На современном этапе высшего образования необходим поиск новых подходов к процессу обучения для формирования готовности бакалавров к профессиональной деятельности. Процесс формирования готовности бакалавров физической культуры к профессиональной деятельности рассматривается через дифференцированный и индивидуальный подходы, которые являются важным и ответственным направлением работы вуза. Проблема готовности личности к профессиональной деятельности определяется современными учёными как качество личности [1], как состояние личности перед началом деятельности или по её окончании [2].
Целью исследования является реализация дифференцированного и индивидуального подходов к формированию готовности бакалавров физической культуры и спорта к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе. Задачи исследования: проанализировать группы бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» при реализации дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения в вузе; на основании опроса бакалавров выявить необходимость применения дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения.
Материалы и методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по готовности личности к профессиональной деятельности, готовности бакалавров к профессиональной деятельности; программно-методические материалы; периодические издания, посвященные вопросам подготовки бакалавров к профессиональной деятельности; материалы научно-практических конференций, семинаров; обобщение педагогического опыта ведущих педагогов и специалистов физической культуры. В процессе исследования применялись практические методы: педагогическое наблюдение, анализ и обобщение опыта преподавателей, индивидуальные и групповые беседы с бакалаврами, преподавателями, педагогический эксперимент, интервьюирование. Проводилась экспериментальная работа по формированию готовности бакалавров физической культуры и спорта к профессиональной деятельности. Осуществлялась реализация программ практики по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» в образовательном процессе, исследовались результаты исследования. В процессе исследования приняли участие бакалавры, обучающиеся на факультете физической культуры и спорта (ФКиС) Кемеровского государственного университета (КемГУ) третьего и четвертого курсов направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура». В ходе социологического исследования было опрошено 100 студентов. Исследование проходило с апреля 2017 г. по май 2020 г.
Результаты исследования и их обсуждение
На третьем курсе, после прохождения первого этапа педагогической практики, дифференцировали группы бакалавров по их профессиональным намерениям, которые определяли их выбор места будущего трудоустройства в общеобразовательных организациях или физкультурно-спортивных учреждениях. В связи с этим бакалавры были разделены на три группы.
Первая группа состояла из бакалавров, которые занимались спортом, но не достигли высоких спортивных результатов, они готовы были начать свою профессиональную деятельность в качестве учителя физической культуры. Современному обществу требуется образованный, нравственный педагог физической культуры и спорта в системе образования, который готов: самостоятельно принимать решения, анализировать свою педагогическую деятельность и прогнозировать результаты физкультурно-спортивной деятельности занимающихся общеобразовательной организации [3, 4]. Опираясь на эти требования, мы и сформировали первую группу. Данная группа бакалавров в качестве волонтёров в общеобразовательных организациях проводила и организовывала внеклассную и спортивно-массовую работу с учащимися: спортивные вечера; спортивные соревнования («Весёлые старты», «Осенний кросс», соревнования по волейболу, футболу, пионерболу); «Недели Здоровья». Помимо вышеперечисленных мероприятий бакалавры со старшими школьниками проводили групповые беседы: по актуальным вопросам в области физической культуры и спорта; по организации закаливания организма, питания, режима дня; по формированию правильной осанки; о выдающихся спортсменах; о необходимости заниматься физической культурой и спортом. Мы исходили из того, что успешность такой образовательной деятельности требует определённых личностных качеств, а также умений и способностей.
Вторая группа состояла из бакалавров, которые предпочитали в будущем работать в физкультурно-спортивных учреждениях и достигли высоких результатов в избранном виде спорта, но по завершению обучения вуза приостановили активные занятия спортом. Их привлекала только тренерская деятельность. Бакалавры под контролем тренера принимали участие в учебно-тренировочных занятиях, изучали документы планирования, объясняли технику выполнения двигательных действий спортсменам, определяли пригодность обучающихся к видам физкультурно-спортивной деятельности, проводили тестирование физических качеств (контрольно-переводных нормативов), при проведении занятий учитывали анатомо-физиологические особенности юных спортсменов, проводили воспитательную работу с обучающимися физкультурно-спортивных организаций. Совместно с бакалаврами этой группы мы уделяли значительное внимание вопросам формирования здорового образа жизни обучающихся. Бакалавры в процессе волонтёрской деятельности проводили занятия по скандинавской ходьбе, лыжному спорту для жителей микроучастков. Бакалавры проводили беседы с обучающимися физкультурно-спортивных учреждений на тему «Здоровый образ жизни» и демонстрировали мультимедийные презентации.
Третья группа состояла из бакалавров, которые продолжали профессионально заниматься спортом, входили в сборные команды страны, региона, вуза, выступали на соревнованиях международного, регионального, областного уровней и продолжали работать в физкультурно-спортивных учреждениях и в центрах спортивной подготовки. В то же время бакалаврам создавали условия для достижения высоких спортивных результатов. В связи с необходимостью участия в учебно-тренировочных сборах бакалавры, используя видеосъёмку, демонстрировали проведение тренировочных занятий, в режиме вебинара проводили видеоконференции. В процессе обучения в вузе они продолжали выезжать на учебно-тренировочные сборы и соревнования. Примерами могут служить центр подготовки по спортивной гимнастике г. Ленинска-Кузнецкого, лёгкоатлеты, волейболисты г. Кемерова, тяжелоатлеты из г. Прокопьевска, Осинников, Междуреченска и др. Необходимо отметить, что бакалавры проходили сами и проводили профессиональные пробы с учащимися общеобразовательных организаций, в летнее время на площадках г. Кемерова проводили мастер-классы по различным видам спорта.
На основании дифференцированного подхода и выделенных групп нами осуществлялась реализация индивидуального подхода к бакалаврам. Индивидуальный подход Н.М. Стукаленко рассматривает как важнейший психолого-педагогический принцип, который направлен на развитие потенциальных возможностей, стремление самостоятельно формировать цели и достигать их [5, с. 533].
При индивидуальном подходе с бакалаврами первой группы разработали индивидуальный маршрут, в котором планировали программы мероприятий. Студенты принимали участие в спортивной работе общеобразовательных организаций г. Кемерова, проводили беседы с учителями физической культуры, интересовались успехами обучающихся при проведении спортивных мероприятий. Нами осуществлялся контроль деятельности бакалавров. Преподаватели вуза консультировали, рекомендовали литературу бакалаврам при проведении тренировочных занятий во внеурочной деятельности (по баскетболу, волейболу); физкультурно-массовой работе (проведение праздников «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья») и соревнований в общеобразовательных организациях. На основе изучения индивидуальных особенностей мировоззрения, ценностей, жизненных планов определялись направления учебно-исследовательской деятельности, достигалась гармонизация общих целей обучения с индивидуальными целями каждого студента. Реализовывалась прозрачная система контроля, оценки и мотивирования индивидуального выполнения заданий, участия в разных видах учебной работы, а также стимулирования самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки и взаимной оценки студентов их учебных достижений, поощрения самоконтроля и самооценки личностного саморазвития.
При реализации индивидуального подхода со второй группой, мы также проводили работу, которая была направлена на контроль учебно-тренировочных занятий. Студенты приглашали преподавателей на учебно-тренировочные занятия и соревнования, где их воспитанники показывали достаточно высокие результаты. Преподаватели предлагали бакалаврам использовать разнообразные формы работы, применять инновационные технологии, обеспечивая активность студентов исходя из их интересов, мотивации, потребности в творческом подходе при выполнении учебных заданий, опираясь на соперничество, стремление проявить себя в группе, желание достигнуть личной цели и проявить личностные качества, предоставляли студентам возможность выбора обязательных и необязательных индивидуальных заданий, способов индивидуальной учебной деятельности. Поощрялось любое проявление творчества студента, нестандартное решение заданий, что способствовало проявлению индивидуальности, самостоятельности, инициативности.
С третьей группой также был разработан индивидуальный маршрут. В силу того, что данная группа бакалавров выезжала на учебно-тренировочные сборы, необходимо было изучать материал по дисциплинам самостоятельно, практиковалась разработка индивидуальной траектории обучения по конкретному учебному предмету с максимальной опорой на собственную активность личности студента. Со стороны преподавателя вуза бакалаврам предоставлялся лекционный материал для самостоятельного изучения дисциплины. Бакалавры самостоятельно составляли конспекты занятий, рефераты, конспектировали статьи в научных журналах, то есть была организована обратная связь между преподавателем и бакалавром, работа с такими студентами проходила в большей степени дистанционно. Со стороны преподавателей бакалавры получали консультативную помощь. Такая совместная работа, даёт свои результаты при подготовке бакалавров физической культуры и спорта к профессиональной деятельности.
С целью выявления необходимости применения дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения в вузе было проведено анкетирование бакалавров. Опрос проводился с помощью разработанной анкеты. Анкетирование прошли 100 бакалавров четвертого курса. С помощью анкетных данных выявилась необходимость применения дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения в вузе.
В результате полученных данных можно констатировать, что 85 % бакалавров считают, что необходимо применять дифференцированный и индивидуальный подходы к бакалаврам, 12 % бакалавров считают, что скорее необходимо, и 3 % бакалавров затрудняются с ответом.
Отвечая на вопрос «Как Вы считаете, применение дифференцированного и индивидуального подходов повлияли на качество подготовки в процессе обучения?», 95 % бакалавров отметили, что действительно положительно повлияли на качество подготовки, и 5 % затруднились с ответом.
На вопрос «Как Вы считаете, дифференцированный подход повышает познавательный интерес и мотивацию бакалавров к профессиональной деятельности?» 90 % бакалавров ответили, что использование дифференцированного подхода, безусловно, повышает интерес и мотивацию к профессиональной деятельности, 5 % считают, что, возможно, повышает, и 5 % затруднились с ответом.
При ответе на вопрос «Как часто осуществлялся контроль со стороны преподавателей вуза?» 90 % бакалавров высказались, что систематически и регулярно, и 10 % бакалавров посчитали, что нерегулярно. Возможно, это связано с тем, что многие преподаватели в вечернее время проводят занятия с магистрантами и не располагают достаточным временем для осуществления регулярного контроля.
«Как Вы считаете, при индивидуальном подходе преподаватель вуза оказывал ли Вам консультативную помощь при проведении различных запланированных мероприятий?» – на данный вопрос все 100 % бакалавров ответили, что действительно преподаватели вуза оказывают консультативную помощь и осуществляют индивидуальный подход с группами бакалавров.
«По Вашему мнению, запланированные мероприятия преподавателями вуза при дифференцированном подходе были разнообразные и интересные?», при ответе 100 % бакалавров действительно согласны с тем, что запланированные мероприятия были разнообразными и интересными.
Один из вопросов анкеты был посвящен выявлению посещаемости различных мероприятий, запланированных в учреждениях. Было выявлено, что 95 % бакалавров первой группы регулярно посещают запланированные мероприятия с учащимися и 5 % посещают, но нерегулярно. Во второй группе было выявлено, что все 100 % бакалавров посещают запланированные тренировочные занятия и мероприятия. И в третьей группе бакалавров все 100 % посещают запланированные мероприятия.
При ответе на вопрос «На Ваш взгляд, предложенная дифференциация позволила Вам определиться с выбором будущей профессией?» 100 % бакалавров посчитали, что необходимо дифференцировать группы бакалавров на четвертом курсе, с учетом специфики работы в учреждениях различного типа.
Нас интересовал и такой вопрос, обращённый к бакалаврам: «Внедрение дифференцированного и индивидуального подходов создаёт возможность для развития целенаправленной личности, формирует ли у Вас педагогическое мышление?», 95 % бакалавров считают, что внедрение дифференцированного и индивидуального подходов создаёт возможность развития целенаправленной личности и формирует педагогическое мышление.
Заключение
Реализация дифференцированного подхода позволила сформировать три группы бакалавров в зависимости от их спортивного направления и профессиональных интересов. В качестве волонтёров бакалавры организовывали и проводили тренировочные занятия, спортивные соревнования по баскетболу, волейболу, футболу, «Весёлые старты», «Папа, мама я – спортивная семья». Проводили беседы с учащимися общеобразовательных организаций на темы: «Как достичь высоких результатов в спорте», «О здоровом образе жизни» и получали представление о будущей профессиональной деятельности. Разработаны и апробированы программы педагогических практик бакалавров физической культуры и спорта, которые реализовывались вне аудиторной деятельности и позволили установить необходимые требования к формированию готовности бакалавров физической культуры и спорта к профессиональной деятельности.
При реализации индивидуального подхода преподаватели вуза для каждой группы, в зависимости от профессиональной направленности, рекомендовали специальную литературу, методические пособия, оказывали консультативную помощь. Реализация индивидуального подхода позволяет формировать личность, вырабатывает установки к предстоящей профессии, а также формирует активность, самостоятельность, инициативность, которые формируют способность и готовность бакалавра вуза к дальнейшей профессиональной деятельности. При индивидуальном подходе бакалавров, преподавателю вуза необходимо учитывать спортивную направленность бакалавров, уровень усвоения материала, отношение и качество подготовки бакалавров к организации и проведению запланированных мероприятий.
Формирование готовности бакалавров физической культуры и спорта основано на: совместной деятельности в учебно-воспитательном процессе преподавателя и бакалавра; проявлении способностей бакалавра к приобретению знаний, умений, навыков; применении современных форм и методов работы в учебном процессе; обеспечении контроля учебной деятельности бакалавров; формировании личностных и профессиональных качеств бакалавра в профессиональной деятельности; формировании интереса к профессиональной деятельности. Результаты исследования показали, что большинство бакалавров считают необходимым применение дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения, дифференцированный и индивидуальный подходы оказывают влияние на качество подготовки бакалавров к профессиональной деятельности, повышают познавательный интерес и мотивацию бакалавров. Предложенная дифференциация позволила бакалаврам определиться с выбором будущей профессии.
Библиографическая ссылка
Печерина О.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 4. – С. 213-217;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38642 (дата обращения: 03.12.2024).