Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,007

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Евтушенко И.В. 1 Евтушенко А.И. 1 Евтушенко Д.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Успехи отечественного танцевального искусства приобрели широкую известность во многих уголках земного шара, благодаря достижениям русской хореографии, балетной школы. О распространении увлеченности современными бальными танцами среди детей и молодежи, включая обучающихся с особыми образовательными потребностями, способствующей развитию творческих качеств, укреплению организма и преодолению проблем с развитием у школьников с ограниченными возможностями здоровья, за пределами нашей страны известно меньше. Случившиеся в последнее десятилетие глобальные преобразования сознания общества, нормативно-правового обеспечения образовательных систем обучающихся с особыми образовательными потребностями, активизация исследовательской деятельности, положительные результаты проведенных фестивалей детского творчества, инклюзивного танца, регионального, межрегионального и международного уровня, инновационная практика организаций, реализующих адаптированные дополнительные образовательные программы, предоставили возможность для осмысления и систематизации основных положений программ, направленных на включение в современную бальную танцевальную деятельность обучающихся, имеющих тяжелые множественные нарушения развития. Авторы статьи на основе собственного практического опыта представили особенности технологий обучения современным бальным танцам обучающихся с различными сочетаниями нарушений слуха, речи, двигательной, эмоциональной сферы, ментальных расстройств, определяющих наличие тяжелых множественных нарушений развития, ранее считавшихся малоуспешными в данном виде деятельности.
современные бальные танцы
адаптированная дополнительная образовательная программа
обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития
1. Ямбург Е.А., Забрамная С.Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации. М., 2013. 256 с.
2. Марголис А.А. Соотношение принципов подготовки психологов и особенностей профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование. 2003. № 2. С. 5–11.
3. Евтушенко И.В., Евтушенко И.И. Основы формирования гуманных межличностных отношений в классном коллективе старшеклассников в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М., 2014. С. 130–136.
4. Кулакова Е.В. и др. Методические рекомендации по нормативному регулированию в субъектах Российской Федерации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Отв. за вып. М.А. Симонова. М., 2019. 56 с.
5. Кулакова Е.В., Адамян Е.И., Колосова Е.Б. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Отв. за вып. М.А. Симонова. М., 2019. 40 с.
6. Пузанова Ж.В., Симонова М.А. Проблемы внедрения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: результаты мониторинга 2016 г. // Теория и практика общественного развития. 2016. № 12. С. 10–15.
7. Евтушенко Е.А. Нравственное воспитание умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2010. 224 с.
8. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. К оценке уровня нравственной воспитанности обучающихся с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24421 (дата обращения: 28.07.2020).
9. Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей // Особые дети в обществе. М., 2015. С. 68–75.
10. Евтушенко А.И. Опыт организации и содержания дополнительного образования обучающихся с умственной отсталостью // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. М., 2018. С. 206–211.
11. Евтушенко Е.А., Чернышкова Е.В. Педагогические условия эффективности эстетического воспитания глухих детей в музыкально-ритмической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20818 (дата обращения: 28.07.2020).
12. Евтушенко И.В., Мазурова Ю.Г., Санина Н.С., Федорова О.Ю., Горскин Б.Б. Особенности организации музыкально-ритмических занятий с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28411 (дата обращения: 28.07.2020).
13. Попова И.Н., Загладина Х.Т. Что нужно знать современному педагогу о социальной инклюзии // Воспитание школьников. 2019. № 6. С. 31–39.
14. Попова И.Н., Соловьева И.Л. Дополнительное образование – залог успеха каждого ребенка в трудной жизненной ситуации // Воспитание школьников. 2020. № 2. С. 42–48.
15. Соловьева Т.А., Алмазова А.А., Кулакова Е.В. К проблеме усиления практико-ориентированной подготовки учителей-дефектологов по программам прикладного бакалавриата // Наука и школа. 2014. № 4. С. 145–153.

Танцевальная деятельность, как часть эстетического воспитания, приобретает в современном мире особую актуальность в связи со многими кардинальными преобразованиями в общественном сознании [1–3], нормативно-правовым регулированием образовательных условий детей с особыми образовательными потребностями [4–6], а также благодаря усиливающейся технократизации, стремительному процессу социальной, нравственной и материальной поляризации социума, прагматизации установок людей, обесцениванию нравственных установок, масштабному глобальному экономическому кризису, экологическим изменениям и другим причинам [7–9]. Танцевальная деятельность формирует вкусы, развивает эстетическую чувствительность и представления о прекрасном, помогает обучающимся познавать окружающую действительность через эмоциональную сферу, приводит в норму психические процессы, является действенным инструментом преодоления двигательных и поведенческих расстройств, свойственных обучающимся с тяжелыми множественными нарушениями развития [10–12]. Вопреки современной тенденции к инклюзии, основами обучения детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (далее – ТМНР), базовым музыкальным и танцевально-ритмическим навыкам, продолжают оставаться студии дополнительного образования в специальных (коррекционных) школах и в школах-интернатах [13; 14]. На данный момент в вышеперечисленных организациях работает крайне малое количество людей, владеющих одновременно высокой хореографической квалификацией и специальными педагогическими методиками обучения обучающихся с сочетанными расстройствами развития, что значительно замедляет подробное исследование этой проблемы [15]. Данная сфера является мало изученной, несмотря на все ее возможности и положительные стороны для развития физического, интеллектуального и эмоционального состояний обучающихся.

Цель исследования: обобщение и систематизация современных знаний и практических результатов в адаптированной дополнительной образовательной программе (далее – АДОП) обучения современным бальным танцам школьников с ТМНР. Задачи исследования: выявить современные научные исследования, направленные на изучение особенностей обучения современным бальным танцам школьников с ТМНР; обобщить и систематизировать современный практический опыт образовательных организаций, реализующих АДОП обучения современным бальным танцам школьников с ТМНР; разработать примерное содержание АДОП обучения школьников с ТМНР современным бальным танцам по двум направлениям (европейская программа и латиноамериканская программа) с опорой на собственный практический опыт.

Методы исследования: теоретические: анализ философской, танцевально-педагогической, методологической и психолого-педагогической литературы; системный, сравнительный и логический анализ; прогнозирование и конструирование содержания образовательной программы обучения современным бальным танцам школьников с ТМНР; эмпирические: исследования, систематизации и обобщения инновационных подходов в танцевальной и коррекционной педагогике. Базой исследования в период с 2017 по 2020 гг. стали образовательные организации города Москвы, реализующие АДОП для обучающихся с особыми образовательными потребностями: школы № № 869, 904 и школа-интернат № 65. Участники исследования были представлены пятнадцатью младшими школьниками с ТМНР, структура дефекта которых включала несколько первичных нарушений в физическом и (или) психическом развитии, каждое из которых, взятое отдельно, характеризовало общую картину отклоняющегося развития. Все составляющие ТМНР элементы, сочетаясь друг с другом, объединяли отрицательный усиливающий эффект. Среди участников исследования были обучающиеся, у которых одновременно сочетались три и более первичных нарушения, каждое из которых, оказывая негативное последствие, усугубляло отклонения в развитии детей (умственно отсталые с глухотой, тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата).

Результатами исследования стала разработанная нами АДОП «Современные бальные танцы», художественной направленности, для детей с ТМНР 7-12 лет, рассчитанная на 1 год (114 часов), ознакомительного уровня. Наполняемость обучающихся составляла по пять человек в группе. Объем занятий определялся по одному академическому часу три раза в неделю. Материально-технические условия: помещение (кабинет/зал), оборудованное для занятий танцевальной деятельностью зеркалами во весь рост и паркетным покрытием пола, звуковоспроизводящей и звукоусиливающей аппаратурой; танцевальная обувь, спортивная или танцевальная (тренировочная) форма. Целью нашей образовательной программы стало овладение младшими школьниками с ТМНР основами танцевальной деятельности, объединяющей позитивные переживания, мотивы, связанные с занятиями танцами; элементарное понимание танца, как вида художественной деятельности; танцевально-эстетический вкус; танцевально-исполнительские способности (ритм, выразительность жестов, движений, воплощение эмоционального состояния, пластичность), умения и навыки. К образовательным задачам программы мы отнесли – приобщение обучающихся с ТМНР к искусству танца, обучение технически правильным движениям в танце и развитие способностей к танцевальной деятельности; активизация устойчивого танцевального интереса; овладение эмоциональным и выразительным танцеванием, адекватно взаимодействуя с партнером; формирование ритмического чувство, собственного стиля танца. Среди коррекционно-развивающих задач: преодоление и ослабление нарушений психической и физической деятельности, расстройств координации движений и ориентировки в пространстве; пропедевтика и исправление неприемлемых форм ситуативного поведения, нормализация эмоциональной нестабильности; обеспечение социокультурных условий для успешной реабилитации и абилитации ребенка с ТМНР с помощью искусства танца. К воспитательным задачам, связанным с процессом становления положительных личностных качеств, были причислены формирование сдержанности, уравновешенности, исполнительности, творческой свободы, дисциплинированности, ответственности в танцевальной деятельности, умений «концертного» исполнения, навыков поведения на сцене; удовлетворение потребности в творческом самовыражении детей с ТМНР с помощью двигательной активности занятий танцами; овладение коммуникативными умениями и навыками открытого, свободного и доверительного творческого общения; развитие эмпатии, понимания эмоционального состояния партнера; обретение чувства танцевальной гармонии и красоты. Здоровьесберегающими задачами были сформулированы – создание и сохранение комфортного охранительного педагогического режима, позитивного психологического климата, ситуации доступности, успеха; реализации индивидуально-дифференцированного подхода, учитывающего психофизические возможности младших школьников с ТМНР; укрепление сенсорных механизмов, функциональных систем, опорно-двигательного аппарата при правильном пространственном расположении тела.

К основным формам работы были отнесены комбинированные занятия, сочетавшие теоретическое содержание: общие знания по изучению истории хореографического искусства; основные этапы развития современного бального танца; практическую деятельность: изучение и правильное исполнение движений современного бального танца, в ходе проведения систематической учебно-тренировочной работы. В качестве планируемых достижений предполагалось к завершению начального обучения танцам овладение детьми следующими личностными результатами, как: эстетический вкус, творческие потребности и переживания; интерес к изучению танцев, готовность к дальнейшему самосовершенствованию в танцевании; элементы организационно-управленческих качеств, ориентированных на достижение результата; уважительное и доброжелательное отношение к ближайшему окружению и посторонним людям, готовность к групповому взаимодействию; метапредметные результаты не предусматривались; к предметным результатам отнесены усовершенствование мыслительных операций, устойчивости внимания, долговременной памяти; базовых музыкально-танцевальных способностей (ритм, темп, тембр, музыкальная память); выразительности танцевального исполнительства, красоты и пластичности движений; гибкости, амплитуды движений, координации в пространстве; способности к вариативным повторениям; общей физической подготовки, опорно-двигательного аппарата; знаний названий базовых фигур изучаемых танцев европейской и латиноамериканской программ (детская полька, медленный вальс, румба, быстрый фокстрот); основных позиций рук, положений корпуса, движений спортивных танцев; техники выполнения отдельных танцевальных движений, правильного дыхания; исполняемых вариаций из базовых фигур 4 танцев по в паре и по одному (соло), под музыку и под устный счет; ориентировки на паркете. В содержание учебно-тематического плана программы первого года обучения вошли четыре раздела. Раздел 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности и поведения в спортивном/танцевальном зале. Раздел 2. Физическая подготовка. ОФП. Правильная техника выполнения физических упражнений. Выполнение комплекса простых и понятных упражнений на укрепление различных групп мышц. Музыкально-ритмические игры: «Найди свое место», «Повтори за мной», «Море волнуется», «Повтори ритм», «Угадай танец», «Приглашение на танец», «Зеркало», «Музыкальный стульчик». Прослушивание ритмических фигур с хлопками и «протоптыванием». Музыкально-ритмические игры под различные музыкальные ритмы. Раздел 3. Танцевальное искусство. Медленный вальс. Фигуры медленного вальса: Перемена вперед, Перемена назад, Большой квадрат. Полька. Фигуры Польки: Приставной шаг вправо/влево, Двойные хлопки, Синкопированные хлопки, Одинарные хлопки, Подскоки, Прыжки на двух ногах вокруг собственной оси. Румба. Фигуры Румбы: Основной шаг, Раскрытие, Рука в руке, Тайм-степ. Быстрый фокстрот. Фигуры быстрого фокстрота: Четвертной поворот, Правый поворот. Для каждого танца была предусмотрена практическая деятельность по работе над техникой исполнения фигур: движения коленями и стопами, руками и корпусом. Исполнение фигур под музыку и под устный счет. Раздел 4. Итоговое занятие. Исполнение изученных танцев для зрителей. Критерии оценивания. Результативность занятий определялась показателями развития двигательных качеств: координация движений, выносливость, сила, скоростные показатели, гибкость, с помощью тестовых творческих и специальных упражнений; освоением арсенала техники танца и основных разделов АДОП, с помощью экспертной оценки в ходе соревнований и показательных выступлений.

Первый год обучения современным бальным танцам младших школьников с ТМНР состоял из десяти тем. Тема 1: «Вводное занятие» было посвящено знакомству с группой, инструктажу по правилам техники безопасности и поведения в спортивном зале, разминке, обсуждению танцевального искусства в жизни человека. Отдельные элементы инструктажа по правилам техники безопасности и поведения в танцевальной деятельности, выполнение строевых упражнений, разминка, обсуждение теоретических положений танцевального искусства в последующем были составной частью каждого занятия. Тема 2: «Знакомство с танцем «Медленный вальс»», включала основную часть 1 (прослушивание и обсуждение музыкальных композиций для медленного вальса, знакомство с понятиями темпа, ритма и музыкального размера медленного вальса), физическую подготовку (выполнения комплекса упражнений на укрепление мышц, гибкость); основную часть 2, направленную на повторение предыдущего материала, знакомство с базовыми фигурами «Маленький квадрат» и «Большой квадрат», проведение музыкально-ритмических игр. Тема 3: «Изучение базовой хореографии танца «Медленный вальс» на примере фигур «Маленький квадрат» и «Большой квадрат»» состояла из основной части 1 (повторение пройденного материала, прослушивание музыкальных композиций для медленного вальса, изучение техники работы стоп, коленей, корпуса и рук на примере фигур «Маленький квадрат» и «Большой квадрат»), физической подготовки (выполнение комплекса упражнений на укрепление мышц, гибкость); основной части 2 (повторение пройденного материала, исполнение фигур «Маленький квадрат» и «Большой квадрат»), проведение музыкально-ритмических игр. Тема 4: «Знакомство с танцем «Полька»» предполагала основную часть 1 (повторение пройденного материала, прослушивание музыкальных композиций для польки, знакомство с понятиями темпа, ритма, музыкального размера польки), физическую подготовку; основную часть 2 (повторение пройденного материала, знакомство с фигурами «Двойные хлопки» и «Приставной шаг вправо/влево»), проведение музыкально-ритмических игр. Тема 5: «Изучение базовой хореографии танца «Полька»: фигуры «Двойные хлопки» и «Приставные шаги в сторону»» определяла основную часть 1 (повторение пройденного материала, прослушивание музыкальных композиций для польки, изучение техники работы стоп, коленей, корпуса и рук), физическую подготовку; основную часть 2 (повторение пройденного материала, исполнение фигур «Двойные хлопки» и «Приставные шаги»), проведение музыкально-ритмический игр. Тема 6: «Знакомство с танцем «Румба»» состояла из основной части 1 (повторение пройденного материала, прослушивание музыкальных композиций для румбы, знакомство с понятиями темпа, ритма, музыкального размера румбы), физической подготовки; основной части 2 (повторение пройденного материала, знакомство с фигурами «Основной шаг» и «Раскрытие»), музыкально-ритмических игр. Содержанием Темы 7: «Изучение базовой хореографии танца «Румба»: фигуры «Основной шаг» и «Раскрытие»» стало включение основной части 1 (повторение пройденного материала, прослушивание музыкальных композиций для румбы, изучение техники работы стоп, коленей, корпуса и рук на примере фигур «Основной шаг» и «Раскрытие»), физической подготовки; основной части 2 (повторение пройденного материала, исполнение фигур «Основной шаг» и «Раскрытие»), музыкально-ритмических игр. Тема 8: «Знакомство с танцем «Быстрый фокстрот»» состояла из основной части 1, повторения изученного материала, прослушивания музыкальных композиций для быстрого фокстрота, знакомства с понятиями темпа, ритма и музыкального размера быстрого фокстрота, физической подготовки; основной части 2, повторения пройденного материала, знакомства с фигурами «Четвертной поворот» и «Правый поворот», проведения музыкально ритмических игр. Тема 9: «Изучение базовой хореографии танца «Быстрый фокстрот»: фигуры «Четвертной поворот» и «Правый поворот»» предполагала наличие основной части 1 (повторение пройденного материала, прослушивание музыкальных композиций для быстрого фокстрота, изучение техники работы стоп, коленей, корпуса и рук на примере фигур быстрого фокстрота), физической подготовки; основной части 2 (повторение пройденного материала, исполнение фигур «Четвертной поворот» и «Правый поворот»), проведения музыкально-ритмических игр. Заключительная Тема 10: «Итоговое занятие» включала составление плана выступлений; обсуждение концертных костюмов; выступление перед зрителями и подведение промежуточных итогов.

Выводы

В ходе исследования нами были определены особенности психических процессов, заключавшиеся в значительном замедлении темпа развития танцевальной культуры у младших школьников с ТМНР, однако становление качеств, необходимых для овладения танцевальной деятельностью, происходило в той же последовательности и аналогичным закономерностям, что и у обучающихся с нормативным развитием. Успешность овладения танцевальными умениями и навыками у детей с ТМНР, хотя и была обусловлена степенью проявлений некоторых расстройств, оказывающих непосредственное негативное влияние на качественные показатели успешности социализации, минимизируя потенциальные возможности овладения содержанием, то становление личностных характеристик, необходимых для танцевальной деятельности, детерминировалось специальными образовательными условиями, моделируемыми в процессе дополнительного образования. Участники студии дополнительного образования были удостоены дипломов всероссийских и московских фестивалей детского творчества «Рождественская Звезда» (2018), «1 + 1» (2018), «Краски всей России» (2019), а результаты научного исследования представлены на ММСО-2018, Всероссийском конкурсе студенческих научных работ среди бакалавров, магистрантов и аспирантов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в Екатеринбурге в 2018 году (диплом 1 степени); I Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых «Специальная педагогика и психология: традиции и инновации» в Москве в 2019 году (диплом 1 степени).


Библиографическая ссылка

Евтушенко И.В., Евтушенко А.И., Евтушенко Д.И. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 9. – С. 132-136;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38228 (дата обращения: 06.12.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074