечет внимание педагогов и руководителей образовательных учреждений. Это позволит своевременно и серьезно отнестись к вопросу профилактики профессионального выгорания педагогов.

Выбор данной проблемы обусловлен в связи со сложившейся в мире эпидемиологической ситуацией. Пандемия высветила многие проблемы не только в экономическом, социальном поле, но и в образовательном.

Необходимость разрешения возникших противоречий в образовательном пространстве обнажила слабые стороны профессиональной деятельности педагогов:

- между целями и задачами воспитания, обучения, развития и используемыми методами, формами и средствами педагогической деятельности;

- между уровнем подготовки педагога и его готовностью действовать в сложившейся ситуации;

- между целями и задачами урока и уровнем познавательной активности учеников;

- между возможностями отдельного ученика и дистанционным характером обучения.

Возникли новые потребности, на которые необходимо было быстро среагировать и найти способ их удовлетворить. Все это привело к тому, что профессия учителя оказалась одной из значимых, от которой зависела судьба многих представителей социальных групп. И здесь проблема сохранения психического здоровья педагога стала очень важной с начала пандемии. Не остались в стороне и наши педагоги.

Профессия учителя относится к типу профессий, которые характеризуются своими специфическими особенностями: ненормированный рабочий день, большие физические и психоэмоциональные нагрузки, низкий заработок и социальный статус, бесконечные проверки и отчеты, подчиненность особым нормам и правилам поведения.

Негативные проявления в ситуациях интенсивного общения, недостаточность ресурсов при большом объеме работ, накладываемых администрацией, постоянный стресс создают для педагога определенные трудности в реальной жизни.

Специфика педагогической профессии еще состоит в том, что она имеет коллективный характер. Вертикаль и горизонталь общения составляют общую деятельность, что дает профессиональный и личностный рост педагогу. В этом и формируется потенциал личности педагога, который помогает приобретать социальный и профессиональный опыт, умение находить оригинальные решения, творческие пути, методы, формы.

В условиях пандемии и при необходимости перехода к онлайн-обучению педагог лишается основных уровней общения и дополнительных ресурсов для своей деятельности. Кроме того, не весь педагогический состав был готов к онлайн-обучению.

Если молодые педагоги, быстро сориентировавшись и разобравшись с компьютерными технологиями, как-то начали вести свою профессиональную деятельность, то педагоги старшего поколения оказались перед такими трудностями, как освоение компьютера и программ дистанционного обучения, с которыми не были хорошо знакомы.

Времени на освоение дистанционных технологий не было, а учебный процесс нельзя прерывать. Был недостаточен опыт для ведения онлайн-занятий, создания электронных дидактических материалов с разными формами подачи материала, программ для индивидуального обучения.

Не было времени на возможность продумать новые формы и попробовать разные средства и методы для преподавания, чтобы лучше отработать, выбрать наиболее доступный формат подачи учебного материала для удерживания внимания и мотивирования учащихся.

Это важный фактор, так как на ученика, находящегося дома, в непривычной (в психологическом плане) для обучения и восприятия учебного материала обстановке, воздействуют много отвлекающих моментов: в семье несколько детей и у всех одновременно начинаются занятия, не все в этой ситуации имеют доступ к компьютеру, наличие маленьких детей, присутствие старшего поколения: бабушек, дедушек и т.д.

И, как следствие, при таком подходе к обучению не задействованы все каналы восприятия информации, что снижает эффективность образовательного процесса. Было понимание, что необходимо что-то менять в сложившейся ситуации, а как это сделать, было неизвестно.

Проблему создавали и такие обстоятельства, как отсутствие ресурсов связи для онлайн-обучения как для педагогов, так и для учащихся: не все имели открытый и постоянный доступ к интернету. Это обстоятельство вело к потере связи с учеником и учителем, что, в свою очередь, вело к отсутствию контроля и ответственности.

На этот момент усиливался разрыв между качеством образования и включением личности в реальность. В это время надо было еще заботиться и о своей семье, детях. Вопрос здоровья выходил на первый план. Резкое ограничение общения, контакта, отсутствие обратной связи, ощущение бесконтрольности приводило к тревожному состоянию не только педагогов, но и учащихся.

Требования к академической успеваемости усугубляли и без того напряженную создавшуюся ситуацию. Ответная реакция – это возникновение внутриличностных конфликтов, как результат перегрузки педагогов. Внутриличностный конфликт возникал на фоне сильных негативных переживаний в сложившейся ситуации, противоречивых требований, личностных потребностей и ценностей.

Проблему усугублял еще и фактор здоровья педагогов. К истощению нервной системы приводило долгое пребывание в состоянии эмоционального напряжения и перенапряжения, в результате чего шел процесс внутреннего накопления отрицательных эмоций и, как следствие, возникали новые или всплывали старые хронические болезни.

На этом фоне наблюдались некоторые признаки профессионального выгорания: бессонница, чрезмерная усталость, пассивность, негативные установки, уменьшение или увеличение аппетита, проявление агрессии, страх заболеть. Начальная тревожность требовала больших энергетических затрат, которая сменялась снижением интереса к своей работе, разочарованию, негативным установкам.

Возникающие негативные установки могли вначале иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывалось наружу в виде раздражения или конфликтных ситуаций. Начинает расти напряжение в общении. В этих случаях педагогу нужно приложить много волевых усилий, чтобы заставить себя работать.

Здесь возможен, как писал Альфрид Лэнгле [1], процесс дегуманизации. Это когда меняется отношение к людям: внимательное и уважительное отношение к людям превращается в негативное. Когда не остается эмоциональных сил, чтобы поддерживать отношения, тогда начинают включаться автоматические защитные реакции. Возможно и утрачивание чувств в отношении себя. Все эти факторы могут усугубить проблему профессионального выгорания педагогов.

Синдром выгорания можно рассмотреть по распространенной модели К. Маслач и С. Джексона [2]. Они выделяют три его основных составляющих:

- эмоциональное истощение (чувство беспомощности, безнадежности, эмоциональные срывы, повышенная усталость, снижение работоспособности, возникновение физического недомогания, «притупленность» эмоций, безразличие к потребностям других людей);

- деперсонализация (деформация отношений с другими людьми, повышение зависимости от других, повышение негативизма, нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы),

- сокращенная профессиональная реализация (негативное оценивание себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм служебных достоинств и возможностей, либо редуцирование собственного достоинства, ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим).

По этой модели три основных составляющих синдрома выгорания в условиях пандемии будут работать в ускоренном режиме, что будет сказываться на профессионализме педагогов.

Особенно это касается «трудоголиков», которые с полной отдачей и с большой долей ответственности работают зачастую в ущерб себе. Подвержены такому риску и педагоги с авторитарным стилем общения или с низким уровнем самооценки.

Онлайн-обучение влияет и на ролевую ограниченность, что ведет к неудовлетворенности профессиональной деятельностью, появляется чувство отверженности в референтной группе (как у педагогов, так и учащихся).

Если мы рассмотрим балансную модель Пезешкиана [3] на предмет ролевой деятельности, то видим, что ограниченность в деятельности и контактах высока во время пандемии, что отражается на следующих составляющих модели: на внутреннем мире и теле (рисунок).

missing image file

Балансная модель Носсрата Пезешкиана

Анализируя эту модель, психолог Дмитрий Дудалов акцентировал внимание на то, что «идеальным распределением жизненной энергии» является 25 % на каждую сферу, и это можно считать «зеленым коридором».

Если на сферу приходится 10–20 % или 30–50 % – это «желтый коридор», и это сильное основание, чтобы считать наличие дисбаланса, что может привести к проблемным ситуациям (эмоциональное выгорание – это одна из них). Если на какую-то сферу приходится меньше 10 % или больше 50 % – это «красный» коридор, явный дисбаланс и попытка компенсировать за счет этой сферы другие. Это явный сигнал наличия (пусть не всегда явного) проблем».

Здесь мы видим, что наши педагоги находятся в «желтом» или «красном» коридорах, что ускоренно приводит к профессиональному выгоранию. Определяющую роль играет и нечеткая организация труда, вкладывание в работу больших личностных ресурсов, при недостаточности результатов, полная изоляция, дефицит административной, социальной, профессиональной поддержки со стороны коллег.

Если при офлайн-обучении отдельные эти факторы не могут вызвать профессионального выгорания, то при онлайн-обучении, при условии неготовности, как администрации, так и педагогов, а они срабатывают одновременно, намного ускоряют процесс выгорания.

Мы не можем с большой долей уверенности утверждать, что в ситуации онлайн-обучения все педагоги встанут на путь профессионального выгорания. Здесь важны внутренние личностные ресурсы каждого педагога, знание специальных методов и приемов саморегуляции, которые помогают личности быть более адаптированной и стрессоустойчивой.

Важность саморегуляции в жизни педагога очевидна, так как деятельность в основном направлена на межличностные отношения. Саморегуляция важна и для понимания поведения, деятельности ребенка, для результативности в решении разнообразных профессиональных задач.

Помимо регуляции своего поведения, педагог должен регулировать поведение своих учеников в различных ситуациях, в нашем случае – это условия карантина. Такая повышенная психическая нагрузка может негативно отразиться на интеллектуальной и эмоциональной сферах. От владения техниками саморегуляции зависит успешность профессиональной деятельности педагога.

Н.Е. Водопьянова в своем исследовании показала, что учителя, обладающие высоким адаптационным потенциалом и хорошей регуляцией своего поведения, менее подвержены влиянию профессиональных стрессов и выгоранию. Это прослеживается независимо от возраста и стажа работы педагогов [4].

Отсюда можно сделать вывод, что существует тесная связь между выгоранием и типом саморегуляции педагогов.

Говоря о личностных ресурсах, мы имеем в виду тип нервной системы, возраст, пол, состояние здоровья. Наличие кризисных периодов развития личности, например кризис середины жизни, зачастую после 50 лет у педагогов наблюдается тревожность, проявляющаяся нередко в сильном раздражении, эмоциональных срывах, которые также обостряют возможность выгорания.

Кроме того, у большинства учителей наблюдается высокая личностная тревожность, следствием которой являются гиперболизация, драматизация и уход в глухую психологическую защиту.

Важно отметить, что педагоги реагируют на оценочные высказывания по поводу своих личностных данных, так как в силу своей профессиональной деятельности они привыкли оценивать других. Неблагоприятные педагогические ситуации, которые возникают как следствие собственных личностных слабостей или профессиональных упущений, педагогу трудно принять.

Здесь важную роль играет и духовное состояние: насколько педагог готов сопротивляться стрессам, преодолевать опасности и не терять надежду. В этом случае личностные ресурсы хорошо помогают творческим личностям, у которых гибкость мышления помогает обновлять смыслообразующие составляющие, новые смыслы в профессиональной и личной жизни [5].

Если рассмотрим внешние ресурсы, которые противодействуют профессиональному выгоранию, то здесь семья оказывается на первом месте, оттуда педагог должен получать эмоциональную поддержку.

Психологический климат в семье, межличностные семейные отношения, которые усугубляются бытовыми факторами, ежедневной рутиной, ограниченностью пространства передвижения, нарушении территориальных и личностных границ – важный фактор в контексте профессионального выгорания [6].

В этих условиях семья может привести к истощению внутренних ресурсов из-за больших эмоциональных перегрузок в семье. Крайне важны для предотвращения профессионального выгорания сильная мотивация, понимание и видение смысла. Так как чувство, когда что-то делается без внутреннего согласия и ощущения ценности для себя, ведет к выгоранию.

Педагоги в большинстве случаев являются перфекционистами, им присуще чувство большой ответственности и принятие вины на себя, поэтому они больше подвержены эмоциональному выгоранию.

Профессиональное выгорание – это плата за то, что долгое время педагог находился в стрессовом состоянии и был отчужден от своей жизни. Большой поддержкой в данном случае должна являться администрация, поддержка и помощь коллег, так как профессиональная напряженность, ведущая к стрессу, будет растрачивать большие внутренние ресурсы.

Работу с предотвращением профессионального выгорания можно начать с разгрузки. На первое время необходимо разделить ответственность, видеть реальные и достижимые цели, критически рассматривать свои ожидания.

Умение рационально распланировать свое время, знание техник психической саморегуляции и релаксации являются эффективным способом профилактики предотвращения профессионального выгорания. Профилактические мероприятия, в свою очередь, должны быть комплексными: физическими, психологическими, на улучшение морального климата в коллективе (семье), оптимизацию труда педагогов.

Существуют множество путей и методов для нормализации психофизического состояния: качественный сон, сбалансированное питание, физическая нагрузка, дыхательные упражнения, массаж, занятия йогой, медитация, водные процедуры, музыка, общение с друзьями, походы, пикники и другие. Каждый может выбрать оптимальные пути, чтобы уберечь себя от выгорания [7].

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное нами небольшое исследование позволило сделать следующие выводы:

- в ситуации внезапной пандемии педагог оказывается в сложной ситуации, когда внутренние резервы могут быть истощены;

- для регуляции профессиональной деятельности на ведущую роль выходят индивидуально-личностные качества педагога;

- высокий уровень саморегуляции может быть защитным фактором при профессиональном выгорании;

- профилактические мероприятия по пре- дотвращению выгорания должны иметь комплексный характер (учет внутренних и внешних факторов выгорания).

Заключение

Мы постарались разносторонне рассмотреть проблему профессионального выгорания педагогов при онлайн-обучения в условиях внезапной пандемии. В рамках проведенного исследования нельзя охватить все составляющие и факторы, способствующие профессиональному выгоранию.

Мировая пандемия внесла свои коррективы в организации учебного процесса, и на этом фоне необходимо принять защитные меры, прежде всего для педагогов.

Все представленные нами факторы необходимо рассматривать в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей темперамента, характера, поведения педагога. В одних случаях это может привести к выгоранию, в других нет.


Библиографическая ссылка

Пак С.Н., Нуркулова М.Р., Нуркулова Э.Р. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 5. – С. 198-203;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38681 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674