Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Кисель О.В. 1 Бутова А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Серьезные изменения, происходящие в настоящее время в системе образования, являются следствием основных трендов развития мирового сообщества. Сдвиг от традиционных форм обучения в сторону студентоцентрированных подходов, дающих обучающимся возможность развивать «общую компетентность», необходим в современных условиях. Цель данной статьи – выявить преимущества и недостатки студентоцентрированного подхода в обучении в системе высшего образования. Результаты исследования показали, что данный подход создает студентам платформу для развития самостоятельности и ответственности в принятии решений. Кроме того, такой подход способствует высокому уровню вовлеченности студентов в учебный процесс и командного взаимодействия, а также развитию надпрофессиональных («мягких») и технических навыков. Исследование дает представление об основных преимуществах и недостатках студентоцентрированного подхода в высшей школе. Авторы статьи описывают проблемы, с которыми они столкнулись при внедрении данного подхода в образовательный процесс своего вуза. Одним из основных преимуществ студентоцентрированного подхода являются высокая заинтересованность обучающихся в учебном материале/ контенте. Среди недостатков выделяются сложности, возникающие в ходе дискуссии как у преподавателя, так и у студентов, а также различный темп работы у обучающихся одной группы. Исследование дает представление об основных преимуществах и недостатках студентоцентрированного подхода в высшей школе, обозначает сильные и слабые стороны.
высшее образование
студентоцентрированный подход
мотивация
ИКТ
метакогнитивные компетенции
традиционное обучение
1. Кемерова Н.С. Проектирование индивидуальной траектории обучения иностранному языку в техническом вузе // Вестник ТГПУ. 2010. 2 (92). С. 53–57.
2. Шилова С.А. К вопросу о применении личностно-ориентированного контроля при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 319–322.
3. Молоднякова А.В. Личностно-ориентированный подход в практике дополнительного образования дошкольников // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 12. С. 75–77.
4. Теоретические вопросы образования: хрестоматия / Сост., под ред. М.А. Гусаковского, А.А. Полонникова, А.М. Корбута. Минск: БГУ, 2013 С. 358.
5. Student-Centred Learning– Toolkit for students, staff and higher education institutions. Brussels, October 2010. [Electronic resource]. URL: http://www.aic.lv/bolo-na/2010/Reports/SCL_toolkit_ESU_EI.pdf (date of access: 25.11.2020).
6. Moravec J.W. Knowmads in Society 3.0. Education Futures. 2008. [Electronic resource]. URL: http://www.educationfutures.com/2008/11/20/knowmads-in-society-30/ (date of access: 25.11.2020).
7. Иванова Л.Г. Личностно-ориентированный подход в обучении по ФГОС // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 6 (41). С. 161–167.
8. Широгалина В.И. Применение студентоцентрированного подхода к обучению иностранному языку в неязыковом вузе // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 44–49.
9. Кисель О.В., Дубских А.И., Бутова А.В. Трудности применения студентоцентрированного подхода в российском высшем образовании // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9.
10. Кисель О.В. Применение личностно-ориентированного подхода при обучении английскому языку для специальных целей // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 455.
11. Bayram-Jacobs, D?rdane (Dury) & Hayirsever, Fahriye.. Student-centred Learning: How Does It Work in Practice? British Journal of Education, Society & Behavioural Science. 2016. P. 1–15.

Современное российское общество переживает кардинальные перемены в политическом, экономическом, социальном, культурном планах, что ведет к глобальным изменениям в системе высшего образования.

Социум переживает смену экономической формации, в этой связи возникает необходимость и пересмотра функционирования высшей школы. В этом контексте меняется и сам подход к процессу обучения, где возникает «идея такой организации процесса обучения и воспитания, при которой обучающиеся становятся субъектами собственного развития» [1].

Рональд Барнетт классифицирует концепции высшего образования следующим образом:

Во-первых, высшее образование призвано «производить» и готовить квалифицированные кадры для различных сфер экономики. В рамках данной концепции высшее образование – это процесс, в котором будущий специалист со степенью бакалавра и магистра – это «продукт», а система высшего образования вносит вклад в развитие и становление новой системы бизнеса и промышленности.

Во-вторых, система высшего образования предлагает научно-исследовательскую базу для подготовки квалифицированных ученых и исследователей, способных к написанию научных публикаций, а также готовых к проведению качественных научных исследований [2].

В-третьих, «высшее образование как эффективное управление преподаванием: многие твердо уверены, что преподавание является основой учебных заведений. Таким образом, в высших учебных заведениях основное внимание уделяется эффективному менеджменту, касающемуся вопросам преподавания и обучения. В этой связи высшее образование рассматривается как возможность участия в процессе развития личности посредством гибкого непрерывного образования. Все эти понятия высшего образования не являются исключительными. Они скорее интегрированы и дают общее представление о том, что такое высшее образование» [3].

Система высшего образования требует модификации, а именно выхода за пределы традиционных методов обучения и перехода к студентоцентрированной парадигме [4]. Данный подход, в центре которого находится студент, а не преподаватель, фокусируется на образовательных практиках и принципах, обеспечивающих студентам доступ к знаниям и навыкам, необходимым для самореализации в карьере и дальнейшего самостоятельного получения знаний.

«Студентоцентрированное обучение представляет собой тип мышления и культуру высшего учебного заведения, а также метод обучения, который во многом связан с конструктивистскими теориями и подкрепляется ими. Для СЦО характерны инновационные методы преподавания, при которых между педагогом и обучающимися устанавливается особое взаимодействие, основанное на признании/восприятии студентов активными участниками образовательного процесса; формируются важнейшие навыки мышления» [5].

В одной из работ Дж. Моравека, основателя «Education Futures LLC», занимающегося исследованиями в области развития образования, обсуждаются изменения, происходящие в образовательных парадигмах. В частности, Дж. Моравец подчеркивает существующую взаимосвязь между технологиями и обществом, которая играет одну из ключевых ролей в развитии образования. Моравек выделяет три «варианта» общества, каждое из которых выдвигало/выдвигает свои требования к выпускнику вуза [6].

Общество 1.0 – общество доиндустриальной, индустриальной и информационной эры, основано на линейных, «задачеориентированных» отношениях. Роль образования 1.0 – выпустить «прилежных исполнителей», которые владеют профессиональными навыками строго в рамках определенного вида деятельности.

Общество 2.0 – общество, основанное на знаниях, необходимых для управления глобализацией и ростом сетевых технологий; люди ценятся за свои знания, а не за способность выполнять поставленные задачи. Быстро развивающиеся информационные и коммуникационные технологии позволяют получать знания новыми способами (например, через Twitter, Facebook и др.). Роль образования 2.0 заключается в развитии способностей/навыков/умений, необходимых для успешной конкуренции на глобальном рынке с новыми социальными отношениями.

Общество 3.0 – это только формирующееся инновационное общество, движимое ускоряющимися изменениями. В эпоху ускоряющихся изменений количество доступной информации увеличивается с огромной скоростью, а период полураспада полезного знания экспоненциально уменьшается. Это требует новаторского мышления и действий со стороны всех членов общества. Использование ИКТ должно быть целенаправленным и распространяться на все сферы, в том числе и на образование.

Цель данной статьи – выявить преимущества и недостатки студентоцентрированного подхода в обучении в системе высшего образования.

Материалы и методы исследования

Поставленные цели достигаются за счет совокупности теоретических и эмпирических методов исследования: теоретического анализа литературы по теме, наблюдения за результатами работы студентов и преподавателей.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках студентоцентрированного подхода подчеркивается, что студенты должны играть активную роль в обучении. Основные принципы студентоцентрированного подхода состоят в следующем:

- студент несет полную ответственность за свое обучение;

- вовлеченность и участие – необходимые элементы обучения;

- отношения между обучающимися – равноправные, что способствует росту и развитию;

- педагог-фасилитатор и ресурсное лицо;

- слияние аффективной и когнитивной сфер.

Студентоцентрированное обучение способствует развитию навыков более высокого порядка: критическое мышление, решение проблем, лидерство, навыки межличностного общения и др. Следует уточнить, однако, что существуют и определенные трудности, связанные с поддержкой обучения, ориентированного на студента. Прежде всего, речь идет об отсутствии структуры в содержании и видах деятельности, используемых при студентоцентрированном подходе. Четкая структурированность помогает не только направлять обучающихся к успешному завершению того или иного вида деятельности, но и решает проблему дезориентации, которая может привести к потере мотивации/интереса.

Так, при внедрении данного подхода авторы статьи столкнулись с некоторыми трудностями. Студенты не готовы к самостоятельной образовательной деятельности, за годы обучения в школе они привыкли к пассивному восприятию информации по предмету, у многих из обучающихся нет мотивации, поэтому вовлечение студентов в активные дискуссии и мероприятия не приносит должных результатов.

Еще одна трудность связана непосредственно с навыками/умениями/способностями, присущими каждому отдельно взятому студенту. Для активного участия в процессе обучения необходимы самоконтроль и другие метакогнитивные навыки, необязательно присущие каждому человеку. Вопрос, на который пытались найти ответ авторы статьи, заключается в правильной оценке потребностей каждого отдельного студента.

Аудиторная работа и механическое выполнение упражнений различного вида не могут стать основой для развития профессиональных и общекультурных компетенций студентов вуза. Только конкретные задачи, имеющие практическое применение, исследования и анализ каких-либо явлений/процессов могут повысить как мотивированность студентов к обучению, так и интерес к предмету. В своей профессиональной деятельности авторы статьи столкнулись с негативной реакцией будущих работодателей, так как многие из них считают, что навыки анализа, критического мышления, сотрудничества, коммуникации, управления данными и креативность отсутствуют среди сегодняшних выпускников вузов.

Успешное внедрение студентоцентрированного подхода требует модернизации условий обучения, которые преподаватели и разработчики учебных программ должны интегрировать в уже существующие учебные программы/комплексы. К ним относятся разнообразные проблемные контексты, механизмы оценки и средства обучения (инструменты), как для студентов, так и для преподавателей.

Новые технологии интегрируют развитие воображения, творчества и инноваций, которые имеют решающее значение в современных условиях. Новые ИКТ, с одной стороны, упрощают управление электронными ресурсами, делая студентоцентрированное обучение возможным и выполнимым, а с другой – учат студентов самостоятельной организации своего учебного процесса.

Переоснащенная компьютерная среда способствует вовлечению в учебную деятельность, ориентированную на студентов. Другими словами, вместо того, чтобы быть пассивными получателями информации, студенты, работающие с ИКТ, становятся активными пользователями. Эти технологии создают ориентированную именно на учащихся среду обучения, которая может обеспечить не только дополнительную деятельность, интерактивную по своей природе, но и даст возможность каждому студенту концентрироваться на своих собственных учебных интересах и потребностях; а также продвигаться вперед на все более сложные уровни содержания для более детального понимания предмета.

Так, например, лекции могут (а в определенных случаях – должны) быть заменены «активным обучением», включающим самостоятельные учебные контенты и/или совместные групповые ситуации, что в конечном итоге приведет к пониманию студентами того, что они сами несут ответственность за собственные достижения/неудачи в образовании.

В ходе различных педагогических исследований [7, 8] было установлено, что аудиторная работа, без сомнения, является ключевым образовательным фактором, поэтому для достижения желаемых результатов следует выявлять и продвигать наиболее эффективные практики. С этой точки зрения так называемое «традиционное» обучение становится невостребованным и устаревшим, поскольку данная форма обучения, ориентированная на передачу учащимся знаний в готовом виде, отводит им пассивную роль. Вся аудиторная работа сводится лишь к воспроизведению знаний, т.е. традиционное обучение ориентировано в большей степени на память, а не на мышление. Навыки и знания, получаемые при традиционном обучении, безусловно, обладают своими достоинствами, но находятся все-таки на более низком уровне. Для качественного образования важен не только результат, но и путь, по которому прошел студент для приобретения навыков/умений/знаний, а также все сопутствующие компетенции и «личный вклад». Именно здесь на первый план выходит обучение, ориентированное на студента.

Преимущества студентоцентрированного подхода

Студентоцентрированный подход в обучении дает возможность «создать» независимого специалиста с независимым аналитическим взглядом на те или иные вещи/ явления/процессы, поэтому ключевым моментом является предоставление студентам возможности выбора курсов и дисциплин в рамках их учебной программы. Некоторые сторонники обучения, ориентированного на учащихся, подчеркивают, что такой подход дает студентам представление о том, как думать, а не учит их тому, что думать [9].

Исследование, проведенное О.В. Кисель, показало, что студенты, с большей долей вероятности, будут более вовлечены в обучение, если им будет предоставлена свобода выбора [10]. Заинтересованность в учебном материале/контенте обусловит высокую активность, самостоятельность, желание коммуницировать, анализировать, мыслить и др. Исследование, проведенное компанией «Hayirserver», также показало, что студентам проще получать и усваивать знания, если при обучении учитываются личные возможности и интересы каждого отдельно взятого обучающегося [11].

Студентоцентрированный подход способствует созданию благоприятной учебной среды для студентов любых направлений и возрастов. Современные студенты предпочитают более эффективную среду обучения, в основе которой лежат информационно-коммуникационные технологии. Комфортная среда обучения должна быть не только интересной и мотивирующей, немаловажную роль в этой среде играет и личность самого преподавателя. Зачастую преподаватели занимают на занятии позицию лидера, который доминирует и диктует определенные установки/условия. Каждому педагогу необходимо научиться разделять полномочия со своими учениками. Несмотря на то, что педагог при студентоцентрированном обучении выступает в роли консультанта/тьютора, он должен побуждать обучающегося задавать вопросы, делиться мнением, анализировать, оценивать получаемую информацию и др. Студентоцентрированный подход акцентирует внимание на том, что преподаватель не является единственным источником информации, сами студенты играют важную роль в процессе обучения.

В сегодняшней конкурентной бизнес-среде компетентностным навыкам придается большое значение. Работодатели фокусируют свое внимание на конкретных компетенциях. Так, относительно недавно возник термин «общая компетентность», который используется для обозначения компетенций, имеющих «универсальный характер», т.е. их применение возможно в различных профессиональных контекстах.

Недостатки студентоцентрированного подхода

Управление классом является важным компонентом обучения. При студентоцентрированном подходе дискуссия, в которой принимают участие все обучающиеся, является важнейшей составляющей аудиторного занятия. Шум и хаотичность, возникающие при активном обсуждении той или иной темы, могут создать определенные сложности как для самих обучающихся (невозможность услышать мнения и позиции своих одногруппников), так и для преподавателя (в плане контроля и управления деятельностью студентов).

Современный студент предпочитает индивидуальную работу. Данный факт может вызвать некоторые трудности у педагога, так как сосредоточение внимания на каждом отдельном человеке в классе может быть времязатратной работой.

Еще одним недостатком студентоцентрированного подхода становится различный темп работы студентов, так как преподаватель должен сконцентрироваться на тех студентах, которым требуется больше времени для выполнения того или иного задания, при этом связь с другой частью группы может быть потеряна.

Выводы

Изменения, происходящие в мире, затрагивают все сферы жизни человека. Система высшего образования находится в постоянном движении, пытаясь подстроить своих выпускников под изменяющиеся требования общества. «Прилежный исполнитель», специалист, умеющий выполнять лишь поставленные перед ним задачи, больше не соответствует запросам потенциальных работодателей. В нынешней конкурентной бизнес-среде от выпускников вузов ожидают навыков, развитие которых возможно лишь при определенном подходе в обучении. Думается, что именно студентоцентрированный подход, который предполагает личностный и когнитивный рост, а также критическое мышление, лидерство и межличностную коммуникацию, является эффективным путем обучения. Исследование отечественных и зарубежных работ показало, что, несмотря на наличие определенных трудностей и недостатков, студентоцентрированный подход вкупе с использованием ИКТ представляет собой перспективное направление в системе высшего образования.


Библиографическая ссылка

Кисель О.В., Бутова А.В. СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 12-1. – С. 166-170;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38428 (дата обращения: 01.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074