В настоящее время во всем мире стремительно развивается информационное общество. Однако за столь быстрыми изменениями не успевает образовательная сфера, представляя собой достаточно устойчивую к ним систему. В связи с этим противоречием проблема реформирования организации образовательного процесса в высшей школе приобретает особую актуальность.
В настоящее время, как утверждает С.М. Косенок, необходимо повышение доступности и эффективности образования в России [1]. Постепенно в образовательном пространстве все более популярным становится дистанционное обучение. Причем наблюдается тенденция его преимущественного использования в двух сферах: высшего образования, корпоративного образования и тренинга [1, с. 22]. В данной статье остановимся подробнее на использовании дистанционного обучения в высшей школе.
В связи с высокой значимостью рассматриваемой проблемы вопрос дистанционного обучения с применением средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) неоднократно поднимался в науке. Так, в отечественной науке психолого-педагогические основы использования компьютерной техники в образовательном процессе изучались Н.В. Апатовой, П.Я. Гальпериным, В.С. Гершунским, В.В. Давыдовым, И.И. Ильясовым, Е.И. Машбицем, В.Г. Разумовским, И.В. Роберт, В.В. Рубцовым, Н.Ф. Талызиной и др. [1, с. 8]. В свою очередь, теоретические и практические аспекты применения дистанционного обучения рассматривали такие исследователи, как А.А. Андреев, С.Д. Каракозов, Е.С. Полат, В.И. Солдаткин, В.П. Тихомиров, А.Н. Тихонов, И.Г. Хохлов и др. [2, с. 7].
Несмотря на перспективность и всё большую распространенность дистанционного обучения, в педагогической науке нет его общепринятого определения. Например, В.В. Калмыкова на основе анализа многочисленных работ данной проблематики сформулировала определение дистанционного обучения, понимая под ним «обучение на основе интерактивного взаимодействия между студентом, преподавателем и интерактивным источником информационного ресурса, (например, веб-сайта или веб-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях информационной среды при реализации возможностей ИКТ (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента и др.)» [2, с. 4].
А.Г. Сергеев, И.Е. Жигалов и В.В. Баландина называют три вида систем дистанционного обучения, получивших наибольшее распространение. К ним относят: 1) синхронные (одновременное участие в учебном процессе обучающихся и педагогов); 2) асинхронные (одновременное участие не требуется, обучающийся имеет возможность самостоятельного выбора времени занятий); 3) смешанные системы (используют элементы обоих типов обучения) [3, с. 7–8].
Студенты являются представителями «цифрового поколения», для них цифровая среда является привычной средой обитания. Они с легкостью используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и готовы к их применению в учебном процессе. Дистанционное обучение может способствовать повышению доступности образования. Кроме того, что его применение снижает стоимость обучения для вуза и обучающихся, дистанционное обучение, по мнению В.Г. Кинелёва, может послужить основой для создания образовательной среды без границ. Автор полагает, что использование дистанционного обучения поможет обучающимся преодолеть географическую разобщенность и невозможность получения человеком образования с помощью обычных технологий [4, с. 34]. Применение дистанционного обучения способно повысить эффективность учебного процесса. Так, В.В. Калмыкова, ссылаясь на многочисленные исследования, раскрывает эту мысль следующим образом: дистанционное обучение в вузе, по ее мнению, позволит создать общее образовательное пространство, развивать у обучающихся активность и познавательную самостоятельность, развивать толерантность, готовность к обсуждению различных точек зрения и т.д. По мнению автора, дистанционное обучение сегодня – один из ведущих инструментов, предоставляющих возможности для решения проблем развития высшей школы [2, с. 3–4].
Несмотря на достаточно большое число исследований проблем использования дистанционного обучения, массовый переход вузов на этот режим в 2020 г. в связи с пандемией COVID-19 показал недостаточную готовность высшей школы к его осуществлению. Практика выявила целый ряд сложностей в его организации и осуществлении [5]. В связи с этим нами было проведено исследование отношения студентов к дистанционному обучению.
Цель исследования: определить преимущества и недостатки использования дистанционного обучения в практике организации образовательного процесса в высшей школе, а также наметить возможные направления в поиске решений, которые помогут сгладить его негативные последствия и усилить позитивные.
Материалы и методы исследования
В работе использовался опросный метод – анкетирование, проводимое в мае 2020 г., во время обучения студентов в дистанционном режиме. Базой исследования выступил ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Были опрошены (в режиме онлайн) 134 студента первого и третьего курсов педагогических профилей подготовки историко-филологического факультета.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенный анализ результатов опроса показал, что, отвечая на вопросы о своём опыте вынужденного обучения в дистанционном режиме, студенты отмечают его положительные и отрицательные стороны, которые можно объединить в несколько групп. Так, среди основных преимуществ дистанционного обучения, с точки зрения обучающихся, выделяются следующие:
1. Организационные преимущества. Преимущества этой группы обусловлены самой качественно иной организацией процесса обучения, специфичной для дистанционного обучения, отличающейся от традиционного. Более трети опрошенных студентов (34,6 %) считают положительными особенностями дистанционного обучения его удобство, мобильность, современность, скорость. В процессе обучения происходит быстрый обмен информацией. Опрошенные довольны возможностью обучаться, находясь в любом месте, и считают дистанционное обучение единственной формой, приемлемой во время пандемии, позволяющей сохранить непрерывность образовательного процесса. Также некоторые студенты, по их оценке, благодаря дистанционному обучению перестали опаздывать на занятия.
2. Преимущества в распределении и управлении ресурсами. 31,5 % опрошенных обучающихся подчеркивают такие достоинства дистанционного обучения, как возможность самостоятельно управлять своим временем, регулировать режим труда и отдыха, самостоятельно планировать свои занятия и позже просыпаться. Для студентов оказалась значимой экономия времени, обычно затрачиваемого на дорогу и на выполнение заданий. Стало больше времени для самообразования, домашних дел, у некоторых – даже для отдыха. Также отмечается экономия денег, затрачиваемых на проезд и на приобретение бумаги для подготовки к занятиям. В нашей выборке присутствовали также некоторые студенты, давшие откровенный ответ о том, что теперь им не нужно присутствовать на скучных лекциях.
3. Дидактические преимущества. 19,2 % респондентов отмечают, что благодаря осуществлению дистанционного обучения у них повышается учебная мотивация, Дистанционное обучение вносит разнообразие форм работы, делая учебный процесс более индивидуализированным и гибким. Также студенты полагают, что увеличивается результативность самоподготовки. Самостоятельно они имеют возможность углубиться в интересующий их материал и освоить больший объем знаний, нежели при обучении в традиционном формате. Опрошенным также бывает легче выполнять задания преподавателей в электронном виде и легче получить большее количество баллов при обучении с применением балльно-рейтинговой системы, чем ранее. Кроме того, в условиях дистанционного обучения с применением средств аудиовизуальной связи они могут сопровождать свои выступления презентациями, что ранее было технически возможно не во всех аудиториях вуза.
4. Информационные преимущества. 18,5 % обучающихся преимуществом применения дистанционного обучения назвали доступность информации, возможность её быстрого поиска в процессе обучения и передачу большого объема.
5. Комфортность обучения. Значительное число участников нашего исследования (16,9 %) выделяют данный аспект дистанционного обучения. Для них важно то, что обучение проходит в комфортных для них домашних условиях, на удобном рабочем месте. Можно не выходить из дома, особенно в непогоду. Отдельные студенты в качестве преимущества называют снижение физических нагрузок.
6. Саморазвитие. Как отмечают 13,8 % опрошенных обучающихся, дистанционное обучение может способствовать саморазвитию человека. Приобретается новый жизненный опыт, повышается личная ответственность за свою учебную деятельность, самостоятельность. У студентов формируются и развиваются навыки работы с ИКТ. Они осваивают ранее неизвестные им ресурсы и образовательные платформы. С применением дистанционного обучения студенты получают возможность развития своих творческих способностей и навыков отбора, систематизации и обработки больших массивов информации.
7. Социальные преимущества. 12,3 % обучающихся, принявших участие в анкетировании, выделяют такие достоинства дистанционного обучения, как возможность оперативно связываться с преподавателями и студентами в удобное для всех время, сокращение социальной дистанции. Также дистанционное обучение может помочь замкнутым обучающимся раскрыться и показать себя.
Лишь 0,8 % участников категорично утверждают, что в дистанционном обучении не видят никаких плюсов.
Далее обратимся к анализу недостатков дистанционного обучения, выделенных студентами. Проанализировав их ответы, мы можем объединить недостатки в следующие группы:
1. Технические. Подавляющее большинство (41 %) опрошенных студентов называют проблемы, связанные с техническими неполадками в работе образовательных платформ, сбоями в интернет-соединении и электроснабжении, недостаточной технической обеспеченностью и мощностью собственных электронных устройств, необходимых для обучения, а также с отсутствием рабочего места дома, удобного для длительного обучения.
2. Социальные. Значительное число респондентов (37,3 %) называют такие негативные особенности дистанционного обучения, как минимизацию непосредственного социального взаимодействия с преподавателями и с другими студентами. Согласно их мнению, студентам не хватает живого общения, зрительного контакта во время обучения, персонального внимания преподавателя и ощущения общей атмосферы университета.
3. Физиологические. 20,1 % опрошенных отмечают вред для здоровья, возникший из-за активного использования информационно-коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения. У студентов, по их оценке, обострились хронические заболевания. Некоторые опрошенные отметили ухудшение зрения. Они испытывают физическую усталость, головные боли и боли в спине, связанные с длительным пребыванием в статичной позе, зрительным напряжением и снижением физической активности.
4. Информационные. В эту группу недостатков дистанционного обучения включена информационная перегрузка студентов. Её в качестве недостатка назвали 17,9 % обучающихся. Необходимость самостоятельно обрабатывать большие массивы информации, увеличение объема домашних заданий, использование разными преподавателями различных образовательных платформ – всё это приводит к значительным временным затратам при обучении. Кроме того, студенты столкнулись с недостоверностью информации в сети Интернет и недоступностью некоторых нужных для обучения книг (вне доступа к печатным изданиям библиотеки университета).
5. Дидактические. К этой группе недостатков дистанционного обучения отнесены ответы студентов (12,7 %), связанные с их представлением о более низком качестве обучения в дистанционном формате по сравнению с традиционным. Так, с точки зрения обучающихся, объяснение материала преподавателями при дистанционном обучении затруднено, не всегда есть возможность оперативно уточнить неясные моменты. В материале, предлагаемом к самостоятельному изучению, бывает сложно разобраться. Он, согласно субъективной оценке опрошенных, усваивается недостаточно глубоко. Также не все предметы возможно изучить дистанционно.
6. Субъективные. К этой группе недостатков отнесли две подгруппы. Первая подгруппа связана с негативным влиянием дистанционного обучения на обучающегося. Такие отрицательные последствия дистанционного обучения назвали 7,5 % участников опроса. Например, рассеивание внимания, отвлечение на игры, музыку, социальные сети, появление зависимости от виртуального общения, сложность в контроле времени в сети Интернет. Также некоторые студенты отмечали снижение учебной мотивации при переходе к дистанционному обучению, выполнение заданий механически, формально, копируя готовые ответы из сети Интернет. Значительное снижение роли диалогического общения, преобладание заданий для индивидуального выполнения, согласно мнению студентов, также негативно влияет на речемыслительную деятельность, не развивает коммуникативные навыки. Вторая подгруппа субъективных недостатков связана с влиянием некоторых индивидуально-личностных особенностей обучающегося на эффективность образовательного процесса (отмечают 3,7 % респондентов). Среди них важнейшими являются волевые характеристики человека, его самоорганизация и способность к многозадачности. Также, безусловно, успешность обучения в таком режиме напрямую зависит от навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями.
7. Педагогические. Согласно опыту применения дистанционного обучения, эффективность учебного процесса во многом зависит от уровня владения информационно-коммуникационными технологиями не только обучающимися, но и преподавателями (такую точку зрения высказали 2,2 % опрошенных). Студенты высказывают предпочтение онлайн-занятиям, проводимым с использованием средств видеосвязи. В таком случае занятия сходны с проводимыми в аудитории.
Выделим несколько возможных направлений в поиске решений, которые помогут сгладить негативные последствия применения дистанционного обучения и усилить позитивные.
Во-первых, необходима комплексная работа вуза по техническому обеспечению непрерывности образовательного процесса, развития собственной цифровой инфраструктуры.
Во-вторых, необходимо повышение ИКТ-компетентности профессорско-преподавательского состава, подготовка кадров, способных следовать запросам современности и активно включаться в цифровую среду. Как указывает Н.В. Кузнецов, преподаватель должен обладать тремя типами компетенций: а) быть специалистом в предметной области; б) владеть современными образовательными технологиями; в) обладать необходимыми цифровыми компетенциями [6, с. 23].
В-третьих, необходимо во время применения дистанционного обучения стимулировать обучающихся к соблюдению гигиены зрения, обязательному следованию режиму труда и отдыха и к регулярной физической активности для исключения вреда для состояния их здоровья.
В-четвертых, недостаточность живого общения при дистанционном обучении может быть снижена путём повышения частоты групповых работ. В этой связи необходимо регулярно предлагать обучающимся задания, предполагающие совместную работу студентов в малых группах с использованием средств аудиовизуальной связи. Кроме того, оптимальной себя показала организация взаимодействия с преподавателями путём проведения онлайн-лекций и вебинаров.
В-пятых, эффективным средством повышения результативности дистанционного обучения выступает применение его не в чистом виде, а в «гибридном» (смешанном), в сочетании классических занятий в стенах вуза с применением обучения «из дома». Такое сочетание будет способствовать сохранению погруженности студентов в учебный процесс, ощущению причастности к вузу, удовлетворяя потребность в непосредственном общении с другими студентами и преподавателями.
Заключение
Таким образом, проведённое исследование показывает актуальность проблемы использования дистанционного обучения в высшей школе. Вынужденная практика его применения в российских вузах во время режима самоизоляции как проявила его преимущества, по сравнению с традиционным обучением, так и открыла болевые точки, показав далеко не полную готовность российской академической сферы к его реализации. Анализ полученных результатов опроса студентов относительно достоинств и недостатков дистанционного обучения позволяет наметить некоторые пути оптимизации его применения в образовательном процессе вуза в целях повышения его эффективности.
Библиографическая ссылка
Воскрекасенко О.А., Мендова Н.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 9. – С. 111-115;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38224 (дата обращения: 21.11.2024).