Подготовка будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки и отвечает специфике современного общего образования. Тем не менее упор в основной профессиональной образовательной программе высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование «в большей степени делается на формирование методических компетенций обучающихся в области урочной деятельности» [1], поэтому приоритетными задачами педагогических вузов являются актуализация в содержании образования подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, а также обновление подходов к реализации данного содержания образования. Наиболее эффективным, по нашему мнению, представляется практико-ориентированное обучение, позволяющее формировать профессиональные компетенции будущих педагогов, используя специальные учебные задачи: профессиональные пробы, кейс-задачи и деловые игры [2].
Анализ исследований, проведенных в данном направлении (П.А. Ханин, С.В. Бакулин, Л.М. Кравцова и др.), свидетельствует о том, что в научно-методической литературе изучены специфика внеурочной деятельности как формы и вида учебной деятельности, возможности спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в формировании готовности учащихся к личностным достижениям, разработана модель готовности будущих педагогов по физической культуре к внеурочной деятельности. Однако вопрос, связанный с практико-ориентированным обучением будущих педагогов по физической культуре организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, пока еще остается недостаточно разработанным. Это и определяет актуальность нашего исследования.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки содержания, выявления методов, средств и форм практико-ориентированной подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности. При этом результативность обучения, на наш взгляд, будет зависеть от единства данных компонентов, возникающего благодаря их направленности на достижение поставленной цели.
Цель исследования: разработка и апробация модели практико-ориентированной подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности.
Материалы и методы исследования
Исследование осуществлялось с использованием следующих методов: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы, систематизация материала по проблеме исследования, моделирование, анкетирование, тестирование, методы математической обработки данных.
Исследование осуществлялось на базе МГПУ им. М.Е. Евсевьева. В нем приняли участие 35 студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Физическая культура». Исследование проводилось в экспериментальной и контрольной группах, его эффективность определялась динамикой уровня сформированности компонентов готовности будущего педагога по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
Проектирование модели изучаемого процесса осуществлялось на основе выделения структурных блоков: целевого, теоретико-методологического, содержательного, процессуального, оценочно-результативного. Рассмотрим каждый компонент подробнее.
Целевой блок модели представлен основной целью – практико-ориентированная подготовка будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности. Сформулированная цель конкретизируется в следующих задачах:
1) способствовать развитию у будущих педагогов по физической культуре устойчивого интереса, мотивов и потребностей в организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности;
2) формировать у будущих педагогов по физической культуре теоретические знания об особенностях спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности;
3) развивать у будущих педагогов по физической культуре умения и навыки организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в рамках образовательного процесса и их использования в профессиональной деятельности.
Теоретико-методологической основой спроектированной модели являются теоретические основы непрерывного педагогического образования (Е.И. Артамонова, В.А. Болотов, С.А. Писарева, А.П. Тряпицина и др.), профессиональной подготовки педагога в вузах (Э.В. Балакирева, Е.М. Ибрагимова, И.А. Колесникова и др.), теоретические основы системы профессионального образования в области физической культуры и спорта (Л.И. Лубышева, А.П. Матвеев и др.), концептуальные идеи практико-ориентированного подхода в контексте высшего профессионального образования (Н.В. Месенева, E.H. Мычко и др.). В нашем исследовании практико-ориентированная подготовка представляет собой реализацию образовательных программ при оптимальном сочетании теоретической и практико-прикладной составляющей и выражается в использовании комплекса специальных учебных заданий: профессиональных проб, кейс-задач и деловых игр.
Содержательный блок модели представлен совокупностью знаний и умений будущих педагогов по физической культуре, которые необходимы для успешной организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в будущей профессиональной деятельности. В ходе исследования были выделены определенные компоненты готовности будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности.
Охарактеризуем каждый компонент:
– мотивационно-ценностный: ценностное отношение к внеурочной деятельности; мотивация к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности; осознание необходимости умений проектировать программы спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности;
– когнитивный: знания нормативно-правовых документов, регламентирующих внеурочную деятельность; характерных особенностей внеурочной деятельности, ее отличий от урочных занятий; особенностей типов мероприятий спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности; модульной структуры программ спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности; интерактивных форм и инновационных технологий организации мероприятий спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности; средств и методов контроля достижения планируемых результатов учащихся (личностных, предметных и метапредметных);
– деятельностный: умение разрабатывать проекты мероприятий спортивно-оздоровительной направленности с использованием различных технологий; разрабатывать программы спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; отбирать и структурировать материал для конструирования внеурочного занятия спортивно-оздоровительной направленности; моделировать внеурочное занятие спортивно-оздоровительной направленности;
– рефлексивный: умение проводить анализ и самоанализ действий по организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, а также отдельного проведенного мероприятия; умение проводить коррекцию целей и содержания внеурочной деятельности.
Процессуальный блок модели представлен аудиторной формой организации занятий будущих педагогов по физической культуре и их самостоятельной работой в ходе изучения дисциплины «Теория и методика физического воспитания», а также в ходе выполнения заданий практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Важный компонент процессуального блока – практико-ориентированные задания: профессиональные пробы, кейс-задачи и деловые игры. Рассмотрим их подробнее.
Профессиональная проба – это локальное погружение студента в реальные условия педагогической деятельности с учетом специфики ее содержания, способов и средств для получения опыта решения конкретных педагогических задач, овладения конкретными трудовыми действиями [3].
Приведем пример профессиональной пробы, реализуемой в рамках дисциплины «Теория и методика физического воспитания», нацеленной на проектирование будущими педагогами по физической культуре технологической структуры занятий внеурочной деятельности.
Выберите одно из спортивно-массовых мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности: соревнования по мини-футболу дворовых команд, «Оранжевый мяч», «Мама, папа, я – спортивная семья», школьная спартакиада.
Для выбранного мероприятия составьте план подготовки проведения, смету на его проведение, разработайте положение и сценарий спортивно-массового мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности. Продемонстрируйте фрагмент мероприятия.
Эффективным средством практико-ориентированной подготовки будущих педагогов по физической культуре является деловая игра – учебное задание, имитирующее различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.
Так деловая игра «Мастер-класс от профессионала» позволяет имитировать профессионально-педагогическую деятельность и организуется при изучении темы «Особенности организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности» в ходе изучения дисциплин «Теория и методика физического воспитания» с целью формирования умений проектирования и организации различных форм спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, организации взаимодействия ее участников, использования инновационных технологий с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Преподаватель предлагает студентам испытать себя в ситуации эксперта (спортсмен, тренер, педагог), которому необходимо организовать мастер-класс для учащихся по одному из современных подходов к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности: «спортизация физического воспитания; спартианское движение; президентские состязания; олимпийское образование; валеологизация физического воспитания; физическое воспитание с акцентом на его историко-культурологическом содержании» [4, с. 54].
Преподаватель знакомит студентов с правилами деловой игры и процедурой ее проведения, с особенностями проведения мастер-классов, с современными направлениями модернизации физического воспитания учащихся.
После этого обучающиеся разрабатывают, а затем моделирую фрагменты внеурочных мероприятий спортивно-оздоровительной направленности с использованием выбранной формы. В конце игры работа студентов анализируется и оценивается согласно разработанным критериям: актуальность и значимость темы мастер-класса; оригинальность содержания; соответствие проведенного мероприятия формату мастер-класса; взаимодействие с аудиторией.
Кейс-задачи – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач, они могут быть разнообразными (иллюстративные учебные ситуации, учебные ситуации, прикладные упражнения и др.). Рассмотрим пример кейс-задачи, которая имитирует конфликтную ситуацию, часто возникающую в работе педагога по физической культуре вследствие характерных возрастных особенностей учащихся.
«Учащиеся 10-го класса должны разделиться на две команды для проведения эстафеты. Педагог предложил сделать это учащимся самостоятельно, процесс деления класса затянулся, и тогда педагог предложил провести игру между командой юношей и командой девушек. Однако многие из учащихся, особенно девушки, стали выражать открытое недовольство таким решением. Часть учащихся отказалось принимать участие в эстафете, сев на скамью запасных. Каковы причины возникновения этой ситуации и как в этом случае должен поступить педагог?» [5].
Решение подобных кейсов будущими педагогами по физической культуре может осуществляться в рамках выполнения заданий практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Оценочно-результативный блок модели отражает результативность процесса подготовки будущих учителей физической культуры к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности. Данный блок представлен следующими компонентами, показателями и уровнями (табл. 1).
Таблица 1
Компоненты, уровни и показатели готовности будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности
Компонент |
Уровень |
Показатели |
Мотивационно-ценностный |
Высокий |
Осознает важность умений организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в профессиональной деятельности будущего педагога физической культуры, проявляет активность при проектировании программы спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности |
Средний |
Осознает важность умений организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в профессиональной деятельности будущего педагога физической культуры, однако не проявляет активности при проектировании программы спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности |
|
Низкий |
Не осознает важности умения организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в профессиональной деятельности будущего педагога физической культуры и не проявляет стремления к изучению особенностей проектирования спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности |
|
Когнитивный |
Высокий |
Демонстрирует глубокие и прочные знания особенностей внеурочной деятельности, форм, методов, средств и приемов организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в условиях ФГОС |
Окончание табл. 1 |
||
Компонент |
Уровень |
Показатели |
Средний |
Демонстрирует отдельные фрагментарные знания особенностей внеурочной деятельности, форм, методов, средств и приемов организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в условиях ФГОС |
|
Низкий |
Демонстрирует владение некоторыми знаниями особенностей внеурочной деятельности, форм, методов, средств и приемов организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в условиях ФГОС |
|
Деятельностный |
Высокий |
Способен успешно отбирать и структурировать материал для конструирования внеурочного занятия спортивно-оздоровительной направленности; моделировать внеурочное занятие спортивно-оздоровительной направленности |
Средний |
Способен успешно, но с отдельными недочетами отбирать и структурировать материал для конструирования внеурочного занятия спортивно-оздоровительной направленности; моделировать внеурочное занятие спортивно-оздоровительной направленности |
|
Низкий |
В целом успешно, но не систематически способен отбирать и структурировать материал для конструирования внеурочного занятия спортивно-оздоровительной направленности; моделировать внеурочное занятие спортивно-оздоровительной направленности |
|
Рефлексивный |
Высокий |
Успешно осуществляет анализ и самоанализ действий по организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности |
Средний |
В целом успешно, но с отдельными недочетами осуществляет анализ и самоанализ действий по организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности |
|
Низкий |
Не способен осуществлять анализ и самоанализ действий по организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности |
Апробация разработанной модели осуществлялась на базе факультета физической культуры МГПУ им. М.Е. Евсевьева. Для подтверждения эффективности разработанной модели и технологии ее реализации был организован эксперимент среди обучающихся (35 человек) по профилю «Физическая культура»; его целью являлась диагностика сформированности компонентов готовности будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности. Каждый показатель готовности диагностировался с помощью подобранного комплекса методик. Обобщенные результаты экспериментального исследования по уровням сформированности готовности будущих учителей физической культуры к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты диагностики уровня сформированности критериев готовности будущего педагога по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, %
Критерий |
Уровень готовности |
|||||
низкий |
средний |
высокий |
||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|
Мотивационно-ценностный |
12,3 |
31,2 |
38,8 |
42,9 |
50,6 |
25,8 |
Когнитивный |
4,6 |
30,8 |
32,1 |
33,3 |
63,5 |
34,8 |
Деятельностный |
9,6 |
33,2 |
34,5 |
36,9 |
55,2 |
29,6 |
Рефлексивный |
11,8 |
36,8 |
41,2 |
46,7 |
47,2 |
14,4 |
Представленные результаты эксперимента доказывают значительное опережение студентов экспериментальной группы по всем измеряемым параметрам, что подтвердило эффективность и продуктивность разработанной модели и технологии ее реализации.
Выводы
В рамках исследования спроектирована модель практико-ориентированной подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, которая наглядно демонстрирует элементы исследуемого процесса и зависимость между его элементами. Особенностью модели являются практико-ориентированные средства подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности: профессиональные пробы, деловые игры, кейс-задачи. Результаты опытно-экспериментальной работы убедительно доказывают эффективность сконструированных модели и технологии ее реализации, свидетельствуют об устойчивости тенденции повышения уровня сформированности готовности будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности.
Статья подготовлена и опубликована в рамках сетевого проекта ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» с ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».
Библиографическая ссылка
Бакулин С.В. МОДЕЛЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 12-2. – С. 335-340;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38452 (дата обращения: 06.11.2024).