Высшее профессиональное образование в любой стране постоянно ориентируется на происходящие изменения в развитии социальной ситуации общества. Трансформации экономические, технические, экологические и политические обуславливают концептуальные, содержательные и методико-технологические основания профессиональной подготовки будущих специалистов для любой сферы жизнедеятельности. В этом ракурсе образование будущих менеджеров находится в зоне особого внимания социологии, педагогики, психологии, других наук, находящихся на стыке отраслей человековедения, социальных ресурсов и управления ими, а также прогнозирования грядущих глобальных и частных изменений.
Цель исследования фокусировалась на изучении факторов влияния интерактивного обучения на профессиональную социализацию будущего менеджера в образовательном процессе вуза.
Материалы и методы исследования
Материалы статьи базируются на исследовании содержания и специфики факторов современного высшего образования экономического профиля на стадии модернизации и поиска путей обновления его форм и технологий, влияющих на профессиональную социализацию будущего менеджера.
Комплекс методов исследования включает теоретический анализ научных источников, эмпирические методы изучения практики педагогического опыта в работе преподавателей вуза, включая авторский научный поиск в использовании новационных технологий и кейс-методов в обучении студентов, при подготовке их к грядущим изменениям в мире профессий. Использованы контент-анализ, сравнение, обобщение результатов практико-ориентированной и методической деятельности со студентами в вузе в новых условиях.
Результаты исследования и их обсуждение
Профессиональная социализация студентов представляет собой процесс вхождения в общество и профессиональную среду, на основе знаний, навыков и умений, полученных в вузе. Это позволяет, с одной стороны, освоить уже имеющийся опыт и осознанно отбирать нужное знание в новых условиях проживания в мире профессионального взаимодействия. И, кроме этого, обучающимся важно реализовать активное включение в актуальную социальную среду, создавая требующиеся преобразования в системе социальных связей для дальнейшего прогресса в обществе и профессиональной деятельности [1].
Учитывая, что системе образования принадлежит ключевая роль в воспроизводстве и становлении человеческого капитала, в решении задач модернизации общества и экономики нашей страны, были произведены действия по реконструированию и модернизации отечественного высшего образования. В результате в последнее время появились нововведения, вследствие чего осуществлено сокращение вузов, внедрение их в экономику как органической ее части, оперативно реагирующей на актуальные изменения. Формирование федеральных университетов и национальных исследовательских университетов позволило получить им по статусу больше академических свобод и право на разработку и утверждение образовательных стандартов и программ. Осуществлено существенное продвижение российских вузов в мировых институциональных, предметных и отраслевых рейтингах.
Состояние социально-профессиональных сред (институтов, организаций, учреждений) и специфики их взаимодействия исследуются обучающимся индивидом, в целях эффективной интеграции в современный ему социум, на всех этапах профессионального образования. И при этом необходимо изучение знаний и информации не только в теоретическом плане, но и использование ее в конкретных условиях социальной практики. Исходя из этого, речь идет о внешних, объективных факторах социализации и внутренних, субъективных проявлениях личности студента [2].
Исследователи выделяют факторы макроуровня, включая систему высшего образования, качество подготовки, профессиональную культуру, престиж и востребованность профессии и специальности на рынке труда, уровень зарплаты. Существуют и факторы мезоуровня, которые интегрируют ориентацию на высшее образование, информационно-образовательную среду вуза, учебный процесс и внеаудиторную деятельность, социальные аспекты студенческой жизни.
Изучение мира ценностей современных студентов свидетельствует, что для них характерен достаточно высокий уровень субъективного контроля над принципиально важными ситуациями жизни. Обучающиеся считают, что большинство событий в жизни, – это результат их собственных действий, и они самостоятельно могут ими управлять. Добившись поставленных целей в жизни своими усилиями, они смогут успешно воплощать это и в будущем.
Среди основных ценностей, подтверждающих высокий уровнь социализации студенчества, респондентами названы активная деятельная жизнь, наличие верных хороших друзей, свобода и уверенность в себе, материальная обеспеченность, интересная работа, общественное признание, счастье других. В числе ценных личностных проявлений представители студенчества важным отметили независимость, жизнерадостность, образованность, ответственность и эффективность в делах, широту и смелость взглядов, высокие запросы и к себе, и к другим. Социализация, таким образом – это сложная многоуровневая и неоднородная структура, зависящая от многих значимых аспектов [3].
В рамках данной статьи остановимся на факте постоянного взаимодействия человека с последовательно трансформирующимся обществом. Социализация успешно происходит при освоении материальной и духовной сторон общечеловеческого наследия, общественных и личных отношений в той его реальной действительности, в которой студент находится.
Подчеркнем, что при этом обязательно необходимы активное участие в социально значимой деятельности, личностное освоение (переработка) и видоизменение социального опыта новым поколением. Для этого требуется самостоятельность в осознанном отборе полученных знаний, умене критически оценивать различные точки зрения, чтобы сформировать устойчивые убеждения, ценностные ориентации и установки. В свете этого происходит практическая преобразовательная деятельность, обеспечивающая успешную социализацию личности осознанно, а не стихийно [4].
Профессиональная социализация реализуется в профессиональной, трудовой деятельности человека с учетом всех мега-, мезо-, минифакторов, влияющих и на внешние обстоятельства образовательного процесса, и на внутренний мир студента.
С учетом этого аспекта в практике образовательного процесса, реализованного для студентов Оренбургского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, по различным специализациям и профилям: «менеджмент организации», «экономико-правовое обеспечение экономической безопасности», «экономика предприятий и организаций» – были целенаправленно использованы такие формы активного обучения, как кейс-методы. Именно такие технологии направлены не только на получение теоретических знаний будущей профессии, но и на активизацию в ходе обучения парадигмы продуктивного мышления и способностей к познавательной деятельности по переработке необходимого объема информации. Кроме того, интерактивность закладывает в личности будущего менеджера востребованные сегодня качества специалиста, обладающего профессиональной культурой поведения в различных ситуациях, владеющего способами действовать умело и эффективно в условиях кризиса и непредсказуемых ситуаций.
Кейс-технологии как элемент дидактической системы позволяли, наряду с традиционной методикой, активизировать у студентов творческие способности, навыки выполнения усложненных заданий в составе мини-групп, помогали овладевать структурным анализом возникших ситуаций, обеспечивали самостоятельное и творческое выстраивание алгоритмов принятия креативных решений. Это способствовало также развитию конструктивного технологического мышления, умения достаточно свободно ориентироваться в постоянно обновляющемся производстве. Особое значение кейс–технологии имели в формировании социально значимых качеств личности, отражающих успешность и плодотворность профессиональной деятельности, и социализации, базирующейся на личной инициативности и самостоятельности [5].
На практикумах или в рамках семинарских занятий использовались кейс-описания конкретной ситуации, отдельного случая в какой-либо сфере или отрасли: социальной, экономической, производственной. При этом обязательно подчеркивались проблема или противоречие, взятые из практики, с учетом реальных фактов. Для решения поставленных в кейсе задач требовалось проанализировать ситуацию и найти конструктивное решение. Будущие менеджеры исследовали оптимальность решений и действий в условиях кейса на разных этапах предлагаемого бизнес-процесса: при выборе продукта и его запуске в производство, обдумывании путей и способов его продажи, приемов рекламы и технологий привлечения покупателей, в конкурсном отборе поставщиков и партнеров.
При проведении опроса преподаватели, использующие приемы интерактивного обучения, отмечали преимущества кейс-методов по сравнению с традиционными способами обучения. Наиболее важными из них являлись: профессионально-практическая направленность (так как полученная теория успешно применялась к решению продуктивных профзадач). Студенты получали более широкое, нежели в академическом плане, понятие о бизнесе и технологических процессах, в сравнении с лекциями и даже узкоспециализированной практикой.
Важен также собственно интерактивный формат, эмоциональная вовлеченность участников, когда в итоге происходит более эффективное освоение изучаемого материала. В кейсах есть персонажи, герои, на место которых ставятся члены команды студентов, и каждый участник предлагает решать проблему по-своему. Это и обеспечивает овладение знанием, в ходе его создания и применения. Кроме того, совершенствуются конкретные навыки (soft skills), которые необходимы профессионалам достойного уровня.
В государственных документах об обновлении приоритетных задач системы образовании нашей страны, в Доктрине до 2025 года, отмечены наиболее значимые направления его обновления в рамках инновационного социально ориентированного развития России:
– создание и распространение структурных и технологических инноваций для подъема мобильности экономики;
– совершенствование механизмов системы дополнительного профессионального образования;
– популяризация творческой познавательной и образовательной деятельности среди талантливой молодежи;
– создание инфраструктуры для обучения и профпереподготовки специалистов с учетом современного и прогнозируемого уровня экономики;
– формирование своевременной оценки качества и результатов профессионального образования востребованных специалистов [6].
Актуализация дополнительных мер, усиливающих резервы профессионального образования, на наш взгляд, связана с очевидными тенденциями, отражающими необходимость постоянно и мобильно подкреплять имеющиеся знания специалистов в соответствии с динамично обновляющимися обстоятельствами профессиональной среды.
Так, анализ современных исследований выявляет необходимость изучать наиболее перспективные отрасли и профессии на ближайшие годы. В частности, на базе Центра образовательных разработок бизнес-школы «Сколково» проведена в жизнь очень важная идея. На сегодня проанализированы технологические, финансово-экономические и социальные изменения, планы и программы развития ведущих компаний и организаций страны. Потребовалось также сформировать отраслевые «технические карты будущего», отражающие ключевые роли тех специалистов, которые будут способны успешно такие планы и проекты воплощать и развивать.
Создан электронный специализированный альманах, атлас новых профессий, помогающий понять, профессии в каких отраслях будут эффективно и активно развиваться, какие потребуются для этого новые технологии, актуальные продукты, мобильные практики и техники управления, и, следовательно, каких специалистов неизменно потребуют новые условия труда и современные работодатели. Подобный классификатор профессий призван показать и масштаб проблемы, и новационные подходы к её решению. Он очень важен в профориентационной деятельности и социализации молодежи, обеспечивает профилактику рисков перенасыщенности ненужными и устаревающими специальностями и профессиями в экономике. С таких позиций задаются также особые механизмы для ввода в эксплуатацию совершенно новых профессий для экономической, социальной и других сфер, с уникальными компетенциями специальностей, которые находятся на стыке различных отраслей [7].
Для стимулирования познавательного интереса будущих менеджеров к проблеме мобильности в рамках обновленных профессий, специализаций и профилей деятельности и были использованы кейс-технологии.
Исследователи и практикующие педагоги подчеркивают, что решение кейсов включает несколько, казалось бы, простых шагов:
– изучение предложенной в кейсе ситуации, обстоятельств;
– эффективный и мобильный сбор и анализ важной недостающей информации;
– обширное обсуждение множества возможных вариантов возникновения препятствий и решения проблемы;
– выработка и выбор наилучшего из предлагаемых решений.
Обыкновенно кейс не содержит очевидно правильного ответа. Студенты должны были выбрать оптимальное решение для реальной ситуации или предложить варианты нескольких эффективных предложений для различных обстоятельств. Возникали при решении кейсов и трудности, столь необходимые для тренировки умственных усилий обучающихся.
Иногда вводные данные кейса противоречат друг другу или систематически меняются. Так имитируются жизненные ситуации, в которых реальные факты могут представлять собой настоящие проблемы, угрозы и риски для выполнения верных действий в конкретных рамках производственной задачи. Еще одним немаловажным фактором является то, что кейсы решаются в условиях определенного, ограниченного периода времени. В ходе реального бизнеса тоже ведь редко можно выяснить своевременно все детали происходящего, чтобы представить со всех сторон полную картину грядущих событий.
В случае использования кейс-технологий был востребован уже имеющийся практический опыт обучаемых, стимулировались их способности грамотно формулировать и высказывать свои мысли, суждения, предложения, умение критически выслушать альтернативную позицию, аргументированно изложить собственную. В качестве формы интерактивного обучения кейс-метод завоевывал позитивное отношение студентов, так как позволял проявить рефлективность, объективность самооценки своих знаний и уровня их практического применения в социальной практике.
Решение проблем в реальной жизни, поиск их рационального решения выступали несомненным залогом социализации не на словах, а на деле. Студенты получали информацию для обсуждения о конкретных обстоятельствах и времени происходящих событий действительности, сами становились живыми участниками смоделированной на занятии ситуации, осуществляя системный анализ проблемы, требующей срочного вмешательства и обоснованного управленческого решения для дальнейших успешных действий [8].
Для студентов экономических профилей подобная деятельность являлась существенной подсказкой того, как следует тщательно планировать свою карьерную траекторию и реализовать этапы социализации. Для вузов и предприятий это возможность организовать сотрудничество при разработке специальных образовательных программ по подготовке широко востребованных квалифицированных специалистов нового времени.
При обращении к материалам о профессиях будущего выявлено и в ходе обучения учитывалось, что в первых вариантах представленного в Атласе медиаматериала к разработке было привлечено более 2,5 тысяч отечественных и иностранных экспертов, охарактеризовано 19 отраслей с прогнозом для нескольких десятков профессий по каждой из них. Так, предполагается, что в начале 2020 года и после в быстрорастущих отраслях экономики исчезнут 57 старых профессий и возникнут 186 совершенно новых. Студенты уже являются свидетелями появления таких специализаций, как медиатор социальных конфликтов, или тайм-менеджер, и сами называют другие возникающие новинки в мире профессий.
В сфере менеджмента, например, ожидаются непривычные (и по названию, и по содержанию) специальности: тайм-брокера, экоаудитора, трендвотчер-форсайтера, координатора производства распределенных обществ, корпоративного антрополога, менеджера по кросскультурной коммуникации и менеджера портфеля корпоративных венчурных фондов. Такие профессии порождены развитием социальных, экономических и технологических процессов, определяющих сегодня комплекс изменений в окружающем мире [9].
Менеджмент не выступает в экономике отдельной сферой, но специалисты по управлению представлены в любых ее отраслях. Многие специальности менеджмента характеризуются как надотраслевые, когда специалисты легко работают в любом секторе. При усложнении в будущем производственных и социальных процессов рост потребности в профессионалах с социально-организационными и технологическими компетенциями неизбежен.
Так как произведена автоматизация решений, будут осуществлен поиск механизмов и технологий распределенного управления. Координация рассредоточенных команд мобильных экспертов и специалистов для конкретных программ и проектов, работающих удаленно или с частичной занятостью, потребует постоянного анализа тенденций и результатов. Кроме того, в мире уже есть крупные фирмы и корпорации, работающие без администраций и начальников. Фирмы предоставляют сотрудникам больше свободы и выбора в принятии решений.
Становятся востребованными универсальные навыки и умения, важные для повышения мобильности, адаптированности и конкурентоспособности будущих специалистов. Это такие компетенции, как системное мышление, программирование, межотраслевая коммуникация, мультикультурность и мультиязычность, управление проектами и персоналом, клиентоориентированность, бережное производство и экологическое мышление, а также навыки художественного творчества [9].
Быстрый рост востребованности новаций в среднесрочной и долгосрочной перспективах задает также наиболее актуальные параметры надпрофессиональных навыков и умений:
– умение управлять новыми уникальными проектами и процессами;
– мультиязычность (знание и владение сразу несколькими языками, понимание национального и кросскультурного контекста при взаимодействии с партнерами всего мира);
– умение работать успешно и продуктивно с коллективами, группами и отдельными людьми.
Выводы
Таким образом, интерактивное обучение существенно влияет на развитие личностных и профессиональных качеств обучающихся в условиях, обеспечивая социализирующее образовательное пространство в вузе с учетом всех реалий современности. Именно в таком случае в комплексе реализуется интеграция духовного, культурного, социального и матерально–экономического развития отдельных граждан и всей нации в целом.
Основными факторами, влияющими на успешность профессиональной социализации студентов в рамках высшего образования, выступали:
– опора на прогнозирование изменений в мире профессий и трансформацию содержания специальностей;
– возможность использовать информационно–коммуникативные и компьютерные ресурсы для отработки различных действий будущего профессионала в активном режиме;
– моделирование процессов и систем на высокоэффективном уровне, с привлечением обучающихся к исследованию пошаговых решений и действий на предложенных образцах;
– использование интерактивных технологий и форм дидактики, благоприятно влияющих на мотивацию студентов, облегчающих доступность восприятия изучаемого материала.
Распространение интерактивных методов и кейс-технологий побуждали преподавателей использовать также брейнсторминги (мозговые атаки), ситуационные анализы, ролевые и деловые игры, мастер-классы, тренинги, майндкарты и интерактивные конференции. Обязательно учитывались потребности и интересы каждого участника, значительно увеличивалась активность участников, улучшалась визуализация процесса обучения. Образовательный процесс обогащался за счет предоставления социально направленной, актуальной, жизненно востребованной для студентов информации.
Достигался столь необходимый баланс, зачастую нарушаемый в традиционном обучении, между теорией, оторванной от жизни, и практическими навыками, за счет проверки их в личном опыте студента, в рамках ситуаций, соответствующих задачам современного социума.
Библиографическая ссылка
Радошнова И.Л. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЕНЕДЖЕРА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 7. – С. 202-207;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38160 (дата обращения: 21.11.2024).