Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Фирер А.В. 1 Захарова Т.В. 1 Мелешко Е.А. 1 Сидоров В.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета»
По данным международного исследования PISA-2018 выявлено, что Россия по уровню финансовой грамотности находится на 10 месте среди 20 исследуемых стран мира, что ниже, чем в 2015 г. В статье рассматривается актуальная для современного образования проблема финансовой грамотности школьников с учетом специфики современного поколения, большей его расположенности к образованию с помощью сети Интернет. Раскрывается значимость и понятие финансовой грамотности, средства ее формирования. На примере образовательного веб-квеста «Управление денежными средствами семьи» раскрывается эффективность цифрового подхода к обучению современных учеников. Обоснована ценность творческого подхода к разработке сюжета и заданий веб-квеста на примере жанра «фэнтези». Представлены результаты анализа различных платформ и сервисов для реализации веб-квеста. Рассмотрены теоретические и практические аспекты его создания, реализации системы подсказок и переходов между заданиями в соответствии с линейной структурой веб-квеста. В статье предлагаются современные цифровые решения по формированию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных школ как в условиях недостаточной организации факультативных занятий или их отсутствии, так и для дополнительной возможности в обучении.
финансовая грамотность
веб-квест
средство обучения
цифровые образовательные технологии
интернет-ресурсы
1. Смирнова Н.В. Актуальности повышения уровня финансовой грамотности младших школьников // Научные исследования. 2016. № 4 (5). С. 58–60.
2. Рутковская Е.Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 2 (37). С. 44–54.
3. Новожилова Н.В. Финансовая грамотность школьников / Н.В. Новожилова // Народное образование. 2018. № 1–2 (1466). С. 88–96.
4. Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы [Электронный ресурс] / Сост.: Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова, А.В. Половникова, А.А. Козлова. URL: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/%D0%A4%D0%93_2019_% D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B.pdf (дата обращения: 05.01.2021).
5. Результаты международного исследования PISA-2018 по финансовой грамотности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html (дата обращения: 05.01.2021).
6. Плеханова Е.М., Рогач И.В., Лобанова О.Б., Безруких Ю.А. Финансовая грамотность младших школьников: дискуссии о понятии // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30146 (дата обращения: 05.01.2021).
7. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. [Electronic resource]. URl: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html (date of access: 05.01.2021).
8. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–2. [Электронный ресурс]. URl: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (дата обращения: 05.01.2021).

Начиная с 2011 г. Министерство финансов РФ совместно с Всемирным банком реализует проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Появление данного проекта вызвано низким уровнем финансовой грамотности старшего поколения, которые не привыкли планировать семейный бюджет в силу «особенностей российского менталитета», а также затруднения школьников при выполнении заданий из различных финансовых областей, представленных в контрольно-измерительных материалах PISA, основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию и математике. Обучение современных школьников финансовой грамотности позволит преодолеть указанные трудности, так как детей можно рассматривать как канал воздействия на родителей, а через 10–15 лет они станут представителями взрослого финансово грамотного населения. Современные школьники – это цифровое поколение. Для них цифровые технологии – это не только инструмент, но и среда существования. Поэтому формирование финансовой грамотности учащихся должно осуществляться с обязательным использованием цифровых образовательных ресурсов.

Исследованиями в области формирования финансовой грамотности занимается много исследователей, в том числе Н.В. Смирнова [1], Е.Л. Рутковская [2], Н.В. Новожилова [3] и др. Однако проблема формирования финансовой грамотности посредством веб-квеста рассмотрена недостаточно полно, что обуславливает актуальность проводимого исследования.

Цель исследования: разработать образовательный веб-квест, направленный на формирование финансовой грамотности, описать технологию его разработки как средства обучения и показать его эффективность.

Материалы и методы исследования

В качестве материалов исследования были использованы разработки, сведения и исследования по финансовой грамотности, а также способы интегрирования интерактивности в интернет-ресурсы в сфере образования.

Рассматривая проблематику финансовой грамотности, авторы применили эмпирические (опрос, анкетирование, тестирование) и теоретические (анализ научной литературы, абстрагирование) методы исследования. Апробация результатов исследования проходила на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лесосибирска».

Результаты исследования и их обсуждение

Под финансовой грамотностью будем понимать «способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности» [4, с. 1].

По результатам исследования международной программы по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment) PISA-2018 [5] в 2018 г. было выявлено, что Российская Федерация находится на 10 месте по финансовой грамотности среди других стран мира. По сравнению с исследованием, проведенным в 2015 г., можно заметить снижение показателя финансовой грамотности на 17 баллов (с 512 баллов до 495).

Вслед за Е.М. Плехановой примем, что «существуют три основных канала формирования финансовой грамотности: семья, школа, собственный опыт заработка, которые помогают ребенку узнать ценность денег, приобщая его к миру взрослых, а также научить правильной подаче себя в социуме» [6, с. 7].

Рассматривая школу как канал формирования финансовой грамотности, можно сказать, что на сегодняшний день организуются факультативные занятия по финансовой грамотности, проходящие в основном в традиционной форме обучения.

Для учащихся подобные занятия не отличаются от других предметных (обязательных), вследствие чего у них может сложиться ошибочное мнение о том, что на данных занятиях их вновь ждет груз теории, которую нужно машинально выучить и сдать. Учащиеся не осознают, что факультативы несут в себе практико-ориентированный характер.

Альтернативой факультативам выступают клубы финансовой грамотности или дополнительные кружки, на которые учащиеся записываются по собственному желанию, но зачастую такие клубы наблюдаются в меньшем количестве по сравнению с факультативами, хотя личная заинтересованность и мотивация учащихся отражается на их результатах.

Однако подобного рода занятия присутствуют далеко не во всех школах, и тогда минимальные знания по владению денежными средствами, их грамотному использованию и другие компетенции финансово грамотного человека дети могут получать только из базовых предметов школьного курса, таких как математика и обществознание, или посредством семьи. В то же время следует отметить, что в программе школьных предметов не стоит задача развивать финансовую грамотность обучающихся.

Современное поколение живет в эпоху цифровизации, оно привыкло получать информацию с помощью сети Интернет, поэтому сложно привлечь внимание таких учеников стандартной формой обучения.

В качестве решения проблемы недостаточного количества занятий в школе, с учетом реалий современного мира и развития цифровых технологий, предлагается веб-квест в качестве интересного интерактивного интернет-ресурса для формирования финансовой грамотности. Технология веб-квеста и внедрения его в образовательный процесс представляется нам подходящим средством, так как его можно проходить в любое удобное время и в удобном месте, в комфортной для обучающегося среде. Такая возможность в совокупности с интересным сюжетом стирает границы формального урока, позволяя получать знания и умения.

Веб-квест является интересной и мотивирующей к познанию формой (есть сюжет, роли и разнообразные задания). Проходя веб-квест, участники сами выбирают роль, которая им наиболее интересна, изучают предложенные интернет-ресурсы, извлекая необходимую информацию для выполнения заданий, которые в свою очередь являются практико-ориентированными, отражающими реальные возможные события в будущей жизни учащихся.

Важно признать, что данная форма не является отечественной, но набирает обороты и ассимилируется отечественными исследователями и педагогами: ученые рассматривают и дополняют уже известные сведения, преобразуют иностранный способ обучения под себя.

Под веб-квестом, вслед за родоначальником образовательного веб-квеста Берни Доджем, будем понимать ориентированный на исследование формат урока, в котором большую часть или всю информацию, с которой работают учащиеся, они получают из интернета [7].

Для исследования было важно определиться с видом веб-квеста. Были проанализированы следующие виды веб-квеста:

- линейный вид, в котором игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

- штурмовой вид, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

- кольцевой вид, представляет собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными [8].

Так как исследование проводилось в условиях дистанционного обучения, то как наиболее подходящий был выбран линейный вид веб-квеста, в соответствии с которым разрабатывались дальнейшая структура и сюжет.

Для разработки веб-квеста необходимо выбрать платформу, на которой лучше всего его реализовать. В результате анализа была выделена платформа sites.google.com. Данный сервис обладает необходимым набором качеств, которые отвечают требованиям исследования: бесплатность, русскоязычность, удобность и простота интерфейса, возможность внедрения интерактивных заданий и построения авторского дизайна.

Интерактивность, в свою очередь, реализуется с помощью некоммерческого сервиса LearningApps.org. Данный сервис позволяет из множества специализированных шаблонов создавать исключительно авторские задания (упражнения). Главное преимущество LearningApps.org заключается в том, что в дальнейшем автор имеет возможность встраивать свои интерактивные задания в сторонние сервисы и интернет-платформы.

Рассмотрим пример веб-квеста «Управление денежными средствами семьи» как средства формирования финансовой грамотности, разработанного авторами статьи. Целевая аудитория – обучающиеся 8–9 классов общеобразовательной школы. Для того, чтобы привлечь внимание и повысить интерес учащихся к прохождению веб-квеста, был выбран жанр «фэнтези». Были определены две роли, которые могут принять на себя ученики: «чародейка-мама» и «папа-кузнец».

Данный веб-квест направлен на решение проблемы неумения планировать бюджет, распоряжаться денежными средствами. Представлены задания, направленные на подсчет личного и семейного бюджета, умение планировать семейный бюджет.

Структура веб-квеста состоит из сюжета с уклоном в «фэнтези»-рассказы и сказки, трех интерактивных заданий на каждую тему по финансовой грамотности, финального задания, которое возможно сделать, только если выполнить все задания последовательно. Важно, что веб-квест сможет пройти каждый участник. Для этого созданы подсказки, которые помогут обучающимся справиться с затруднениями.

Рассмотрим прохождение веб-квеста на примере одной из ролей. Выбрав роль «папы-кузнеца», участник перейдет на страницу с аннотацией его роли, в которой кратко изложена предыстория и определена итоговая задача (рис. 1).

firer1.tif

Рис. 1. Аннотация к роли «папа-кузнец»

firer2.tif

Рис. 2. Реализация задания и подсказки

Далее участник переходит к первому заданию (рис. 2), изучает постановку задачи, представленные интернет-источники и решает интерактивное задание с мгновенной проверкой правильности ответа. В случае, если участник затрудняется с решением задачи, предлагается форма, позволяющая запросить моментальную подсказку (рис. 2). Для этого нужно ввести необходимые данные, а учитель в свою очередь получает уведомление о том, что определенный участник запросил подсказку.

Подсказки являются не только помощником участнику, но и критерием для оценивания. Наивысшую оценку получат те ученики, которые справились с поставленными заданиями и запросили не более одной подсказки.

После прохождения всех этапов участнику необходимо выполнить финальное задание (рис. 3), в котором он показывает все полученные знания, демонстрирует их посредством оформления своего решения в любом текстовом редакторе или в виде фотографии своего решения на листке четким почерком.

firer3.tif

Рис. 3. Финальное задание

firer4.tif

Рис. 4. Форма для отправки финального задания

Документ отсылается при помощи специальной формы (аналогичной подсказкам, за исключением необходимости прикрепить файл) учителям – администраторам веб-квеста, которые в дальнейшем оценивают участника и выводят итоги на специальной странице достижений (рис. 4).

Апробация веб-квеста «Управление денежными средствами семьи» проводилась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лесосибирска». Все участники прошли веб-квест до конца; 70 % прошли веб-квест без подсказок или с одной подсказкой, 20 % прошли с двумя подсказками, 10 % – с тремя подсказками. В ходе анкетирования участниками было отмечено, что веб-квест – интересная форма работы и им понравилось получать знания в таком формате. По результатам апробации можно сделать вывод, что веб-квест является эффективным средством формирования финансовой грамотности, каждый участник смог пройти квест до конца и представить успешно выполненное финальное задание.

Заключение

Таким образом, участник веб-квеста по формированию финансовой грамотности получает определенный багаж интегрированных знаний и умений, закрепляет их в интересной интерактивной форме. Благодаря системе подсказок каждый обучающийся получает возможность справиться с возникшими затруднениями и выполнить финальное задание, демонстрирующее достижение поставленной цели. Задания, «обернутые» в сюжетную фабулу и ролевую игру, несомненно, мотивируют обучающихся и стимулируют на достижение положительного результата.


Библиографическая ссылка

Фирер А.В., Захарова Т.В., Мелешко Е.А., Сидоров В.В. ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 1. – С. 131-136;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38483 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674