Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ БИОЛОГИИ НА БАЗОВОМ И ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЯХ

Ижойкина Л.В. 1 Петкевич А.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
В статье рассматривается проблема обучения учащихся биологии в классах базового и профильного уровней. Как учителю заложить «фундамент» базовых биологических знаний учащихся? Как сформировать знания, которые в будущем позволят ученику заниматься биологической наукой в вузе? Исследование посвящено обоснованию и разработке технологии организации базового и профильного уровней обучения биологии, направленной на повышение качества образовательного процесса и создание условий для профессионального самоопределения учащихся. Предметом данной статьи являются методы базового и профильного уровней обучения учащихся биологии – ключевые компоненты разработанной технологии. Авторы акцентируют внимание на необходимости выбора учителем методов обучения биологии в зависимости от уровня обучения и профиля класса. Отмечена роль профильного обучения в развитии предметных биологических умений школьников: описание, распознавание, определение, классификация и анализ биологических объектов и явлений, проведение эксперимента, моделирование. Пример технологической карты урока биологии в 10 классе базового профиля дает представление о химическом составе живого организма, объясняет единство живой и неживой природы. Приведены примеры педагогических технологий и методов обучения, используемых учителем на уроках биологии в профильных классах, дана их характеристика, значение в обучении биологии. Промежуточные результаты исследования позволяют авторам сделать вывод о повышении качества обучения биологии как в базовых, так и в профильных классах.
урок биологии
базовое обучение
профильное обучение
методы обучения биологии
формы организации
технология организации базового и профильного уровней обучения биологии
1. Голубева Е.А. Особенности профильного обучения биологии в средней общеобразовательной школе // Педагогические науки. 2016. № 41–1. [Электронный ресурс]. URL: https://novainfo.ru/article/4325 (дата обращения: 15.10.2020).
2. Викторов В.П., Теремов А.В. Профильное обучение биологии в школе: теория и практика реализации // Наука и школа. 2018. № 2. С. 14–20.
3. Суматохин С.В., Калинова Г.С. Биология: предметно-методическая подготовка учителей по сложным темам школьного курса // Биология в школе. 2018. № 4. С. 24?41.
4. Егорова А.М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Т. 1. СПб.: Реноме, 2012. С. 173–179. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1617/ (дата обращения: 08.11.2020).
5. Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. Биология. 10 класс. Учебное пособие: базовый уровень. М.: Просвещение, 2018. 224 с.

Чем раньше школьник поймет, к чему лежит душа, тем более блистательная у него сложится карьера.

Додонова Анна

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в современных условиях существенно меняются его функции, формы организации. Введение федеральных государственных образовательных стандартов обеспечило возможность интегрировать обучение биологии в средней школе по двум направлениям – базовому и профильному. В этой связи у учителей возникла проблема: не «загрузить» ученика обширными знаниями и при этом сформировать естественнонаучную картину мира и заложить такой фундамент биологических знаний, который в будущем позволит отличать достоверную биологическую информацию. И наоборот – сформировать знания, которые в будущем позволят ученику заниматься биологической наукой в вузе. Важно, что переход учащихся из основной школы в старшие классы является одним из сложных в обучении. В этот период повышаются их познавательные потребности, требования к образованию и к его результатам. Поэтому учителю необходимо выбрать такие технологии обучения, которые будут способствовать как общему развитию учащихся, так и получению прочных знаний в области биологии.

Цель исследования состоит в обосновании и разработке технологии организации базового и профильного уровней обучения биологии, направленной на повышение качества образовательного процесса и создание условий для профессионального самоопределения учащихся.

Материалы и методы исследования

Под технологией организации базового и профильного уровней обучения биологии мы понимаем систему психолого-педагогических и методических условий, определяющих отбор средств, форм и методов, диагностического инструментария педагогического процесса. В структуру технологии организации обучения входят: целевая, содержательная, процессуальная (методы, формы и средства обучения биологии) и диагностическая части. Предметом нашей статьи являются методы базового и профильного уровней обучения учащихся биологии – ключевые компоненты процессуальной части технологии.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии на базовом уровне отводится лишь один час в неделю. В данной ситуации учителю необходимо перенаправить небольшие временные ресурсы предмета с формирования специальных биологических знаний на общеучебные умения, что позволит в будущем выпускнику воспользоваться ими в самостоятельной жизни. Идея обучения биологии на базовом уровне звучит так: мы не будем углублять знания обучающегося, наша задача – отработать имеющиеся знания, но уже не торопясь, чтобы у обучающегося возникала полноценная естественнонаучная картина мира [1].

Одна из приоритетных задач профильного обучения – подготовка биологически и экологически грамотной личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, умеющей выстраивать свои взаимоотношения с природой на основе уважения к жизни и человеку, готовой к профессиональной деятельности [1]. Предмет «Биология» сегодня занимает особое место в профильном обучении. Возросла востребованность специалистов с биологическим образованием. В этой связи растет число выпускников школ, выбравших экзамен по биологии в формате ЕГЭ.

Основной целью профильного обучения биологии, как отмечают авторы в исследовании данной проблемы, является овладение учащимися системой биологических знаний, дающей возможность продолжить изучение биологии в высшей школе [2–4]. Рассмотрим разницу в выборе учителем методов обучения биологии с учетом базового и профильного уровней. Поскольку структура и содержание курса биологии на базовом уровне отвечают закономерностям развития познавательных возможностей обучающихся, а также раскрывают систему биологических понятий, то целесообразно применение учителем объяснительно-иллюстративных и практических методов обучения. Предлагаем пример технологической карты урока биологии в 10 классе базового профиля по теме «Молекулярный уровень: общая характеристика» (табл. 1) [5].

Таблица 1

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме «Молекулярный уровень: общая характеристика»

Этап урока, время, цель

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Средства обучения

1

2

3

4

1. Мотивация учебной деятельности (орг. момент) (2 мин)

Организовать и настроить на учебную деятельность

· подготовить рабочее место,

· психологически настроиться на работу

 

2. Актуализация знаний

(3 мин)

На основе известных знаний перейти к неизвестному.

Предложить сформулировать тему урока

А. Беседа

1. Вспомните основные положения атомно-молекулярного учения?

2. Что такое химические элементы?

3. Какую роль они играют в жизни организма?

Б. Обучающиеся формулируют тему урока

Ответы на вопросы.

Обучающиеся формулируют тему урока

Таблица химических элементов, учебник, рабочая тетрадь

Окончание табл. 1

1

2

3

4

3. Изучение нового материала/ открытие новых знаний (20 мин)

А. Сформулировать цель урока, разработать план работы на уроке

А. Целеполагание учениками и обсуждение цели с учителем. Совместное с учителем планирование деятельности

Примерный вариант плана изучения темы

1. Химический состав живого организма.

2. Химические элементы живой клетки.

3. Неорганические и органические вещества живой клетки на уроке

Формулируют цель урока, разрабатывают план и приступают к изучению нового материала по плану

Учебник, рабочая тетрадь, слайды презентации

Б. Изучение нового материала по разработанному плану

Б. Изучение нового материала по плану.

1. Химический состав живого организма – организует работу учащихся с таблицей химических элементов.

2. Химические элементы живой клетки – организует работу учащихся с презентацией, на которой представлены различные клетки царств живой природы. Обсуждение наличия различных химических элементов и их соединений в составе живых клеток.

3. Неорганические и органические вещества живой клетки – организует обсуждение вопросов о химических соединениях, организует работу учащихся с презентацией, рабочими листами

Выполнение заданий в рабочем листе по заданному направлению

Отвечают на вопросы учителя: почему углерод, явился основой для построения большинства органических веществ? Какое значение могут иметь неорганические вещества в живой клетке?

Учебник, рабочая тетрадь, рабочий лист, слайды презентации, таблица химических элементов

4. Практическое применение полученных знаний

(15 мин)

Создание условий для практического применения и закрепления знаний учащимися

1. Организация работы в рабочих листах в группах по вопросам на закрепление изученного материала.

2. Организация взаимоконтроля (обмен рабочими листами между членами групп, между разными группами)

1. Обсуждение

с участниками группы заданий.

2. Контроль и проверка заданий

Рабочий лист

5. Подведение итогов урока /рефлексия (5 мин)

Подвести итоги, сделать выводы, зафиксировать домашнее задание

Организует обсуждение вопросов:

Какая цель была поставлена на уроке?

Достигли ли поставленной цели?

Что нового Вы узнали на уроке?

Что Вам показалось наиболее сложным в данном занятии?

Формулирует домашнее задание

1. Совместно с учителем делают выводы и подводят итоги работы.

2. Проводят самоанализ работы

 

 

Иллюстрируемый урок обучения биологии на базовом уровне дает представление о химическом составе живого организма, объясняет единство живой и неживой природы.

Методы обучения учащихся биологии и формы организации в профильных классах, согласно В.П. Викторову и А.В. Теремову, имеют свою специфику. В их числе должны преобладать лекционно-семинарские виды уроков, лабораторные работы, а также самостоятельная работа школьников с информационными ресурсами. Внеурочная деятельность может включать творческие встречи с научными деятелями, конкурсы проектов и научно-исследовательских работ, олимпиады, школьные летние и зимние экологические лагеря и др. [2].

Обучая биологии на профильном уровне, необходимо уже с первых уроков формировать у школьников умение проводить наблюдения в природе, знакомить их с многообразием биологических объектов, учить познавать путем самонаблюдений свой организм. В содержание урока необходимо включать задания разных видов: тесты, лабораторные и практические работы, составление таблиц и схем, работы с текстом и рисунками. На уроках биологии профильного уровня должен формироваться комплекс предметных умений, в числе которых: описание, распознавание, определение, классификация и анализ биологических объектов и явлений. В результате обучения у школьников развиваются базовые компетенции: учебно-познавательные, исследовательские, коммуникативные, информационные [1].

Для реализации требований обучения на профильном уровне образовательный процесс необходимо преобразовать таким образом, чтобы мышление преобладало над памятью, а самостоятельная работа обучающихся – над монологом педагога. Деятельностный подход, ориентированный на практическое усвоение учащимися знаний и учебных действий, является одним из современных подходов для реализации поставленных целей и задач. Прочные навыки самостоятельного овладения знаниями за время учебы в профильных классах дадут возможность учащимся не потерять интереса к биологии, а учителю – поддерживать этот интерес, укреплять его, помогать учащимся в выборе будущей профессии. Применение целого ряда разнообразных технологий обучения, методов и форм урочной и внеурочной работы будут определять результаты обучения. В табл. 2 приведены примеры педагогических технологий и методов обучения, используемых на уроках биологии в профильных классах.

Таблица 2

Педагогические технологии и методы обучения, используемые на уроках биологии в профильных классах

Название технологии

Методы обучения

Особенности применения

1

2

3

Веб-технология

Практические

Создание учителем в сети Интернет документов для использования их учащимися при изучении различных тем урока. Облачные веб-сервисы сети Интернет делают данный процесс простым и понятным. Например, как источник учебных материалов можно использовать видеофильмы по теме урока, фотоизображения, видеоматериалы выступлений ученых. По готовым образцам можно создавать индивидуальные и групповые презентации и совместно с учителем их редактировать.

Мастер-тест дает возможность конструировать анкеты, вопросники и тесты, взаимодействовать с другими веб-пользователями. Использование LearningApps – интерактивного конструктора для разработки заданий в разных режимах – тесты, паззлы, ребусы, игры

Технология проблемного обучения

Практические, методы проблемного обучения

При поиске ответа для решения проблемы возможно моделирование процессов, создание технических рисунков при использовании интеллект-карт, составление схем для визуализации информации

Технология исследовательской, проектной деятельности

Практические

Поисковая, краеведческая и другие виды деятельности, непосредственно или опосредованно связанные с изучением живой природы

Технология горизонтального развития учебной деятельности

Объяснительно-иллюстративныемтоды, практические, поисковые

Многообразие связей между видами деятельности на уроках и за его пределами. В ходе урока учащиеся включаются в общение, игру, природоохранительную, здоровьесберегающую, профориентационную, проектную, досуговую и эстетическую деятельность

Технология вертикального развития учебной деятельности

Объяснительно-иллюстративныеметоды, практические, поисковые

Развитие познавательной активности учащихся от репродуктивного к проблемно-поисковому уровню и далее к исследовательскому. Возрастание степени самостоятельности учащихся от простого воспроизведения продемонстрированных учителем знаний и учебных действий до самостоятельного изучения биологических объектов, инициированного проблемной ситуацией, возникшей спонтанно или организованной учителем и побуждающей учащихся к приобретению новых знаний.

Например:

- учебное исследование является высшей стадией развития познавательной деятельности, так как оно требует от учащихся самостоятельного, активного и творческого овладения знаниями в условиях проблемной ситуации;

Окончание табл. 2

1

2

3

   

- применение средств информационных технологий для активизации познавательной самостоятельности учащихся. Условием вертикального развития учебной деятельности является ее мотивация. Сложность состоит в том, что запоминание учебного материала – это труд, к которому учащиеся не всегда готовы. Один из возможных способов решения этой проблемы – сделать процесс запоминания интересным, организовав его, например, в форме игры.

При изучении темы «Покрытосеменные растения» урок «Экологические группы покрытосеменных растений» проводится в форме викторины с использованием мобильного класса. Ее назначение – обобщение и закрепление знаний. Викторина включает игры «Узнай растение по описанию», «Разгадай ребус», «Кто где живет», «Собери слово» и другие

 

Выводы

Из представленных примеров видно, что для раскрытия сущности биологических процессов и явлений при обучении биологии на профильном уровне недостаточно применения объяснительно-иллюстративных и практических методов. Возникает необходимость глубины раскрытия каждой темы урока, ее насыщенность фактическим материалом. Работа учителя, осуществляющего обучение биологии в классах базового уровня, сводится не только к формированию прочных знаний учащихся, но и общеучебных действий, крайне необходимых для самореализации каждого ученика в дальнейшем. Процесс технологии организации базового и профильного уровней обучения биологии находится на этапе реализации, но, тем не менее, возможно отметить его промежуточные результаты (2019–2020 учебный год, БОУ г. Омска «СОШ № 135 имени Героя Советского Союза Алексея Петровича Дмитриева»):

- 100 % учащихся, освоивших биологию на базовом уровне, получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании и поступили в профессиональные учебные заведения согласно выбранному профилю;

- качество освоения программы по биологии за курс средней школы в профильных химико-биологических классах 87,5 %, что на 4,2 % выше, чем в предыдущем учебном году;

- 100 % учащихся профильного химико-биологического класса успешно сдали единый государственный экзамен (средний балл – 62) и все поступили в высшие учебные заведения по профилю подготовки «Биология» на бюджетной основе.

Таким образом, система отбора соответствующих средств, методов и форм обучения биологии, а также диагностического инструментария позволит повысить качество образовательного процесса и создать условия для профессионального самоопределения учащихся.


Библиографическая ссылка

Ижойкина Л.В., Петкевич А.Н. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ БИОЛОГИИ НА БАЗОВОМ И ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЯХ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-2. – С. 375-379;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38391 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674