Чем раньше школьник поймет, к чему лежит душа, тем более блистательная у него сложится карьера.
Додонова Анна
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в современных условиях существенно меняются его функции, формы организации. Введение федеральных государственных образовательных стандартов обеспечило возможность интегрировать обучение биологии в средней школе по двум направлениям – базовому и профильному. В этой связи у учителей возникла проблема: не «загрузить» ученика обширными знаниями и при этом сформировать естественнонаучную картину мира и заложить такой фундамент биологических знаний, который в будущем позволит отличать достоверную биологическую информацию. И наоборот – сформировать знания, которые в будущем позволят ученику заниматься биологической наукой в вузе. Важно, что переход учащихся из основной школы в старшие классы является одним из сложных в обучении. В этот период повышаются их познавательные потребности, требования к образованию и к его результатам. Поэтому учителю необходимо выбрать такие технологии обучения, которые будут способствовать как общему развитию учащихся, так и получению прочных знаний в области биологии.
Цель исследования состоит в обосновании и разработке технологии организации базового и профильного уровней обучения биологии, направленной на повышение качества образовательного процесса и создание условий для профессионального самоопределения учащихся.
Материалы и методы исследования
Под технологией организации базового и профильного уровней обучения биологии мы понимаем систему психолого-педагогических и методических условий, определяющих отбор средств, форм и методов, диагностического инструментария педагогического процесса. В структуру технологии организации обучения входят: целевая, содержательная, процессуальная (методы, формы и средства обучения биологии) и диагностическая части. Предметом нашей статьи являются методы базового и профильного уровней обучения учащихся биологии – ключевые компоненты процессуальной части технологии.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии на базовом уровне отводится лишь один час в неделю. В данной ситуации учителю необходимо перенаправить небольшие временные ресурсы предмета с формирования специальных биологических знаний на общеучебные умения, что позволит в будущем выпускнику воспользоваться ими в самостоятельной жизни. Идея обучения биологии на базовом уровне звучит так: мы не будем углублять знания обучающегося, наша задача – отработать имеющиеся знания, но уже не торопясь, чтобы у обучающегося возникала полноценная естественнонаучная картина мира [1].
Одна из приоритетных задач профильного обучения – подготовка биологически и экологически грамотной личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, умеющей выстраивать свои взаимоотношения с природой на основе уважения к жизни и человеку, готовой к профессиональной деятельности [1]. Предмет «Биология» сегодня занимает особое место в профильном обучении. Возросла востребованность специалистов с биологическим образованием. В этой связи растет число выпускников школ, выбравших экзамен по биологии в формате ЕГЭ.
Основной целью профильного обучения биологии, как отмечают авторы в исследовании данной проблемы, является овладение учащимися системой биологических знаний, дающей возможность продолжить изучение биологии в высшей школе [2–4]. Рассмотрим разницу в выборе учителем методов обучения биологии с учетом базового и профильного уровней. Поскольку структура и содержание курса биологии на базовом уровне отвечают закономерностям развития познавательных возможностей обучающихся, а также раскрывают систему биологических понятий, то целесообразно применение учителем объяснительно-иллюстративных и практических методов обучения. Предлагаем пример технологической карты урока биологии в 10 классе базового профиля по теме «Молекулярный уровень: общая характеристика» (табл. 1) [5].
Таблица 1
Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме «Молекулярный уровень: общая характеристика»
Этап урока, время, цель |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Средства обучения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Мотивация учебной деятельности (орг. момент) (2 мин) Организовать и настроить на учебную деятельность |
· подготовить рабочее место, · психологически настроиться на работу |
||
2. Актуализация знаний (3 мин) На основе известных знаний перейти к неизвестному. Предложить сформулировать тему урока |
А. Беседа 1. Вспомните основные положения атомно-молекулярного учения? 2. Что такое химические элементы? 3. Какую роль они играют в жизни организма? Б. Обучающиеся формулируют тему урока |
Ответы на вопросы. Обучающиеся формулируют тему урока |
Таблица химических элементов, учебник, рабочая тетрадь |
Окончание табл. 1 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Изучение нового материала/ открытие новых знаний (20 мин) А. Сформулировать цель урока, разработать план работы на уроке |
А. Целеполагание учениками и обсуждение цели с учителем. Совместное с учителем планирование деятельности Примерный вариант плана изучения темы 1. Химический состав живого организма. 2. Химические элементы живой клетки. 3. Неорганические и органические вещества живой клетки на уроке |
Формулируют цель урока, разрабатывают план и приступают к изучению нового материала по плану |
Учебник, рабочая тетрадь, слайды презентации |
Б. Изучение нового материала по разработанному плану |
Б. Изучение нового материала по плану. 1. Химический состав живого организма – организует работу учащихся с таблицей химических элементов. 2. Химические элементы живой клетки – организует работу учащихся с презентацией, на которой представлены различные клетки царств живой природы. Обсуждение наличия различных химических элементов и их соединений в составе живых клеток. 3. Неорганические и органические вещества живой клетки – организует обсуждение вопросов о химических соединениях, организует работу учащихся с презентацией, рабочими листами |
Выполнение заданий в рабочем листе по заданному направлению Отвечают на вопросы учителя: почему углерод, явился основой для построения большинства органических веществ? Какое значение могут иметь неорганические вещества в живой клетке? |
Учебник, рабочая тетрадь, рабочий лист, слайды презентации, таблица химических элементов |
4. Практическое применение полученных знаний (15 мин) Создание условий для практического применения и закрепления знаний учащимися |
1. Организация работы в рабочих листах в группах по вопросам на закрепление изученного материала. 2. Организация взаимоконтроля (обмен рабочими листами между членами групп, между разными группами) |
1. Обсуждение с участниками группы заданий. 2. Контроль и проверка заданий |
Рабочий лист |
5. Подведение итогов урока /рефлексия (5 мин) Подвести итоги, сделать выводы, зафиксировать домашнее задание |
Организует обсуждение вопросов: Какая цель была поставлена на уроке? Достигли ли поставленной цели? Что нового Вы узнали на уроке? Что Вам показалось наиболее сложным в данном занятии? Формулирует домашнее задание |
1. Совместно с учителем делают выводы и подводят итоги работы. 2. Проводят самоанализ работы |
Иллюстрируемый урок обучения биологии на базовом уровне дает представление о химическом составе живого организма, объясняет единство живой и неживой природы.
Методы обучения учащихся биологии и формы организации в профильных классах, согласно В.П. Викторову и А.В. Теремову, имеют свою специфику. В их числе должны преобладать лекционно-семинарские виды уроков, лабораторные работы, а также самостоятельная работа школьников с информационными ресурсами. Внеурочная деятельность может включать творческие встречи с научными деятелями, конкурсы проектов и научно-исследовательских работ, олимпиады, школьные летние и зимние экологические лагеря и др. [2].
Обучая биологии на профильном уровне, необходимо уже с первых уроков формировать у школьников умение проводить наблюдения в природе, знакомить их с многообразием биологических объектов, учить познавать путем самонаблюдений свой организм. В содержание урока необходимо включать задания разных видов: тесты, лабораторные и практические работы, составление таблиц и схем, работы с текстом и рисунками. На уроках биологии профильного уровня должен формироваться комплекс предметных умений, в числе которых: описание, распознавание, определение, классификация и анализ биологических объектов и явлений. В результате обучения у школьников развиваются базовые компетенции: учебно-познавательные, исследовательские, коммуникативные, информационные [1].
Для реализации требований обучения на профильном уровне образовательный процесс необходимо преобразовать таким образом, чтобы мышление преобладало над памятью, а самостоятельная работа обучающихся – над монологом педагога. Деятельностный подход, ориентированный на практическое усвоение учащимися знаний и учебных действий, является одним из современных подходов для реализации поставленных целей и задач. Прочные навыки самостоятельного овладения знаниями за время учебы в профильных классах дадут возможность учащимся не потерять интереса к биологии, а учителю – поддерживать этот интерес, укреплять его, помогать учащимся в выборе будущей профессии. Применение целого ряда разнообразных технологий обучения, методов и форм урочной и внеурочной работы будут определять результаты обучения. В табл. 2 приведены примеры педагогических технологий и методов обучения, используемых на уроках биологии в профильных классах.
Таблица 2
Педагогические технологии и методы обучения, используемые на уроках биологии в профильных классах
Название технологии |
Методы обучения |
Особенности применения |
1 |
2 |
3 |
Веб-технология |
Практические |
Создание учителем в сети Интернет документов для использования их учащимися при изучении различных тем урока. Облачные веб-сервисы сети Интернет делают данный процесс простым и понятным. Например, как источник учебных материалов можно использовать видеофильмы по теме урока, фотоизображения, видеоматериалы выступлений ученых. По готовым образцам можно создавать индивидуальные и групповые презентации и совместно с учителем их редактировать. Мастер-тест дает возможность конструировать анкеты, вопросники и тесты, взаимодействовать с другими веб-пользователями. Использование LearningApps – интерактивного конструктора для разработки заданий в разных режимах – тесты, паззлы, ребусы, игры |
Технология проблемного обучения |
Практические, методы проблемного обучения |
При поиске ответа для решения проблемы возможно моделирование процессов, создание технических рисунков при использовании интеллект-карт, составление схем для визуализации информации |
Технология исследовательской, проектной деятельности |
Практические |
Поисковая, краеведческая и другие виды деятельности, непосредственно или опосредованно связанные с изучением живой природы |
Технология горизонтального развития учебной деятельности |
Объяснительно-иллюстративныемтоды, практические, поисковые |
Многообразие связей между видами деятельности на уроках и за его пределами. В ходе урока учащиеся включаются в общение, игру, природоохранительную, здоровьесберегающую, профориентационную, проектную, досуговую и эстетическую деятельность |
Технология вертикального развития учебной деятельности |
Объяснительно-иллюстративныеметоды, практические, поисковые |
Развитие познавательной активности учащихся от репродуктивного к проблемно-поисковому уровню и далее к исследовательскому. Возрастание степени самостоятельности учащихся от простого воспроизведения продемонстрированных учителем знаний и учебных действий до самостоятельного изучения биологических объектов, инициированного проблемной ситуацией, возникшей спонтанно или организованной учителем и побуждающей учащихся к приобретению новых знаний. Например: - учебное исследование является высшей стадией развития познавательной деятельности, так как оно требует от учащихся самостоятельного, активного и творческого овладения знаниями в условиях проблемной ситуации; |
Окончание табл. 2 |
||
1 |
2 |
3 |
- применение средств информационных технологий для активизации познавательной самостоятельности учащихся. Условием вертикального развития учебной деятельности является ее мотивация. Сложность состоит в том, что запоминание учебного материала – это труд, к которому учащиеся не всегда готовы. Один из возможных способов решения этой проблемы – сделать процесс запоминания интересным, организовав его, например, в форме игры. При изучении темы «Покрытосеменные растения» урок «Экологические группы покрытосеменных растений» проводится в форме викторины с использованием мобильного класса. Ее назначение – обобщение и закрепление знаний. Викторина включает игры «Узнай растение по описанию», «Разгадай ребус», «Кто где живет», «Собери слово» и другие |
Выводы
Из представленных примеров видно, что для раскрытия сущности биологических процессов и явлений при обучении биологии на профильном уровне недостаточно применения объяснительно-иллюстративных и практических методов. Возникает необходимость глубины раскрытия каждой темы урока, ее насыщенность фактическим материалом. Работа учителя, осуществляющего обучение биологии в классах базового уровня, сводится не только к формированию прочных знаний учащихся, но и общеучебных действий, крайне необходимых для самореализации каждого ученика в дальнейшем. Процесс технологии организации базового и профильного уровней обучения биологии находится на этапе реализации, но, тем не менее, возможно отметить его промежуточные результаты (2019–2020 учебный год, БОУ г. Омска «СОШ № 135 имени Героя Советского Союза Алексея Петровича Дмитриева»):
- 100 % учащихся, освоивших биологию на базовом уровне, получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании и поступили в профессиональные учебные заведения согласно выбранному профилю;
- качество освоения программы по биологии за курс средней школы в профильных химико-биологических классах 87,5 %, что на 4,2 % выше, чем в предыдущем учебном году;
- 100 % учащихся профильного химико-биологического класса успешно сдали единый государственный экзамен (средний балл – 62) и все поступили в высшие учебные заведения по профилю подготовки «Биология» на бюджетной основе.
Таким образом, система отбора соответствующих средств, методов и форм обучения биологии, а также диагностического инструментария позволит повысить качество образовательного процесса и создать условия для профессионального самоопределения учащихся.
Библиографическая ссылка
Ижойкина Л.В., Петкевич А.Н. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ БИОЛОГИИ НА БАЗОВОМ И ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЯХ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-2. – С. 375-379;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38391 (дата обращения: 21.11.2024).