Роль, которую играют университеты в современном обществе, трудно переоценить. Сегодня в России активно обсуждается вопрос о развитии университетов в рамках парадигмы национальных исследовательских и опорных вузов. При этом научный компонент продолжает оцениваться как один из ключевых факторов успешности как национального исследовательского, так и опорного вуза. Говоря о миссии университета и об университетской науке в целом, следует согласиться с позицией С. Коллини, который полагает, что современный университет должен обладать как минимум совокупностью следующих характеристик: 1) обеспечивать ту или иную форму высшего образования; 2) развивать некую форму передового исследования или научной работы; 3) осуществлять указанные виды деятельности в одной дисциплине или четко определенном секторе дисциплин; 4) пользоваться определенной формой институциональной автономии (хотя бы в том, что касается интеллектуальной деятельности) [1, с. 26]. Специфическим признаком университетов как социальных институтов является отбор и подготовка собственных будущих научно-педагогических кадров. Университетская наука, таким образом, – это не только экстерналистский инструмент решения фундаментальных и прикладных научных задач, но и интерналистский механизм, который в той или иной форме обеспечивает интеллектуальную автономию университета.
К классическим секторам университетского образования и науки относится юриспруденция. Как известно, старейшим университетом в мире является Болонский. Здесь в 1087 г. знаток римского права Ирнерий стал преподавать свою дисциплину, тем самым создав первую школу права. К четырем ученикам Ирнерия восходит первая средневековая европейская научная школа права – глоссаторы. В последующие столетия на почве изучения в средневековых университетах римского частного права сформировалась современная наука гражданского права. Если с точки зрения системы права гражданское право – это всего лишь одна из отраслей права, то с точки зрения истории, традиций, влияния научного знания наука гражданского права, или цивилистика, несомненно, является первой юридической дисциплиной. К подотраслям гражданского права относятся вещное право (включая право собственности), обязательственное право, наследственное право, право интеллектуальной собственности. Если первые три из указанных подотраслей имеют корни в римском праве, нашли глубокую академическую разработку в университетах Германии, Франции, России XIX в., то право интеллектуальной собственности, восходящее к XVIII в., в силу его относительной молодости не может похвастаться столь глубокими и продолжительными научными традициями как за рубежом, так и в России.
Формирование университетских научных школ права интеллектуальной собственности (интеллектуального права) началось на рубеже XIX–XX вв., когда в университетах Германии, Франции, России состоялась разработка целостного учения об исключительных интеллектуальных правах. Так, в России Г.Ф. Шершеневич разработал теорию исключительных прав, а в Германии Й. Колер обосновал концепцию права на нематериальные блага. До указанного времени научное осмысление вопросов права интеллектуальной собственности имело фрагментарный характер и было связано с изучением таких отдельных институтов, как авторское и патентное право. Сегодня право интеллектуальной собственности – это динамично развивающаяся сфера правового регулирования и научного знания, область, развитие которой справедливо связывается с инновациями, творчеством, цифровизацией, достижениями четвертой промышленной революции.
Для России, которая ставит в качестве одной из целей своего развития построение инновационной цифровой экономики, принципиально важно обладать конкурентоспособным научным потенциалом в области интеллектуального права.
Целью исследования является историческая реконструкция и выявление специфики становления школы права интеллектуальной собственности в Пермском государственном национальном исследовательском университете (ПГНИУ) – одном из национальных исследовательских вузов Российской Федерации, старейшем университете на Урале.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования являются научные труды, достижения и взгляды представителей Пермского государственного университета по вопросам и проблемам права интеллектуальной собственности.
Методы исследования: в ходе исследования были использованы исторический метод, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и сравнения.
Результаты исследования и их обсуждение
Наиболее существенный вклад в развитие российской науки права интеллектуальной собственности, несомненно, внесен и вносится представителями московских университетов. Следует, прежде всего, отметить научные школы Московского государственного юридического университета, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Российской государственной академии интеллектуальной собственности. Среди региональных школ стоит выделить школу Казанского федерального университета, созданного в 1804 г., – школу, основоположником которой является упомянутый выше профессор Г.Ф. Шершеневич.
Первым из университетов, созданных на Урале, стал Пермский университет. Он был открыт 1 (14) октября 1916 г. в качестве Пермского отделения Императорского Петроградского университета [2, с. 30–31]. 17 февраля 1917 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о придании Пермскому отделению Петроградского университета статуса самостоятельного Пермского университета имени Его Императорского Величества Александра II. Однако 25 февраля 1917 г. императорским указом деятельность Государственной Думы была приостановлена до 1 апреля [2, с. 44]. Постановлением Временного правительства от 5 мая 1917 г. Пермскому отделению Петроградского университета был придан статус самостоятельного университета [2, с. 44].
В первые 40 лет существования Пермского университета говорить о научной школе гражданского права и тем более права интеллектуальной собственности не приходится по разным причинам. Во-первых, хотя со дня основания Пермского университета в его составе действовал юридический факультет, по идеологическим соображениям уже в 1919 г. он был объединен с историко-филологическим факультетом в факультет общественных наук. Во-вторых, в 1948 г. юридический факультет был восстановлен, однако собственных преподавателей юридических дисциплин в университете не было и в первые годы специалистов приходилось приглашать из других регионов. В-третьих, до 1960-х гг. проблематика авторского и патентного права носила в советской России крайне идеологизированный характер, что препятствовало проведению соответствующих научных исследований, особенно тех, в которых изучался зарубежный опыт охраны авторских и патентных прав, прав на товарные знаки.
В 1968 г. СССР присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., а в 1973 г. – к Всемирной конвенции об авторском праве от 6 сентября 1952 г. Четырнадцатого июля 1967 г. была подписана Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), участником которой Советский Союз стал в 1970 г. Естественно, что такой поворот в сторону к более сильной охране интеллектуальной собственности не мог не отразиться на советской юридической науке и университетских школах гражданского права.
Основоположником школы права интеллектуальной собственности в Пермском университете является Сергей Георгиевич Михайлов. Он с отличием закончил университет в 1967 г., с 1971 по 1974 г. обучался в аспирантуре по кафедре гражданского права МГУ имени М.В. Ломоносова и в 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблематике прав на селекционные достижения в СССР [3]. В своей работе С.Г. Михайлов, в частности, обосновал тезис, согласно которому правовая охрана штаммов микроорганизмов, как и сортов растений и пород животных, должна осуществляться в рамках особого правового режима, а не патентного права. С 1990 по 2019 г. С.Г. Михайлов занимал должность декана юридического факультета Пермского государственного университета [4, с. 8, 9]. Его научные достижения, творческие и организационные усилия позволили открыть в 1990-е гг. на базе университета диссертационный совет по специальности 12.00.03, который действовал в течение нескольких лет. Все указанные далее представители пермской школы интеллектуальных прав так или иначе обучались у С.Г. Михайлова. Их стремление посвятить свою научную деятельность проблематике охраны интеллектуальной собственности не в последнюю очередь было основано на увлекательных лекциях профессора С.Г. Михайлова. Сказанное подтверждает известный тезис о том, что одним из отличий вузовской науки от академической является то, что в университете новые научные знания могут быть оперативно использованы в занятиях со студентами, которые быстро увлекаются интересующим их предметом и развивают полученные знания.
Существенный вклад в развитие пермской школы интеллектуального права внес Н.В. Зернин, который в 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Юридические факты в советском авторском праве» [5]. Эта работа была выполнена под руководством выдающегося советского и российского цивилиста, председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в 1992–2005 гг. В.Ф. Яковлева и защищена в диссертационном совете, созданном на базе Свердловского юридического института. Проблематика юридических фактов является одной из сильных сторон свердловской юридической школы. В этом смысле научные исследования Н.В. Зернина позволили продолжить научную разработку проблемы юридических фактов в рамках пермской цивилистической школы.
Начало XXI в. можно считать вторым этапом становления школы права интеллектуальной собственности в Пермском университете. В 2005 г. под руководством С.Г. Михайлова была защищена кандидатская диссертация И.Ю. Мирских, посвященная проблеме охраны коммерческой тайны с точки зрения как гражданского, так и трудового права [6].
В 2017 г. доцент кафедры гражданского права А.Г. Матвеев защитил докторскую диссертацию на тему «Система авторских прав в России: нормативные и теоретические модели» [7]. Эта работа стала первой и пока единственной докторской диссертацией в области права интеллектуальной собственности, защищенной преподавателями ПГНИУ. Диссертация была выполнена под руководством профессора И.А. Близнеца и защищена в диссертационном совете, созданном на базе Российской государственной академии интеллектуальной собственности. В своем исследовании А.Г. Матвеев представил «разработку теоретической концепции системы авторских прав, которая позволяет обосновать оптимальную для современного российского общества модель такой системы, раскрывает основные закономерности ее построения, определяет структуру, содержание и взаимную связь авторских прав» [7, с. 14].
Многие научные исследования интеллектуальных прав в последнее десятилетие выполнялись учеными Пермского университета в рамках грантов Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. Поддержка указанных фондов позволила ученым получить новое научное знание в области охраны личных неимущественных и исключительных прав автора, обоснования и перспектив авторского права в условиях информационного общества, национальных моделей системы авторских прав, гражданско-правового режима исключительного авторского права, принадлежащего нескольким лицам.
С 2018 г. пермская школа права интеллектуальной собственности в лице А.Г. Матвеева проводит исследование природы и системы прав, смежных с авторскими. Классическими смежными правами являются права артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций. Исследование осуществляется в рамках проекта, поддержанного РФФИ. Смежные интеллектуальные права являются малоизученными в российской юридической науке. Представляется, что их исследование может стать специфической чертой пермской школы интеллектуальных прав. В частности, по мнению А.Г. Матвеева, «развитие института смежных прав в настоящее время вступило в стадию фрагментации. Это означает, что права, понимаемые и регламентируемые сегодня как смежные права, не представляют собой целостную систему, а являются множеством разрозненных правовых режимов. Так, ключевым обоснованием охраны прав исполнителей является защита творческих интересов личности, тогда как права изготовителей фонограмм и видеограмм, вещательных организаций, изготовителей нетворческих баз данных, публикатора, издателей легитимируются через аргумент о возврате вложенных инвестиций. Классические и европейские смежные права являются исключительными, однако многие так называемые нетипичные права (права на названия произведений, заголовки, сообщения прессы, переписку и дневники, театральные эскизы, технические чертежи) – нет» [8].
В настоящее время развитие школы права интеллектуальной собственности Пермского университета переходит к третьему этапу, который характеризуется, во-первых, существенным повышением интереса к рассматриваемой сфере со стороны студентов, магистров и аспирантов юридического факультета университета; во-вторых, увеличением числа защищенных кандидатских диссертаций, посвященных актуальным проблемам интеллектуальных прав; в-третьих, созданием на базе ПГНИУ и Ульяновского государственного университета объединенного диссертационного совета Д 999.220.02, в котором могут быть защищены в том числе и диссертации по проблематике права интеллектуальной собственности. Говоря о молодых ученых – представителях пермской школы интеллектуальных прав, являющихся выпускниками юридического факультета ПГНИУ, следует прежде всего назвать Н.М. Мальцева, защитившего кандидатскую диссертацию под руководством заведующей кафедрой гражданского права ПГНИУ Т.В. Шершень, и Е.Ю. Мартьянову, защитившую диссертацию под руководством профессора кафедры гражданского права ПГНИУ А.Г. Матвеева [9, 10]. Обращение молодых ученых к вопросам авторского права подтверждает тезис о том, что этот институт является наиболее востребованным для научных исследований в области права интеллектуальной собственности и что в нем до сих пор сосредоточено достаточно много нерешенных проблем.
Выводы
Пермский государственный национальный исследовательский университет был основан в 1916 г. Зарождение школы права интеллектуальной собственности в университете началось в 1970–1980-е гг., когда С.Г. Михайлов и Н.В. Зернин защитили кандидатские диссертации по вопросам интеллектуальных прав и стали вести активную преподавательскую и научную деятельность на юридическом факультете.
На втором этапе становления школы интеллектуальных прав ПГНИУ А.Г. Матвеевым была защищена докторская диссертация, посвященная системе авторских прав в России (2017 г.). Современный, третий этап становления рассматриваемой школы характеризуется существенным повышением интереса к проблематике права интеллектуальной собственности со стороны студентов, магистров и аспирантов, увеличением числа защищенных кандидатских диссертаций по указанной проблематике, созданием на базе ПГНИУ и Ульяновского государственного университета объединенного диссертационного совета.
Одним из отличительных признаков сегодняшней пермской школы интеллектуальных прав являются научные исследования прав, смежных с авторскими правами – интеллектуальных прав, которые до сих пор являются недостаточно изученными в российской цивилистике.
Настоящее исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-00628.
Библиографическая ссылка
Матвеев А.Г. СТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЫ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 9. – С. 173-177;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38236 (дата обращения: 07.11.2024).