Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НОВОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С УЧЕТОМ ИНЖЕНЕРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Голянская С.А. 1 Агейкина О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
В статье предложен вариант проектирования химических дисциплин с учетом инженерной направленности обучения, реализуемой в Тюменском индустриальном университете. Изложены подходы к формированию содержательной части новой химической дисциплины, основанные на анкетном опросе преподавателей и контент-анализе рабочих программ профильных дисциплин направления «Техносферная безопасность» профиля «Безопасность технологических процессов и производств». Показаны межпредметные связи дидактических единиц с профильными дисциплинами, обозначены наиболее важные разделы и темы. Проведен посеместровый анализ учебного плана на предмет востребованности химических знаний в профильном образовании и скорректировано содержание дидактических единиц курса «Химия». Наглядно показано перераспределение разделов и тем между двумя химическими дисциплинами для уменьшения информационной перегруженности курса «Химия» и обеспечения преемственности тем по параллельно изучаемым химическим дисциплинам. Подробно представлена содержательная часть новой вариативной дисциплины «Основы инженерной химии» по разделам и их значимость в инженерной подготовке. Проведена апробация новой дисциплины с корректировкой учебного плана. Анкетный опрос обучающихся старших курсов и выпускников направления «Техносферная безопасность» показал, что изучение основ инженерной химии облегчает восприятие учебной информации профильных дисциплин.
основы инженерной химии
инженерная подготовка бакалавров
профессиональные компетенции
техносферная безопасность
безопасность технологических процессов и производств
1. Боровков А.И., Бурдаков С.Ф., Клявин О.И., Мельникова М.П., Пальмов В.А., Силина Е.Н. Современное инженерное образование: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. 80 с.
2. Вострикова Н.М. Химическая компетенция бакалавров технико-технологических направлений и подходы к ее развитию // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 1. С. 141–145.
3. Харнутова Е.П. Особенности преподавания химических дисциплин при подготовке инженеров-бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» // Практика высшей школы. Вестник высшей школы. 2019. № 7. С. 96–97.
4. Денисова Л.В. Особенности контроля качества знаний при преподавании химии бакалаврам по техносферной безопасности // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сборник материалов VI Международной заочной научно-практической конференции, посвященной 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова (Белгород, 20 декабря 2014 г.): в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. С.А. Михайличенко, С.Н. Ломаченко. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2014. С. 203–208.
5. Голянская С.А., Агейкина О.В. Актуальность корректировки учебного плана направления «Техносферная безопасность» профиль ИЗОС по химическим дисциплинам // Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования: сборник материалов I Международной научно-практической конференции (Тюмень, 28 марта 2017 г.) / Отв. ред. О.В. Сарпова. Тюмень: ТИУ, 2017. С. 174–177.
6. Девисилов В.А. Принципы построения образовательных программ и технологии обучения по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2010. № 6. С. 54–62.
7. Галямина И.Г. Формирование содержания при модернизации государственных образовательных стандартов // Техносферная безопасность как комплексная научная и образовательная проблема: материалы Всероссийской конференции (Санкт-Петербург, 4–6 октября 2018 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. С. 22–26.
8. Горбунова Л.Г. Реализация междисциплинарного взаимодействия в химическом образовании студентов технического университета // Естественнонаучное образование: взгляд в будущее. М.: МГУ, 2016. С. 198–214.
9. Леонова Н.А., Каверзнева Т.Т., Ульянов А.И. Междисциплинарная связь курсов физики, безопасности жизнедеятельности и техносферной безопасности // Научно-технические ведомости СПбГУ. 2014. 3 (203). С. 160–164.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 марта 2016. № 246, с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71384972/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 10.09.2020).
11. Голянская С.А., Берлина О.В. Коллоидная химия // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 10. С. 111–112.

В XXI в. теоретики и практики инновационного инженерного образования подчеркивают необходимость формирования у специалиста в области техники и технологий не только определенных знаний, умений и навыков, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения их на практике. Соответствующим образом изменяются образовательные программы и учебные планы [1]. Возникает потребность в создании новых дисциплин.

Если ранее профессиональные компетенции образовательных программ формировались в основном на старших курсах, то на сегодняшний день требуется осуществить взаимосвязь академических знаний и практических умений уже в первый год обучения. В рамках компетентностного подхода знания, умения фундаментальных естественнонаучных дисциплин также входят в качестве составляющих профессиональных компетенций [2], для развития которых важен междисциплинарный подход.

При разработке дисциплины первым элементом в технологии обучения является проектирование содержательной части, включая отбор и структурирование учебного материала. В рамках данной работы не рассмотрены применяемые формы организации учебного процесса, методы и средства технологии обучения инженерной химии, что будет представлено в следующей работе. Материал данной статьи носит информативный характер и может быть использован при разработке образовательных программ по технико-технологическому направлению.

Цель исследования заключалась в формировании содержательной части новой дисциплины «Основы инженерной химии» в рамках химической подготовки бакалавров направления «Техносферная безопасность», профиль «Безопасность технологических процессов и производств».

Материалы и методы исследования

В исследовании использовались общетеоретические и социологические методы: анализ, синтез, классификация, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ специализированной литературы, образовательной практики фундаментальной химической подготовки, анализ содержания дисциплины (контент-анализ).

Результаты исследования и их обсуждение

В инженерных вузах нашей страны имеется разный подход к изучению химических дисциплин при подготовке бакалавров направления 20.03.01 «Техносферная безопасность» (ТБ) [3–5]. В учебные планы включены фундаментальные химические дисциплины, такие как «Общая и неорганическая химия», «Органическая химия», «Физическая химия», «Аналитическая химия», «Коллоидная химия». Либо фундаментальные знания данных дисциплин представлены в виде отдельных разделов в курсе химии высокой трудоемкости. Этой же позиции придерживался Тюменский индустриальный университет до перехода на новые образовательные стандарты ФГОС 3, ФГОС 3+.

В рамках новых образовательных стандартов, когда содержание образования регламентируется вузовскими образовательными программами, возрастает роль дисциплин вариативной части [6, 7], позволяющих осуществить профилизацию образовательной программы, проектирование содержания, формирование универсальных компетенций модернизированных ФГОС. Содержание фундаментальной химической подготовки бакалавров технико-технологических направлений также должно включать инвариантное ядро и вариативн Формирование профессиональных компетенций инженера возможно только за счет интеграции знаний, умений и навыков естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Необходимость такой интеграции в профессиональной подготовке бакалавра направления «Техносферная безопасность» показана в работе [3].

Остается актуальной реализация принципа межпредметных связей, что позволяет наиболее полно связать образование с практической деятельностью в выбранной области [8]. Для успешного освоения профессионально значимых дисциплин в системе предлагается формировать содержание предметов естественнонаучного цикла на основе «учебно-профессионального заказа» [9]. Подобный заказ был получен от выпускающей кафедры техносферной безопасности Тюменского индустриального университета на разработку курса инженерной химии, сочетающего фундаментальные и профессиональные знания и навыки химических дисциплин.

При разработке нового курса, с целью установления межпредметных связей (МПС), был проведен анкетный опрос преподавателей кафедры техносферной безопасности, а также анализ рабочих программ профильных дисциплин учебного плана на предмет востребованности основных разделов «Химии» при их изучении. Результаты проведенного анализа представлены в табл. 1. Знаком «+» отмечены МПС между элементами содержания дисциплин для направления ТБ, профиль «Безопасность технологических процессов и производств» (БТП).

Из таблицы видно, что прослеживается востребованность всех дидактических единиц, включенных ранее в рабочую программу дисциплины «Химия». Наряду с важностью изучения свойств химических соединений, в профильном образовании бакалавра направления ТБ занимают особое место основы коллоидной и аналитической химии, а также наиболее важной является тема «Способы выражения состава раствора».

Согласно графику учебного процесса изучение химических дисциплин для БТП предусмотрено в первых трёх семестрах: базовая дисциплина «Химия» – первый, второй семестр, новая вариативная дисциплина «Основы инженерной химии» (ОИХ) – во втором и третьем семестрах, что согласуется с тем, что данные дисциплины будут формировать начальные элементы профессиональных знаний, умений, навыков для изучения последующих профильных дисциплин (рисунок).

Таблица 1

Межпредметные связи химических и профильных дисциплин для БТП

Разделы и темы дисциплины «Химия»

Дисциплины профиля БТП*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общая химия

Строение атома и молекулы

   

+

 

+

         

Способы выражения состава раствора

   

+

   

+

+

+

+

+

Растворы электролитов

+

 

+

         

+

 

ОВР

       

+

+

   

+

 

Стехиометрические расчеты

       

+

   

+

 

+

Неорганическая химия

Обзор свойств элементов

+

+

+

+

+

+

   

+

 

Органическая химия

Свойства углеводородов

 

+

 

+

+

+

   

+

 

Свойства производных углеводородов

 

+

 

+

+

+

   

+

 

Полимеры

 

+

   

+

+

   

+

 

Физическая химия

Основы химической термодинамики

 

+

   

+

     

+

 

Химическая кинетика и катализ

 

+

   

+

     

+

+

Химическое и гетерогенное равновесие

+

+

           

+

 

Свойства растворов

 

+

+

             

Электрохимические процессы

 

+

 

+

       

+

 

Коллоидная химия

Поверхностные явления и адсорбция

     

+

 

+

 

+

+

 

Дисперсные системы

   

+

 

+

+

+

 

+

+

Дисперсионный анализ

   

+

   

+

+

+

+

+

Аналитическая химия

Идентификация веществ, основы количественного анализа

     

+

   

+

+

+

+

Примечание. *Дисциплины, обозначенные цифрами: 1 – экология; 2 – ноксология; 3 – медико-биологические основы безопасности; 4 – производственная безопасность; 5 – теория горения и взрыва; 6 – промышленная экология; 7 – производственная санитария и гигиена труда; 8 – эксплуатация средств контроля безопасности; 9 – безопасность жизнедеятельности; 10 – основы экологического мониторинга.

missing image file

Распределение по семестрам количества профильных дисциплин, имеющих МПС с химическими дисциплинами

С учётом востребованности химических знаний в профильном образовании бакалавра направления ТБ, целью дисциплины «Основы инженерной химии» является ознакомление обучающихся с основными физико-химическими характеристиками окружающей среды, химическими и физико-химическими методами их контроля и снижения уровня опасности.

Для достижения поставленной цели требуется выполнение следующих задач:

- познакомить обучающихся с основными физико-химическими характеристиками окружающей среды, с методами их контроля и расчета;

- дать представление о физико-химических процессах в дисперсных системах; о химических и физико-химических процессах, применяемых для снижения уровня опасности;

- привить навыки соблюдения техники безопасности в проведении химического эксперимента;

- научить обрабатывать и анализировать результаты эксперимента.

Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций: ПК-15 – Способность проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации; ПК-16 – Способность анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов [10].

Результатом освоения дисциплины «ОИХ» является знание основных понятий, законов и моделей химических систем, реакционной способности веществ; основных физико-химических характеристик состояния окружающей среды и методов их измерения; умение применять полученные знания при решении задач; анализировать факторы, влияющие на физико-химические процессы; обрабатывать и анализировать результаты эксперимента; владение навыками в проведении эксперимента и обращения с химическими веществами.

При разработке новой дисциплины одной из задач было разгрузить информационно перегруженный курс «Химия», а также обеспечить преемственность тем, учитывая параллельное изучение двух химических дисциплин во втором семестре. Поэтому часть учебного материала была вынесена в курс «Основы инженерной химии» согласно табл. 2.

Таблица 2

Взаимосвязь разделов и тем химических дисциплин

Химия

(разделы, темы)

Основы инженерной химии

(элементы содержания)

Строение атома и молекулы (1)

missing image file

Избирательность сорбции, свойства сорбентов, применяемых в промышленности (3)

Основы химической термодинамики (1)

missing image file

Безопасность проведения адсорбционных процессов (3)

Химическая кинетика, катализ и равновесие (1)

missing image file

Прогнозирование изменения концентрации химических процессов (2)

Способы выражения состава раствора (1)

missing image file

Расчет и контроль концентрации в лабораторных и технологических измерениях (2)

Свойства растворов

missing image file

Основные физико-химические характеристики окружающей среды. Практическое применение свойств (2)

Растворы электролитов (1)

missing image file

Потенциометрия. Прогнозирование рН (2)

Окислительно-восстановительные реакции (2)

missing image file

Окислительно-восстановительное титрование (2)

Электрохимические процессы (2)

missing image file

Потенциометрия (2)

Обзор свойств элементов и их соединений (2)

missing image file

Характеристика основных загрязнителей техносферы и методов их обезвреживания (3)

Коллоидная химия

missing image file

Методы дисперсионного анализа.

Физико-химические процессы в техносфере (3)

Стехиометрические расчеты

missing image file

Волюмометрический анализ, гравиметрия, расчет плотности газа и др. (2)

Аналитическая химия

missing image file

Основы количественного анализа. Примеры применения для анализа окружающей среды (2)

Органическая химия (2)

missing image file

Характеристика основных загрязнителей техносферы и методов их обезвреживания (3)

Примечание. В схеме разделы и темы, полностью перенесенные в курс «Основы инженерной химии», отмечены знаком missing image file, а межпредметные связи – знаком missing image file. Цифрами в скобках обозначены учебные семестры.

С учётом корректировки рабочей программы курса «Химия» содержание дисциплины «Основы инженерной химии» сформировано следующим образом. Во втором семестре большинство изучаемых тем опирается на знания, полученные ранее в первом семестре и при изучении школьной программы, а также на материал химии второго семестра, что позволяет не перегружать обучающихся большим количеством новой информации, повторять и закреплять знания.

Таким образом, содержательная часть второго семестра дисциплины «Основы инженерной химии» включает следующие разделы:

1. Стехиометрические расчеты. Рассмотрены простейшие стехиометрические понятия и законы, которые обобщены и применены во второй части при решении комплексных задач в разделе «Методы обезвреживания веществ» применительно к некоторым производственным процессам.

2. Основные физико-химические характеристики окружающей среды. Включает два подраздела, в которых рассматриваются такие характеристики, как растворимость, парциальное давление, плотность, различные способы выражения концентрации, вопросы нормирования содержания примесей, сделан акцент на единицы измерения и взаимосвязь между ними, влияние различных факторов на концентрацию, что важно в вопросах производственного контроля. Рассматривается практическое применение коллигативных свойств растворов.

3. Основы количественного анализа. Дана общая характеристика методов количественного анализа, рассмотрены методы, широко применяемые в инженерной практике применительно к исследованию физико-химических характеристик состояния окружающей среды: химические методы анализа: весовой, объемный; физико-химические: электрохимические, спектральные и др.

4. Кинетические характеристики химического процесса. Главная идея этого раздела в том, что концентрацию компонентов в системе можно не только определить аналитически, с помощью химических и инструментальных методов контроля, но и рассчитать изменение концентрации во времени на основании кинетических характеристик. Дается понятие порядка реакции, периода полураспада и предусмотрены расчеты с использованием кинетических уравнений. Также в этом разделе рассмотрены начальные сведения об особенностях гетерогенных, фотохимических, цепных реакций.

Как видно из табл. 2, раздел «Коллоидная химия», на изучение которого в курсе «Химия» отводилось достаточно большое количество часов, полностью перенесен в инженерную химию и составляет основу третьего семестра, поскольку изучение основных положений и моделей коллоидной химии является фундаментом для изложения специальных дисциплин направления «Техносферная безопасность».

В третьем семестре изучаются следующие разделы дисциплины:

5. Методы дисперсионного анализа.

6. Физико-химические процессы в дисперсных системах.

7. Характеристика основных загрязни- телей техносферы и методов их обезвре- живания.

В разделах 5, 6 рассматривается классификация примесей по фазово-дисперсному составу, оптические и молекулярно-кинетические методы исследования систем, поверхностные свойства дисперсных систем, основы сорбционных технологий и другие профессионально значимые вопросы [11].

Раздел 7 содержит сведения по защите окружающей среды и человека: классификация источников загрязнения, сущность методов снижения опасности, выбор метода в зависимости от фазово-дисперсного состава.

Таким образом, разделы 5 и 6 третьего семестра содержат для обучающихся в основном новую информацию по дисциплине «Основы инженерной химии», а раздел 7 является завершающим с обобщением информации, полученной при изучении химических дисциплин.

Изначально учебным планом дисциплины с трудоёмкостью 6 ЗЕТ были предусмотрены лекционные и практические занятия с промежуточными формами контроля – зачёт во втором и экзамен в третьем семестрах. При апробации новой дисциплины стало понятно, что привить навыки проведения химического эксперимента на практических занятиях не представляется возможным. В связи с чем был скорректирован учебный план дисциплины путем замены практических работ на лабораторные, рассчитанные на четыре часа раз в две недели.

По результатам анкетирования 60 % обучающихся направления ТБ отмечают, что инженерная химия труднее, но интересней курса «Химия». При этом 80 % обучающихся старших курсов и 100 % выпускников считают, что химические знания необходимы в их профессиональном образовании, а изучение основ инженерной химии облегчает восприятие учебной информации профильных дисциплин.

Выводы

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- Для развития у обучающихся профессиональных компетенций необходимо создавать дисциплины естественнонаучного цикла с межпредметными связями.

- Проведенный контент-анализ рабочих программ и учебного плана позволил выявить наиболее значимые дидактические единицы химических дисциплин в профильном образовании бакалавров направления «Техносферная безопасность», профиля «Безопасность технологических процессов и производств».

- Спроектирована содержательная часть вариативной дисциплины «Основы инженерной химии» путём перераспределения дидактических единиц между информационно перегруженным курсом «Химия» и новой дисциплиной профессиональной направленности.

- Разработанная дисциплина расширяет профессиональный кругозор обучающихся и способствует формированию профессиональных компетенций с первого года обучения.


Библиографическая ссылка

Голянская С.А., Агейкина О.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НОВОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С УЧЕТОМ ИНЖЕНЕРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 10. – С. 153-158;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38271 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674