На современном этапе развития школьного образования особое значение приобретает художественное образование учащихся. Быстрое развитие информационных и компьютерных технологий, их глобальный характер приводят к тому, что школьники отходят от культурных, национальных и художественных ценностей. В подобных условиях изобразительное искусство становится средством обогащения духовно-нравственного мира учеников.
Усовершенствование системы образования, повышение эффективности художественного и эстетического воспитания и обучения школьников проходят с использованием активных методов и организационных форм учебной работы, которые обеспечивают развитие многих положительных качеств и способностей учащихся с помощью изобразительного искусства. «Современные технологии обучения, описанные в учебных программах по изобразительному искусству, оказывают сильное влияние на всестороннее развитие» [1, с. 78].
В методику преподавания изобразительного искусства большой вклад внесли российские художники-педагоги А.А. Унковский, Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, Н.П. Крымов, Н.Н. Волков, Г.В. Беда и др. Данной проблеме посвящено немало трудов, однако ряд вопросов не подверглись пока достаточно глубокому и всестороннему изучению.
Изобразительное искусство как учебный предмет в общеобразовательной школе не является одним из основных предметов, вместе с тем представляется очень важным, поскольку включает в себя знания об окружающем мире. «К сожалению, иногда в общеобразовательных учебных заведениях пренебрегают уроками изобразительного искусства в угоду других, более «нужных» дисциплин, по которым проводится единый государственный экзамен» [2, с. 420]. На уроках изобразительного искусства школьники осваивают основы живописи, что имеет большое значение в их эстетическом воспитании и художественном образовании. Формирование у учащихся умений видеть в окружающем мире разнообразие форм и цвета, восприятия и воспроизведения прекрасного во всех его проявлениях, содействие развитию художественных способностей, эстетического вкуса – главная задача. «Эти составляющие развития личности очень важны для художественно-творческого становления учащихся» [3, с. 215].
Как показывает многолетняя практика преподавания живописи на уроках изобразительного искусства, одной из основных проблем, с которой сталкиваются учащиеся, является восприятие светотональных и цветовых отношений при наблюдении и изображении натуры. Восприятие цвета и тона в повседневной жизни значительно отличается от профессионального воспроизведения в живописных работах художников. Из-за недостатка учебно-методических материалов восприятия цвета и тона у школьников страдает качество обучения основам живописи на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе.
Над проблемой цвето-тоновых отношений трудились многие художники, в ходе их работы давно было замечено, что в природе несравненно больше яркости и чистоты цвета, и порой краскам на палитре не хватает сил и насыщенности передать эти отношения. Известные живописцы всегда последовательно проводили мысль о том, что, только работая отношениями, можно овладеть живописным мастерством. Художник и педагог Н.П. Крымов писал: «Цвет появляется в сочетаниях, живописных отношениях... Если живописные отношения неверны, то самые чистые краски могут смотреться мазней» [4, с. 5]. Сущность живописи заключается в целостности восприятия натуры, которая определяется цвето-тоновыми отношениями.
Значительный вклад в исследование природы цвета внесли Р. Адаме, Р. Арнхейм, Г.Л. Гельмгольц, И.В. Гете, И. Иттен, И. Ньютон, В. Оствальд, Я.Э. Пуркине, Б.М. Теплов и др. Этой теме посвящен ряд диссертационных исследований, проблемой цвето-тоновых отношений занимались многие художники: В.А. Басманов, Ю.П. Шашков, Н.М. Старикова и др.
Несмотря на обширный круг специалистов, педагогов-практиков, занимающихся данной проблемой, ее теоретическое обоснование не раскрыто в полной мере, методическое обеспечение практически отсутствует. В основном все разработки были направлены на профессиональное обучение художников, студентов высших учебных заведений, колледжей. Однако редко встречаются практические разработки, которые бы содействовали включению цвето-тоновых отношений живописи натюрморта в практику преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Формирование целостного восприятия и воспроизведения тоновых и цветовых отношений в живописи натюрморта закладывается на начальном этапе обучения живописи натюрморта и проходит через весь процесс обучения изобразительному искусству. «В работах учащихся достаточно отчетливо должен проявляться приобретенный за время обучения художественных вкус, выражающийся в размещении рисунка на листе, в характере линии, в подборе и кладке цвета» [5, с. 343]. У школьников 5–6-х классов уже имеется постоянное восприятие цвета, которое значительно отличается от профессионального воспроизведения, обусловленного живописными задачами.
В современной методике обучения изобразительному искусству уделяется достаточное внимание обучению живописи, но в процессе преподавания возникают проблемы, связанные с недостаточностью у школьников теоретических знаний и практических умений основ цветовосприятия. В связи с этим методика обучения должна строиться на классических способах работы красочными материалами, поэтапном разборе каждого метода и приема работы с использованием произведений мастеров живописи как наглядного примера. «В процессе преподавания изобразительного искусства необходимо на деле решать задачи художественного развития. Не просто изучать основы предмета, а постигать его эмоциональную, эстетико-художественную сторону» [6, с. 33].
Цель данной работы заключается в разработке экспериментальной методики обучения цвето-тоновым отношениям в живописи натюрморта в 5–6-х классах, которая включает в себя теоретическое и методическое обоснование. В работе проводится обзор различных методов и приемов обучения цвето-тоновым отношениям живописи натюрморта, направленных на повышение эффективности обучения цвето-тоновым отношениям школьников 5–6-х классов в процессе изучения натюрморта на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
– изучить и проанализировать учебную литературу и методические пособия, работы художников;
– разработать основные критерии оценки восприятия и воспроизведения цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта у школьников 5–6-х классов;
– разработать методические рекомендации, способствующие эффективности восприятия и воспроизведения цвето-тоновых отношений при изображении натюрморта с натуры;
– найти оптимальные условия, способствующие совершенствованию навыков воспроизведения цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта.
Материалы и методы исследования
Методы исследования:
1) анализ учебной литературы по педагогике, искусствознанию, психологии, методике и теории преподавании живописи натюрморта, анализ программ по изобразительному искусству;
2) анализ произведений живописи натюрморта;
3) анализ учебных работ школьников по живописи натюрморта в процессе экспериментального исследования.
Для определения уровня практических умений передачи цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта у школьников 5–6-х классов были разработаны основные критерии оценки. Данные критерии позволяют определить умения учащихся передавать цвето-тоновые отношения в живописи натюрморта, дают возможность объективно провести анализ поставленной проблемы и сделать выводы по всем этапам педагогического исследования (поисково-констатирующий и формирующий этапы эксперимента) (табл. 1).
Таблица 1
Основные критерии оценки восприятия и воспроизведения цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта у школьников 5–6-х классов
Позиции |
Низкий уровень («3») |
Средний уровень («4») |
Высокий уровень («5») |
Композиционное решение натюрморта |
– присутствуют существенные ошибки, допущенные при компоновке; – рисунок сдвинут в один из краев листа (вниз, влево, вправо); – изображение мелкое |
– небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке |
– выполнена грамотная компоновка в листе; – присутствует композиционный центр |
Конструктивное строение натюрморта и характер формы предметов |
– конструктивное построение «вялое»; – в работе допущены ошибки при конструктивном построении предметов; – частично отсутствуют линии построения; – форма предмета не передана или передана с ошибками |
– имеются неточности в выполнении конструктивного рисунка предметов; – линии рисунка неуверенные, неточные либо частично отсутствуют; – присутствуют незначительные неточности характера формы |
– конструктивное строение предметов выполнено верно; – точный и аккуратно выполненный рисунок; – простроены все конструктивные видимые и невидимые линии; – форма предметов передана точно |
Тоновые отношения предметов натюрморта |
– нет тонального разбора; – неправильное ведение работы в тоне (работа в тоне «недотянута» либо перетемнена («замучена»)) |
– присутствуют незначительные неточности в тоновом соотношении предметов |
– соблюдено тоновое соотношение; – тоновые отношения среди предметов найдены верно |
Цветовые отношения предметов натюрморта |
– цвет предметов не угадан; – отсутствует цветовое взаимодействие предметов и фона |
– незначительные недочеты в цветовом решении |
– цветовая организация целостна и гармонична |
Окончание табл. 1 |
|||
Позиции |
Низкий уровень («3») |
Средний уровень («4») |
Высокий уровень («5») |
Цвето-тоновые отношения предметов натюрморта |
– грубые ошибки в цвето-тональных отношениях; – серьезные ошибки в колористическом и тоновом решении; – цвет и тон не взаимодействуют; – «перечерненность» тонов в тени и слишком высветленные рефлексы |
– незначительные недочеты в тональном и цветовом решении; – работа немного «недотянута» в тоне либо «перетянута» |
– свободное владение тоном, передачей цвета; – переданы тональные и цветовые отношения с учетом световоздушной среды; – соблюдена последовательность ведения работы |
Технические приемы при рисовании акварельными красками |
– неумелое использование технических приемов работы; – работа «замучена», слишком много плотных, непрозрачных слоев; – бумага местами затерта; – использовалось мало воды, акварель сухая; – использование открытых цветов |
– грамотное использование приемов работы акварельными красками, но есть незначительные ошибки в исполнении; – некоторая небрежность |
– грамотное использование выразительных особенностей применяемых материалов и техник; – прозрачность красок и чистота цвета; – размывка и потеки; – передана цельность постановки; |
Технические приемы при рисовании гуашевыми красками |
– слишком много воды; – красочный слой тонкий, просвечивающий; – слишком толстый слой краски, работа осыпается; – работа «разбелена» |
– в некоторых местах мазки просвечивают из-под верхнего слоя; – присутствуют незначительные ошибки в применении |
– выразительные мазки, по форме предметов; – умеренная густота материала и толщина красочного слоя |
Передача объема предметов натюрморта |
– объем предметов передан неубедительно, предметы плоские; – неточность тоновых отношений |
– есть неточности в передаче объема |
– объем предметов натюрморта передан достаточно выразительно |
Завершенность работы |
– работа в большей степени не завершена |
– в работе остались незаконченные участки |
– работа полностью завершена |
Результаты исследования и их обсуждение
Констатирующий этап эксперимента проводился на базе МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 31 города Нижневартовска. Данный этап эксперимента преследовал цель – определить уровень умений школьников передавать цвето-тоновые отношения в живописи натюрморта с натуры на уроках изобразительного искусства в 5–6-х классах.
На данном этапе эксперимента школьникам предлагалось изобразить с натуры красками несложный натюрморт с бытовыми предметами. Анализ работ учащихся 5–6-х классов показал, что уровень умений передачи цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта сформирован недостаточно. Данные показатели представлены в табл. 2 «Анализ живописных этюдов школьников констатирующего этапа эксперимента».
Таблица 2
Анализ живописных этюдов школьников констатирующего этапа эксперимента
Позиции |
5-й класс (23 ученика) |
6-й класс (25 учеников) |
||||
уровни |
||||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
|
1. Композиционное решение натюрморта |
15 % |
49 % |
36 % |
12 % |
52 % |
36 % |
2. Конструктивное строение натюрморта и характер формы предметов |
20 % |
41 % |
39 % |
18 % |
42 % |
40 % |
3. Тоновые отношения предметов натюрморта |
39 % |
42 % |
19 % |
38 % |
41 % |
21 % |
4. Цветовые отношения предметов натюрморта |
41 % |
43 % |
16 % |
40 % |
47 % |
13 % |
5. Цвето-тоновые отношения предметов натюрморта |
42 % |
45 % |
13 % |
40 % |
46 % |
14 % |
6. Технические приемы при рисовании акварельными красками |
38 % |
43 % |
19 % |
35 % |
44 % |
21 % |
7. Технические приемы при рисовании гуашевыми красками |
34 % |
39 % |
27 % |
30 % |
43 % |
27 % |
8. Передача объема предметов натюрморта |
29 % |
48 % |
23 % |
25 % |
51 % |
24 % |
9. Завершенность работы |
21 % |
52 % |
27 % |
18 % |
52 % |
30 % |
Из показателей табл. 2 видно, что в 5-й позиции «Цвето-тоновые отношения предметов натюрморта» в 5-м классе низкий уровень составил 42 %, средний – 45 %, высокий – 13 %. В 6-м классе показатели практически остались неизменными: низкий уровень этой же позиции составил 40 %, средний – 46 %, высокий – 14 %. Низкие показатели можно наблюдать и в позициях 3 «Тоновые отношения предметов натюрморта» и 4 «Цветовые отношения предметов натюрморта».
Анализ работ школьников 5–6-х классов позволил выявить у них существенные проблемы целостного восприятия и воспроизведения тоновых и цветовых отношений в живописи натюрморта с натуры.
Для решения данной проблемы была разработана методика обучения передаче цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта с натуры, включающая приемы, способы, средства обучения, которая применялась на формирующем этапе эксперимента.
Ниже представлен методический комплекс специальных заданий и упражнений формирующего этапа педагогического эксперимента (табл. 3).
Таблица 3
Методический комплекс специальных заданий и упражнений по живописи натюрморта формирующего этапа педагогического эксперимента
№ п/п |
Тема |
Содержание занятий |
Кол-во часов |
5-й класс |
|||
1 |
«Дрожит осенний лист» |
Изобразить натюрморт с осенним букетом. Рисование с натуры акварельными красками в теплых, сближенных тонах: – научить находить живописные оттенки, свойственные колориту осенних листьев; – развить у учащихся восприятие цветовой гармонии |
1 час |
2 |
«Крестьянский стол» |
Изобразить натюрморт из бытовых предметов акварельными красками в технике гризайль: – обучить выполнению тональной проработки формы в соответствии с законами светотени |
1 час |
3 |
«Когда прилетают снегири» |
Изобразить натюрморт с чучелом птицы (снегиря). Рисование с натуры гуашевыми красками: – научить анализировать цветовые явления (изменение цвета в тени и на свету, изменение в пространстве) |
1 час |
4 |
«Яблочный аромат» |
Изобразить натюрморт с яблоками. Рисование с натуры акварельными красками: – обучить передаче цвето-тоновых отношений элементов натюрморта с фоном |
1 час |
6-й класс |
|||
1 |
«Прозрачный натюрморт» |
Изобразить натюрморт из группы предметов (стеклянные сосуды разных форм и цветов) и драпировок в холодной цветовой гамме. Рисование с натуры бытовых предметов акварельными красками: – развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи |
1 час |
2 |
«Вороний день» |
Сделать наброски кистью чучела птицы вороны в разных положениях. Рисование с натуры гуашью: – научить видеть цвет и тон в зависимости от освещения |
1 час |
3 |
«Рождественская звезда» |
Изобразить рождественский натюрморт гуашевыми красками: – формировать умение создавать объем предметов с помощью живописных средств; – углубить способности восприятия цвета и цветовой гармонии |
1 час |
4 |
«Мы рисуем инструменты» |
Изобразить с натуры натюрморт гуашевыми красками из группы предметов (столярных, слесарных, строительных инструментов): – продолжить развивать анализ формы, пропорций, конструкций; – научить передаче цвето-тоновых отношений в натюрморте |
1 час |
Предлагаемый методический комплекс, помимо заданий и упражнений, включает цели и задачи изобразительной деятельности; методы и характер взаимодействия педагога с учащимися; дидактические концепции обучения; методические рекомендации к занятиям; обеспечение необходимыми наглядными пособиями, ТСО и т.д. Для того чтобы повысить эффективность целостного восприятия и воспроизведения тоновых и цветовых отношений, умений передачи цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта с натуры, использовались следующие методы: репродуктивный, метод проблемного изложения, словесно-наглядный, где акцент делался на практический показ и подробное словесное объяснение педагогом приемов и способов ведения работы над живописным изображением. «Наиболее часто фронтальный наглядный показ осуществляется на ранних этапах обучения изобразительной грамоте» [7, с. 81].
Методический комплекс прошел апробацию на учащихся 5–6-х классов. Анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента показал, что уровень практических умений в передаче цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта с натуры на каждом этапе формирующего эксперимента постепенно повышался.
Рассмотрим таблицу сравнительного анализа результатов формирующего этапа педагогического эксперимента (табл. 4).
Таблица 4
Анализ живописных этюдов школьников формирующего этапа эксперимента
Позиции |
5-й класс (23 ученика) |
6-й класс (25 учеников) |
||||
уровни |
||||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
|
1. Композиционное решение натюрморта |
13 % |
51 % |
36 % |
10 % |
52 % |
38 % |
2. Конструктивное строение натюрморта и характер формы предметов |
17 % |
42 % |
41 % |
15 % |
40 % |
45 % |
3. Тоновые отношения предметов натюрморта |
33 % |
44 % |
23 % |
31 % |
42 % |
27 % |
4. Цветовые отношения предметов натюрморта |
38 % |
41 % |
21 % |
34 % |
46 % |
20 % |
5. Цвето-тоновые отношения предметов натюрморта |
35 % |
44 % |
21 % |
31 % |
46 % |
23 % |
6. Технические приемы при рисовании акварельными красками |
32 % |
45 % |
23 % |
29 % |
47 % |
24 % |
7. Технические приемы при рисовании гуашевыми красками |
29 % |
41 % |
30 % |
26 % |
41 % |
33 % |
8. Передача объема предметов натюрморта |
26 % |
47 % |
27 % |
21 % |
50 % |
29 % |
9. Завершенность работы |
18 % |
49 % |
33 % |
14 % |
49 % |
37 % |
Рассматривая показатели табл. 4, можно отметить стабильный рост всех позиций формирующего этапа эксперимента по сравнению с констатирующим этапом. Например, на констатирующем этапе эксперимента в 5-й позиции «Цвето-тоновые отношения предметов натюрморта» в 5-м классе низкий уровень составил 42 %, тогда как на формирующем он составил 35 %, средний уровень составил 44 %, а вот высокий уровень вырос на 8 % и составил 21 %, на констатирующем этапе эта позиция была всего 13 %. В 6-м классе показатели по всем параметрам также показали положительную динамику. Снова рассмотрим 5-ю позицию «Цвето-тоновые отношения предметов натюрморта»: низкий уровень составил 31 %, средний – 46 %, высокий уровень вырос на 9 % и составил 23 %, на констатирующем этапе эта позиция составила 14 %.
Итак, повышение роста показателей можно проследить по всем позициям от 5-го класса к 6-му классу.
Выводы
Анализ работ школьников 5–6-х классов на формирующем этапе исследования позволил сделать вывод о том, что представленный в статье комплекс методических рекомендаций способствует решению проблемы целостного восприятия и воспроизведения тоновых и цветовых отношений, развитию умений передачи цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта с натуры и оказывает положительное влияние на качество обучения. «Эта деятельность развивает художественные умения, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы, цветовое восприятие» [8, с. 155]. Можно сделать выводы: умения учащихся 5–6-х классов передавать цвето-тоновые отношения в живописи натюрморта с натуры значительно выросли. «Таким образом, обучающиеся приобретают практические умения и навыки в области художественного творчества» [9, с. 234].
Можно констатировать, что поставленные задачи педагогического эксперимента были решены, разработанный методический комплекс содействовал успешному и плодотворному усвоению учениками умений передачи цвето-тоновых отношений в живописи натюрморта с натуры.
Библиографическая ссылка
Полынская И.Н., Швец П.М. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЦВЕТО-ТОНОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5–6 КЛАССАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 4. – С. 218-224;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38643 (дата обращения: 03.12.2024).