Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДЕЛЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бакулин С.В. 1
1 ФГБОУ ВО Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева
Современная ситуация разработки и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательные организации обусловливает значительные изменения и в системе высшего педагогического образования в части подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности как неотъемлемой части основной образовательной программы общего образования. Анализ научных источников и собственного практического опыта позволяет рассматривать практико-ориентируемый подход в качестве эффективного средства подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности. В контексте данного исследования практико-ориентируемый подход реализуется посредством использования специальных учебных заданий (профессиональных проб, кейс-задач, деловых игр) в рамках дисциплины «Теория и методика физического воспитания» и практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. В качестве методов исследования были использованы: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы, систематизация материала по проблеме исследования, моделирование, анкетирование, тестирование, методы математической обработки данных. В результате проведенного исследования была спроектирована и апробирована модель практико-ориентированной подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, представляющая собой единство целевого, теоретико-методологического, содержательного, процессуального и оценочно-результативного блоков.
внеурочная деятельность
кейс-задача
практико-ориентированная подготовка
деловая игра
профессиональная проба
будущий педагог по физической культуре
1. Ханин П.А. Специфика внеурочной деятельности как формы и вида учебной деятельности (на примере спортивно-оздоровительного направления) // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/50PDMN217.pdf (дата обращения: 02.12.2020).
2. Бакулин С.В., Шукшина Т.И., Бакулина Е.А., Лаптун В.И. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов к внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности // Теория и практика физической культуры. 2019. № 6. С. 5–8.
3. Тумашева О.В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 67.
4. Боярская Л.А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 120 с.
5. Неверкович С.Д. Интерактивные технологии подготовки кадров в сфере физической культуры / Е.В. Быстрицкая, Р.У. Арифулина, С.Д. Неверкович. М.: Спорт: Человек, 2018. 288 с.

Подготовка будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки и отвечает специфике современного общего образования. Тем не менее упор в основной профессиональной образовательной программе высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование «в большей степени делается на формирование методических компетенций обучающихся в области урочной деятельности» [1], поэтому приоритетными задачами педагогических вузов являются актуализация в содержании образования подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, а также обновление подходов к реализации данного содержания образования. Наиболее эффективным, по нашему мнению, представляется практико-ориентированное обучение, позволяющее формировать профессиональные компетенции будущих педагогов, используя специальные учебные задачи: профессиональные пробы, кейс-задачи и деловые игры [2].

Анализ исследований, проведенных в данном направлении (П.А. Ханин, С.В. Бакулин, Л.М. Кравцова и др.), свидетельствует о том, что в научно-методической литературе изучены специфика внеурочной деятельности как формы и вида учебной деятельности, возможности спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в формировании готовности учащихся к личностным достижениям, разработана модель готовности будущих педагогов по физической культуре к внеурочной деятельности. Однако вопрос, связанный с практико-ориентированным обучением будущих педагогов по физической культуре организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, пока еще остается недостаточно разработанным. Это и определяет актуальность нашего исследования.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки содержания, выявления методов, средств и форм практико-ориентированной подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности. При этом результативность обучения, на наш взгляд, будет зависеть от единства данных компонентов, возникающего благодаря их направленности на достижение поставленной цели.

Цель исследования: разработка и апробация модели практико-ориентированной подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности.

Материалы и методы исследования

Исследование осуществлялось с использованием следующих методов: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы, систематизация материала по проблеме исследования, моделирование, анкетирование, тестирование, методы математической обработки данных.

Исследование осуществлялось на базе МГПУ им. М.Е. Евсевьева. В нем приняли участие 35 студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Физическая культура». Исследование проводилось в экспериментальной и контрольной группах, его эффективность определялась динамикой уровня сформированности компонентов готовности будущего педагога по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Проектирование модели изучаемого процесса осуществлялось на основе выделения структурных блоков: целевого, теоретико-методологического, содержательного, процессуального, оценочно-результативного. Рассмотрим каждый компонент подробнее.

Целевой блок модели представлен основной целью – практико-ориентированная подготовка будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности. Сформулированная цель конкретизируется в следующих задачах:

1) способствовать развитию у будущих педагогов по физической культуре устойчивого интереса, мотивов и потребностей в организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности;

2) формировать у будущих педагогов по физической культуре теоретические знания об особенностях спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности;

3) развивать у будущих педагогов по физической культуре умения и навыки организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в рамках образовательного процесса и их использования в профессиональной деятельности.

Теоретико-методологической основой спроектированной модели являются теоретические основы непрерывного педагогического образования (Е.И. Артамонова, В.А. Болотов, С.А. Писарева, А.П. Тряпицина и др.), профессиональной подготовки педагога в вузах (Э.В. Балакирева, Е.М. Ибрагимова, И.А. Колесникова и др.), теоретические основы системы профессионального образования в области физической культуры и спорта (Л.И. Лубышева, А.П. Матвеев и др.), концептуальные идеи практико-ориентированного подхода в контексте высшего профессионального образования (Н.В. Месенева, E.H. Мычко и др.). В нашем исследовании практико-ориентированная подготовка представляет собой реализацию образовательных программ при оптимальном сочетании теоретической и практико-прикладной составляющей и выражается в использовании комплекса специальных учебных заданий: профессиональных проб, кейс-задач и деловых игр.

Содержательный блок модели представлен совокупностью знаний и умений будущих педагогов по физической культуре, которые необходимы для успешной организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в будущей профессиональной деятельности. В ходе исследования были выделены определенные компоненты готовности будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности.

Охарактеризуем каждый компонент:

– мотивационно-ценностный: ценностное отношение к внеурочной деятельности; мотивация к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности; осознание необходимости умений проектировать программы спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности;

– когнитивный: знания нормативно-правовых документов, регламентирующих внеурочную деятельность; характерных особенностей внеурочной деятельности, ее отличий от урочных занятий; особенностей типов мероприятий спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности; модульной структуры программ спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности; интерактивных форм и инновационных технологий организации мероприятий спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности; средств и методов контроля достижения планируемых результатов учащихся (личностных, предметных и метапредметных);

– деятельностный: умение разрабатывать проекты мероприятий спортивно-оздоровительной направленности с использованием различных технологий; разрабатывать программы спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; отбирать и структурировать материал для конструирования внеурочного занятия спортивно-оздоровительной направленности; моделировать внеурочное занятие спортивно-оздоровительной направленности;

– рефлексивный: умение проводить анализ и самоанализ действий по организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, а также отдельного проведенного мероприятия; умение проводить коррекцию целей и содержания внеурочной деятельности.

Процессуальный блок модели представлен аудиторной формой организации занятий будущих педагогов по физической культуре и их самостоятельной работой в ходе изучения дисциплины «Теория и методика физического воспитания», а также в ходе выполнения заданий практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Важный компонент процессуального блока – практико-ориентированные задания: профессиональные пробы, кейс-задачи и деловые игры. Рассмотрим их подробнее.

Профессиональная проба – это локальное погружение студента в реальные условия педагогической деятельности с учетом специфики ее содержания, способов и средств для получения опыта решения конкретных педагогических задач, овладения конкретными трудовыми действиями [3].

Приведем пример профессиональной пробы, реализуемой в рамках дисциплины «Теория и методика физического воспитания», нацеленной на проектирование будущими педагогами по физической культуре технологической структуры занятий внеурочной деятельности.

Выберите одно из спортивно-массовых мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности: соревнования по мини-футболу дворовых команд, «Оранжевый мяч», «Мама, папа, я – спортивная семья», школьная спартакиада.

Для выбранного мероприятия составьте план подготовки проведения, смету на его проведение, разработайте положение и сценарий спортивно-массового мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности. Продемонстрируйте фрагмент мероприятия.

Эффективным средством практико-ориентированной подготовки будущих педагогов по физической культуре является деловая игра – учебное задание, имитирующее различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.

Так деловая игра «Мастер-класс от профессионала» позволяет имитировать профессионально-педагогическую деятельность и организуется при изучении темы «Особенности организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности» в ходе изучения дисциплин «Теория и методика физического воспитания» с целью формирования умений проектирования и организации различных форм спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, организации взаимодействия ее участников, использования инновационных технологий с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Преподаватель предлагает студентам испытать себя в ситуации эксперта (спортсмен, тренер, педагог), которому необходимо организовать мастер-класс для учащихся по одному из современных подходов к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности: «спортизация физического воспитания; спартианское движение; президентские состязания; олимпийское образование; валеологизация физического воспитания; физическое воспитание с акцентом на его историко-культурологическом содержании» [4, с. 54].

Преподаватель знакомит студентов с правилами деловой игры и процедурой ее проведения, с особенностями проведения мастер-классов, с современными направлениями модернизации физического воспитания учащихся.

После этого обучающиеся разрабатывают, а затем моделирую фрагменты внеурочных мероприятий спортивно-оздоровительной направленности с использованием выбранной формы. В конце игры работа студентов анализируется и оценивается согласно разработанным критериям: актуальность и значимость темы мастер-класса; оригинальность содержания; соответствие проведенного мероприятия формату мастер-класса; взаимодействие с аудиторией.

Кейс-задачи – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач, они могут быть разнообразными (иллюстративные учебные ситуации, учебные ситуации, прикладные упражнения и др.). Рассмотрим пример кейс-задачи, которая имитирует конфликтную ситуацию, часто возникающую в работе педагога по физической культуре вследствие характерных возрастных особенностей учащихся.

«Учащиеся 10-го класса должны разделиться на две команды для проведения эстафеты. Педагог предложил сделать это учащимся самостоятельно, процесс деления класса затянулся, и тогда педагог предложил провести игру между командой юношей и командой девушек. Однако многие из учащихся, особенно девушки, стали выражать открытое недовольство таким решением. Часть учащихся отказалось принимать участие в эстафете, сев на скамью запасных. Каковы причины возникновения этой ситуации и как в этом случае должен поступить педагог?» [5].

Решение подобных кейсов будущими педагогами по физической культуре может осуществляться в рамках выполнения заданий практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Оценочно-результативный блок модели отражает результативность процесса подготовки будущих учителей физической культуры к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности. Данный блок представлен следующими компонентами, показателями и уровнями (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты, уровни и показатели готовности будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности

Компонент

Уровень

Показатели

Мотивационно-ценностный

Высокий

Осознает важность умений организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в профессиональной деятельности будущего педагога физической культуры, проявляет активность при проектировании программы спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности

Средний

Осознает важность умений организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в профессиональной деятельности будущего педагога физической культуры, однако не проявляет активности при проектировании программы спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности

Низкий

Не осознает важности умения организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в профессиональной деятельности будущего педагога физической культуры и не проявляет стремления к изучению особенностей проектирования спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности

Когнитивный

Высокий

Демонстрирует глубокие и прочные знания особенностей внеурочной деятельности, форм, методов, средств и приемов организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Окончание табл. 1

Компонент

Уровень

Показатели

 

Средний

Демонстрирует отдельные фрагментарные знания особенностей внеурочной деятельности, форм, методов, средств и приемов организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Низкий

Демонстрирует владение некоторыми знаниями особенностей внеурочной деятельности, форм, методов, средств и приемов организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Деятельностный

Высокий

Способен успешно отбирать и структурировать материал для конструирования внеурочного занятия спортивно-оздоровительной направленности; моделировать внеурочное занятие спортивно-оздоровительной направленности

Средний

Способен успешно, но с отдельными недочетами отбирать и структурировать материал для конструирования внеурочного занятия спортивно-оздоровительной направленности; моделировать внеурочное занятие спортивно-оздоровительной направленности

Низкий

В целом успешно, но не систематически способен отбирать и структурировать материал для конструирования внеурочного занятия спортивно-оздоровительной направленности; моделировать внеурочное занятие спортивно-оздоровительной направленности

Рефлексивный

Высокий

Успешно осуществляет анализ и самоанализ действий по организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности

Средний

В целом успешно, но с отдельными недочетами осуществляет анализ и самоанализ действий по организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности

Низкий

Не способен осуществлять анализ и самоанализ действий по организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности

Апробация разработанной модели осуществлялась на базе факультета физической культуры МГПУ им. М.Е. Евсевьева. Для подтверждения эффективности разработанной модели и технологии ее реализации был организован эксперимент среди обучающихся (35 человек) по профилю «Физическая культура»; его целью являлась диагностика сформированности компонентов готовности будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности. Каждый показатель готовности диагностировался с помощью подобранного комплекса методик. Обобщенные результаты экспериментального исследования по уровням сформированности готовности будущих учителей физической культуры к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты диагностики уровня сформированности критериев готовности будущего педагога по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, %

Критерий

Уровень готовности

низкий

средний

высокий

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Мотивационно-ценностный

12,3

31,2

38,8

42,9

50,6

25,8

Когнитивный

4,6

30,8

32,1

33,3

63,5

34,8

Деятельностный

9,6

33,2

34,5

36,9

55,2

29,6

Рефлексивный

11,8

36,8

41,2

46,7

47,2

14,4

Представленные результаты эксперимента доказывают значительное опережение студентов экспериментальной группы по всем измеряемым параметрам, что подтвердило эффективность и продуктивность разработанной модели и технологии ее реализации.

Выводы

В рамках исследования спроектирована модель практико-ориентированной подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности, которая наглядно демонстрирует элементы исследуемого процесса и зависимость между его элементами. Особенностью модели являются практико-ориентированные средства подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности: профессиональные пробы, деловые игры, кейс-задачи. Результаты опытно-экспериментальной работы убедительно доказывают эффективность сконструированных модели и технологии ее реализации, свидетельствуют об устойчивости тенденции повышения уровня сформированности готовности будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности.

Статья подготовлена и опубликована в рамках сетевого проекта ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» с ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».


Библиографическая ссылка

Бакулин С.В. МОДЕЛЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 12-2. – С. 335-340;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38452 (дата обращения: 06.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674