В настоящее время качество подготовки высококвалифицированных врачей приобретает большую актуальность. В медицинском вузе необходим уровень подготовки будущих врачей, который бы соответствовал требованиям современного общества, выполнение запросов зависит от многих факторов. Это, прежде всего, мотивированный и осознанный выбор профессии врача, желание и понимание необходимости овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми во врачебной работе. Важнейшей задачей современной высшей медицинской школы является развитие личностного потенциала студента-медика, который способен самостоятельно мыслить на основе полученных в период обучения в медицинском вузе знаний, находить правильные профессиональные решения, осознавать последствия своих врачебных действий и нести ответственность перед пациентом [1, 2]. В образовательном процессе важным аспектом является развитие познавательного интереса у студентов путем комплексного подхода к развитию и повышению уровня учебно-профессиональной мотивации. Таким образом, решение поставленной проблемы связано с разработкой организационно-методических действий в образовательном пространстве с точки зрения развития познавательного потенциала с учетом особенностей мышления будущих специалистов. Вопросы мотивации рассматривали многие ученые, эта проблема актуальна и в современных условиях [3, 4]. Следует обратить внимание на то, что мотивация учебной деятельности – это соответствие целей, стоящих перед студентом, и внутренней активностью личности в стремлении получать профессиональные знания. Поэтому мотивы учебной и профессиональной деятельности необходимо оценивать во взаимосвязи с другими мотивами, которые транслируют стремления, интересы, потребности, идеалы обучающегося человека к плодотворной познавательной деятельности. Мотивация в учебном процессе заключается в совместной работе как преподавателя, добросовестно выполняющего свои профессиональные обязанности, так и студента, понимающего смысл и необходимость не столько в их пассивном восприятии, сколько в активном участии в процессе познания будущей профессии [5, 6]. «Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, – писал С.Л. Рубинштейн, – нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживаниях» [7]. Несмотря на большое количество научных публикаций, рассматривающих вопросы мотивации к обучению студентов, данная проблема нуждается в дальнейшем изучении и анализе относительно студентов медицинских вузов, так как это ведущая детерминанта в успешной подготовке будущего профессионала. Следовательно, возрастающие требования к качественной подготовке специалистов, выпускников высших учебных медицинских заведений, вызывают необходимость менять и вносить коррективы в существующие образовательные подходы формирования учебно-профессиональной мотивации будущих специалистов.
Цель исследования: провести анализ учебно-профессиональной мотивации студентов выпускного курса медицинского университета.
Материалы и методы исследования
Для реализации поставленной цели в исследовании приняли участие 238 студентов выпускных курсов трех факультетов (лечебного – 93, стоматологического – 75, педиатрического – 70 студентов) Кубанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ. Анкетирование для изучения мотивов проводилось добровольно и анонимно. Возраст студентов, принимающих участие в исследовании, 22–23 года. В анкете респондентам предложено ответить на вопросы о мотивах поступления в медицинский вуз, об отношении к различным стилям общения преподаватель – студент. Проведен анализ влияния стилей педагогического общения и взаимосвязи клинического и клипового мышления на становление учебно-профессиональной мотивации у 72 студентов 6 курса педиатрического факультета.
Результаты исследования и их обсуждение
Для изучения мотивов, побудивших поступить в медицинский вуз, респондентам предложено ответить на вопросы анкеты, по результатам которой можно сделать выводы о причинах получить профессию врача: «Совет родителей, друзей»; «Престижность профессии»; «Традиции семьи»; «Приносить пользу людям»; «Материальная заинтересованность»; «Стремление к самореализации»; «Возможность заботиться о здоровье близких и своем». При заполнении анкеты студенты могли указать несколько вариантов ответов. В общей выборке по факультетам приоритетными мотивами получить высшее медицинское образование и стать врачом явились следующие: «Приносить пользу людям» – 53,6 %; «Стремление к самореализации» – 43,3 %; «Престижность профессии» – 36,4 %; «Возможность заботиться о здоровье близких и своем» – 35,7 %. Мотив «Материальная заинтересованность» мало привлекал респондентов – 15,3 %. При зачислении в вузы существуют различные категории абитуриентов и формы образовательных услуг: бюджетная за счет средств федерального и регионального бюджета: свободный конкурс, по квоте, целевой прием; платная на основе заключения договоров по оказанию платных образовательных услуг. Рассмотрены ответы студентов о мотивах поступления в медицинский вуз в зависимости от категории зачисления. Наиболее значимыми мотивами поступления в медицинский вуз у студентов бюджетной формы были следующие: «Приносить пользу людям» – 48,1 %; «Стремление к самореализации» – 41,5 %; «Возможность заботиться о здоровье близких и своем» – 41,1 %; «Престижность профессии» – 34,8 %. В меньшей степени для данной выборки характерны следующие варианты: «Традиции семьи», «Советы родителей и друзей», «Материальная заинтересованность». Для студентов платной формы обучения ведущие мотивы – «Приносить пользу людям» – 45,4 % и «Материальная заинтересованность» – 33,8 %. Определяя будущую профессию, эта категория учла советы родителей и друзей (46,1), а также престижность профессии (45,2 %). У зачисленных по свободному конкурсу на бюджетную форму обучения ведущие мотивы – «Приносить пользу людям» и «Стремление к самореализации» – 59,3 % и 41,9 % соответственно; «Возможность заботиться о здоровье близких и своем» – 48,8 %. У обучающихся целевого приема и студентов, зачисленных на бюджет по квоте, при выборе вуза ведущими оказались мотивы «Престижность профессии» – 59,5 % и «Стремление к самореализации» – 43,6 %. Выбирая вуз и будущую профессиональную деятельность, данная категория руководствовалась советами родителей и друзей –38,7 %; у них в меньшей степени выражен мотив «Приносить пользу людям» – 36,4 % [8].
Таким образом, по результатам проведенного исследования в общей выборке респондентов ведущим аргументом поступления в медицинский вуз оказался мотив профессиональной направленности.
При выборе вуза студенты платной формы обучения и целевики руководствовались советами родителей и друзей, в отличие от обучающихся на бюджетной форме обучения, зачисленных по свободному конкурсу. Мотив «Материальная заинтересованность» выражен у студентов платной формы обучения, в отличие от других категорий обучающихся. Следовательно, избравшие медицинский вуз и в дальнейшем профессию врача оказались мотивированными к будущей трудовой деятельности. Однако вызывают обеспокоенность ответы студентов, зачисленных по целевому приему, обучение которых выполняется за счет бюджетных средств. В связи с этим при направлении абитуриентов на целевое обучение необходимо повысить эффективность отбора, обращая внимание на профессиональную мотивированность кандидатов по зачислению в медицинский вуз, используя тесты, помогающие в выборе профессии выпускникам средних общеобразовательных школ.
Педагогам высшей медицинской школы важно знать и анализировать отношение студента к учебе, его заинтересованность в профессиональных знаниях, так как этим определяется качество оказания медицинской помощи в стране, здоровье населения [9]. Основополагающей задачей является подготовка квалифицированных специалистов, мотивированных к самостоятельной аналитической работе с использованием знаний, умений и навыков, приобретенных в вузе. Для этого необходимо создание условий в развитии и формировании коммуникативных и профессиональных компетенций обучающихся, умения работать с данными о пациенте, искать необходимую информацию в интернете.
Ведущим направлением в подготовке будущего врача считается развитие клинического мышления и умение использования данной характеристики в будущей работе. В современном обществе появилось понятие «клиповое мышление». Не избежал этого явления и образовательный процесс, как в средней общеобразовательной школе, так и в высших учебных заведениях, в том числе в медицинских вузах. В связи с этим возникает необходимость анализа влияния данного явления на профессиональную мотивацию студента-медика, возможность интеграции с клиническим мышлением. Клиническое мышление – известное и распространенное понятие в медицине. Это высшая форма мыслительной деятельности человека, которая состоит из следующих совместных действий: анализ, синтез, сравнение и различие, суждения и умозаключения, обобщение. Компетентное применение полученной в результате указанных действий информации позволяет врачу решать диагностические, лечебные, прогностические и реабилитационные задачи [10, 11]. Современному человеку приходится обрабатывать большое количество информации за небольшой промежуток времени, в результате возникла необходимость трансформации когнитивной деятельности, что привело к развитию специфических способов восприятия и переработки полученных данных. Возникшее явление получило название «клипового мышления», которое впервые было введено футурологом Э. Тоффлером, который так характеризует клиповое мышление: «…на личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами» [12]. Этот вид мышления отражает разнообразные признаки объекта, но отсутствует связь между ними. При переключении между клипами нет целостной картины восприятия информации, способности анализа, установления логических связей. Клиповое мышление рассматривается как приобретенный признак, который формируется в результате меняющихся условий и ритма жизни. Поэтому педагогам предпочтительнее не бороться с клиповым мышлением, необходимо адекватно использовать его особенности в организации процесса обучения студентов-медиков. Клиповое мышление делает акцент и помогает запомнить яркие, редко используемые термины, но общего понимания сути рассматриваемой проблемы и анализа полученной информации не дает. Как считают авторы, изучающие особенности клипового мышления, оно имеет положительные и отрицательные характеристики. К позитивным признакам относят: способность принимать решения в экстремальной ситуации и выполнять несколько дел одновременно; защиту мозга от информационных перегрузок и способность принимать большой поток информации. Негативные: сложности при анализе и обобщении полученной информации; проблемы при выделении главного и второстепенного; затрудненная концентрация внимания; ухудшение долговременной памяти; снижение способности к формулированию выводов и умозаключений; нежелание думать; слабое чувство эмпатии; шаблонное мышление; затрудненное восприятие информации на слух [13, 14]. При изучении дисциплины «Фтизиатрия» на 6 курсе педиатрического факультета продолжительностью 13 учебных дней с целью повышения профессиональной заинтересованности студентов преподаватель применяет методы, вызывающие интерес обучающихся, и провоцирует процесс развития клинического мышления, уменьшая проявления клипового. Преподаватель переходит от стиля изучения темы занятия в виде монолога к дискуссии, предлагая студентам отвечать на вопросы, размышлять и делать определенные выводы. В результате на втором-третьем практическом занятии вовлекаются в познавательную деятельность 23,6 % студентов. Далее используется прием новизны предлагаемой информации – оценка доказательности и информативности аналоговых и современных методов лучевой диагностики патологии органов дыхания: обзорные рентгенограммы органов грудной клетки и КТ-сканы грудной клетки. Для лучшего понимания и запоминания изучаемой дисциплины студентам предлагаем видеоматериалы с различными методами лабораторного обнаружения микобактерий туберкулеза: метод микроскопии и бактериологический, полимеразной цепной реакции. При разборе клинических случаев и ситуационных задач используется прием аудиовосприятия в виде симптомов, характерных для патологии органов дыхания, что дополняется визуализацией результатов рентгенологического исследования: «симптом разменных монет», «симптом яичной скорлупы», «ветка сакуры», «матовое стекло», «булыжная мостовая» и др. В результате уже к концу изучения «Фтизиатрии» (12–13 день занятий) у 77,5 % студентов группы отмечен рост учебно-профессиональной мотивации к изучаемой дисциплине. В положительной оценке клипового мышления рассматривается признак способности человека быстро принимать решения и выполнять действия. Однако это осуществимо при высоком уровне профессиональной подготовки, обеспеченной необходимыми фундаментальными знаниями, практическими навыками и умениями с учетом понимания этиологии и патогенеза развивающихся процессов в организме пациента. Подтверждением этому является изучение темы «Неотложная помощь при легочных кровотечениях», когда студенты затрудняются объяснить причины данной патологии и, следовательно, провести неотложные лечебно-диагностические мероприятия. Поэтому важно не просто принять решение, важно чтобы оно было грамотным, профессионально обоснованным и индивидуальным в отношении пациента.
Таким образом, необходимо изменение вектора учебно-профессиональной мотивации студентов в его направленности на непрерывное формирование познавательного интереса к избранной профессии врача.
Для выработки у студентов профессионального интереса и готовности к деятельности врача от преподавателя требуется определенный подход к развитию мотивации. Во время практических занятий по дисциплине «Фтизиатрия» студентам необходимо интерпретировать предложенную преподавателем обзорную рентгенограмму органов грудной клетки и на основе выявленных патологических изменений создать «клиническую легенду»: анамнез, данные физикального и лабораторного исследования, предварительный диагноз с обоснованием, план дальнейшего обследования, перечислить заболевания, с которыми необходимо провести дифференциальную диагностику. Студенты при выполнении этого задания работают малыми группами по 2–3 человека. В проводимой практике происходит развитие клинического мышления и используется клиповое в виде обзорной рентгенограммы органов грудной клетки или КТ-сканов. С целью развития учебно-профессиональной мотивации используется такой вид самостоятельной внеаудиторной работы студентов, как разработка проектов с помощью информационных интернет-технологий. Преподаватель на выбор предлагает студентам несколько вариантов заданий: подготовить пошаговую диагностику той или иной патологии органов дыхания, разработать алгоритм выявления туберкулеза органов дыхания в общей лечебной сети в условиях поликлиники или стационара. Студентам при выполнении задания необходимо обосновать значимость рассматриваемой проблемы и доказательно определить пошаговые действия. Аналитическое рассмотрение выполненного задания показало, что у 34,5 % студентов возникли трудности, особенно в выстраивании алгоритма действий, их обоснованности. Как показал опрос, участники проекта осознают важность выполняемого задания. Такая форма проведения занятий для них не только интересна, но и полезна, развивает память, мышление и запоминание изучаемой проблемы. В результате проводимых методик за период практических занятий по указанной дисциплине отмечено повышение учебно-профессиональной активности студентов в срезе увеличения степени выраженности клинического мышления у 23,5 % студентов и снижение проявлений клипового мышления у 24,7 % обучающихся. Таким образом, в результате конструктивного сотрудничества преподавателя и студентов, применения интерактивных методов обучения нецелесообразно бороться с клиповым мышлением, необходима взаимосвязь с клиническим, что повышает учебно-профессиональную мотивацию обучающихся.
Одной из сложнейших форм деятельности человека является медицина. В практике каждого врача, к сожалению, неизбежны ошибки вне зависимости от стажа работы, но наиболее они часты у начинающего. На клинических кафедрах педагогический процесс разумно организовывать с учетом разбора ошибок путем анализа реальных историй болезни или клинических ситуационных задач, в которых имеют место несоответствия действий врача с имеющимися анамнестическими, клинико-рентгенологическими, лабораторными данными, результатами инструментального исследования пациента. В большинстве случаев решение подобных заданий вызывает трудности у студентов. От преподавателя в таких условиях требуется тактичное и уважительное общение со студентами, умение направить мыслительный процесс обучающихся в нужное направление и мотивировать на решение поставленных задач. При обсуждении этой проблемы для преподавателя важно избегать авторитарного стиля общения со студентами, когда он единолично решает поставленные вопросы в ряде случаев, субъективно оценивая результаты обследования пациента. Альтернативой этому стилю общения является демократический – это сотрудничество, взаимодействие преподавателя и студентов направлено на повышение активности учащихся в плане решения поставленной задачи и формирования профессиональной мотивации. Вопросы педагогических стилей общения со студентами активно обсуждаются в научных публикациях [15]. Педагогическое общение имеет свои особенности, обеспечивая реализацию целей и задач, направленных на учебно-профессиональную мотивацию путем взаимодействия педагога и студента. Проведен анализ наличия данного вида мотивации у 72 студентов выпускного курса педиатрического факультета путем применения различных стилей педагогического общения во время проведения практических занятий. Приведем пример различной эффективности авторитарного и демократического стилей общения «преподаватель – студент» на практическом занятии по теме: «Туберкулез центральной нервной системы в различных возрастных группах. Особенности течения в современных условиях». Авторитарный тип общения – монолог преподавателя, студенты пассивно воспринимают информацию. После этого студентам предложено письменно ответить на вопрос об особенностях течения данной локализации туберкулеза в современных условиях. По результатам ответов только 8,3 % правильно ответили на поставленный вопрос. Другой вариант общения – демократический. Предложенная тема занятий была обсуждена путем разбора ситуационных задач, реальных клинических событий, интерпретацией данных обследования конкретного больного. Далее проводится анализ возникающих вопросов у студентов по принципу «вопрос – ответ», но при этом отвечает на вопрос не только и не столько преподаватель, а вовлечены студенты группы, В завершение студенты письменно ответили на контрольные вопросы по изучаемой теме. Проверка ответов показала, что 81,7 % изучающих тему правильно ответили на вопросы. Неправильные ответы были проанализированы и скорректированы преподавателем с непосредственным участием студентов. Данный факт подтверждает необходимость совместной работы преподавателя и студентов, целесообразность демократического стиля образовательного процесса, что повышает учебно-профессиональную мотивацию обучающихся к изучаемой дисциплине и к избранной профессии врача, развивает чувство ответственности у студента за процесс обучения, при этом раскрываются индивидуальные особенности студентов. Позитивное отношение студентов к демократическому стилю организации учебного познания подтверждено результатами анкетирования. В среднем более 90,0 % респондентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов считают, что демократический стиль организации познавательного процесса происходит в виде «диалога, разбора ошибок; получения ответов на возникшие вопросы; это командная работа под контролем и консультацией преподавателя; таким способом лучше запоминается изучаемая тема». Такое взаимодействие участников образовательного процесса, преподавателя и студентов, способствует развитию учебно-профессиональной мотивации у обучающихся и является важным компонентом в структуре учебной деятельности вуза.
Выводы
В образовательном процессе подготовки будущих врачей присутствует сочетание различных мотиваций. Ведущими являются выбор профессии врача, учебная и профессиональная мотивация. Реализация мотивации определяется системой организации подготовки квалифицированного специалиста. Результаты опроса 238 респондентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов показали высокий уровень мотивации при выборе профессии врача. Эту начальную мотивацию необходимо формировать и развивать путем использования активных методов обучения в сочетании с демократическим стилем «преподаватель – студент». Важно учитывать особенности клинического и клипового мышления, целесообразность их конструктивной взаимосвязи, что повышает учебно-профессиональную мотивацию студентов и эффективность результата в подготовке будущего врача. Для актуализации учебно-профессиональной мотивации необходимо развивать у студентов стремление к получению знаний, сделать его соучастником образовательного процесса, так как пассивное обучение подавляет мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Активное взаимодействие преподавателя и студента позволяет осознать учащемуся важность получения академических и практических знаний, вырабатывает понятие персональной ответственности, чувство долга и важности врачебной профессии. Развитие учебно-профессиональной мотивации – работа сложная и трудоемкая как для стороны преподавателя, так и для студентов.
Библиографическая ссылка
Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 12-2. – С. 329-334;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38451 (дата обращения: 10.10.2024).