В современной концепции развития российского образования основной акцент делается на его качество, которое должно обеспечить в условиях педагогических вузов формирование высокого уровня профессиональной подготовки специалистов. В этой связи повышается важность профессиональной направленности содержания и актуализации механизмов организации и осуществления данного процесса. Решение проблемы качественной профессиональной подготовки ставится перед всеми российскими образовательными организациями. Педагогические вузы не являются исключением. В многочисленных научных статьях, в том числе и наших, не раз говорилось о том, что профессионализм выступает не только личностным приоритетом педагога, но условием качественной подготовки выпускника [1].
Занимаясь в теоретическом и в прикладном отношении осмыслением данного вопроса, мы обратились к проблеме, в некоторой степени частной, но весьма значимой, особенно в сегодняшних реалиях пандемии, а именно – профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических вузов. Современные учителя общеобразовательной школы, осуществляя профессиональную деятельность, должны, с одной стороны, быть «во всеоружии» в отношении своего здоровья, с другой стороны – создавать безопасные и оптимальные условия для профессиональной работы с обучающимися. Мы задались вопросом, какой же должна быть их профессионально-прикладная физическая подготовка в стенах современного педагогического вуза? В этой связи решили начать с рассмотрения понятия «профессионально-прикладная физическая подготовка студентов» в спектре категориально-понятийного аппарата педагогики. Об этом и будет идти речь в настоящей статье.
Цель исследования: осуществить анализ понятия «профессионально-прикладная физическая подготовка студентов» в спектре категориально-понятийного аппарата педагогики.
Материалы и методы исследования
Исследование проведено с использованием теоретических методов: изучения научной литературы, анализ и синтез, обобщение и систематизация.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ нормативно-правовой литературы показал следующее. При внимательном знакомстве с трудовой функцией «воспитательная деятельность» профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (от 25 декабря 2014 г. № 1115н) наше внимание было обращено на необходимость развития у обучающихся наряду с «познавательной активностью, самостоятельностью, инициативой, творческими способностями, гражданской позицией, способностью к труду и жизни в условиях современного мира», в том числе «культуры здорового и безопасного образа жизни» [2]. Однако спустя пять лет в «Проекте актуализированного профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего, среднего общего образования» (редакция от 16.06.2019 г.) данная формулировка уже отсутствовала [3]. Насколько оправданно? Жизнь доказала обратное. Сегодня все «от мала до велика» озабочены своим здоровьем, здоровьем близких людей, здоровьем нации.
Одновременно анализ ФГОС ВО третьего поколения 44.03.01 «Педагогическое образование» нацеливает на формирование у будущих педагогов такой универсальной компетенции, как способность «поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [4]. Следует заметить, что универсальные компетенции формируются у студентов в ходе всего процесса обучения, они являются «непрофессиональными», но при этом характеризуются интегративными свойствами личности, т.е. свидетельствуют о степени готовности к социокультурной деятельности.
Содержание дисциплины «Физическая культура и спорт» в объёме 72 часов, формирующее универсальную компетенцию, вполне может включать раздел профессионально-прикладной физической подготовки и решать таким образом, проблему отсутствия в современных нормативных документах значимой установки на развитие культуры здорового и безопасного образа жизни в процессе профессиональной подготовки педагога начального общего, основного общего, среднего общего образования. Акцентируем внимание на то, что профессионально-прикладная физическая подготовка ориентирует на поддержание собственного уровня физической подготовленности. В продолжение этой дисциплины в учебном плане Педагогического института Пензенского государственного университета в ходе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов предлагаются такие элективные курсы, как «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в объёме 328 ч (из 72 ч – 36 «Физической культуры» и из 328 часов 86 – «Элективных дисциплин по физической культуре и спорту» вывели на самостоятельную работу).
Уместно заметить, что раньше задачу, связанную с культурой здоровья и безопасным образом жизни, решала учебная дисциплина по теории и методике физического воспитания, которую сегодня из перечня преподаваемых в вузе дисциплин для будущих педагогов исключили. Реалии новейшего времени свидетельствуют о необходимости обращения к данному вопросу вновь! И, возможно, нужно уже не обсуждать, а срочно действовать и вносить необходимые дополнения относительно сути физического воспитания в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов, поскольку здоровье – это безопасность и качество жизни!
Обратимся к рассмотрению понятия «профессионально-прикладная физическая подготовка» (ППФП) в научной литературе. Как показал её анализ, традиционно ППФП рассматривается как выделенная особая часть физического воспитания обучающихся, направленная на подготовку к конкретной профессиональной деятельности. Ряд ведущих специалистов по физической культуре (М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, В.А. Кабачков, B.C. Кузнецов, Л.П. Матвеев, Р.Т. Раевский, Ж.К. Холодов и др.) определяют общую направленность ППФП будущих специалистов. Все они отталкиваются от проблем научно-технического развития современного производства, которое имеет ряд отрицательно влияющих на жизнь человека сторон, таких как высокая эмоциональная напряженность в процессе труда, неблагоприятное влияние внешней среды. Поэтому при подготовке студентов к профессиональной деятельности, по мнению учёных, нужно применять соответствующие будущей профессиональной деятельности средства физической культуры для развития требуемых функциональных способностей [5–8].
Современные исследователи справедливо считают, что современное состояние производства приводит к необходимости повышения психофизической подготовки специалиста. Так, одно из главных назначений ППФП усматривается в направленном развитии и поддержке физических и психических качеств человека в соответствии с требованиями конкретной профессиональной деятельности. Прежде всего, обращается внимание на необходимость выработки функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда [9, 10].
Этой идеи придерживаются и другие учёные. Так, по мнению Л.А. Большаковой и С.Ю. Иванова, цель ППФП заключается в «развитии у студента практических знаний, психофизических необходимых качеств и умений, содействующих справедливой готовности в сфере производства и науки» [11]. Вслед за мнением В.И. Ильинича, Л.Г. Миронова и др. авторы формулирует цель ППФП как «психотическую готовность к успешной профессиональной деятельности» [12].
Анализируя работы авторов по проблеме ППФП, приходим к выводу о том, что общая направленность ППФП сводится к тому, что занятия физическими упражнениями помогут будущим специалистам сформировать необходимые для профессиональной деятельности психологические свойства и физические качества личности. Вслед за сформулированной целью, предлагаются средства и методы развития психофизических качеств в соответствии с приобретаемой профессиональной деятельностью.
В научной литературе выделяется значимый фактор, определяющий общую направленность ППФП обучающихся, а именно – действие закона перемены и разделения труда в обществе. Ведущие специалисты сходятся во мнении, что в каждой сфере труда сегодняшние работники прилагают значительные умственные, психические и физические усилия. Важное место занимает повышенная координация движений. Однако любая профессия требует соответствующей степени развития психофизических качеств, имеет свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков.
Так как во всех определениях понятия ППФП само содержание подразумевает подготовку как процесс овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками физической культуры, необходимыми для приобретаемой профессиональной деятельности, то учет этих научных положений имеет принципиальное значение для теории и практики профессионально-прикладной физической подготовки как в плане индивидуализации учебного процесса, так и в плане сосредоточения внимания на воспитании ведущих для данной профессии способностей [13].
На наш взгляд, наиболее точное определение понятию ППФП дал исследователь Р.Т. Раевский: «система организационно-педагогических мероприятий, направленных на формирование и совершенствование профессионально важных качеств, навыков, умений, знаний личности, имеющих существенное значение для ее успешной работы по избранной специальности» [14, с. 20].
Учитывая специфику профессиональной деятельности учителей, считаем целесообразным уточнить данное Р.Т. Раевским определение ППФП и представить его в следующем формате. ППФП – это процесс, включающий комплекс целенаправленно организуемых мероприятий по физической подготовке будущих учителей, направленных на формирование устойчивого положительного представления о здоровом образе жизни, необходимых и достаточных знаний основ профессионально-прикладной физической подготовки, умений и навыков её осуществления в ходе реализации полноценной социальной и профессионально-педагогической деятельности.
Обращение к разноплановой литературе и её анализ позволяют сделать вывод о том, что исходными элементами в определении ППФП у многих ученых (Б.А. Ашмарин, В.И. Ильинич, В.С. Кузнецов, Л.П. Матвеев, Р.Т. Раевский, Ж.К. Холодов) выступают психофизические качества, столь значимые для развития личности, умения и навыки, требуемые для воплощения в рамках будущей профессии. В этом смысле уточнения, предложенные нами в определении ППФП, не противоречат общепринятым. Разделяем точку зрения учёных относительно того, что применительно к любой профессии, особенно профессии педагога, специфики его деятельности, определение понятия ППФП должно быть конкретизировано. Это обусловлено необходимостью дальнейшего уточнения содержания основных его компонентов, а именно знаний, умений и навыков. Об этом в своих научных исследованиях пишет ряд ученых, которые справедливо считают, что в процессе профессиональной подготовки будущего учителя любой специальности должны присутствовать профессионально-прикладные знания и умения, необходимые для использования средств физической культуры и спорта, особенно с учащимися начальных классов [15, 16]. К таким формам относятся: организация утренней гигиенической зарядки, физкультурная пауза, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы, а также различные спортивные мероприятия на всем протяжении обучения школьников.
Исходя из определения понятия ППФП, содержанием данной подготовки в отношении будущих учителей в целом выступают: здоровьесберегающие технологии для поддержания здорового образа жизни с учетом физиологических особенностей организма и условий реализации профессиональной деятельности; планируемое рабочее и свободное время для оптимального сочетания физической и умственной нагрузки и обеспечения работоспособности, а также соблюдение и пропаганда нормы здорового образа жизни в различных жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности.
Заключение
Результаты, полученные в ходе исследования, указывают на современность и своевременность обращения к проблеме определения понятия ППФП.
Во-первых, это обусловлено объективными обстоятельствами, связанными с качеством профессиональной подготовки специалистов в педагогических вузах.
Во-вторых, это определяется актуальностью проблемы здоровьесбережения подрастающего поколения и безопасностью общества.
В-третьих, имеющиеся определения понятия ППФП не отражают в полной мере специфику данной подготовки в соответствии с приобретаемой будущей профессией, как следствие, нет чёткости в содержания её реализации на практике.
В-четвертых, сформулированное и предложенное в настоящей статье определение понятия ППФП не является исчерпывающим. Одновременно оно выходит за рамки формулировки, нацеливающей на поддержание у будущих педагогов «должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». Считаем, что оно вполне может быть уточнено с учётом специализации деятельности будущего педагога.
Библиографическая ссылка
Сергеева С.В., Терехина О.В. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В СПЕКТРЕ КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ПЕДАГОГИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-1. – С. 196-200;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38362 (дата обращения: 21.11.2024).