Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА

Самедова Ю.А. 1 Дорохов А.Н. 2 Григоров С.Ю. 1
1 ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации
2 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» Министерства просвещения Российской Федерации
Современные процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни страны, а также тенденции мировой политики, связанные с расширением геополитических интересов и усилением информационного влияния западных стран, актуализировали проблему подготовки военных специалистов, способных противостоять многочисленным информационным угрозам. В связи с этим среди приоритетных направлений психолого-педагогических исследований следует выделить изучение условий развития внутренних ресурсов личности, позволяющих ей адаптироваться в условиях информационного пространства, быть готовой к возникающим трудностям и способной решить профессиональные задачи. Данные возможности реализуются благодаря освоению выпускниками военных вузов средств выявления и защиты от негативных информационных воздействий в сфере своей профессиональной деятельности. В статье раскрывается понимание и сущность критического мышления, обосновывается его взаимосвязь с информационной безопасностью личности. Авторами анализируется понятие «культура информационной безопасности будущего офицера», проводится сопоставление структуры критического мышления с ценностно-мотивационным, когнитивным и деятельностным компонентами данного феномена. В соответствии с компонентами определены уровни развития критического мышления курсантов. На основе анализа педагогической практики выделены педагогические условия, обеспечивающие формирование и развитие критического мышления будущих военных специалистов, позволяющего не только безошибочно определять информационные манипуляции, но и адекватно на них реагировать.
критическое мышление
информационная безопасность
культура информационной безопасности
потенциал образовательной среды
педагогические условия
1. Канеман Д. Думай медленно… Решай быстро. М.: АСТ, 2014. 653 с.
2. Смирнова И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=22783 (дата обращения: 12.01.2021).
3. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5–13.
4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта: монография. М.: Луч, 2016. 640 с.
5. Козлова Н.В., Щеглова М.С. Взаимосвязь уровня критического мышления и психологической безопасности студентов высшей школы // Сибирский психологический журнал. 2015. № 57. С. 34–49.
6. Самедова Ю.А. Психолого-педагогические аспекты формирования культуры информационно-психологической безопасности курсантов военных вузов // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2019. С. 219–220.
7. Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности: монография / Под научн. ред. Л.В. Астаховой. М.: РАН, 2009. 136 с.
8. Козлов О.А., Ундозерова А.Н. Педагогические условия формирования информационной культуры курсантов инженерной специальности // Человек и образование. 2018. № 3 (56). С. 123–131.

Современные мировые тенденции в области политики, отражающие усиление информационного фактора как мощного ресурса, влияющего на человеческое сознание, обостряют необходимость российского общества в специалистах, способных масштабно мыслить, продуктивно осуществлять профессиональную деятельность на основе рационального информационного поведения. Значимость решения данной проблемы раскрывается в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 5 февраля 2016 г.

Вопросам информационной безопасности, поиску средств защиты от негативных информационных воздействий уделяется большое внимание как среди зарубежных, так и отечественных авторов. Ряд исследователей рассматривают критическое мышление не только как свойство личности, но и как средство информационной безопасности. Надо отметить, что объектом их сосредоточения в основном является познавательная сторона, а защитная функция данного феномена изучена мало. Различные аспекты проблемы формирования критического мышления как средства информационной безопасности личности раскрываются в русле среднего и высшего профессионального образования. Работы, касающиеся данной проблемы в сфере военного образования, крайне ограничены.

Данные обстоятельства обусловили тему нашего исследования. Формирование критического мышления у будущих офицеров в обстановке усиления информационного воздействия, экономических санкций против России позволит им противостоять многочисленным информационным угрозам, проводимым западными странами в отношении нашего государства.

Цель нашего исследования заключается в теоретико-эмпирическом обосновании практики педагогического сопровождения процесса формирования критического мышления как средства информационной безопасности будущих офицеров в условиях военного вуза.

Материалы и методы исследования

Для реализации цели мы применяли теоретические и эмпирические методы исследования, среди которых теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, а также социологические методы исследования: системный анализ, анкетирование, наблюдение, беседа.

В контексте рассмотрения поставленной проблемы необходимо учитывать, что умение критически мыслить – это обязательное условие для решения сложных и ответственных задач, которые предстоит решать будущим военным специалистам.

Как отмечал Д. Канеман, благодаря длительной эволюции у человека сложились две мыслительные системы. Первая из них характеризуется малыми энергозатратами. Она основана на интуиции и способна обрабатывать информацию практически мгновенно, не требуя со стороны человека намеренного контроля. Вторая система базируется на нашем внимании и его концентрации, связана с логическим выбором. Она отличается высокой затратой энергии и времени. Таким образом, большинство наших решений мы принимаем благодаря первой мыслительной системе, руководствуясь не логикой, а интуицией, субъективным опытом или социальными стереотипами [1, с. 29].

Идя по пути наименьшего сопротивления, человек подвержен ошибочным суждениям, искаженному восприятию реальности. Именно поэтому в работах авторов, занимающихся исследованием проблемы негативного информационного воздействия на личность, особое значение придается формированию критического мышления.

Существуют различные подходы к пониманию данного феномена. Как отмечает И.В. Смирнова, в работе Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил критическое мышление рассматривается как любознательность, которая с помощью исследовательских методов вскрывает все причины и следствия и позволяет выработать свою точку зрения по любому вопросу [2].

Д. Клустер выделяет пять признаков критического мышления: индивидуальный характер мышления, который необязательно подразумевает оригинальность; продуцирование новых идей на основе воспринятых фактов или идей; наличие уясненных проблем, которые необходимо решить; убедительная аргументация, обоснованная в ходе решения проблемы; социальный характер критического мышления [3, с. 7].

Особого внимания заслуживают подходы отечественных исследователей. М.В. Кларин акцентирует внимание на рациональном и рефлексивном компонентах критического мышления, благодаря которым человек способен определять истинность информации, заслуживающей доверия, и вырабатывать определенную программу действий. В основе такого мышления лежат сформированные умения и установки [4].

В.Н. Брюшкин рассматривает критическое мышление как совокупность мыслительных действий, выстроенных в определенный алгоритм. Данные мыслительные действия позволяют сопоставлять полученные данные с неопровержимыми ориентирами, в качестве которых выступают факты, социальные нормы или ценности [5, с. 35]. При этом данные ориентиры не являются вечными, незыблемыми, что, по мнению автора, противопоставляет критическое мышление догматическому.

Таким образом, критическое мышление подразумевает готовность к пересмотру установленных взглядов. Однако оно предполагает такой аспект, как преемственность во взглядах, установках, что В.Н. Брюшкин определяет как критическую традицию, необходимую основу для критики. В качестве критической традиции для будущих офицеров выступают ценности общества, сформированные на данном историческом этапе.

В отечественной психологии и педагогике критичность мышления изучалась не только как качество мышления, но и как качество самой личности. Г.И. Бизенков, С.И. Векслер и другие обосновывали критичность как составную часть потребностной сферы личности. И в первом, и во втором случае критичность обеспечивает условия для обновления информационного пространства посредством её аналитической проработки, рефлексивного отношения к ее смысловой основе, адекватной реакции на поступающие сообщения. Все это актуализирует защитную функцию рассматриваемого феномена.

Пусковым механизмом защитной функции критического мышления является потребность человека в информационной безопасности. Безопасность является одной из базовых потребностей человека. Её сущность заключается в способности субъекта избегать или оказывать сопротивление опасностям, угрожающим его существованию или благополучному развитию.

Анализируя понятие информационной безопасности, необходимо учитывать, что существует два типа информационных угроз. Внутренние угрозы, лежащие в биосоциальной природе человека, способны наносить вред не только его сознанию, приводя к неадекватному поведению, деструкции личности, но и могут воздействовать на подсознательном уровне, искажая мотивы, жизненные ценности человека, его направленность. Благодаря субъективному эмоциональному отношению к окружающей действительности у человека формируются определенные оттенки настроения, что подтверждает влияние подсознания на течение сознательных процессов [6, с. 219]. Внешние угрозы представляют часть информационной среды, которая намеренно искажает реалии окружающего мира, предстает в форме провоцирующей и криминогенной информации.

Таким образом, информационную безопасность можно рассматривать как такое состояние информационной среды, в условиях которой субъект свободно может принимать и реализовывать решения для достижения своих собственных целей. Она может достигаться как путем защиты самой информационной среды, так и путем укрепления иммунитета и развития способности человека уклоняться от негативного информационного воздействия. В данном контексте потребность в информационной безопасности создает установку на выявление угроз, направляя процесс мышления на обнаружение искаженной информации посредством логических операций, рефлексии. Именно осознание возможности наличия угроз приводит в действие адекватные защитные формы поведения, в чем и заключается защитная функция критического мышления [7, с. 63]. Таким образом, как отмечают Л.В. Астахова и Т.В. Харлампьева, критическое мышление представляет собой «специфический вид мыслительной деятельности, позволяющий выявлять негативные информационные воздействия посредством логики, рефлексии, интерпретации» [7, с. 70].

Развитое критическое мышление, актуализируемое потребностью в безопасности профессиональной деятельности, лежит в основе культуры информационной безопасности будущих офицеров. Она определяется как совокупность сформированных в процессе профессионального становления ценностных ориентаций и личностных качеств, приобретенных общественно-исторических, политических, экономических, психолого-педагогических знаний, обеспечивающих надежный ориентир курсантов в информационном пространстве, позволяющий дифференцировать в нем правдивую и ложную информацию. Анализ широкого круга научной литературы по рассматриваемой проблеме, а также педагогической практики военного вуза позволил выделить основные компоненты и показатели культуры информационной безопасности будущих офицеров [8, с. 127].

Ценностно-мотивационный компонент предполагает степень побуждения к учебной деятельности, направленной на овладение знаниями в области различных наук. Он показывает отношение курсантов к военно-политической, социально-экономической, психолого-педагогической проблематике. Показателями данного компонента являются: сформированное мировоззрение, жизненная позиция курсанта, его ориентации и убеждения, обеспечивающие адекватное отношение к поступающему информационному потоку и соответственный ценностный выбор.

Когнитивный компонент рассматривается как знания, получаемые путем восприятия информации, которое может осуществляться с помощью определенных технических средств. Данный компонент определяет наличие знаний в области работы со средствами массовой информации, теоретических знаний в области психологии, социологии, политико-социальной обстановки, приемах информационно-психологического воздействия и др. Показателями являются: психологическая готовность к восприятию информационных провокаций, способность безошибочно определять признаки дезинформации, идеологических диверсий, умение объективно оценивать цель и смысл подобных операций.

Деятельностный компонент предполагает не только сформированные умения практической реализации знаний в профессиональной и общественной деятельности, но и наличие опыта моделирования оптимального поведения в служебных и социально-политических ситуациях. Показателями являются: умение четко разграничивать подлинную информацию и дезинформацию, выявлять манипулятивные приемы, владение основными организационными и психолого-педагогическими методами обеспечения информационной безопасности, способность оказывать помощь личному составу в поиске адекватной реакции и устойчивости к негативным информационным воздействиям и другие.

Сопоставляя структуру культуры информационной безопасности с интенциональным, инструментально-операциональным и кондициональным компонентами критического мышления, выделенными Л.В. Астаховой и Т.В. Харлампьевой, можно проследить их взаимосвязь.

Интенциональный компонент направляет мыслительные действия субъекта в соответствии с его целями и установками, которые формируются на основе мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений. Инструментально-операциональный компонент определяется средствами, способами и особенностями мышления, которые закладываются в процессе формирования теоретических знаний и практических умений в условиях образовательного процесса вуза. Кондициональный компонент, определяемый условиями мыслительных действий, выражает готовность курсантов к профессиональной деятельности в различных служебных и социально-политических ситуациях.

Анализ педагогической практики позволил выделить несколько уровней сформированности критического мышления как средства защиты личности от негативных информационных воздействий. Первый уровень – репродуктивный. Он основан на деятельности памяти и имеющемся социальном опыте. Проявляется в точном воспроизведении информации, введённой в социальный оборот через новостные каналы и средства массовой информации. Второй уровень – познавательный. Переход от первого ко второму уровню связан с совершенствованием мыслительных процессов, осознанием собственных познавательных потребностей, развитием информационной мотивации, связанной с поиском и сопоставлением различных точек зрений и выстраиванием причинно-следственных связей в принимаемой информации. Третий уровень – самостоятельного осмысления. Он отличается умением курсантов на основе единства эмоционального и интеллектуального восприятия выделять информационную доминанту. Переход на этот уровень связан с осознанным применением полученных знаний как в учебной деятельности, так и в служебной практике при работе с личным составом.

Теоретико-эмпирическое исследование позволило нам выявить и проверить следующие педагогические условия формирования критического мышления как средства информационной безопасности будущих офицеров: соответствие содержания гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин компонентам структуры критического мышления как средства информационной безопасности курсантов; сочетание в рамках образовательного процесса военного вуза как коллективного, так и индивидуального характера обучения; сочетание учебной и служебной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Для проверки эффективности выявленных педагогических условий формирования критического мышления как средства информационной безопасности нами было проведено пилотажное исследование среди курсантов первого и пятого курсов. В нем приняли участие 342 чел. Исследования, проведенные среди курсантов первого курса ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), показали, что большинство из них испытывают существенные трудности в усвоении учебного материала, требующего определенного способа мышления, развитых мыслительных операций, сложившихся мировоззренческих основ. Освоение таких дисциплин, как «История», «Философия», происходит в основном с помощью заучивания фактов. При этом следует констатировать, что установка на преобразование окружающей действительности как аспект мировоззрения практически не сформирована, оставаясь на репродуктивном уровне.

Затруднения в выстраивании причинно-следственных связей в принимаемой информации существенно снижают учебную мотивацию курсантов. У большинства первокурсников отсутствует четкое представление о социально-политических процессах, происходящих в стране, что может свидетельствовать об уязвимости сознания молодых людей перед манипулятивными воздействиями. В целом можно сделать вывод, что курсанты первого курса находятся на низком репродуктивном уровне развития критического мышления.

Сопоставление ответов курсантов первых и пятых курсов позволило сделать вывод о том, что выпускники относятся к выполнению военно-профессиональной деятельности достаточно осознанно. У основной массы пятикурсников сложились устойчивые представления о структуре и сущности политической системы нашего общества, основных направлениях внутренней и внешней политики, роли Вооруженных Сил в сохранении суверенитета государства. Следует отметить, что курсанты пятого курса уверенно демонстрируют различные приемы мыслительной деятельности, основываясь на сформировавшихся жизненных ориентирах, убеждениях, демонстрируя принципы деятельности, необходимые будущему офицеру в современных условиях воинской службы.

При работе с информацией 85 % пятикурсников осознанно подходят к анализу аргументов и доказательств по поводу предложенного материала, умело формулируют свою точку зрения, в то время как 65 % первокурсников доверяют первоисточникам, легко соглашаясь с авторами. 82 % выпускников анализируют не только информацию, но и мнения других для понимания полной картины событий. Аналогично себя ведут только 23 % курсантов первого курса.

Результаты анализа профессиональной подготовки показали, что практическая составляющая существенно активизирует познавательную активность, заинтересованность и ответственность будущих офицеров. Это подтверждается тем, что курсанты пятого курса не испытывают затруднений при определении характера информации, получаемой из средств массовой информации. Они способны на основе сопоставления различных фактов реальной действительности проанализировать истинную цель препарированной информации. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что подавляющее большинство курсантов пятого курса достигли уровня самостоятельного осмысления.

Заключение

Прослеживаемая динамика изменений в развитии курсантов от первого к пятому курсу позволяет нам сделать вывод о том, что выделенные педагогические условия способствуют формированию критического мышления как средства информационной безопасности будущих офицеров. Проведенное исследование не охватывает весь круг вопросов, способствующих решению данной проблемы. Культура информационной безопасности, в основе которой лежит критическое мышление, не может быть статичной. Её развитие – это процесс непрерывный. Поэтому в плане перспективы следует рассматривать разработку вопросов самовоспитания, саморазвития, формирующих на систематической основе профессиональную зрелость будущих офицеров в области информационной безопасности.


Библиографическая ссылка

Самедова Ю.А., Дорохов А.Н., Григоров С.Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 2. – С. 209-213;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38520 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674