В настоящее время основная концепция образовательных программ в вузах связана с введением элективных дисциплин, что непосредственно коснулось и кафедр физической культуры и спорта. За последние 5 лет число студентов, имеющих различные заболевания и неспособных посещать занятия в основной медицинской группе, неуклонно растет. Только в 2019 г. количество студентов в Саратовской государственной юридической академии, отнесенных к специальной медицинской группе, составило более 30 % от общего количества обучающихся. А так как активное внедрение индивидуальных образовательных траекторий в области физической культуры нацелено на ориентированный подход к каждому студенту, становится актуальной разработка технологий проведения занятий со студентами, имеющими отклонения в здоровье.
В Саратовской государственной юридической академии раздел «Основы спортивного плавания» занимает большую часть от общего количества часов, выделенных на дисциплину «Элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту» и проходит на втором курсе. Проведение физкультуры в бассейне имеет ряд преимуществ как для обучающихся, не имеющих отклонений в здоровье, так и для студентов специальной медицинской группы. При этом грамотно подобранные упражнения в воде ведут к разгрузке позвоночника, укреплению всех мышц и суставов, а правильное дыхание в воду улучшает в первую очередь легочные показатели и показатели сердечно-сосудистой системы [1]. Анализ работ, посвященных практике восстановления нарушений здоровья, объединяет множество самых разнообразных реабилитационных методик, среди которых приоритет отдается занятиям плаванием. Есть заболевания, при которых имеются противопоказания для занятий в бассейне, но их процент очень мал по сравнению с той пользой, которую несет в себе данный вид двигательной активности [2–4].
До недавнего времени занятия по плаванию проводились по единой программе, что значительно ухудшало посещаемость занятий в бассейне студентами с отклонениями в здоровье. Анализируя основные причины нежелания заниматься плаванием у студентов специальной медицинской группы, 75 % обучающихся отметили повышенную для них нагрузку, 15 % – плохое самочувствие после занятий, 10 % студентов было неинтересно в связи с негативным отношением к водной среде.
Таким образом, полученные результаты нацелили нас на разработку программы коррекционного плавания со студентами специальной медицинской группы, чем был обоснован выбор ее внедрения в учебный процесс.
Цель исследования: внедрение технологии по обучению плаванию студентов специальной медицинской группы с целью коррекции их здоровья и изменения их отношения к жизненно важному навыку.
Материалы и методы исследования
При разработке технологии коррекционного плавания нами были поставлены основные и вспомогательные задачи.
Основными задачами коррекционного плавания являются:
- улучшение физического состояния обучающихся;
- изменение общего состояния организма через введение специальных приемов и упражнений;
- влияние на эмоционально-волевую сферу обучающихся через преодоление водобоязни и получение удовольствия от занятий в бассейне;
- подготовка к занятиям прикладного плавания.
Вспомогательные задачи:
- снятие мышечных зажимов через расслабление тела и отдельных конечностей;
- улучшение и нормализация тонуса в мышцах;
- влияние на подвижность в суставах;
- положительное влияние на системы организма: дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную, улучшение общего соматического состояния занимающихся;
- развитие опорных реакций в руках и ногах;
- улучшение общего самочувствия;
- формирование позитивного отношения к занятиям плаванием и физической культурой в целом.
Применяемая нами технология подразумевала использование различных методов таких как:
- словесный метод, включающий в себя донесение информации в виде заданий и команд с расстояния;
– контактный метод, включающий в себя метод предварительного показа упражнения на суше;
- метод мышечного чувства, включающий в себя формирование у обучающихся ощущений изменений в мышцах и суставах под воздействием того или иного упражнения;
- метод поощрения, помогающий избавиться от водобоязни через получение радости движений в воде [5].
При реализации методики занятий в бассейне со студентами, имеющими отклонения в здоровье, мы придерживались следующих рекомендаций:
1. Индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от плавательной подготовки и диагноза.
2. Регулярность и периодичность: необходимость проведения занятий по плаванию минимум 1 раз в неделю по 1,5 ч с применением и упорным повторением упражнений и заданий в зале и на воде.
3. Продолжительность: прохождение раздела дисциплины «Основы спортивного плавания» весь учебный год, не менее 2 семестров.
4. Постепенность: прохождение материала от простого к сложному с увеличением физической нагрузки.
5. Индивидуальность: воздействие индивидуального подбора упражнений и последовательность их применения.
6. Чередование: с целью профилактики утомления и снижения интереса к занятиям, наряду со стандартными упражнениями, включение упражнений на расслабление.
7. Новизна: 10 % упражнений обновляются, а 90 % повторяются для закрепления ранее приобретенных умений и навыков.
8. Разнообразие: с целью повышения эмоциональной привлекательности применение не только стандартного набора, а также игр и развлечений на воде [6].
9. Умеренность: поэтапное и равномерное воздействие на организм с учетом диагноза и всестороннего воздействия на все органы и системы.
Формируя группы из студентов, имеющих отклонения в здоровье, мы провели опрос и выяснили, что 21,3 % студентов посещали бассейн в школьном возрасте, 80 % респондентов не рассматривали занятия плаванием как возможность скорректировать имеющиеся заболевания, 72,6 % после первичной постановки диагноза не получали рекомендаций от врачей по занятиям (специальным упражнениям) в бассейне и не имели информации о наличии групп лечебного плавания в местах проживания.
Более половины студентов, имеющих серьезные отклонения здоровья вплоть до инвалидности, на вопрос «Рекомендовали ли вам врачи заниматься плаванием в школьном возрасте?» ответили, что специалисты, у которых они наблюдались, выражали большие сомнения в возможности обучения их плаванию.
Для понимания причин негативного отношения молодых людей к занятиям в бассейне и плаванию в целом мы включили дополнительные вопросы в анкету для студентов, посещавших бассейн до поступления в вуз, и получили следующие результаты: 45 % студентов из тех, кто все-таки посещал бассейн до поступления в вуз, указали основной причиной негативного отношения к данному виду двигательной активности отсутствие индивидуального подхода на занятиях; 30 % респондентов указали нежелание тренера (преподавателя) вникнуть в проблему, а именно в диагноз, с которым приходит ребенок, имеющий отклонения здоровья; 10 % – отсутствие специальной методики и оборудования в бассейнах; 5 % после неудачного опыта обучения плаванию в детстве все-таки предпринимали попытки самостоятельного обучения, прибегая к помощи родственников и друзей, но научились лишь держаться на воде и плавать «по-собачьи»; и только 10 % опрашиваемых отзываются положительно о занятиях и тренере, научившем их плавать.
Полученные данные и возможности вуза, а именно обязательное включение раздела «Основы спортивного плавания» в программу по физической культуре, выделенный день на занятия физкультурой, наличие собственного бассейна и побудила нас сформировать учебные группы из студентов специальной медицинской группы в отдельные подгруппы для занятий по плаванию с коррекционной направленностью.
Технология занятий по плаванию со студентами, имеющими нарушения здоровья, предполагала наличие следующих обязательных компонентов:
- знание исходного уровня подготовки студентов;
- четко поставленные цели и задачи каждого этапа технологии;
- наличие средств, методов для её активации [7].
По своей структуре технология состоит из предварительного первого этапа и основного второго этапа. Основной целью первого этапа было формирование мотивационно-ценностного отношения к плаванию студентов специальной медицинской группы. На данном этапе были поставлены задачи:
- проведение медицинского осмотра студентов с целью уточнения диагноза, двигательных ограничений и отсутствия противопоказаний к занятиям плаванием, уточнения диагноза;
- проведение инструктажа по мерам безопасности в бассейне;
- обоснование необходимости в занятиях оздоровительным плаванием: методические занятия в спортивном зале перед основными занятиями на воде;
- создание необходимых условий для повышения интереса к занятиям по обучению плаванию: собственный бассейн с современной очистной системой воды без хлора, удобное расписание с выделенным днем на физкультуру, сформированная группа из студентов, имеющих отклонения в здоровье, и проведение занятий на отдельной дорожке с преподавателем;
- ориентация обучающихся на достижение цели и развитие будущих профессионально- прикладных качеств, которые формируются на занятиях по плаванию;
- проведение занятий по овладению методами самомассажа и расслабления: упражнения на суше, направленные на снятие напряжения и мышечного тонуса.
Основной целью второго этапа технологии является: формирование мышечного корсета и улучшение соматического здоровья в процессе занятий в бассейне коррекционным плаванием. На данном этапе мы поставили следующие задачи:
- обучение основам спортивного плавания с учетом особенностей заболеваний студентов специальной медицинской группы;
– преодоления водобоязни, формирование умений расслабления мышц в воде с целью совершенствования физических качеств;
- акцент на развитие профессионально-прикладных качеств, необходимых будущему юристу;
- формирование положительного эмоционального настроя с целью дальнейшего использования данного вида двигательной активности в повседневной жизни.
Для оценки результата внедрения нашей технологии коррекционного плавания со студентами специальной медицинской группы мы ввели три критериальных показателя:
первый критерий – усвоение материала. Насколько студентами усвоен предложенный материал;
второй критерий – мотивационно-ценностный. Оценка мотивации по результатам деятельности;
третий критерий – эмоциональный. Оценка эмоционального состояния, полученного от занятий в бассейне.
Результаты исследования и их обсуждение
Для апробации технологии коррекционного плавания проводился эксперимент, который состоял из двух этапов, констатирующего и обучающего, и проходил с сентября по декабрь 2019 г. в плавательном бассейне Саратовской государственной юридической академии в рамках одного учебного семестра. В нем участвовали студенты второго курса, в программе которых было обязательное прохождение раздела «Основы спортивного плавания» и получение зачета.
Для чистоты эксперимента по внедрению технологии коррекционного плавания мы сформировали экспериментальную (ЭГ) и контрольную группы (КГ). Учитывая данные медицинского осмотра, распределение обучающихся было следующим: ЭГ состояла из студентов специальной медицинской группы, и занятия с ними проводились по предложенной нами технологии, КГ была смешанной, т.е. состояла из студентов как основной, так и специальной медицинской группы и обучение плаванию проходило по стандартной программе, утвержденной на кафедре физической культуры и спорта. В каждой группе было по 12 человек, что определяется правилами бассейна и является оптимальным числом для одновременного занятия на одной плавательной дорожке с одним преподавателем.
На этапе констатирующего эксперимента, проходящего в начале учебного года, проводилось определение уровня здоровья и начальной плавательной подготовки всех участников ЭГ и КГ. В процессе диагностики студентов исследуемых групп было выявлено, что все обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, имели отклонения в здоровье, но также кроме основного диагноза у них были диагностированы сопутствующие заболевания, которые не являлись противопоказанием к занятиям плаванием.
Предварительное тестирование начальной плавательной подготовки показало, что в большинстве случаев респонденты экспериментальных и контрольных групп имеют средний уровень плавательной подготовки, т.е. не владеют спортивной техникой плавания и не могут без поддержки (бортик, дорожка, опора о дно бассейна) проплыть более 20 м.
Таким образом, полученные результаты на данном этапе дали нам возможность проанализировать, с одной стороны, весь контингент участвующих в эксперименте, но с другой, рассмотреть каждого обучающегося в отдельности, оценить их уровень плавательной подготовки, который имел низкий показатель и был практически одинаков у всех участников эксперимента.
Обучающий этап эксперимента предполагал активное вмешательство в учебный процесс основных положений сконструированной технологии, где сутью является организация занятий в соответствии с предлагаемыми нами рекомендациями и с использованием методического инструментария.
Для оценки эффективности предложенной технологии и обучающего этапа исследования нами были разработаны диагностические задания, специальные тесты, которые служили основой для оценки качества обучения плаванию [8]. Наряду с практическими испытаниями мы также оценивали и функциональное состояние испытуемых, которое фиксировалось в дневнике самоконтроля, разработанного кафедрой физической культуры и спорта, и определялось в показателях самочувствия, настроения, активности, желании заниматься (до занятия), интерес к занятиям и удовлетворенность ими (после занятий). Фиксирование показателей функционального состояния испытуемыми проводилось еженедельно.
Анализ результатов эксперимента выявил, что плавательный навык у студентов как в ЭГ, так и в КГ сформирован достаточно хорошо. При этом обучающиеся в ЭГ к концу эксперимента смогли проплыть без остановки до 100 м и показать правильную технику плавания кролем на груди, кролем на спине, а в КГ эти же показатели могли продемонстрировать лишь 5 человек из 12, в связи с тем, что в контрольной группе была отмечено ухудшение в посещаемости занятий, а также потеря интереса к ним.
Заключение
Оценивание результатов внедренной технологии не могло бы обойтись без непосредственного мнения самих обучающихся в экспериментальной группе. В беседах с каждым из участников эксперимента выяснилось, что занятия плаванием по предложенной нами технологии вызвали большой интерес и удовлетворенность, а достигнутые успехи заметно повысили у них желание заниматься в дальнейшем и самосовершенствоваться. Предложенные упражнения, индивидуальный подход с подробным объяснением каждого упражнения, положительный эмоциональный фон занятий существенно повлиял на преодоление эмоционального напряжения, снятия мышечного тонуса, улучшения настроения и общего самочувствия. Приобретенные навыки, такие как умение сосредоточиться, переключить внимание, вовремя снять эмоциональное напряжение, существенно помогло им сдать сессию. На повышение мотивационно-ценностного отношения к занятиям плаванием также оказало влияние и улучшение физической и умственной работоспособности, а преодоление длинной дистанции в воде без остановки придало уверенности в своих силах при плавании в дальнейшем на открытых водоемах.
Таким образом, широкие возможности технологии коррекционного плавания со студентами, имеющими отклонения в здоровье, не только уменьшили количество молодежи, не умеющей плавать, но и успешно выстроили тесную связь между здоровьем через улучшение самочувствия, настроения, активности и требованиями, предъявляемыми обществом к будущим специалистам – развитию физически здоровой личности, а личностно-ориентированный подход на занятиях отвечает требованиям, предъявляемым к вузам, а именно внедрению индивидуальных образовательных программ, нацеленных на индивидуализацию обучения.
Библиографическая ссылка
Куземко Ю.В., Пурахина О.В., Трушечкина Е.В. ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ПЛАВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В ЗДОРОВЬЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 4. – С. 168-172;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38634 (дата обращения: 21.11.2024).