В настоящее время в образовательной среде высшей школы прослеживается целый ряд тенденций, оказывающих влияние на характер подготовки будущих студентов. Во-первых, происходит смена ключевых фигур. В настоящее время как преподаватели, так и студенты (а также социальные партнеры и работодатели) являются равноправными участниками образовательного процесса; хотя ранее считалось, что ключевые фигуры в жизни вузов – это преподаватели, сейчас все направлено на удовлетворение потребностей обучающихся и стимулирование их успешности. Вся деятельность вуза должна быть обращена на формирование успешной личности бакалавра, что требует дополнительных преобразований. Во-вторых, профессиональная подготовка направлена на обучение бакалавров реальным практическим навыкам, помогающим в их дальнейшем трудоустройстве, кроме того, позволяющим повысить профессиональную квалификацию. Поступая в высшее учебное заведение, обучающиеся придерживаются мнения, что высшее образование – залог получения желаемой работы и дальнейшего карьерного роста. В-третьих, технологизация процесса подготовки и формирование у будущих бакалавров умения пользоваться технологиями. Более того, в современном информационно-цифровом пространстве недостаточно одного умения пользоваться им, необходимо его глубокое понимание и интуитивное восприятие стоящего и полезного объема информации, с помощью которой можно улучшить свою жизнь, в том числе речь идет и о повышении профессиональных качеств и достойном осуществлении своей работы. Вузы могут способствовать развитию углубленного понимания и владения цифровыми технологиями, позволяя обучающимся принимать участие в создании новых продуктов для цифровых сред вузов.
Подготовка высококвалифицированных бакалавров для профессиональной деятельности, опирающихся на указанные тенденции, является главной задачей системы высшего технического образования на ближайшую перспективу. Необходимо обеспечить подготовку высококвалифицированных бакалавров, обладающих не только высоким уровнем сформированных компетенций, но и готовностью к социально-профессиональной адаптации, её формирование становится неотъемлемой составляющей в процессе подготовки [1].
Важнейшую роль в подготовке таких бакалавров играют технические вузы [2]. Так, в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные, профессионально-специализированные компетенции, именно так указывается в стандартах высшего образования технического вуза направления подготовки 15.03.05 «Конструкторско-техническое обеспечение машиностроительных производств» (уровень бакалавриата). Формирование готовности будущих бакалавров технического вуза к социально-профессиональной адаптации в свою очередь поможет более качественному овладению выше указанных компетенций.
Цель исследования: определение сущности и моделирование процесса формирования готовности будущих бакалавров технического вуза к социально-профессиональной адаптации.
Материалы и методы исследования
Для реализации поставленной цели использовались следующие теоретические методы: анализ базовых понятий исследования, таких как социально-профессиональная адаптация, готовность, моделирование; анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме социально-профессиональной адаптации.
Анализ научной литературы по проблеме формирования готовности будущих бакалавров к социально-профессиональной адаптации показал, что данная проблема традиционно занимает важное место как в теоретико-методологических, так и практико-ориентированных исследованиях (Г.И. Александров, И.А. Аливердиева, Д.А. Андреева, В.И. Брудный, Е.И. Бологова, Т.Ю. Волгина, О.А. Воскрекасенко, Н.К. Грицкевич, А.Ф. Добрынин, С.А. Егорова, С.В. Забегалина, Н.Г. Колызаева, А.Н. Макарова, О.В. Нагоркина, Т.Н. Сафонова, С.А. Салатинян, А.В. Сиомичев, В.Т. Хорошко, Ю.А. Ходарковская, Н.П. Штенцова, Н.Е. Шафажинская, Р.Р. Хусаинова и др.). Разработкой проблемы адаптации бакалавров в образовательном пространстве занимались многие ученые, однако аспект формирования готовности будущих бакалавров к социально-профессиональной адаптации самостоятельным предметом научно-педагогического исследования не становился и до сих пор остается не вполне изученным.
Социально-профессиональная адаптация в работах Е.Г. Черниковой определяется как «процесс взаимодействия личности и профессиональной среды, в ходе которого осуществляется освоение целей, ценностей, норм профессиональной деятельности, обусловленное сочетанием внешних и внутренних факторов, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие индивида в профессии» [3, с. 172].
В научной литературе готовность трактуется как «состояние готового», «психическая настроенность на что-либо, желание сделать что-либо» [4, с. 67]. В свою очередь, «готовый» определяется как «изготовленный, доведенный до полной законченности, совершенства» [5, с. 475].
Существует множество определений понятия «готовность», в своих работах мы будем придерживаться определения, предложенного В.А. Сластёниным, главным акцентом которого выступает интегративное качество личности [5, с. 31].
Исходя из представленных определений понятия «готовность», предлагаем следующее определение «формирования готовности» применительно к проблеме социально-профессиональной адаптации будущих бакалавров технического вуза. Под формированием готовности понимается такая система взаимодействия субъектов образовательной деятельности технического вуза, которая направлена на создание условий успешной социально-профессиональной адаптации бакалавров к дальнейшей профессиональной деятельности.
С целью формирования готовности будущих бакалавров технического вуза к социально-профессиональной адаптации нами была разработана соответствующая модель. Согласно определению, предложенному Н.М. Борытко, модель – это «мысленно представленная или материально реализованная система, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знания об оригинале».
Как правило, разработка модели начинается с анализа. Исследуем и определяем, для кого мы создаем модель, выявляем острые вопросы и проблемные ситуации, на основании которых можно разрабатывать модель. Затем идет создание самой модели. Следующий этап – это разработка основных компонентов, таких как мотивационная составляющая, стратегии преподавания и программные задания, обратная связь и система оценивания, прогнозируемые результаты. Наше исследование включало в себя, как теоретические, так и эмпирические методы исследования.
Педагогическая модель – это, как правило, система основных и дополнительных компонентов и связей между ними. Эффективность и успешность разработанной педагогической модели также определяется умением и возможностями ее реализации.
Результаты исследования и их обсуждение
При разработке модели формирования готовности будущих бакалавров технического вуза к социально-профессиональной адаптации мы ориентировались на то, что она должна содержать в себе социальный заказ и отвечать требованиям общества к качеству подготовки бакалавров. Кроме того, мы опирались на системный, компетентностный и личностно-ориентированный подходы.
Системный подход к формированию у будущих бакалавров технического вуза готовности к социально-профессиональной адаптации предполагает построение педагогической деятельности во взаимосвязи всех структурных компонентов профессиональной подготовки, объединении усилий субъектов, а также интеграции различных дисциплин.
Компетентностный подход ориентирован на освоение компетенций, т.е. приобретение, как правило, большей самостоятельности, но в то же время опирающейся на социальный опыт; приобретение умений работать в коллективе и способностей эффективно решать задачи как в профессиональной деятельности, так и в других сферах жизнедеятельности. В рамках постоянно меняющейся жизни данный подход включает в себя постоянную готовность к происходящим изменениям и умению быстро адаптироваться к новым реалиям.
Личностно-ориентированный подход заключается в концентрации внимания на целостной личности бакалавра, признании его центральной фигурой образовательного процесса, не только развитие его интеллекта, но и эмоциональных, творческих задатков и возможностей.
Модель формирования готовности будущих бакалавров технического вуза к социально-профессиональной адаптации функционально состоит из трех компонентов, таких как целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный. Визуально представлена разработанная «модель формирования готовности будущих бакалавров технического вуза к социально-профессиональной адаптации» на рисунке.
Содержание и объем компонентов напрямую исходит из их названий. Соответственно, целевой компонент включает в себя основные цели, задачи и принципы реализации разработанной модели. Содержательный компонент представляет ведущие направления и программу деятельности, в рамках достижения поставленных целей и задач. Операционно-деятельностный включает в себя инструменты, а именно формы, методы, приемы и средства, применение которых приведет к реализации модели. Оценочно-результативный компонент является завершающим, то есть дающим оценку проведенной работе. А сделать это можно, только разработав показатели и критерии сформированности готовности и показав конечный результат. Все компоненты взаимозависимы и неразрывно связаны между собой.
Основная цель проектируемой модели – обеспечение готовности будущих бакалавров к социально-профессиональной адаптации.
Такая формулировка цели предполагает решение ряда основных задач:
- формирование у будущих бакалавров мотивационно-ценностного компонента социально-профессиональной адаптации;
- формирование у будущих бакалавров когнитивного компонента социально-профессиональной адаптации;
- формирование у будущих бакалавров деятельно-практического компонента социально-профессиональной адаптации.
Модель формирования готовности будущих бакалавров технического вуза к социально-профессиональной адаптации
Решение поставленных задач определяется основными принципами, на которые опирается стратегия формирования готовности будущих бакалавров к социально-профессиональной адаптации: целостности, единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни будущего бакалавра; конкурентоспособности; профессиональной целесообразности; политехнизма; демократизации; самоактуализации, индивидуальности.
Содержательный блок. Механизмом реализации данного блока выступает комплекс программ аудиторной и внеаудиторной деятельности, направленных на овладение таких компетенций, как «способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия»; «способность к самоорганизации и самообразованию»; «способность применять в различных сферах деятельности общеправовые знания». В качестве аудиторной деятельности выступают следующие программы: «Основы профессиональной деятельности», «Технология обучения в вузе». В качестве внеаудиторной работы выступают такие программы, как «Педагогическое сопровождение будущих бакалавров к социально-профессиональной адаптации», «Тренинговые занятия повышения уровня готовности к социально-профессиональной адаптации».
Операционно-деятельностный блок предполагает использование целого ряда форм (лекции, семинары, тренинговые занятия, индивидуальные, групповые консультации), методов (групповая дискуссия, беседа, создание ситуации успеха и неуспеха, ролевые игры, ситуации выбора), средств (словесные, наглядные, технические, дидактические), в реализации вышеуказанных программ аудиторной и внеаудиторной деятельности.
Оценочно-результативный блок включает в себя следующие критерии и показатели, позволяющие определить уровень сформированности компонентов готовности будущего бакалавра к социально-профессиональной адаптации: мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностно-практического.
Кроме того, нами были выделены уровни сформированности каждого компонента готовности: низкий, средний, высокий.
Так, в качестве показателей, подтверждающих уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента готовности будущих бакалавров к социально-профессиональной адаптации, выступают мотивация в профессиональной деятельности и всё, что связано с её реализацией.
Показатели сформированности деятельностно-практического компонента предполагают эффективное социально-профессиональное взаимодействие и всё, что связано с его реализацией.
В качестве показателей сформированности когнитивного компонента выступает система как профессиональных знаний, так и знаний о процессе социально-профессиональной адаптации.
В конечном результате внедрения модели формирования готовности будущих бакалавров к социально-профессиональной адаптации будущий бакалавр имеет уровень готовности к социально-профессиональной адаптации, достаточный для успешной его личностной и профессиональной самореализации.
Заключение
Для того чтобы обеспечить подготовку высококвалифицированных бакалавров, обладающих не только высоким уровнем сформированных компетенций, но и готовностью к социально-профессиональной адаптации, необходима целенаправленная педагогическая деятельность по внедрению и реализации модели формирования готовности будущих бакалавров к социально-профессиональной адаптации.
Библиографическая ссылка
Тюкина А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 9. – С. 225-229;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38246 (дата обращения: 07.11.2024).