Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Данилова А.М. 1 Шишкова М.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Традиционной и вместе с тем важной задачей системы специального образования является повышение эффективности процесса обучения детей с умственной отсталостью. По мнению авторов статьи, одним из путей решения этой задачи может стать усиление интегрирования учебных дисциплин, целенаправленная систематическая реализация межпредметных связей педагогами-дефектологами в образовательном процессе. Включение в образовательный процесс интегративных механизмов обучения способствует повышению познавательной активности школьников с умственной отсталостью, уточнению, систематизации и расширению их знаний, позволяет сократить разрыв между теоретическим и практическим обучением школьников с умственной отсталостью, дает обучающимся необходимый им опыт применения освоенных умений и навыков в новых ситуациях и, как следствие, имеет большое значение для формирования у обучающихся целостной картины окружающего мира. В работе представлены разнообразные возможности интегрирования различных учебных курсов при обучении школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как через реализацию межпредметных связей, так и в рамках интегрированного урока. На материале изучения ряда учебных дисциплин адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) раскрывается значимость интегрирования учебного материала, приводятся конкретные примеры реализации межпредметных связей.
обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
организация учебной деятельности
межпредметные связи
интеграция
интегрированный урок
1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 368.
2. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л.: ЛГПИ, 1983. 88 с.
3. Подвальная Е.В., Шишкова М.И. Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых школьников в учебном диалоге на уроках естествознания // Школьный логопед. 2010. № 2. С. 40–50.
4. Вавилова Л.Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование, карьера, общество. 2017. № 3 (54). С. 46–50.
5. Криволапова Е.В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 113–115.
6. Чилингарова Д.А., Оганнисян Л.А. Интегрированные уроки как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–2. С. 388–391.
7. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. C. 35.
8. Грузинская В.А. Связь географии с другими предметами // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. 1952. Вып. 3. С. 106–120.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М.: Просвещение, 2019. 78 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. М.: Просвещение, 2018. 408 с.
11. Тишина Л.А. Системный подход к анализу проблемы готовности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи к решению арифметических задач // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 2. С. 117–121.
12. Примерная адаптированная основная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М.: Просвещение, 2019. 365 с.
13. Скивицкая М.Е. Реализация межпредметных связей в процессе обучения математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью 11–12 классов // Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии: материалы IX Международного теоретико-методологического семинара / Сост. Н.М. Назарова, О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, Н.Ш. Трошин. М.: МГПУ, 2017. С. 241–248.
14. Алышева Т.В. Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеоразоват. программы. М.: Просвещение, 2017. 362 с.

Межпредметные связи и интегрированный урок – понятия, которые давно и прочно вошли в профессиональный словарь педагогов. Идеи межпредметных связей и интеграции различных дисциплин в процессе обучения не новы. Их корни уходят еще в педагогику Я.А. Коменского, который отмечал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [1]. Интерес к идеям интеграции то разгорался, то затухал на протяжении достаточно длительного времени.

Цель исследования: рассмотрим, каким образом сегодня в системе отечественного образования в контексте внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения идеи интеграции реализуются через межпредметные связи, в форме интегрированного урока, посредством работы по формированию у обучающихся (за исключением обучающихся с умственной отсталостью) метапредметных умений.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования были использованы такие методы, как анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, анализ, систематизация и обобщение опыта сложившейся практики организации и осуществления процесса обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В отечественной педагогике существуют несколько подходов к определению понятия «межпредметные связи». Одни ученые (Н.М. Бурцева, М.М. Левина, А.В. Усова и др.) рассматривают межпредметные связи как одно из ключевых условий, необходимых для повышения эффективности дидактического процесса, другие исследователи (И.Д. Зверев, П.Г. Кулагин, Н.А. Лошкарева, В.Н. Максимова, Г.Ф. Федорец) полагают, что межпредметные связи являются педагогической категорией, основная функция которой заключается в изучении учебного материала с обязательным учетом программного содержания различных школьных дисциплин.

Под межпредметными связями понимают педагогическую категорию, обозначающую синтезирующие и интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедшие свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве [2].

На конкретном уроке межпредметные связи – это параллельное рассмотрение объектов и явлений из разных научных областей. Урок, в ходе которого реализуются межпредметные связи, позволяет использовать материал смежных дисциплин для лучшего усвоения обучающимися материала какой-то одной области, получить знания об изучаемом предмете с точки зрения различных наук. При таком подходе межпредметные связи представлены «точечным» включением в урок материала других учебных предметов.

Понятие «интеграция» в российскую педагогику пришло в 1980-е гг. и применительно к проблеме реализации межпредметных связей стало обозначать высшую форму их проявления. Интеграция предполагает усиление межпредметных связей, расширение сферы получаемой обучающимися информации, подкрепление их мотивации в обучении. Понятие «интеграция» в системе образования – это создание у школьников целостного представления об окружающем мире и нахождение общих методов, приемов, а также возможностей использования одних методик для изучения ряда учебных дисциплин. Сегодня интеграция предметов в школе – это возможность поиска новых педагогических решений, развитие творческого потенциала педагогов, повышение качества процесса обучения школьников. Интегративные модели обучения в рамках реализации межпредметных связей весьма разнообразны: интеграция нескольких предметов в один, интеграция отдельных разделов и тем, интеграция методов обучения, интеграция методик обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

Достаточно успешным является опыт интеграции практико-ориентированной методики развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников при реализации межпредметных связей курсов «Литературное чтение» и «Биология» [3]. Содержание учебного материала по биологии позволяет использовать те же методические приемы работы, что и на уроках литературного чтения. Е.В. Подвальная и М.И. Шишкова отмечают, что апробированный ими подход может быть использован и на других уроках (географии, истории, природоведения и др.).

Интегрированный урок предполагает глубокое усвоение материала за счёт обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по нескольким предметным областям. Именно за счет систематизации материала такой урок позволяет объединить отдельные знания по теме, а также дает возможность успешно использовать их при решении разнообразных практических задач. Базой для интегрированного урока будет служить материал, отработанный на уроках с межпредметными связями. Результатами такого урока являются лучшее понимание обучающимися взаимосвязей и неразрывности знаний из различных областей науки, развитие потенциала учащихся, обогащение их жизненного опыта [4–6].

Интегрированный урок – это не просто механическое объединение материала из разных научных областей или проведение урока несколькими педагогами. Это изучение и анализ общих тем, проблем, явлений, установление общих связей и предъявление общих требований к освоению школьниками учебного материала, в том числе к ответу учащегося, оформлению работы и т.п. Интегрированными могут быть уроки разных типов, а именно: урок объяснения нового материала, урок закрепления изученного, урок обобщения и систематизации знаний и, конечно, комбинированный урок. Интегрированные уроки могут быть разными по форме (урок-игра, урок-викторина, урок-экскурсия, урок-путешествие и т.п.).

Как правило, в интегрированном уроке можно выделить основную учебную дисциплину и дополняющие ее учебные курсы. Такой подход в построении интегрированного урока способствует раскрытию существенных взаимоотношений, процессов, понятий изучаемого школьниками программного материала смежных учебных курсов как через установление взаимосвязей между учебными дисциплинами, так и с помощью выявления связей с реальной жизнью, с помощью привлечения личного опыта обучающихся. Интегрированные уроки также способствуют формированию у учащихся умений применять полученные ими знания в новых условиях благодаря включению в урок естественных или специально смоделированных ситуаций, в которых изучаемый материал требуется использовать при решении задач из другой научной области.

Предметом анализа на интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Чем старше становятся ученики, чем больше учебных предметов они изучают, богаче их жизненный опыт и объем знаний, тем шире возможности для интеграции.

Интегрированный урок требует от учителя больше времени на подготовку, профессионализма высокого уровня, способности анализировать и перерабатывать материал из разных областей научного знания, глубокого знания различных методик.

Как отмечали в своих работах многие исследователи (О.В. Бобкова, И.А. Грошенков, В.А. Грузинская, Г.М. Дульнев, Т.М. Лифанова, С.Л. Мирский, Т.И. Пороцкая, В.А. Постовская, В.В. Хитрюк и др.), для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включение в образовательный процесс интегративных механизмов и межпредметных связей приобретает особое значение. В связи с ведущей ролью трудового обучения в системе образования школьников с умственной отсталостью большое внимание учеными и практиками было уделено межпредметным связям дисциплин трудового цикла с другими учебными курсами. Так, С.Л. Мирский особо подчеркивал важность включения сведений, полученных школьниками при изучении общеобразовательных предметов, в содержание уроков труда для «повышения уровня осмысления различных понятий, трудовых приемов и установления связей с другими знаниями учащихся» [7].

В статье В.А. Грузинской мы находим подробное описание взаимосвязи уроков географии с другими предметами. В своей работе автор отмечает, что «повторение сообщаемых знаний, возвращение к одному и тому же, но в разной форме, с разных точек зрения, объединение как будто разнородных сведений в одно целое, в одну полную и конкретную картину, явление, упражнение в навыке на разном материале – все это повышает усвоение, закрепляет знания, делает их более осмысленными, всесторонними» [8].

Обучение школьников с умственной отсталостью предполагает использование интеграционных моделей разных типов. В рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществление интеграционных процессов заложено в программу формирования базовых учебных действий, благодаря которым обеспечивается становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной [9]. В адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в варианте 1, заложена интеграция ряда дисциплин. Осуществление межпредметной интеграции отражается в АООП посредством объединения отдельных учебных курсов в предметные области. Например, дисциплины «Мир природы и человека», «Природоведение», «География» и «Биология» объединены в предметную область «Естествознание». Также имеются четкие указания на важность реализации межпредметных связей дисциплин данной предметной области. В АООП отмечается значимость интеграции уроков чтения и письма, особенно в первом дополнительном классе и в добукварный период первого класса.

К другой интеграционной модели – интегрированному уроку – в условиях специального образования учителя прибегают нечасто, хотя такой урок, на наш взгляд, является продуктивным при обучении школьников с умственной отсталостью. Интегрированные уроки развивают способность переносить знания в сходные или иные ситуации, сопоставлять одну ситуацию с другой, что очень важно для детей с умственной отсталостью, так как эта способность у них не развита. Такой тип урока позволяет педагогу организовать работу учеников не просто в новых условиях, но и с постоянной сменой видов деятельности при активном использовании групповых и парных форм работы. Отказ же от интегрированного урока зачастую может быть обусловлен сложностью координации действий учителя с другими педагогами. При этом необходимо отметить, что для проведения интегрированного урока не всегда нужно участие нескольких учителей. В образовательных организациях, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью, такой урок может провести и один педагог. В этом случае интеграция учебных дисциплин осуществляется посредством взаимодействия между педагогами на уровне сопоставления ими программного материала, обмена информацией, предоставления необходимых средств обучения и т.п.

Интеграция между учебными предметами вовсе не отрицает существующей предметной системы в образовании. Это путь совершенствования системы, выявления и преодоления недостатков, поиска решений проблем.

В ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ нашел отражение метапредметный подход (применительно к обучающимся, получающим цензовое образование) [10]. Данный подход предполагает, что учащиеся не только овладевают системой предметных знаний, но и осваивают универсальные способы действий. В дальнейшем с их помощью обучающиеся смогут самостоятельно получать информацию об окружающей их действительности. При организации обучения детей с ОВЗ обязательным условием является учет их индивидуальных и типологических особенностей. Например, обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи испытывают серьезные трудности в овладении учебной математической лексикой, им сложно дается восприятие текста арифметической задачи, чтение и запись математических выражений с комментированием осуществляемых математических операций. Вышеперечисленные особенности обязательно нужно учитывать при организации и проведении уроков математики, в ходе которых должна быть предусмотрена межпредметная связь с уроками русского языка, реализуемая через проведение словарной работы, которая обеспечит необходимое качество усвоения учебного материала. Как указывает Л.А. Тишина, только в этом случае будет возможно формирование метапредметной компетентности школьников с тяжелыми нарушениями речи [11]. Таким образом, целью уроков с метапредметным подходом является личностное совершенствование учащегося через его познавательное развитие. Урок с метапредметным подходом предполагает формирование метапредметных универсальных учебных действий с учётом потребностей и интересов школьников в общении и познании. Это процесс интеграции не только на уровне содержания, но и на уровне развития способностей к определённым видам деятельности, направленным на самостоятельное добывание знаний. В результате ученик должен применить полученные знания и умения на других уроках, в других областях. Задача уроков с метапредметным подходом – дать обучающимся новые возможности их развития, сформировать самостоятельного и мыслящего человека, способного получать информацию из различных источников.

В процессе обучения школьников с умственной отсталостью метапредметный подход не реализуется, так как познавательная сфера данной категории учащихся стойко нарушена, в силу особенностей развития высших психических функций они не способны овладеть универсальными учебными действиями. Как говорилось выше, при работе с обучающимися с умственной отсталостью предусмотрена работа по формированию базовых учебных действий, которые, не обладая степенью обобщенности, присущей метапредметных умениям, направлены на обеспечение успешности освоения предметного материала любой учебной дисциплины, преемственности в обучении учащихся на разных ступенях школьного образования.

При планировании системы уроков по предмету (теме, разделу) педагог должен учитывать, что обучающийся с умственной отсталостью в условиях узкопредметной подачи материала испытывает трудности при восприятии и осмыслении новых знаний, при их применении в практической деятельности, в процессе переноса знаний, полученных при изучении одного учебного курса, на другой, из одной ситуации в другую. В череде традиционных по форме уроков интегрированный урок является интересным для школьников с умственной отсталостью, так как в ходе такого урока учителем по-другому осуществляется подача программного материала, он использует иной набор методических приемов. На наш взгляд, использование интегрированных уроков в системе уроков по разделу (теме) дает возможность педагогу значительно повысить профессиональное мастерство, а учащимся – научиться работать в новых условиях.

Современная школа продолжает оставаться монопредметной и консервативной. Но преимущества многопредметного, интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны: данный подход позволяет не только формировать у детей знания об отдельных сторонах окружающей действительности, но и раскрыть мир предметов и явлений в его многообразии и взаимозависимости, показать пусть на элементарном, но доступном для обучающихся с умственной отсталостью уровне отражение реальных связей в изучаемом ими программном материале. Интегрированные уроки сближают образовательный процесс с жизнью, позволяют ставить и решать актуальные практические задачи, раскрывают по-новому содержание программного материала. Таким образом, решаются важные задачи обучения школьников с умственной отсталостью: формирование у них целостной картины мира (академические результаты) и овладение необходимыми компетенциями, прежде всего личностными. Учебные дисциплины АООП образования обучающихся с умственной отсталостью успешно сочетаются друг с другом и обладают большими возможностями для интеграции. Объем и содержание учебных курсов позволяют эффективно осуществлять процесс интеграции разных дисциплин [12].

Интегрированные уроки и реализация межпредметных связей в ходе традиционных уроков содействуют развитию творческих способностей данной категории обучающихся. Это достигается использованием заданий, связанных с прослушиванием музыки, произведений (отрывков из произведений) писателей и поэтов, работой с иллюстрациями, репродукциями картин, устными зарисовками, рисованием и другими творческими заданиями. Эффективное использование подобных методических приемов позволяет учителю повысить учебную мотивацию у школьников, благоприятно сказывается на их эмоциональном состоянии и чувствах.

Чаще всего на практике мы можем наблюдать интеграцию таких дисциплин, как русский язык, чтение, природоведение, изобразительное искусство и музыка. Программный материал из различных предметных областей и учебных дисциплин тесно переплетается, образуя гармоничное единое целое, причем это может быть интеграция двух и более учебных курсов. Например, учитель русского языка использует при чтении литературного текста репродукции картин различных художников и музыкальные фрагменты из произведений классических композиторов. Такой урок информативно расширяется за счет демонстрации иллюстративного материла и прослушивания музыкальных фрагментов.

Чаще всего при интегративном подходе учителя-практики включают в урок такие методы и приемы, как устный рассказ, беседа, словесное рисование, рассматривание картины, прослушивание музыки. Гораздо реже предлагают учащимся выполнить практические задания, связанные с программным материалом интегрируемых дисциплин: выбор цвета и зарисовку, изображение орнамента, выбор музыкального инструмента и извлечение из него звука для выражения эмоций, настроения, чувств. Чаще творческие задания ограничиваются домашней работой: нарисовать картину на заданную тему, проиллюстрировать отрывок текста и т.п. Считается, что использование таких вариантов заданий на уроке будет отвлекать учащихся от основной темы, нарушать дисциплину и рабочую обстановку, а также потребует много времени для выполнения. На наш взгляд, это не так: важно продумать и правильно организовать творческую работу школьников на уроке. Любые творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью, повышают мотивацию и способствуют лучшему усвоению учебного материала. Кроме того, самостоятельное выполнение учащимися с умственной отсталостью творческих заданий на дому крайне затруднено в силу их психофизических особенностей. Подобная домашняя работа обязывает учителя провести подготовку к такому заданию на уроке, что займет от него много времени, но не гарантирует успешное выполнение самого задания школьниками.

Удачным примером интеграции таких дисциплин, как литературное чтение, изобразительное искусство и музыка, может быть изучение сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» в 5-м классе. Параллельно с чтением и анализом литературного текста учитель предлагает выполнить творческое задание, например выбрать соответствующие цвета и изобразить небесные тела и явления природы, с которыми встречается и вступает в диалог королевич Елисей, постараться передать в своих рисунках их характер; нарисовать такой орнамент на зеркальце, чтобы сразу стало понятно, что это не простой предмет, а волшебный; выбрать цвета для изображения «наливного», «молодого», «золотого», «румяного», «медового» яблока и нарисовать его. На этом уроке под руководством учителя школьники прослушивают музыкальные фрагменты для соотнесения их с текстом, палитрой, характером персонажей.

При написании изложений и сочинений на уроках русского языка также происходит интеграция нескольких дисциплин. Если учащиеся готовятся к написанию сочинения по русскому языку, то этому будет предшествовать достаточно большая подготовительная работа. В том числе в подготовку войдет анализ живописного полотна, если школьники пишут сочинение по картине, или анализ текста художественного произведения, если пишут сочинение по литературному тексту. Составление плана сочинения, подготовка устного рассказа по плану будут способствовать развитию умения связно высказывать свои мысли в устной форме. Эффект подготовительной работы усиливается прослушиванием музыкального фрагмента, анализом слов и выражений, которые можно будет использовать в тексте сочинения, выполнением лексико-стилистических и лексико-грамматических упражнений, работой над орфографией и пунктуацией. Таким образом, формируются не только грамотная устная и письменная речь, но и эстетический вкус, развиваются чувство языка, умение понимать, видеть и слышать прекрасное. Достаточно интересными являются сочинения по каким-то событиям, происходящим в жизни школьников (например, празднование Масленицы, участие в конкурсах и спортивных соревнованиях, экскурсиях и походах).

На уроках предметной области «Естествознание» формирование знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности сопровождается работой по развитию связной устной речи. Например, на уроках курса «Мир природы и человека» педагог знакомит обучающихся с сезонными изменениями в природе, природой своего края, учит правильно использовать термины и названия при обозначении различных объектов, животных, растений, частей тела, наблюдать за предметами и явлениями, составлять рассказ по результатам своих наблюдений. Благодаря комплексной работе словарь, которым овладевают школьники, подкрепляется конкретными представлениями и образами, наполняется содержанием, связывается с жизненными ситуациями. Беседа сопровождается работой с иллюстративным материалом и просмотром видеофрагментов. Логическим продолжением этой работы являются чтение и анализ стихотворений и рассказов о природе. Так, на уроке курса «Мир природы и человека» при изучении темы «Животные осенью» (3-й класс) будет полезно использовать стихотворение «Улетают, улетели…» (автор Е. Благинина) из курса чтения. Прочтение и анализ этого произведения актуализируют пройденный природоведческий материал прошлого года, позволяя в интересной, образной форме вспомнить не только понятие «перелетные птицы», но и отдельных представителей фауны. Э.В. Якубовская и Я.В. Коршунова, авторы учебно-методического комплекса по русскому языку, предлагают целый ряд упражнений природоведческой тематики, позволяющих реализовывать межпредметные связи с курсом «Мир природы и человека», в том числе и при изучении сезонных изменений в природе. Примером такой взаимосвязи может служить упражнение, в котором с позиций русского языка ставится дидактическая задача отработки обозначения мягкости согласных, а дополнительной задачей становится закрепление знаний о дифференциальных признаках сезонных изменений в природе: «Холодно. М..рзнут голые б..рёзки. Солнце бол..ше не греет. В..роны у крыл..ца ищут корм. По утрам лужи затянуты л..дом». Обучающимся предлагается объяснить написание слов с пропущенной буквой с последующей записью предложений, а также сказать, о каком времени года говорится в тексте.

Интегрированный урок русского языка и дисциплин предметной области «Естествознание» позволяет учителю использовать разнообразные виды работ: беседы с учащимися, рассказы учащихся, творческие работы по развитию речи, написание небольших сочинений природоведческой тематики, наблюдение, словесное рисование, выразительное чтение отрывков из художественных произведений, написание диктантов и изложений о предметах и явлениях живой и неживой природы.

Следует отметить, что педагог может использовать интеграцию двух (или нескольких) учебных дисциплин не на всем уроке; иногда требуется реализация межпредметных связей только на определенном этапе урока, таким образом, интегрируется лишь его фрагмент. Например, для словарной работы на уроке русского языка используется природоведческий материал.

Под руководством педагога ученики произносят словарное слово, читают его по слогам, проводится работа по уточнению написания «трудной» буквы, которую нужно запомнить. Далее школьники составляют со словарным словом словосочетания, предложения. При уточнении значения слов, а также для формирования и коррекции имеющихся у школьников природоведческих представлений учителем используется специально подобранный наглядный материал (натуральная наглядность, муляжи, предметные карточки, иллюстрации, фотографии и т.д.). На уроках русского языка можно отрабатывать следующие словарные слова природоведческой тематики: «овощи», «огород», «яблоко», «картофель», «арбуз», «капуста», «помидор», «огурец», «облако», «телескоп», «овраг», «песок», «болото», «камыш», «океан», «горизонт», «календарь», «рябина», «герань», «корова», «человек», «лягушка», «молоко», «собака» и др.

При проведении уроков русского языка многие темы могут быть связаны с учебными дисциплинами природоведческого цикла. Например, в 3-м классе при изучении темы «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова» может быть привлечен лексический материал учебной дисциплины «Мир природы и человека», где при изучении сезонных изменений в природе уточняются знания школьников о грибах. С опорой на личный опыт детей учитель рассказывает о сборе грибов осенью, об использовании грибов и способах их приготовления. На уроках русского языка отрабатывают способы проверки написания слов со звонкими и глухими согласными на конце («гриб», «дуб», «лес», «обед», «суп», «пирог»). Учитель предлагает придумать и записать предложения с этими словами. Полезным и интересным приемом может стать включение в содержание урока стихов, загадок соответствующей тематики. Например:

В лесу под деревом крошка,

Только шляпка да ножка.

(Гриб.)

Детям предлагается отгадать загадку, после чего проводится беседа:

– Какие грибы вы знаете?

– Где чаще всего растут грибы?

– О каких частях гриба говорится в загадке?

– Ходили ли вы в лес за грибами? Какие грибы вы собирали в лесу?

– Для чего собирают грибы?

– Что можно приготовить из грибов?

– Какие блюда из грибов вам нравятся?

– Какой звук слышится на конце слова «гриб»? А какую букву нужно писать? Почему?

В старших классах эффективной будет интеграция курсов «Мир истории» и «История отечества» с уроками литературного чтения. Взаимосвязь этих дисциплин очевидна, так как в литературных произведениях естественным образом отражаются исторические события.

Знакомя учащихся с биографией писателя, педагог рассказывает о том историческом периоде, в котором жил этот автор, как этот временной период может быть показан в его творчестве. К своему рассказу педагог подключает иллюстративный материал, видео- и аудиоматериал.

Связь истории и чтения прослеживается не только при изложении биографического материала и истории создания литературного произведения, но и при непосредственной работе с текстом. На уроках литературного чтения учитель не только опирается на имеющиеся у школьников исторические знания, но в ряде случаев пополняет и расширяет их.

Не всегда на уроке чтения можно использовать имеющиеся у школьников знания исторического материала, так как программа по истории не совпадает с подборкой литературных текстов в учебнике, а часть тем, события которых описываются в литературных произведениях, просто не изучаются школьниками с умственной отсталостью в рамках исторических курсов. В таких случаях учителю необходимо в ходе вступительной беседы познакомить учащихся с описываемым в произведении историческим событием.

Например, в учебники по чтению для школьников с интеллектуальными нарушениями 5-го и 6-го класса включены рассказы С. Алексеева о событиях Отечественной войны 1812 года. Но этот исторический период изучается в курсе «История Отечества» только в восьмом классе. Очевидно, что при изучении данных произведений учитель должен дать некоторый исторический комментарий.

Большим потенциалом для реализации межпредметных связей обладают уроки математики [13]. Примером такой интеграции может быть использование данных, взятых из других учебных дисциплин: протяженность границ РФ и границ других стран, длины рек, высоты горных вершин, глубины морей, расстояние между двумя пунктами на карте, плане и т.п. (уроки географии); масса животных, урожайность культурных растений, скорость бега животных и т.п. (уроки биологии); время, затрачиваемое на изготовление изделия, расчет размеров изделия, расход необходимых материалов и т.п. (уроки профильного труда); правописание числительных, количество звуков и букв в слове, количество слов в предложении, усвоение математических терминов и выражений и т.п. (уроки русского языка); временные представления (уроки истории); навыки ведения домашнего хозяйства (курс «Основы социальной жизни»); знания и представления о геометрических фигурах и телах, о величинах, пропорциях, уточнение количественных представлений (уроки изобразительного искусства); знания о величинах, взаимосвязь между временем, скоростью и расстоянием, ориентировка в пространстве (уроки физической культуры).

Рассмотрим некоторые примеры. При изучении разделов программы «Числительное» и «Правописание числительных» учитель на уроках русского языка работает над программным материалом с привлечением сведений из курсов истории, математики, биологии, географии. Школьникам можно предложить такое задание: списать текст, заменяя числа словами.

Через год исполнится 60 лет первому полету человека в космос.

75 лет назад наш народ одержал победу в Великой Отечественной войне.

Московский метрополитен был открыт 85 лет назад.

Куликовская битва состоялась 640 лет назад.

Эйфелева башня построена из стали, ее высота 300 метров.

Венеция – уникальный город, в котором улицами служат 150 каналов.

В Севан впадают 28 рек и речек, а вытекает только одна.

Рост самого большого человека на Земле составляет 272 сантиметра, а самого маленького – 59 сантиметров.

Частота пульса взрослого человека составляет 60–70 ударов в минуту.

У ребёнка 20 молочных зубов, а у взрослого человека 32 зуба.

Для учащихся, имеющих минимальный уровень освоения программного материала, учителем должны быть подготовлены материалы для справок, с помощью которых они смогут проверить правильность написания числительных.

В старших классах достаточно успешно интегрируются такие дисциплины, как математика и основы социальной жизни [14]. Интеграция этих дисциплин предполагает решение задач практического характера, связанных с жизненными бытовыми ситуациями и имеющих значение для дальнейшей социализации школьников (таблица).

Реализация межпредметных связей курсов «Математика» и «Основы социальной жизни»

Раздел курса «Основы социальной жизни»

Межпредметные связи с курсом математики

Личная гигиена и здоровье

Определение стоимости необходимого набора личных вещей для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце)

Охрана здоровья

Измерение температуры тела

Одежда и обувь

Расчет затрат на ряд услуг предприятий бытового обслуживания в соответствии с прейскурантом

Питание

Ориентировка в сроке годности продуктов.

Расчет количества продуктов питания на день, неделю (в зависимости от количества членов семьи).

Определение стоимости продуктов, необходимых для приготовления блюда по рецепту.

Расчет стоимости товаров на вес и разлив

Транспорт

Определение стоимости проезда на различных видах транспорта

Средства связи

Расчет оплаты услуг телефонной связи (интернет-связи) исходя из тарифа

Семья (экономика домашнего хозяйства)

Определение суммы доходов семьи за месяц. Расчет расходов на месяц по основным статьям семейного бюджета.

Планирование дорогостоящих покупок

Выводы

В данной статье мы не ставили перед собой задачу рассмотрения всех возможных вариантов интегрированных уроков (с равным участием нескольких педагогов в подготовке и проведении урока, с одним ведущим педагогом при участии другого в качестве ассистента или консультанта, с объединением в один урок двух урочных часов и др.). Для нас было важно показать необходимость некоторого изменения подходов к обучению школьников с умственной отсталостью. Следует отметить значимость понимания современными учителями-дефектологами того факта, что проведение однотипных уроков тормозит развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, снижает их активность на уроке. Однообразие форм организации учебной деятельности школьников не способствует формированию у них элементарных исследовательских навыков, не развивает самостоятельную практическую деятельность. Напротив, включение в образовательный процесс интеграции учебных дисциплин дает педагогам большие возможности при систематизации и обобщении изученного программного материала, позволяет успешнее решать задачу по формированию у школьников целостной картины мира.


Библиографическая ссылка

Данилова А.М., Шишкова М.И. ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 1. – С. 87-95;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38476 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674