Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОЕКТ «ПОБЕДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ВНУКОВ И ПРАВНУКОВ» КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Охлопкова О.С. 1 Николаева Л.В. 1
1 Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
В статье раскрывается система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Подчеркивается актуальность патриотического воспитания детей в год патриотизма и 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Раскрываются понятия «патриотическое воспитание», особенности формирования патриотических представлений у детей дошкольного возраста, «проектная деятельность». Цель исследования – теоретически и практически обосновать педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. В статье дается описание и анализ результатов работы над проектом «Победители глазами внуков и правнуков» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Работа над проектом направлена на организацию поисковой деятельности по истории семей воспитанников в годы Великой Отечественной войны, формирования у детей интереса к изучению истории Родины через изучение истории своей семьи. В годы войны каждая семья внесла свой вклад в дело Великой победы: отцы и деды на фронте, женщины и дети – в тылу. В каждой семье были и есть ветераны войны, тыла, дети войны. В условиях пандемии реализация проекта проведена в дистанционном формате. В статье описаны новые активные технологии работы по проектной деятельности в онлайн-режиме, разнообразие форм и методов раскрывает новые грани работы с детьми в дистанционной форме.
патриотическое воспитание
дошкольный возраст
проект
Великая Отечественная война
ветераны войны и тыла
поисковая деятельность
1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). М., 2015. 310 c.
2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. М.: Издательский центр Академия, 2011. 416 с.
3. Ясева Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников: учебн. пособие для студентов и педагогов. Могилёв: Изд-во МГУ, 2000. 59 с.
4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5–7 лет. ФГОС Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 64 с.
5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие. М.: Академия, 2006. 334 с.

В настоящее время наиболее актуальной является проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Утрата нравственных ценностей, коммунистических, комсомольских, пионерских, октябрятских традиций советской эпохи, сложная политическая обстановка в мире, межнациональные конфликты, средства массовой информации разрушают картину мира современных детей, что приводит к проблемам в формировании у них патриотических чувств. «Патриотизм – понятие многогранное, включающее любовь к Родине, уважение к героическому прошлому своей Родины, любовь к родному языку, традициям и обычаям своего народа, к родным местам, к культурному наследию своей страны. Возникает это чувство под влиянием различных факторов: искусства, художественной литературы, окружающей среды, практической деятельности человека и др.» [1].

Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, так как дошкольный возраст является наиболее восприимчивым к нравственным ценностям и явлениям окружающего мира. В ФГОС дошкольного образования красной нитью проходит идея воспитания у детей чувства любви к родному краю, воспитание интереса к его истории, традициям, культуре.

Проблемам патриотического воспитания дошкольников посвящены работы Е.И. Водовозовой, А.П. Казаковой, О.Л. Князевой, С.А. Козловой, Н.Г. Комратовой, Л.А. Кондрыкинской, В.И. Луговинова, Н.Н. Леонова, М.Д. Маханевой, Н.В. Неточаевой, Л.Е. Никоновой, А.Е. Писаревой, Л.И. Рагимовой, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.

По определению С.А. Козловой, «патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общую пользу» [2].

В.А. Сухомлинский утверждал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины» [3].

Патриотическое воспитание в детских садах должно осуществляться не только через информацию, но и через практическую деятельность, в которую входят различные виды детской деятельности, такие как инсценировки о жизни в военное время, чтение стихов про Родину, выставки с творчеством дошкольников на патриотические темы, проекты. Мы остановили свой выбор на организации проектной деятельности к 75-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне в старшей группе ДОО.

В годы войны каждая семья внесла свой вклад в дело Великой победы: отцы и деды на фронте, женщины – в тылу, дети тоже помогали своим трудом взрослым. В каждой семье были и есть ветераны войны, тыла, дети войны. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма граждан России.

Цель исследования: теоретически и практически обосновать педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Задачи:

- разработать проект «Победители глазами внуков и правнуков» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне;

- провести поисковую работу по истории семей воспитанников в годы Великой Отечественной войны, пробудить у детей интерес к изучению истории Родины через изучение истории своей семьи;

- активно привлекать родителей, проводить встречи с ветеранами войны, тыла, детьми войны.

Материалы и методы исследования

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе старшей группы «Мичээр» МБДОУ № 89 «Парус» г. Якутска. В эксперименте приняли участие12 детей контрольной группы, 12 детей экспериментальной группы и 12 родителей.

На констатирующем этапе были исследованы уровни развития патриотических представлений у старших дошкольников на основе использования следующих методик:

1. Беседа «Мой родной город» (Г.А. Урунтаева).

2. Индивидуальная беседа «Юбилей Победы».

3. Анкетирование родителей.

Критерии оценивания результатов диагностики: высокий уровень – ребенок уверенно отвечает на вопросы, знает достопримечательности, названия улиц, площадей, памятников родного города, героев войны, имена родственников, участников войны, ветеранов тыла, знает, где они воевали, эмоционально, с гордостью рассказывает о них. С воодушевлением рассказывает о дне Победы, как отмечают семьей, участвуют в параде «Бессмертного полка», ходят на площадь Победы, смотрят салют. Чувствуется, что родители много рассказывают ребенку о значении дня Победы в семье и в стране.

Средний уровень – ребенок отвечает на вопросы односложно, при помощи наводящих вопросов, затрудняется назвать улицы, площади, памятники, хотя зрительно узнает их, знает некоторых родственников, ветеранов войны и тыла, но не может о них подробно рассказать. Чувствуется, что родители мало рассказывают ребенку о родственнике-ветеране, которого нет в живых.

Низкий уровень – не может ответить на вопросы.

На формирующем этапе исследования мы разработали проект «Победители глазами внуков и правнуков». Создание проекта направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его подвигам и вкладе членов семьи, земляков в истории Победы, предполагает привлечение детей и родителей к изучению участия якутян в Великой Отечественной войне.

Мы выбрали эту тему, потому что в юбилейный год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы не можем упустить возможность приобщить детей к теме войны, познакомить их с героизмом народа, ветеранами родного города, республики, семьи.

«Под проектом подразумевается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое» [4].

Актуальность проекта «Победители глазами внуков и правнуков», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Современное поколение мало знает о Великой Отечественной войне. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных, начиная с семьи, истории семьи в годы ВОВ. Героями докладов детей могут быть прадедушки или другие родственники, ветераны войны. Особенно мало знают дети о родственниках, прадедах, которых давно уже нет в живых. Необходимо восстановить память о них. Нет семьи, которой не коснулась война. В процессе работы над проектом дети вместе с родителями подготовили материалы о ветеранах войны, тыла, их труде и помощи фронту в тылу. В этом году официально признано поколение «Дети войны», трудное детство которых прошло в годы войны.

Предполагаемый результат проекта

В результате совместной работы с родителями дети узнают биографии своих прадедов и родственников, узнают об их вкладе в дело Победы в Великой Отечественной войне.

Методы работы по проекту

В связи с профилактикой коронавирусной инфекции дошкольные образовательные организации не работали, но организовали работу с детьми и родителями в онлайн-режиме. Организация работы по проекту была проведена в дистанционном формате, так как родители тоже находились дома, они уделяли большое внимание своим детям, были в тесной связи с воспитателем и получали от него задания.

В марте была проведена беседа с детьми о 75-летнем юбилее победы в Великой Отечественной войне и виртуальная экскурсия на мемориал Победы. Вместе с детским садом был проведен флешмоб «Я буду помнить о тебе всегда», где дети рассказывают о подвиге своих близких, ставших на защиту Отечества в годы войны. В мероприятии приняли активное участие многие дети со своими родителями. Флэшмоб был проведен в онлайн-режиме на платформе «Инстаграм» на аккаунте детского сада. Тем не менее дети были в военных формах, с презентациями и фотографиями своих родственников.

Проект дети готовили вместе с родителями. Рассказали о своих прадедушках и прабабушках, дедушках и других близких родственниках.

После успешного участия во флэшмобе появилась идея – принять участие в республиканской акции «Электронная книга памяти «Якутия помнит», которая проводится также в дистанционной форме на ykt.ru под эгидой Ил-Тумэн. Этот новый специальный проект «Якутия помнит» берет старт в год 75-летия Победы и Год патриотизма в Республике Саха (Якутия) и становится общереспубликанской акцией в целях сохранения исторической памяти о воинах-якутянах, тружениках тыла, вдовах, сиротах, детях войны в воспоминаниях и рассказах их потомков и земляков. Участие состоит в представлении материалов о родственнике в электронную книгу памяти. Каждый человек может ввести в программу данные о своем родственнике.

Также в онлайн-формате проведен конкурс стихотворений о войне для детей. Стихи родители выбирали по нашим рекомендациям.

Все активно принимали участие в выставках поделок «Военная техника», в конкурсе рисунков «9 мая», тоже в дистанционной форме. Родители отправляли фотографии детей с результатами их творческой деятельности. Все дети экспериментальной группы принимали участие в республиканских акциях «Свеча памяти», «Бессмертный полк» в инстаграме своего ДОО. В такой форме приняли участие и в общереспубликанских акциях.

Педагоги детского сада № 89 «Парус» активно используют интерактивное пространство для непрерывного развития и воспитания дошкольников в условиях домашней самоизоляции. Одной из главных тем общения ребят, их родителей и педагогов является подготовка к празднованию 75-летия Победы в Великой отечественной войне. Воспитатели и специалисты детского сада консультируют родителей, объясняют, как правильно рассказать малышу о войне, предлагают для прочтения детские литературные произведения о фронтовых героях, подбирают видеоуроки и мастер-классы, которые учат рисовать военную технику или демонстрируют, как своими руками сделать сувениры ко Дню Победы.

Результаты исследования и их обсуждение

По первой методике Г.А. Урунтаевой «Мой родной город» [5] на констатирующем этапе дети показали средний уровень знаний о достопримечательностях города. В ходе беседы выяснилось, что большинство детей обеих групп знают, где живут. Многие дети затруднялись ответить на такие вопросы как «Главные улицы и площади», «Какие ты знаешь парки, скверы?», «Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?». Некоторые дети отметили, что видели многие достопримечательности Якутска, бывали возле них с родителями, но не знают их названий, дают неверные ответы. Также был отмечен низкий уровень знаний детей о символике родного края. Общие результаты представлены на рис. 1.

ohlop1a.wmf ohlop1b.wmf

Рис. 1. Уровни развития патриотических представлений у детей на констатирующем этапе исследования

ohlop2a.wmf ohlop2b.wmf

Рис. 2. Уровни развития патриотических представлений у детей на контрольном этапе исследования

На контрольном этапе у детей экспериментальной группы повысились знания детей об истории и достопримечательностях родного города (рис. 2).

Ответы детей были уверенными, эмоционально окрашенными, они отмечали любимые места, знали все скверы и памятники, известных людей. Ответы детей из контрольной группы практически не изменились.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов по методике 2 показали следующие результаты (рис. 3 и 4).

ohlop3a.wmf ohlop3b.wmf

Рис. 3. Уровни знаний детей о войне на констатирующем этапе исследования

ohlop4a.wmf ohlop4b.wmf

Рис. 4. Уровни знаний детей о войне на контрольном этапе исследования

По результатам беседы на констатирующем этапе выявлен средний уровень знаний детей о Великой Отечественной войне и ветеранах. Дети отвечают на вопросы односложно, при помощи наводящих вопросов, знают некоторых родственников, ветеранов войны и тыла, но не могут о них подробно рассказать. Чувствуется, что родители мало рассказывают ребенку о родственнике-ветеране, которого нет в живых.

Беседа по второй методике о Дне Победы содержала следующие вопросы: Какое событие вся наша страна будет отмечать 9 мая? Каких героев войны ты знаешь? В вашей семье есть ветераны войны? Кого называют ветеранами тыла? В вашей семье есть ветераны тыла? Среди ваших родственников есть дети войны, детство которых прошло в годы войны? В вашей семье есть фотографии родственников – ветеранов войны? Что ты о них знаешь? Как вы отмечаете в семье день Победы? Слышал ли ты о параде «Бессмертного полка»? Принимал участие с родителями? Кого поздравляете в День Победы? Готовишь ли ты какие-нибудь подарки в этот день?

На контрольном этапе дети экспериментальной группы уверенно отвечали на вопросы, знали героев войны, имена родственников, участников войны, ветеранов тыла, знали, где они воевали, эмоционально, с гордостью рассказывали о них. С гордостью рассказали о Дне Победы, как отмечают семьей, участвуют в параде «Бессмертного полка», ходят на площадь Победы, смотрят салют. Чувствуется, что родители стали много рассказывать детям о значении дня Победы в семье и в стране.

Анкетирование родителей показало, что они считают проблему патриотического воспитания детей актуальной, подчеркивают необходимость ознакомления детей с символикой государства, традициями, достопримечательностями.

Заключение

Результаты сравнительного анализа исследования показали положительные результаты. В работе использованы новые активные технологии работы по проектной деятельности в онлайн-режиме, разнообразие форм и методов раскрывают новые грани работы с детьми в дистанционной форме. Участие во флэшмобе, в республиканских акциях с рассказами о прадедах – ветеранах войны, родных, земляков, об их участии в деле Победы не прошли бесследно и оставили глубокий след в душе и памяти детей.

Таким образом, работа над проектом «Победители глазами внуков и правнуков» является эффективным средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.


Библиографическая ссылка

Охлопкова О.С., Николаева Л.В. ПРОЕКТ «ПОБЕДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ВНУКОВ И ПРАВНУКОВ» КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 8. – С. 180-185;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38195 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674