Уровень развития современной цивилизации свидетельствует не только о значительных достижениях человечества, но и об опасных явлениях, связанных с падением престижа нравственности, духовности в обществе, о чем свидетельствуют бесконечные войны на нашей планете, вражда, ненависть, преступность и зло во всех его уродливых проявлениях, нарушение экологического баланса Земли.
Духовный кризис общества сегодня приобретает все более угрожающие масштабы. Общество утратило духовно-нравственные идеалы, что привело к кардинальному изменению ценностных ориентаций в детской, молодежной среде, которые имеют деструктивный и разрушительный характер.
На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание детей и молодежи перестает быть чисто педагогической задачей и начинает входить в круг стратегических политических приоритетов, становится вопросом национальной безопасности. Именно поэтому приоритетной задачей современной педагогики должно стать формирование и сохранение элементов духовной культуры. Искусство в этом процессе играет одну из самых значимых ролей, прокладывая путь к разуму, пониманию, к духовности сквозь призму чувств.
Музыкальная деятельность является одним из самых сложных видов интеллектуальной, технологической и чувственно-эмоциональной деятельности индивида в области искусства. Она представлена многочисленными видами и формами контакта личности с музыкой, основными из которых являются восприятие, исполнение, творческая обработка и интерпретация музыки, а также теоретическое осмысление музыкального искусства как науки. Качественные характеристики музыкальной деятельности полностью зависят от индивида (группы индивидов), который ею занимается, от его реальной возможности осуществлять эту деятельность должным образом.
Музыка одновременно является и искусством, и наукой (существует теория и история музыки, а также отдельные дисциплины, такие как полифония, гармония, контрапункт и др.). Существенная особенность музыкального искусства в ярко выраженном эмоциональном характере воздействия.
Музыкальное образование – это совокупность знаний, практических умений и навыков, необходимых индивиду для продуктивной, высококачественной музыкальной деятельности, сформированных в процессе целенаправленного развития его музыкально-творческого потенциала. Ее характерными чертами являются трудоемкость и долговечность, тесная связь постепенного музыкального развития, формирования и сознания музыкально-творческих качеств с общим физиологическим и умственным развитием, духовным становлением личности.
Продолжительность музыкального образования обусловлена самой природой музыки, особенностями ее освоения как формы и способа познания и отражения реальной действительности и внутреннего мира человека. Кроме того, музыкальное образование признано серьёзным инструментом развития психологического и творческого фундамента личности, которое дает множество преимуществ ребенку в перспективе.
Однако, несмотря на такой потенциал и культурно-историческую значимость системы музыкального образования, сегодня она находится в довольно неоднозначной ситуации, вызванной рядом проблем: законодательных, управленческих, кадровых, материально-технических, социальных. Такой объемный спектр проблематики не гарантирует полноценное развитие музыкального образования и культуры, сохранность их традиций и самобытности.
Воспитывая духовно развитую личность, современная парадигма высшей школы должна быть направлена на подготовку грамотного и востребованного специалиста, способного интегрироваться в любую образовательную или исполнительскую среду. Это станет возможным только благодаря профессиональной направленности самого процесса обучения и тесному взаимодействию педагогики и музыкального искусства.
На наш взгляд, глубинный смысл и цель образования состоит в самой возможности создать интегрированный (синтезированный) образ явления, предмета, мира, культуры. Интеграция – это всегда творческий процесс. Именно поэтому он способен активизировать внутренние духовные и психофизиологические ресурсы, расширить и углубить межпредметные связи обучаемого, а также восстановить некую целостность и полноту понимания какого-либо феномена. Качественное дифференцированное образование может дать многое, но основное влияние оказывает именно целостное образование.
Основной целью современной музыкальной педагогики должно стать развитие и совершенствование всех направлений музыкального образования, ориентированного на современные реалии жизни и рынка труда. На наш взгляд, система образования должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям во внешней по отношению к образованию среде, а с другой стороны – она должна быть, по возможности, в своей психолого-педагогической основе не подверженной конъюнктурным шараханьям из одной крайности в другую.
Цель данной статьи – выявить спектр проблем музыкальной педагогики в контексте интеграционных процессов в образовании на современном этапе и обозначить возможные пути их решения. Актуальность исследований в этой сфере обусловлена рядом причин социального, методологического, педагогического и практического характера и будет проводиться с учетом трех уровней интеграционных процессов: внутрипредметного, межпредметного и межсистемного.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось с использованием теоретических и эмпирических методов: теоретико-методологического анализа научно-методической литературы по указанной проблематике, синтезирования передового педагогического опыта, телеологического педагогического наблюдения, прогнозирования.
Результаты исследования и их обсуждение
Отечественная система музыкального образования характеризуется ее обновлением, совершенствованием учебно-воспитательного процесса. Но не все выпускники вузов по окончании обучения демонстрируют высокий уровень профессиональной квалификации, необходимую динамику своей специальности, свое личностно-профессиональное развитие.
Это обусловлено комплексом причин, а именно: объективных и субъективных, социальных и индивидуально-личностных. Особого внимания заслуживают психолого-педагогические причины, обусловленные практикой преподавания. Рассмотрим это подробнее.
1. В учебных заведениях различных уровней (школа, колледж, вуз) широко распространен педагогический консерватизм. Значительное количество преподавателей использует известные, устоявшиеся приемы и средства учебно-воспитательной работы. Сохраняются прежние ценностно-смысловые и деятельно-волевые структуры педагогического сознания: именно они в первую очередь создают препятствия для внедрения новейших музыкально-педагогических концепций и технологий. Доктор педагогических наук Е.И. Рогов отмечает, что зачастую учителя считают свою прежнюю деятельность весьма успешной, вследствие чего не хотят корректировать и изменять собственную методику преподавания, чем серьезно мешают учащимся нестандартно решать творческие проблемы [1, с. 108].
Специальные педагогические мониторинги качества подготовки учителей указывают на то, что с 1990-х гг. существенно снизился интерес педагогов-практиков к учебно-педагогической литературе, к педагогическим идеям, как отечественным, так и зарубежным.
Жизненные обстоятельства, бытовые условия не способствуют усилению профессионального саморазвития, повышению уровня педагогического мастерства. Понятно, что дефицит общения с научно-методическими источниками негативно влияет на качественный уровень работы педагогов.
2. Значительное количество современной учащейся молодежи характеризуется инертностью, пассивностью в учебно-воспитательном процессе. Возможно, это следствие системы прошлого, когда инициатива человека не поощрялась властями, и прошло недостаточно времени для адаптации молодежи к современной социально-психологической ситуации.
Специальные исследования последних лет показывают, что студенты недостаточно инициативны в творческой работе, не имеют стремления к самоактуализации, самопознанию, самокоррекции и т.п. Студенты рассчитывают на помощь и поддержку своих учителей и поэтому часто недостаточно инициативны и независимы в своих креативных (профессиональных) действиях. Бесспорно, это сказывается на дальнейшей профессиональной деятельности молодежи, тормозя ее более качественный уровень.
3. Можно констатировать недостаточную разработанность методологических основ развивающего обучения, которое получило освещение в научно-практических исследованиях, связанных с проблемой личностно-профессиональной эволюции студентов по завершении ими срока обучения. Поэтому создается противоречие между требованиями современности, логикой постепенного движения в социуме, с одной стороны, и состоянием современной педагогики, ее теории и практики, с другой.
В области музыкальной педагогики некоторые из методологических принципов сформированы следующим образом:
а) постепенное использование в учебно-воспитательной практике метода моделирования действий музыканта-профессионала – опытного мастера (исполнителя, теоретика, композитора и др.). В процессе моделирования творческой деятельности учащиеся видят определенный эталон, постигают его структуру, закономерности, внутреннюю сущность. По мнению М. Равеля, лучший способ учиться музыке – равняться на классические образцы, «моделируя» их.
Моделирование как процесс, работа «по образцу», то есть проникновение в творческую лабораторию опытного мастера – все это привлекает молодого музыканта к рациональным приемам и средствам музыкальной деятельности и создает условия для дальнейшего профессионального совершенствования;
б) внедрение в учебно-воспитательный процесс специальных практико-ориентированных задач, направленных на развитие когнитивной, творчески поисковой активности молодежи. Поскольку именно креативная активность является динамичным условием личностно-профессионального развития, эти задачи могут сыграть существенную роль в формировании соответствующих качеств у будущего специалиста в области музыки. Среди этих задач могут быть следующие: создать исполнительскую «гипотезу» того или иного музыкального произведения или найти решение той или иной профессионально-творческой проблемы.
Главным в музыкальной педагогике считается стимулирование активности молодого музыканта, которая является важной психологической составляющей его деятельности. Как считает В. Джеймс, «именно центр, само ядро нашего «Я», самое святое нашей сущности – это чувство активности, которое существует в некоторых наших внутренних душевных состояниях» [2];
в) объяснение учащейся молодежи особенностей современной социокультурной ситуации. Выявление закономерностей, которые действуют сегодня на «рынке труда» в области культуры и искусства; обоснование необходимости для будущих специалистов личностно-профессиональной мобильности как необходимого условия самореализации в современных условиях. Аналитический анализ механизмов саморазвития в художественно-творческих видах деятельности; определение факторов, способствующих или препятствующих успешному воспроизведению этих процессов.
Многие проблемы, которые ожидают молодых музыкантов, возникают вследствие того, что учебные заведения разных уровней (школы, колледжи, вузы) нацеливают своих выпускников на узкую специализацию, углубляя специальные знания, умения и навыки. Поэтому сегодня, как считает А. Якупов, «нужен не просто хороший учитель музыки, подготовленный даже при самой лучшей системе, а широко образованный музыкант-специалист, способный проводить музыкально-образовательную и воспитательную работу с детьми и подростками в самых разных формах... Было бы полезным, сохраняя высокие требования к профессиональному мастерству, значительно расширить набор практических специализаций, готовя студентов к просветительской, менеджерской, художественно-воспитательной деятельности ...» [3, с. 52].
4. Динамические процессы в развитии теории эстетического воспитания свидетельствуют о переосмыслении содержания многих традиционных категорий, поиска целостных подходов к всестороннему осмыслению роли эстетического в ценностной организации человеческого опыта, к анализу современного художественного мировосприятия. Но, к сожалению, усиливается и влияние так называемой «антихудожественной информации» (феномен современной массовой культуры). Проблемой педагогической науки в начале ХХI в. является преобладание рационального над чувственным, что обедняет внутренний мир личности, негативно влияет на мировоззрение, эмоционально-чувственную сферу, процессы и ценностные ориентации. Отсутствие музыкально-художественного вкуса и потребности в общении с лучшими образцами музыкального искусства, увлечение значительной части молодежи низкопробной современной массовой музыкальной культурой говорит о низком уровне музыкальной культуры у молодежи. Тотальная коммерциализация музыкальной культуры обусловила искажение структуры спроса на музыкальную продукцию, на второстепенный план отходит классическая и народная музыка. Среди молодежи доминирует отношение к музыке как к развлечению. В связи с этим актуализируется проблема способности молодого человека ориентироваться в сфере эстетических ценностей жизни и культуры, и это требует особого внимания в исследованиях процессов художественного образования и эстетического воспитания средствами музыкального искусства.
5. Одной из главных профессиональных проблем музыкальной педагогики можно считать тот факт, что музыкальное образование утратило былую популярность и востребованность, передав свои позиции экономическим и юридическим специальностям. «Последнее десятилетие не только перевернуло все общественное устройство, но и отменило многие прежние приоритеты и ценности, – пишет профессор Российской академии музыки им. Гнесиных (РАМ), доктор искусствоведения Д. Кирнарская. – Образование и культура как таковые из числа этих ценностей выбыли, уступив место чисто прагматическим ориентирам» [4].
На портале moeobrazovanie.ru был проведен опрос, по итогам которого составлен рейтинг 300 наиболее престижных профессий [5]. Так, по мнению посетителей сайта в 2020 г., направление подготовки «Искусство» заняло 101 позицию и 35 % голосов опрошенных. Далее следует «История искусств» – 123 место, «Музыкальная режиссура» – 139, «Теория и история искусств» – 206, «Вокальное искусство» – 212, «Композиция» – 223, «Музыковедение» – 231, «Дирижирование» – 241.
Российский рынок труда, который значительно изменился за последние годы, вынуждает абитуриентов по-другому расставлять свои приоритеты в выборе профессии.
6. Существенные проблемы наблюдаются и с трудоустройством выпускников музыкальных факультетов университетов. Об этом свидетельствуют и сравнительные данные рисунка, на котором видно, что сфера искусства, к которой относится и музыка, не слишком востребована. Здесь трудоустроено чуть больше выпускников, чем занявшихся, например, риэлторством. Данные взяты с сайта «Информационно-аналитический центр IAC» [6].
Трудоустройство выпускников вузов
Авторы научной статьи «О проблемах трудоустройства выпускников музыкальных вузов (на примере Ростовской консерватории)» провели анкетирование, в результате чего было установлено, что 52,5 % опрошенных испытывают сложности с поиском работы [7].
В рамках этого же исследования на вопрос «Кем вы работаете (не по специальности)» 10 % выпускников назвали салон красоты, 10 % – профессию программиста, 10 % – кассира и 10 % – торгового представителя. Остальные 60 % заполнили графу «другое».
Без сомнения, трансформационные процессы, которые происходят в современной культуре, накладывают неизгладимый отпечаток на музыкальную педагогику, которая является большим пластом художественного образования.
Безусловно, большинство сугубо профессиональных проблем неразрывно связано с экономической и социокультурной ситуацией в стране. Как правило, устаревшая материально-техническая база большинства учебных заведений не позволяет в полной мере обеспечить учебный процесс современным оборудованием и трудоустроить всех выпускников.
Невостребованность и сложности с поиском работы стали главными причинами оттока выпускников из профессии. Решение этой проблемы мы видим в открытии инновационных направлений подготовки и специальностей, поскольку образовался целый комплекс новых профессий. Для примера можно воспользоваться опытом некоторых западных стран.
Так, американский университет Беркли для своих абитуриентов, которые хотели бы специализироваться в области музыки, предлагает ряд современных и актуальных профессий, таких как аранжировщик, звукорежиссер, звукооператор и другие. Кроме того, приобретаемое здесь музыкальное образование будущий специалист сможет применить в таких сферах, как компьютерные средства, звукосинтез, создание песенных хитов, организация гастролей. Иными словами, одним из главных принципов музыкального образования в университете является многоуровневая детализация профессиональной подготовки студентов, которая продиктована запросами времени и в первую очередь потребностью музыкального рынка страны.
Если рассматривать образование как способ эффективного самовоспитания, то необходимость новых подходов вызвана развитием современного рынка труда, который приобретает необычайную мобильность: мало кому удается работать на одном месте в течение многих лет и тем более заниматься всю жизнь одним делом. Век узкопрофильных специалистов прошел, сейчас время профессионалов, которые будут легко осваивать новые навыки, изменять привычки, ломать старые стереотипы [8, с. 85]. И что может подготовить человека к жизни в нашем «продвинутом» веке лучше, чем музыкальное образование.
7. Среди причин нынешней низкой востребованности музыкального образования можно считать и тот факт, что это одно из самых длительных образований. В музыкальную школу дети поступают в возрасте 5–6 лет, где, в зависимости от выбранной специализации, учатся от 6 до 8 лет. Затем следует поступление в музыкальное училище, обучение в котором длится 4 года. После окончания СПО выпускник имеет право заниматься исполнительской и преподавательской деятельностью, однако многие продолжают совершенствоваться дальше и поступают в консерватории. Срок обучения в учебном заведении высшего профессионального образования занимает 5–6 лет. После освоения полного курса все желающие могут продолжить обучение в аспирантуре. Таким образом, от момента поступления в музыкальную школу до окончания консерватории может пройти порядка 16 лет.
Выводы
Все перечисленные проблемы в современном музыкальном образовании, касающиеся профессиональной сферы, можно решить путем совершенствования учебно-педагогических программ, подготовкой специалистов широкого профиля, введения новых направлений подготовки, активной мотивацией студентов.
Такие факторы, как совершенствование звукозаписи, развитие компьютерных технологий и появление новых специализаций на рынке труда, неумолимо приближают кардинальные реформы в сфере музыкального образования, которые возможны только благодаря взаимодействию на всех уровнях интеграционных процессов в образовании: внутрипредметном, межпредметном и межсистемном.
Иными словами, одним из главных принципов музыкального образования сегодня должна стать многоуровневая детализация профессиональной подготовки студентов, которая продиктована запросами времени и в первую очередь потребностью музыкального рынка страны.
Профессионально-методическую и материально-техническую базу подготовки будущих музыкантов, учителей музыки и т.д. следует подтянуть в соответствии с требованиями стремительно развивающейся системы художественного образования.
Внедрение дистанционной формы обучения, активное использование компьютерных технологий, подготовка специалистов широкого профиля – все это стало важной частью и движущей силой в развитии музыкальной культуры на современном этапе. Эти трансформации вызвали необходимость в создании методических разработок и новых учебных программ, позволяющих изучить роль и место музыкальных компьютеров в учебном процессе [9, с. 194]. Внедрение инновационных технологий напрямую зависит от разработок специальных методик по данному направлению. Музыкальный компьютер для исполнителей, музыковедов и дирижеров может стать незаменимым помощником в будущем и поможет расширить их профессиональные горизонты.
Наряду с активным участием интеграционных процессов в музыкальном образовании считаем целесообразным разработать механизм прогнозирования и оценки развития карьеры и трудоустройства выпускников, что позволит отслеживать реальное состояние дел в этой области и оперативно реагировать на те или иные процессы.
Библиографическая ссылка
Гончарова В.С. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 8. – С. 138-143;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38187 (дата обращения: 21.11.2024).