Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ

Тамме Е.В. 1 Сажина Н.М. 1 Хентонен А.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Статья посвящена анализу образовательной системы России по формированию критического мышления учащихся средних школ. Определены критерии оценки качества образования в соответствии со стандартами ФГОС ООО и навыками XXI в. Когнитивные компетенции отражают уровень успеваемости учащихся (анализ, рассуждение, интерпретация, критичность, креативность), внутриличностные компетенции выражают добросовестность в обучении, (организованность, трудолюбие, целеустремленность), межличностные компетенции, кооперацию (сотрудничество, решение конфликтов, обязанность, самопрезентация, социальное влияние на других, командная работа). Раскрыта сущность и критерии оценивания навыков предметных и метапредметных компетенций: soft-skills и hard-skills. Проведен сравнительный анализ требований стандарта ФГОС ООО по компетенциям «4К»: креативность, коммуникация, критическое мышление и коллаборация. Доказано, что ключевой универсальной компетенцией учащихся средней школы является критическое мышление. Оценивание сформированности критического мышления определяется: способностью учащихся анализировать, умением определять связи между утверждениями, вопросами и доводами; умением оценить надежность данных, определить убедительность аргументов; способностью аргументированно объяснять и владеть методами логически строить мысль и защищать свои выводы; умением школьников формировать гипотезы (предположения) и делать самостоятельно выводы, выявляя недостающую информацию; владением саморегуляции, саморефлексии, самопроверки и коррекции своих действий.
образовательная система
критическое мышление
учащийся средней школы
функциональная грамотность
компетенции «4К»
soft-skills и hard-skills
1. Станкевич О.В., Шевченко С.В., Баркалова Е.Ю. и др. Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2017. № 50 (184). С. 271–274. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/184/47158/ (дата обращения: 21.03.2021).
2. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
3. Гасинец М.В., Авдеенко Н.А., Михайлова А.М., Федоров О.Д., Пащенко Т.В. Большие идеи для содержания образования / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 60 с.
4. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. 368 с.
5. PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/pisa (дата обращения: 25.02.2021).
6. Акимова О.А. Навыки soft-skills и hard-skills как конкурентное преимущество будущих выпускников // Мастер-класс. 2020. № 10. С. 9–14.
7. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) / КонсультантПлюс (consultant.ru) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 25.02.2021).
8. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практические рекомендации / авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. 76 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) // Гарант.ру [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 24.02.2021).
10. Добрякова М.С., Юрченко О.В., Новикова Е.Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 72 с.
11. Deeper Learning and 21st Century Competencies: An Overview / Education for life and work. [Electronic resource]. URL: https://www.nap.edu/resource/13398/dbasse_084153.pdf (date of access: 21.02.2021).

Школьное образование за последние годы претерпело большие изменения, связанные с появлением новых подходов и требований к целям и организации образовательного процесса. Содержание образования направлено на решение общественно-политических и научно-методических проблем. В первом случае они связаны с современными запросами и ожиданиями государства, общества, семьи и личности, во втором – решением научных и педагогических профессиональных сообществ.

Становление постиндустриального общества в России связано с глобализацией и информатизацией, ускоренным внедрением новых открытий и быстрым обновлением знаний, требующих от будущего специалиста профессиональной мобильности, непрерывного повышения квалификации и образования. В свою очередь, система образования ориентирована на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося, основанное на формировании у них:

- базовых национальных ценностей (сохранение религиозных, культурных, социально-исторических и семейных ценностей);

- методологических, системообразующих и мировоззренческих научных знаний (знание основных теорий, концепций, фактов, методой и средств);

- универсальных учебных действий (личностных, ориентировочных и коммуникационных действий, способности работать с информацией и ее перерабатывать).

Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС исследован О.В. Станкевич, С.В. Шавченко, Е.Ю. Баркаловой [1], универсальная компетентность и новая грамотность рассмотрены И.Д. Фруминым, М.С. Добряковым, К.А. Баранниковым, И.М. Реморенко [2], применение подхода «большие идеи» для содержания образования и концептуально-ориентированного обучения в условиях трансформации образования изучено М.В. Гасинец, Н.А. Авдеенко, А.М. Михайловым, О.Д. Федоровым, Т.В. Пащенко [3].

Цель исследования – выявить перспективные пути формирования критического мышления учащихся средних школ с учетом современных требований к модернизации российской системы образования.

Материалы и методы исследования

Функциональная грамотность становится современным показателем качества образования школьников, где знания являются основой для планирования и осуществления их действий. А.А. Леонтьев определяет функциональную грамотность учащегося в «способности использовать им постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношений» [4, с. 35].

На основе результатов мониторингов качества образования школьников, современных научных достижений и требований общества в 2016 г. министерством образования и науки РФ утверждается национальный комплекс мер по обновлению содержания общего образования. Основными ориентирами модернизации общего образования становятся национальные и международные стандарты (ФГОС, PISA, soft-hard Skills, «Навыки 21 века»), выраженные в когнитивных, социально-эмоциональных и поведенческих результатах обучения. Согласно PISA критериями оценки функциональной грамотности учащихся являются:

– читательская (языковая) грамотность – способность понимать, анализировать и использовать текстовую информацию, прочтение и анализ ее для достижения цели, расширения знаний и возможности участвовать в социальной жизни;

– математическая (числовая) грамотность – способность математически рассуждать, применять математические понятия в разнообразных контекстах, использовать их для описания, объяснения, предсказания явлений и фактов;

– технологическая грамотность (ИКТ-грамотность) – владение персональным компьютером и другими техническими средствами, программными продуктами, сетями Интернет;

– естественнонаучная грамотность – способность научно объяснять естественнонаучные явления, понимать и интерпретировать данные исследования, делать научные выводы;

– финансовая грамотность – владение экономическими знаниями, навыками применять эффективные решения в любых финансовых ситуациях, способность улучшить личное и семейное финансовое благополучие, активно участвовать в экономической жизни общества.

– гражданская и культурная грамотность (глобальная компетентность) – способность к межкультурному взаимодействию и гражданской позиции, принятие и оценка различных точек зрения, уважительное отношение к другим людям, умение развивать коллективное благополучие, исполнение гражданских обязанностей [5].

Как полагают современные ученые, система современного образования направлена на формирование двух видов навыков: soft-skills и hard-skills [6].

Первая группа навыков («мягкие» навыки) – социально-психологические навыки, которые необходимы для применения в большинстве жизненных (профессиональных) ситуаций (командные, лидерские, коммуникативные, публичные и т.д.).

Вторая («жесткие» навыки) – предметные навыки (освоение, преобразование и применение предметных знаний на основе имеющихся знаний и познавательных учебных действий) (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. Развитие личностных качеств школьников на основе формирования жестких и гибких навыков

Современный школьник должен обладать:

– способностью ориентироваться и взаимодействовать с людьми, координировать свои действия и выбирать оптимальные условия их использования в соответствии с общепринятыми ценностями, нормами и универсальными духовно-нравственными установками;

- способностью самостоятельно принимать решение и делать выбор в сложившейся ситуации, принимая ответственность за полученный результат, постановку цели и настойчивость в ее достижении;

- готовностью к постоянной переподготовке, овладению ключевыми компетенциями по разным отраслям знаний;

- готовностью адаптироваться в любом социуме и идти на компромисс с людьми, умея активно влиять на них, учитывать другое мнение и принимать общие решения;

- способностью искать решения в нестандартной ситуации как привычное явление с применением современных информационных технологий [6].

Таким образом, от учащегося не требуется все помнить, так как в информационном мире легко найти нужную информацию, а возникает необходимость в овладении способами ее поиска. Для этого большое значение приобретает формирование у школьников умения правильно ставить проблему, отбирать информацию, определять недостающую и находить новую, дать правильную оценку в процессе рефлексии и применить полученные знания для решения последующих ситуаций, т.е. формирование универсальных компетенций.

Соответственно, главная цель национального проекта РФ «Образование» до 2024 г. – это улучшение качества общего образования, включающее формирование у учащихся навыков XXI в. Они становятся частью содержания изучаемых предметных областей, являясь обязательным результатом образования наряду с функциональной грамотностью (читательской, математической, технологической, естественнонаучной, финансовой, гражданской и культурной), которой школа должна обеспечить всех выпускников для адаптации к жизни [7].

Подобная цель вполне согласуется, на наш взгляд, с международными требованиями качества образования по навыкам XXI в., к которым относятся компетенции «4К».

Креативность – способность по-новому или по-другому думать о задаче или проблеме, использовать воображение для генерации новых идей. Креативность позволяет решать сложные задачи и находить интересные способы ее решения. К креативным навыкам относятся умение создать взаимосвязь, ставить вопросы, наблюдать и экспериментировать.

Коммуникация – способность понять себя и других. Коммуникация используется при предоставлении и получении различного рода информации, является регулярной частью нашей жизни в обществе. Коммуникативные навыки включают в себя умение слушать, разговаривать, наблюдать и сопереживать.

Критическое мышление – способность ясно и рационально мыслить, понимать взаимосвязь между идеями и логику ее построения. Критическое мышление связано с анализом способов решения проблемы. Процесс критического мышления включает сбор информации и данных через постановку вопросов и анализа возможных решений.

Коллаборация (сотрудничество) – способность к совместной работе в паре или группе для создания и реализации проекта, разработки идеи, решении проблемы. Сотрудничество происходит в достижении общей цели, которая приносит пользу или результат команде (группе). Сотрудничество требует от участников сформированности межличностных навыков, коммуникативных умений обмена знаниями, стратегиями и опыта, может проходить в традиционном формате или между членами виртуальной команды [8].

Результаты исследования и их обсуждение

Как показал анализ теории и практики, для успешного формирования компетенций «4К» у школьников необходимо выделить и учесть в отечественной образовательной практике недостаточно востребованный педагогический потенциал уроков в системе общего и дополнительного образования. Урок позволяет учащимся не только приобрести учебный опыт, освоить предметное содержание, но и развивать способности ученика самостоятельно ставить и выполнять учебные задачи, работать в команде и управлять своим поведением и деятельностью [8].

В своем исследовании мы опираемся на системно-деятельностный подход, который предполагает новые требования к уроку по ФГОС:

- уход от авторитарного стиля общения к тьюторству, при котором учитель помогает ученику освоить новые знания, направляя учебный процесс;

- в приоритете становится самостоятельная работа учеников, а не учителя;

- личностно-ориентированный и индивидуальный характер уроков;

- практический и деятельностный подход в организации урока;

- развитие личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных компетенций [9].

Универсальная компетентность содействует развитию личности, активному взаимодействию ее и улучшению трудоустраиваемости. Универсальными компетенциями являются:

1) компетентность мышления:

- critical thinking + problem solving – критическое мышление, направленное на решение задач;

- creative thinking + problem solving – креативное мышление, направленное на решение задач;

- cognitive thinking – когнитивное мышление, ориентированное на понимание и интерпретацию;

- logical thinking – логическое мышление, ориентированное на анализ и аргументацию.

2) компетентность взаимодействия с дру- гими:

- cooperation / collaboration – способность к сотрудничеству и работе в команде;

- leadership skills – способность выступать в роли лидера, принимая ответственность и ее распределяя;

- assert skills / self-assessment – способность договариваться, отстаивать свою точку зрения, при этом не зависеть от внешних влияний и оценок, сохраняя права других на иной взгляд.

3) компетентность взаимодействовать с собой:

- self management skills – способность нести личную ответственность в планировании, управлении временем и собой для достижения поставленных целей, брать на себя инициативу и выполнять задачи, проводить самоанализ и самооценку;

– self-skills – навыки формирования самого себя, ориентация и установка на работу с собой (способность рефлективно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на достижение цели, самоорганизация) (рис. 2) [10].

missing image file

Рис. 2. Универсальные компетенции учащихся средней школы

Список универсальных компетенций можно разделить на три области:

- когнитивная область, которая включает в себя мышление, рассуждение и связанные с ними навыки;

- межличностная сфера, которая включает в себя передачу информации другим, а также интерпретацию чужих сообщений и соответствующую реакцию;

- внутриличностная сфера, которая включает самоуправление, включая способность регулировать свое поведение и эмоции для достижения цели [11].

Когнитивные компетенции отражают уровень успеваемости учащихся (анализ, рассуждение, интерпретация, критичность, креативность), внутриличностные компетенции выражают добросовестность в обучении, (организованность, трудолюбие, целеустремленность), межличностные компетенции – кооперацию (сотрудничество, решение конфликтов, обязанность, самопрезентация, социальное влияние на других, командная работа) (таблица).

Виды и критерии универсальных компетенций учащихся средней школы

п/п

Виды компетенций

Критерии

1

Hard-Skills (предметные виды грамотности)

Языковая грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

ИКТ-грамотность

Финансовая грамотность

Гражданская и культурная грамотность

2

Soft-Skills (метапредметные компетенции)

Критическое мышление

Креативность

Коммуникация

Коллаборация

3

Личностные (качества характера)

Инициативность

Любопытство

Настойчивость

Адаптивность

Лидерство

Гибкость

Социальная и культурная осведомленность

Умение планировать, оценивать и решать проблемы поискового характера рассматриваются в рамках метапредметных результатов обучения учащихся в соответствии с ФГОС ООО [9].

Нам представляется, что просматривается определенная взаимосвязь между ФГОС ООО и требованиями к оценке и преподаванию навыков XXI в. Так, например, вычленяются общие компетенции, условно названные «4К», из которых критическое мышление является ключевой компетенцией современного выпускника средней школы. Оценивание сформированности критического мышления школьника определяется:

1) способностью учащихся анализировать, умением определять связи между утверждениями, вопросами и доводами;

2) умением их оценить надежность данных, определить убедительность аргументов;

3) способностью аргументированно объяснять и владеть методами логически строить мысль и защищать свои выводы;

4) умением школьников формировать гипотезы (предположения) и делать самостоятельно выводы, выявляя недостающую информацию;

5) владением саморегуляции, саморефлексии, самопроверки и коррекции своих действий.

Заключение

Главной особенностью современного образования становится не усвоение предметных знаний, а формирование умения применять эти знания в практической деятельности, а именно овладение «4К». Чтобы сформировать критическое мышление и другие навыки группы «4К» у учащихся средней школы, должен быть изменен весь учебный процесс:

- модернизация форм и содержания обучения;

- изменение системы мониторинга обученности учеников;

- применением новых дидактических средств, а именно разработка учебного материала для нового поколения.

Следовательно, учебный процесс должен быть направлен не на решение конкретного задания и изучение материала, а на формирование умения активно пользоваться содержащейся в них информацией для решения поставленных проблем. Следующий этап исследования будет связан с разработкой программы и ее внедрением в практику работы школ г. Краснодара.


Библиографическая ссылка

Тамме Е.В., Сажина Н.М., Хентонен А.Г. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 4. – С. 235-240;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38646 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674