Как известно, в современной трактовке понятие «педагогическая поддержка» означает прежде всего то, что обучаемый становится не объектом педагогического воздействия, а субъектом своего развития. В рамках данного процесса и осуществляется, собственно, его самопознание и далее самоопределение, что может происходить, например, в условиях вузовского обучения, где преподаватель и студент являются партнерами. В этом случае педагогическую поддержку исследователи называют психолого-педагогическим сопровождением, представляющим собой непосредственное или опосредованное воздействие людей друг на друга в рамках какого-либо социального события с целью достижения определенных результатов [1]. Например, речь может идти о реальном сотрудничестве преподавателя и студентов вуза в виде совместной развивающей деятельности, в основе которой лежит взаимопонимание и коллективный анализ хода этой деятельности. Именно исходя из этих позиций во главу угла ставится педагогическая идея о психолого-педагогической поддержке личности, направленной на содействие ее становления и самореализации, что в последние годы стало широко разрабатываться в ходе научного осмысления [2]. Это детерминировало внедрение в практику высшей школы соответствующих образовательных технологий, связанных с интенсификацией применения педагогической поддержки как средства повышения способности студентов к жизненному самоопределению, которое представляет собой синтез свойств и особенностей личности, характеризующих социальную зрелость и готовность молодого человека к выбору основной линии своей жизнедеятельности на основе рефлексивно-ценностного осмысления жизненных перспектив относительно реализации своих возможностей в качестве субъекта собственной жизни. А это подразумевает определенный социокультурный аспект поддержки, особенно если это касается процесса самоопределения учащейся молодежи.
Цель настоящей работы заключается в обосновании важности интенсификации развития способности к жизненному самоопределению студентов вуза посредством оказания им педагогической поддержки в процессе обучения со стороны преподавателя.
Материалы и методы исследования
В целях раскрытия актуальности заявленной темы был использован научно-теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы по теме исследования, а также метод сравнительного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Исходя из заявленной проблематики, нам представляется, что в основе стратегии педагогической поддержки должна лежать идея стимулирования преподавателем самопроцессов студента, в частности в развитии его самости, ориентированной на жизненное самоопределение. Вот почему педагогическая поддержка как средство интенсификации развития способности к жизненному самоопределению студентов вуза можно считать методом, который, по мнению исследователя М.И. Рожкова, создает предпосылки для принятия молодым человеком обдуманных решений при выборе своего жизненного пути [3]. Так, одной из особенностей такого метода является направленность деятельности преподавателя на поддержку студента в формулировании им основных этапов своей жизнедеятельности, например связанного с преодолением всевозможных жизненных перипетий и возникающих при этом неожиданных проблем. Однако здесь важно отметить, что при интенсификации развития способности к жизненному самоопределению студента преподавателю приходится опираться на личностные достижения молодого человека, его интересы и способности, активизируя присущие ему внутренние психологические ресурсы с тем, чтобы при осуществлении будущей профессиональной деятельности он мог бы самоактуализироваться в ней [4]. В этой связи важно учитывать такой фактор, как индивидуализация, когда у студентов поддерживается и развивается то индивидуальное и особенное, что заложено в них от природы, или то, что они приобрели в ходе своего социального опыта. Отсюда в концептуальную основу педагогической поддержки как нормы педагогической деятельности важно закладывать наличие особого образовательного пространства, где целенаправленно создаются условия для саморазвития и самоопределения студента, где педагогическая деятельность преподавателя способствует интенсификации самопроцессов обучаемых, приводя в конечном счете к конкретному результату. И здесь речь идет о том, что педагогическая поддержка обеспечивает перевод актуального состояния студента в его потенциальные достижения, когда у него в ходе целенаправленной поддержки со стороны преподавателя начинает расширяться диапазон субъектных способностей, например таких, как умение проектировать важные для себя события; умение рефлексировать; умение переводить сложившуюся ситуацию в положительную для себя позицию и т.д. [5]. А для того чтобы преподаватель и студент как реальные субъекты активно позиционировали свое отношение к назревшей проблеме, в вузе необходима реализация следующих задач:
- создание в вузе благоприятного психологического климата: предоставление студентам максимальных возможностей для самоактуализации в личностной и профессиональной сфере;
- использование в работе преподавателей личностно-ориентированных форм, методов и приемов обучения: ориентация их на методику педагогической поддержки;
- внедрение индивидуальных образовательных маршрутов для студентов: предоставление им возможностей выбора своих жизненных перспектив;
- создание условий для самовыражения студентов: предоставление им возможности для проявления своей индивидуальности на основе присущих способностей и интересов;
- организация мониторинга по анализу отношений преподавателей и студентов: ориентация на повышение социальной зрелости студенческой молодежи;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта: освещение новаций, связанных с жизненным самоопределением будущих специалистов через организацию в вузе постоянно действующих методологических семинаров.
Реализация этих задач предполагает также включение в педагогическую поддержку следующего: ценностный анализ оснований для интенсификации развития способности к жизненному самоопределению студентов вуза; обеспечение условий для субъектных проявлений студентов в учебной деятельности; организация взаимодействия студента со своим индивидуальным опытом при принятии ответственных решений; наличие у преподавателя информации о возможностях продвижения студента в его познавательной деятельности и т.д. А для этого очень важно, чтобы преподаватели вуза соблюдали определенные положения, например: их профессиональная позиция должна быть открытой и искренней; преподаватель должен владеть способами неманипулятивного управления взаимодействием всех участников педагогического события; преподаватель должен иметь способность к конструированию сценария организуемой им педагогической ситуации и т.д. Данные положения позволяют преподавателю проектировать педагогические события разного уровня, например создавать и управлять студенческим событийным случаем, поэтапно выстраивая процесс развития способности студентов к своему жизненному самоопределению. И здесь педагогическое событие становится существенным образовательным ресурсом для решения задачи педагогической поддержки жизненного самоопределения студентов, когда на основе насыщенной событийности одновременно обогащается и развивается и само самообразовательное пространство вуза. Следовательно, педагогическое событие важно осуществлять на основе системного подхода, в рамках которого студент в виде подсистемы рассматривается как самоорганизующая система образовательной среды. И в этой системе координат как раз и функционируют такие компоненты педагогической поддержки, как цель (активизация самопознания студента в определении смысла жизни и на этой основе продуманного образовательного маршрута); задачи (развитие у студентов способности к личностному и профессиональному самоопределению на основе обретения своей социальной зрелости; побуждение студента к осознанию себя как субъекта своего жизненного опыта; создание условий для осознания студентом перспективы собственного саморазвития и т.д.); методы (совместное прогнозирование; совместное моделирование жизненных ситуаций; совместное проектирование действий; метод альтернатив и т.д.); средства (использование разнообразных видов деятельности; поддержка способностей студента к самообучению; организация деятельности студента, связанная с самоконтролем; поддержка самостоятельности студента и т.д.); условия реализации педагогической поддержки (установление доверительных отношений со студентом; устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению студента в его саморазвитии; создание ситуации самоопределения студента в ходе выбора им своей деятельности и т.д.); способы достижения желаемого результата (помощь студенту в поиске ресурсов для разрешения проблем; создание ситуации социальной инициативы студента, например, в рамках студенческого самоуправления; построение пространства сотрудничества и т.д.).
Как показало исследование, а также собственный вузовский опыт автора, для реализации педагогической поддержки жизненного самоопределения студента важно осуществление следующих этапов:
а) подготовительный этап: подбор социально значимой для студентов проблемы (преподаватель организует совместно со студентом поиск причин возникновения проблемы и пытается понять мотивы действий студента с целью установления психологических барьеров, мешающих разрешению данной проблемы);
б) этап актуализации введения педагогической поддержки: создание психологического настроя для обострения восприятия студентом своей проблемы (в ходе фиксации проблемности и ее диагностики преподаватель для усиления благоприятного контакта со студентом добивается того, чтобы последний сам аргументированно раскрыл стоящую перед ним проблему);
в) этап самопознания: активизация процесса переживания и осмысления студентом сути проблемы;
г) этап самореализации: организация совместной деятельности преподавателя и студентов (подведение студентов к презентации намеченных ими действий);
д) этап осмысления результатов деятельности: осмысление студентом опыта своего самоопределения (преподаватель создает условия для расширения рефлексивной деятельности студента и группы в целом).
Следует отметить, что последний из представленных этапов крайне важен, поскольку рефлексия, так или иначе, всегда связана с внутренними преобразованиями, когда через осмысление студент выходит за рамки стереотипов мышления, благодаря чему его самосознание начинает работать в режиме поиска способов осуществления самоорганизации. В этом случае через рефлексию студент подходит к целостному представлению о своей деятельности; он начинает самокритично относиться к ней, что и делает его реальным субъектом своей активности. Именно рефлексия, по своей сути представляя собой регулятивный механизм, способствует внутренним преобразованиям студента, например, в части развития способности к жизненному самоопределению. Таким образом, рефлексия, интенсифицируя самоорганизацию студента, дает ему возможность во временном аспекте (прошлое, настоящее и будущее) критично посмотреть на себя со стороны, тем самым переводя его в позицию субъекта собственной активности [6].
При этом преподавателю необходимо учитывать то, что рефлексия тесно увязана с таким явлением, как субъектность индивида, что на практике является непременным условием жизненного самоопределения студента. Это значит, что при оказании педагогической поддержки студенту обязательно подразумевается дальнейшее развитие его субъектных качеств личности, например таких, как направленность своей деятельности на самоанализ, самоидентификацию, саморазвитие и т.д.; стремление определиться при обосновании выбора своего образа «Я»; готовность к преобразованию собственной жизнедеятельности и т.д. И педагогическая поддержка здесь как раз осуществляется для взращивания субъектной позиции студента. Становление и дальнейшее развитие этой субъектности осуществляется через самоопределение студента в той или иной сфере деятельности, преподаватель обеспечивает ему поддержку в выборе определенных ценностей этой деятельности [7]. И, как считают исследователи, субъектность студента становится, по сути, регулятором развития его личности. Однако реальная субъектность студента (особенно если это касается развития его способности к жизненному самоопределению) будет иметь место тогда, когда он сформулирует четкое целеполагание своего самосовершенствования и определит конкретные перспективы того, чего ему надо добиться в жизни [8].
И здесь важно, чтобы преподаватель придавал особое значение активной деятельности студента, направленной, помимо всего прочего, и на самопознание. В этой связи, осуществляя педагогическую поддержку с целью помощи студенту в его жизненном самоопределении в ходе процесса его самопознания, преподаватель должен учитывать следующее:
- развитие личности студента всегда будет происходить в ходе реализации им своих социальных потребностей и интересов, для чего ему придется рефлексивно осмысливать возможности своих жизненных перспектив [9];
- этапы достижения жизненного самоопределения чаще всего осуществляются при непростых обстоятельствах, что обычно и способствует развитию социальной зрелости студента [10];
- жизненное самоопределение студента, так или иначе, диктуется осуществлением своего выбора из соответствующего перечня профессий (например, в сфере «человек – человек») [11].
Исходя из этого, разрабатывая программу педагогической поддержки с целью интенсификации развития способности к жизненному самоопределению студента вуза, преподаватель совместно с ним решает следующие задачи:
- выявляются ключевые компоненты модели «Я-идеальное» студента, далее проектируется вариант модели его личности с планом жизненных перспектив;
- структурируются конкретные основополагающие цели в виде этапов к достижению желаемых результатов;
- выстраивается реалистичный план достижения проектируемых целей с учетом возможных препятствий и возможных способов их преодоления;
- намеченный план согласуется по пунктам с учетом сложившейся у студента практики прежнего структурирования своей жизни;
- у студента формируется установка на более эффективное использование возможностей его потенциала;
- перед студентом ставится воображаемая картина его будущих успехов и т.д.
При этом, как считает большинство исследователей, педагогическая поддержка обязательно должна быть адресной, т.е. должна быть четко ориентирована на личность студента с тем, чтобы в рамках психологической подготовки данной организуемой поддержки сформировать у него установку на выработку им собственных алгоритмов деятельности по направлению к самоопределению в профессии и в жизни [12]. И, как показал анализ психолого-педагогической литературы, педагогическая поддержка преподавателя вуза рассматривается обычно с точки зрения следующих позиций:
- продуктивное сотрудничество: представляет собой совместную развивающуюся деятельность преподавателя и студента на основе взаимопонимания и обоюдного анализа ее хода и результатов, в основе чего лежит идея стимулирования мотивации студента к своему жизненному самоопределению [13];
- диалоговое взаимодействие: предполагает взаимодействие преподавателя и студента на основе прямой и обратной связи с целью обмена необходимой информацией, ориентированной на позитивное изменение существующих параметров отношений, связанных с определением текущих и отдаленных задач саморазвития и самоопределения студента [14];
- психологическое сопровождение: представляет собой специально организуемое преподавателем и опосредованное личностными факторами студента воздействие в условиях образовательного пространства вуза, развивающая среда которого способствует направленности молодого человека на развитие у себя способности к жизненному самоопределению [15].
Рассматривая в этой связи развитие способности к жизненному самоопределению у студента вуза с точки зрения психологического сопровождения, отметим, что оно предполагает учет развития его личностных качеств. Преподаватель подводит студента к пониманию того, что тот как субъект должен осознавать следующее: каковы у него на данный момент актуальные личностные и интеллектуальные возможности, включая и физические данные; каков его потенциал в собственном представлении; насколько у него выверено целеполагание своей деятельности с точки зрения жизненных планов; как он выстраивает свои взаимоотношения с социумом и что он ждет от него. Эти и другие аспекты преподаватель должен учитывать при определении студентом сущности его профессионального самоопределения в контексте личностной и жизненной направленности на основе определения для себя основных смыслов в самом процессе самоопределения. Однако вузовская практика такова, что эти актуальные для студента вопросы не могут быть усвоены им лишь в виде знаний, решение их становится возможным только в результате включения его в конкретную познавательную деятельность. Отсюда в основу педагогической поддержки преподавателю важно закладывать положение о единстве процессов индивидуализации и социализации студента, что в полной мере предполагает ориентирование на внутренние резервы молодого человека, которые можно считать важнейшим ресурсом в процессе становления его как личности и как специалиста. Вот почему актуальным становится создание инновационных образовательных подходов, содержание которых было бы направлено на повышение социокультурного менталитета каждого студента. Речь идет о том, что развитие у себя способности к жизненному самоопределению, так или иначе, будет ориентировать студентов в ходе осмысления ими модели своей жизнедеятельности также и на более высокий уровень организованности при их социальном становлении. В этой связи, рассматривая педагогическую поддержку развития способности к жизненному самоопределению студентов вуза во всех ее аспектах, преподавателю желательно учитывать соответствующие данному процессу педагогические условия, в частности такие, как направленность образовательного процесса вуза на установление отношения к личности студента как к активному субъекту; направленность на педагогическое содействие в овладении студентами личностно значимыми способами деятельности и т.д. И эти условия в любом случае предполагают, что в вузе готовят не только высококвалифицированных специалистов, имеющих способность, например, к грамотному разрешению различных проблем, но также и культурных людей, способных к самостоятельному и ответственному восприятию окружающей их конкурентной среды. А это значит, что преподаватель, организуя педагогическую поддержку в целях помочь молодому человеку в нахождении ресурсов к обеспечению своего жизненного самоопределения на основе достижения социальной зрелости, а также осмысления жизненных перспектив, помогает ему, таким образом, реализовывать собственный потенциал в различных видах своей жизнедеятельности, где важны такие компоненты, как саморегуляция с учетом подведения себя к общепринятым требованиям социума; адекватное сочетание индивидуальных интересов с общественными; грамотное выстраивание процесса личностной самореализации и т.д. Преподаватель, по сути, формирует у студентов социальную компетенцию на основе понимания ими важности личностного образования (например, умение аналитически рассматривать социальную действительность; способность к межличностным отношениям; способность продуктивно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации; готовность к активному участию в общественной жизни и т.д.), что может стать в будущей профессиональной деятельности руководством к действию.
При этом необходимо подчеркнуть, что важнейшей задачей преподавателя вуза, помимо всего прочего, является формирование у студентов понимания того, что их познавательная деятельность не должна ограничиваться лишь качественным овладением соответствующими предметными знаниями, важно, чтобы молодые люди осознавали целесообразность этих знаний и с точки зрения личного образовательного ресурса, без которого трудно представить сегодня такой феномен, как жизненное самоопределение. Поэтому сущностью педагогической поддержки и становится экзистенциальное проектирование личности молодого человека и как субъекта образовательной деятельности, и как будущего специалиста. И для обретения им личностного смысла своей будущей педагогической деятельности и понимания важности наличия в педагогическом процессе именно личностно-ориентированных подходов необходимо, как нам представляется, создание определенных условий для обеспечения его рефлексии с тем, чтобы он мог достичь высокого уровня своей личностной и профессиональной идентичности. И в этом контексте педагогическая поддержка и направлена на то, чтобы сформировать у студента четкий образ модели специалиста как профессионала, а также такого субъекта, который на основе рефлексии будет ориентирован на осознание смысла своей деятельности, на корректирование своего образовательного маршрута, на постижение самого себя и окружающей среды, на формирование готовности к постоянному самообразованию и т.д.
Заключение
Таким образом, педагогическую поддержку необходимо рассматривать, во-первых, как психологическую систему педагогических взаимодействий, сосредоточенных на развитии у студента адекватного восприятия внешних и собственных внутренних факторов в ходе своего личностного и профессионального становления; а во-вторых, с точки зрения технологического аспекта, связанного с обеспечением условий для учета индивидуального субъектного опыта студента, с концентрацией внимания преподавателя на развитии критического склада мышления, мотивационной сферы и коммуникативных умений студента и т.д. Это означает создание оптимальных условий для преобразований в личностной структуре студента, чтобы он четко осознавал собственные проблемы, чтобы он выстраивал внутренние побуждения к развитию у себя способности к жизненному самоопределению. И здесь главное, чтобы педагогическая поддержка не противопоставлялась учебному процессу как таковому, а рассматривалась бы как действенный образовательный ресурс в личностно-ориентированной системе образования.
Библиографическая ссылка
Корнева И.Г. О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ СПОСОБНОСТИ К ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 1. – С. 96-102;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38477 (дата обращения: 21.11.2024).